Выявление и развитие одарённых учащихся через исследовательскую деятельность
статья по химии по теме

В данной статье рассматривается возможность выявления одарённости у учащихся, занимающихся учебными исследованиями в школьном научном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_eremenko.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Еременко Е. Б.

МБОУЛ «ВУВК им. А. П. Киселева», Россия, г. Воронеж

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Главные задачи современной школы –

раскрытие способностей каждого ученика,

воспитание порядочного и патриотичного человека…»

Национальная образовательная инициатива

«Наша новая школа»

            Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственно исследовательская деятельность – один из самых эффективных. Учащемуся гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному (проводя собственные исследования, ставя эксперименты), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде».

            Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, но особенно характерна она для одарённых детей. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы одарённости. Задачи учителя выявить одарённых детей, а также, помочь учащимся в проведении учебных исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения.

            В современной педагогике, по степени самостоятельности учащегося, выделяют три уровня реализации исследовательского обучения:

1 уровень – когда учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти учащемуся.

2 уровень – учитель ставит проблему, но уже метод её решения учащийся ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

3 уровень – постановка проблемы, поиск  методов её исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.

              Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. На всех этапах работы над учебным проектом учитель должен иметь в виду, что главный из ожидаемых результатов – это развитие творческих способностей учащихся, приобретение им новых знаний, умений и навыков.

            Используя в своей педагогической практике методику исследовательского обучения, учитель должен придерживаться следующих правил:

  1. подходить к проведению такой работы творчески,
  2. не сдерживать инициативы учащихся,
  3. поощрять самостоятельность, избегать прямых инструкций, учить детей действовать независимо,
  4. не делать за ребёнка то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно,
  5. не спешить с вынесением оценочных суждений,
  6. обратить внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:

а) учить прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

б) стараться формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

в) стараться обучать ребёнка умениям анализировать, синтезировать, классифицировать информацию.

          Таким образом, исследовательский метод обучения позволяет осуществлять в обучении максимальную самостоятельность и творческую активность учащихся. Исследовательское обучение, разумеется, не создаёт новых объективных научных данных, но моделирует научный поиск и приводит к субъективно новым научным знаниям у обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой одаренности через исследовательскую деятельность учащихся.

Данная статья содержит описание опыта работы автора как учителя биологии по решению проблемы развития детской одаренности через использование исследовательских технологий и кружковую работу, мат...

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Работа посящена изучению организации урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность ...

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

          . Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихс...

Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики

В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей  через исследовательскую деятельность на уроках физики....

Развитие критичного мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания

Материал посвящен формам построения  урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность....

Развитие критичного мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания

Материал посвящен    организации уроков физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность....

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В данной работе представлен опыт работы по использованию технологий проектной деятельности на уроках английского языка в средней и старшей школе и развитие через них способностей учащихся...