Женские имена в летописи химии
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме

Каналиева Марфуга Максутовна

Существовавшая вплоть до ХIXв. гендерная асимметрия в сфере образования и науки, как известно, неизбежно вела к профессиональной дискриминации женщин, не позволяла им реализовываться в ряде профессий, в том числе, в химии. Но уже во второй половине ХIХ в. в мировом сообществе наступает перелом в осознании обществом роли женщины в нем. В России, в частности, с 1870 -х годов.г.г, используя различные пути, женщины смогли начать профессионально реализовываться в химической науке и образовании. После революции 1917г. было провозглашено равенство мужчин и женщин в доступе к образованию, в результате чего уже в 1920-х г.г доля женщин в высших учебных заведениях составила около 30% от общего числа студентов и в дальнейшем продолжала расти. Женщины получили право выступать с университетских кафедр, входить в управленческие структуры науки и высшего образования. Женщинам - химикам, их вкладу в развитие химического образования и науки посвящается данная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhenskie_imena_v_letopisi_himii.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Женские имена в летописи химии

Слайд 2

ВОПРОСЫ проекта: Основополагающий вопрос Ученый - химик: профессия для женщин? Проблемный вопрос Какие научные проблемы химии могли бы заинтересовать женщин в начале прошлого столетия? Учебные вопросы 1.Основные этапы развития химии? 2.Вклад женщин – химиков в развитие химии? 3.Исследования женщин – химиков до революции 1917г.? 4.За какой вклад в науку женщина была удостоена Нобелевской премии? 5.Кто из женщин был Нобелевским лауреатом?

Слайд 3

Девиз : « У образования горькие корни, но сладкие плоды». Аристотель

Слайд 4

Самые древние свидетельства того, что женщины интересовались химией, датированы Х III в. д о н.э . Некая Таппути Белатекаллим , как сообщают глиняные клинописные таблички, была в те времена в Вавилоне кем – то вроде главного химика – технолога по производству духов.

Слайд 5

Наибольшей известности среди женщин в период средней и поздней античости достигла Мария Иудейская ( Александрийская). О Марии известно из трудов Зосимы из Панополиса , жившего на рубеже III – IV вв.н.э. Зосима постоянно цитирует Марию, ссылаясь на нее, как на искусного алхимика. Книги Зосимы свидетельствуют, что Мария изобрела или усовершенствовала все сколько – нибудь существенное лабораторное алхимическое оборудование. Впервые использовала различные типы печей, устройства для нагревания и дистилляции .

Слайд 6

Пытаясь превратить неблагородные металлы в золото, она получила ряд сплавов меди, свинца, ртути. Даже в наше время полученный Марией свинцово – медный сульфид, широко используемый художниками пигмент, называют «Черная мэри ». Изобретенную ею водяную баню – Bain Marie .

Слайд 7

Женщина – алхимик Клеопатра. Написала трактат о весах и измерениях.

Слайд 8

К середине Х в. наука в Европе пошла на подъем. Главным центром женского образования стали монастыри. Настоятельница одного из монастырей в Германии – Хильдегарда Бингинская . Она составила естественнонаучную энциклопедию с описанием различных видов животных, растений, минералов, составила карту Вселенной.

Слайд 9

Большинство женщин –ученых в средние века были врачами. В Европе свирепствовала инквизиция. ВХ VII в. Было обвинено в колдовстве и сожжено на кострах не менее 40тыс.женщин. Многие выдающиеся женщины – ученые попали в их число.

Слайд 10

Первая женщина –химик в современной науке англичанка Элизабет Фулхэм . С 1780г. С целью имитации золотого и серебряного шитья она стала проводить исследования осаждения золота и серебра на шелковых тканях. Результаты работы изложила в книге «Рассуждения о горении». Ученые мужи признали ее заслуги: « Миссис Фулхэм настолько смело заявила о себе в химии, что мы больше не вправе отказывать женщинам в привилегии участия в этой науке».

Слайд 11

Вторая известная английская женщина – химик – Джейн Марсе (урожденная Холдиманд ). Автор популярного учебника первой половины XIX в. «Беседы о химии». Известно, что именно чтение «Бесед о химии» пробудило интерес к этой науке у знаменитого английского ученого Майкла Фарадея.

Слайд 12

Первая русская женщина – химик Анна Федоровна Волкова. В 1870г. Волкова опубликовала статью, в которой описала получение в чистом виде ортотолуолсульфокислоты , ее хлорангидрида и амина, ставших в последствии основой для производства сахарина. Исходя из сульфокислот, она также впервые получила пара – трикрезолфосфат , используемый для производства пластмасс. В 1870г. А.Ф.Волкова первой из женщин была принята в члены Русского химического общества.

Слайд 13

Первая женщина России, получившая диплом доктора наук по химии Юлия Всеволодовна Лермонтова. Осенью 1869г. Ю.В.Лермонтова приехала в Гейдельберг и начала работать в лаборатории Р.Бунзена. Здесь выполнила первое научное исследование – разделение металлов платиновой группы. В 1872г. Опубликовала статью « О составе дифенила». В 1874г. В Геттингенском университете защитила докторскую диссертацию: «К изучению метиленовых соединений».

Слайд 14

Мария Михайловна Коркунова первый ученый, экспериментально разрешившая знаменитый спор между сторонниками биологической (Пастер) и химической (Либих) теориями природы спиртового брожения. (1843- 1903). На основании серии экспериментов, проведенных Манассеиной в лаборатории профессора Вайснера в Вене, она сделала вывод: «Живые клетки не обязательны для спиртового брожения». Она писала: « Спиртовое брожение есть простейший химический процесс, а не физиологический акт, как казалось бы, доказал Пастер».

