Викторина по химии на тему "Оксиды"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Лисенкова Нина Ивановна

Краткое обобщающее повторение по теме "Оксиды" в 8 классе. Рассматриваеся классификация, многообразие, свойства и применение оксидов с демонстрацией слайдов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное образовательное учреждение                                      Перевозского муниципального района                                                                      Нижегородской области                                                                                                       «Средняя общеобразовательная школа г.Перевоза»

Викторина по химии                                                                                                                            для обучающихся 8 класса

Оксиды

                                           Автор:

                                                                               Лисенкова Нина Ивановна

                                                                                учитель биологии и химии

                                                                           МБОУ СОШ г.Перевоза

г.Перевоз

2013

Цель: Обучающие: 

Дать понятие об оксидах и летучих водородных    

соединениях.

Продолжить формирование умения  записывать формулы оксидов по с. о. и, наоборот, определять с. о. по формуле;

Закрепить на оксидах знание химической  номенклатуры для бинарных соединений;

Раскрыть связь между химическими знаниями и  повседневной жизнью человека.

Развивающие: 

Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над причинами его изменения;

Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.

Воспитательные:  

Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.

Планируемые результаты (учащиеся должны):

знать определение оксидов, способы их получения, иметь представление о процессе окисления;

уметь составлять формулы оксидов, летучих водородных соединений, называть их;

уметь выделять признаки, на основании которых производится классификация оксидов и водородных соединений.

  • повторить и обобщить материал о составе веществ, относящихся к оксидам;
  • закрепить знания обучающихся составлять формулы и давать названия веществам;
  • выяснить практическое значение оксидов в природе и жизни человека.

 

Оборудование: таблица химических элементов Д.И. Менделеева; компьютер,мультимедийный  проектор, интерактивная доска.

Ход занятия:

Здравствуйте! Сегодня мы с вами окунемся в мир неорганических веществ под названием «оксиды»,  проведем небольшое обобщающее повторение по данной теме. А для этого я приглашаю вас принять активное участие в викторине.

Слайд №1

Викторина « Оксиды»

Каждый может продемонстрировать свои знания, за каждый правильный ответ вы получаете жетон. По окончании викторины будут подведены итоги и количество набранных жетонов определят ваши оценки. Итак, мы начинаем!

Слайд№2

Вопрос:  Что называют оксидами?

Ответ: Оксиды – бинарные соединения элементов с кислородом (кроме соединений фтора). Степень окисления кислорода в оксидах равна – II.

Слайд №3

 Вопрос: Какова классификация оксидов?

Ответ: Оксиды делятся на три группы: основные, кислотные и амфотерные.

Слайд №4  

Вопрос:  Чтобы назвать оксид необходимо…

Ответ: 1. произнести слово «оксид»,

2. дать русское название элементу,   который образовал оксид,

3. если оксид образован неметаллом или элементом побочной подгруппы, то в скобках римской цифрой указать его валентность (она = степени окисления элемента.)

Пример: SiO2 – оксид кремния (IV)

 Слайд №5

 Вопрос:  Как составить структурную формулу оксида?

  1. Ответ: Составление формулы начинать с элемента, атомов которого больше в соединении;
  2.  атомы кислорода в оксидах между собой связей не образуют;
  3.  число химических связей, которые может образовать элемент равно его степени окисления по значению. Химическая связь обозначается «-»
  4.  так как кислород в оксидах всегда имеет степень окисления «-2», то  от  его атома должно отходить две черточки «= »

Слайд №6

Вопрос: Составьте формулы названных в тексте оксидов.

 В земной коре-литосфере находятся оксид алюминия  (глина), оксид кремния (lV)  (песок), оксид железа (lll)  (содержится в красном железняке)

Ответ: Al2O3  -  оксид алюминия  (глина),

SiO2 -  оксид кремния (lV)  (песок),

Fe2O3 -  оксид железа (lll)  (содержится в красном железняке)

Слайд №7

Вопрос:  Составьте формулы названных в тексте оксидов.

 Водная оболочка Земли - гидросфера -    это оксид водорода (вода)

 В воздухе есть оксид углерода (lV)  (углекислый газ).

Ответ: Н2О - оксид водорода (вода),       СО2 -  оксид углерода (lV)  (углекислый газ).

Слайд №8

Вопрос:  Составьте формулы названных в тексте оксидов.

 В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (ll)(угарный газ),

оксид серы (lV) (сернистый газ), оксид азота (l) и оксид азота (lV) .

Ответ:

CO - оксид углерода (ll) (угарный газ)

SO2 -  оксид серы (lV) (сернистый газ),

N2O - оксид азота (l)    

 NO2 – ОКСИД АЗОТА (lV)

Слайд №9

Вопрос: Вычислите массу оксида кальция  количеством 0,5 моль.

Ответ: m (CaO)= 28 г.

Слайд №10

Вопрос: Вычислить количество атомов натрия в 0,2 моль оксида натрия

Ответ: n(Na)= 2,408 атомов

Слайд №11

Вопрос:    Из перечня веществ выберите оксиды

CuO, Cu(OH)2, HNO3, NO, OF2, H2O, NaOH

Ответ: CuO, NO, H2O

Слайд №12

Вопрос:  Как называется оксид (газ), необходимый для фотосинтеза?

Ответ: СО2 – оксид углерода (ll) (углекислый газ)                                                                      Растения благодаря фотосинтезу усваивают углекислый газ из атмосферы, превращая минеральные вещества в органические — глюкозу, крахмал.

Слайд №13

Вопрос: Каждому кислотному оксиду соответствует определенная кислота?

СО2  →

2   →  

3  →  

N2О5  →  

P2О5  →  

Ответ:

 СО2  →  Н2СО3 

2   →  H23 

3  →  Н24 

N2О5  →  HNO3 

P2О5  →  H3PO4

Слайд №14

Вопрос:  Каждому основному оксиду соответствует  определённое основание?

Na2O        →        

CaO        →        

Al2O3        →        

FeO        →        

Fe2O3        →

Ответ:

 Na2O    →        NaOH

CaO          → Ca(OH)2 

Al2O3    →        Al(OH)3 

FeO          →        Fe(OH)2 

Fe2O3     →        Fe(OH)3 

Слайд №15

Вопрос: Самый распространенный оксид на планете -?

Ответ:  Н2O – вода

Слайд №16

Вопрос: Каковы запасы воды в природе? Сколько из этого запаса приходится на долю пресной воды, в том числе доступной?

Ответ: Запасы воды на Земле составляют 1млн.359тыс. м3. На долю пресной воды приходится 2,8%, причем 2,2% из них недоступны людям. Это - ледяной щит Северного Ледовитого океана, Гренландии, Антарктиды.

Слайд №17

Меня дает огонь в печи

И пламя маленькой свечи.

И стоит только сделать вдох,

Чтоб я на свет явиться мог.

Я в газированной воде,

Я в хлебе, дыме, я везде!

Вопрос:  О каком оксиде идёт речь?

Ответ: CO2 –  оксид углерода (lV), углекислый газ

Слайд №18

Вопрос: Какой оксид входит в состав горного хрусталя?

Ответ: SiO2 –  оксид кремния (lV)

Кварц, кремень, горный хрусталь, аметист, яшма, опал — все это оксид кремния  (IV).

Слайд №19

Вопрос: Это вещество белого цвета, идет для изготовления белой масляной краски (белил).          О каком оксиде идет речь?

Ответ: ZnO – оксид цинка

Слайд №20

Вопрос:  Этот оксид используют как пигмент при изготовлении декоративного зеленого стекла и керамики. О каком оксиде идёт речь?

Ответ:  Cr2O3 – оксид хрома (lll) 

Слайд №21

Молодцы!

Подведение итогов. Оценивание ответов обучающихся  производится от количества набранных жетонов.

Приложение Презентация:  Викторина «Оксиды» 

Источники информации:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2011.
  2. Еремина Е.А., Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. Химия. Краткий справочник школьника: 8-11кл. М.:Дрофа,1997.
  3. Кварц, чистый кварц – оксид кремния. http://chegepe33.narod.ru/mineral_metal/10.htm
  4. Кока-кола. Пузырьки углекислого газа в газированной воде. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/182471
  5. Применение углекислого газа.
    http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/5/510666fb-5846-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm
  6. Вода http://ru.wikipedia.org/wiki/Вода
  7. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Вещества и их превращения. ЗАО “Просвещение – МЕДИА”, 2005 ЗАО “Новый Диск”, 2005.
  8. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD&stype=image
  9. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B0%D0%BF%D1%84%D0%B8%D1%80&stype=image
  10. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4+%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&stype=image

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и ответы викторины по химии для 9 - 11 классов.

Можно использовать при проведении предметной недели....

Вопросы и ответы викторины по химии для 8 класса.

Викторина по химии для 8 класса по теме:  «Д. И. Менделеев и М. В. Ломоносов – великие ученые». Можно использовать при проведении предметной недели....

викторина по химии

Небольшая викторина с ответами для комплексного интеллектуального марафона по всем предметам в школе...

Викторина по химии "Домашняя химическая лаборатория"

Использование химии в быту, химия в повседневной жизни человека...

Викторина по химии "Металлы"

Занимательные вопросы с ответами о металлах и их соединениях могут пригодиться во внеклассной деятельности...

Викторина "Занимательная химия"

Можно использовать во всех классах во внеурочной деятельности....

Викторина по химии "Знаете ли вы химию?"

Данную разработку можно отнести к занимательным материалам по предмету....