Слайд 15

Женщина – химик дореволюционной России, достигшая ученой степени доктора Вера Евстафьевна Богдановская ( 1867 – 1896). В 1892г. В Женеве защитила докторскую диссертацию, посвященную изучению дибензилкетона . По возвращении в Россию она занималась педагогической деятельностью и написала «Начальный учебник химии». Была мечта получить фосфорный аналог синильной кислоты. 25 апреля 1896г. Во время попытки получения этого вещества отравилась фосфористым водородом и умерла.

Слайд 16

Евдокия Александровна Фомина – Жуковская (1860- 1894). Е.А. Фомина – Жуковская ученую степень доктора также получила в Швейцарии. В Москве сначала работала у В.В.Марковникова , затем помогала Н.Д.Зелинскому в исследовании тиофена. К сожалению, жизнь талантливой исследовательницы оборвалась в 34года.

Слайд 17

На рубеже XIX и XX вв. на научном небосклоне яркой звездой вспыхнуло имя Марии Склодовской – Кюри (1867 – 1934). Первые открытия с мужем П.Кюри (полоний и радий). 1910г. Получила вместе с А.Дебьерном металлический радий. В 1914г. по ее инициативе был построен Институт радия. Дважды удостоена Нобелевской премии (в 1903г. По физике и в 1911г. По химии). В ее честь названы единица радиоактивности, метод лечения(кюритерапия, химический элемент №96.

Слайд 18

Лизе Мейтнер (1878- 1968) Открыла совместно с О.Ганом в 1917г. протактиний.

Слайд 19

Ида Ноддак (1896 – 1978) Ида Ноддак вместе с мужем открыла рений в (1925г). Р аботала химиком в концерне "Сименс" в Берлине . В 1935-1941 гг. – в Институте физической химии Фрейбургского университета. в 1941-1956 гг. – в Страсбургском университете. с 1956 г. – в Государственном исследовательском институте геохимии в Бамберге .

Слайд 20

Маргарита Перей (1909- 1975) В 1939г. посчастливилось открыть франций . . С 1929 г. работала в Институте радия в Париже, с 1949 г. – профессор Страсбургского университета, с 1958 г. – директор отдела ядерной химии Центра ядерных исследований в Страсбурге.

Слайд 21

Третий лауреат Нобелевской премии по химии – англичанка Дороти Кроуфут – Ходжкин родилась в 1910. Получила Нобелевскую премию в 1964г. За определение строения веществ, имеющих биологическое значение- ( витамин В-12, пенициллин и др ), с помощью рентгеноструктурного анализа.

Слайд 22

Ирина Петровна Белецкая член - корреспондент АН СССР И.П. Белецкая избрана в 1991 году действительным членом Российской Академии наук; член-корреспондент АН СССР с 1974 года. В 1960-1966 годах установила закономерности реакций электрофильного и радикального замещения у насыщенного атома углерода; изучила кинетику и механизм реакций симметризации ртутьорганических соединений. Осуществила фундаментальные исследования в области химии карбанионов , амбидентных ионов и их ионных пар.

Слайд 23

Римма Порфирьевна Евстигнеева член – корреспондент АН СССР Под ее руководством были созданы новые технологии производства витамина Е, впервые поставлено в Советском Союзе производство витамина K3, созданы и внедрены технологии получения новых лекарственных препаратов: арахидена и биополиена , разработан микробиологический синтез арахидоновой кислоты, реализовано промышленное производство совмещенной схемы получения цитохрома С и кардиолипина .

Слайд 24

Александра Васильевна Новоселова Единственная женщина академик в области химии, Герой Соц. Труда, лауреат Государственных премий, профессор кафедры неорганической химии, основатель проблемной лаборатории химии и физики полупроводников и ее заведующая в течение 25 лет.

Слайд 25

Рахиль Хацкелевна Фрейдлин Разработанный Фрейдлиной с сотрудниками способ синтеза w-гидроксикислот С13–С17 (1960) нашел широкое применение для производства макроциклических лактонов – ценнейших душистых веществ, необходимых в парфюмерии. За работы, осуществленные во время войны и имевшие большое оборонное значение, Фрейдлина была награждена орденами Красной Звезды и Боевого Красного Знамени. Это редкий случай в нашей стране, когда гражданскому человеку, женщине, присуждены боевые ордена. Награждена также орденом Трудового Красного Знамени и другими наградами.

Слайд 26

Марианна Манаго Родилась М.Манаго в 1921г. В Петрограде. Президент Французской академии наук, биохимик. В 50-х годах вместе с Северо Очоа обнаружила бактериальный фермент, осуществляющий безматричный синтез молекул РНК, использование которого помогло расшифровать генетический код.

Слайд 27

Выводы: Мы очень рады, что в современном мире меняется роль женщины в обществе, исчезла определенная дискриминация в выдвижении их на руководящие посты. Женщины могут проявлять себя более ярко, чем это было до сих пор.

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольный конкурс "Чудесные женские имена"

В нашей школе мы проводим ежегодно этот конкурс 30 сентября....

Интегрированный урок по литературе и истории для 6 класса «Русские летописи. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях».

Данная разработка продолжит знакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказания о белгородском киселе».«Повесть временных лет» была о...

Презентация интегрированного урока литературы и истории в 6 кл на тему: "Русские летописи."Повесть временных лет". "Сказание о белгородском киселе". Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях".

Представленный материал позволяет осуществить знакомство учащихся с древнерусской литературой, её самобытностью и патриотической направленностью на примере "Сказания о белгородском киселе"....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе Имена существительные Женского рода

Тип урока: урок введения новых знанийТехнология: системно-деятельностный метод обучения, проблемно-диалогическое, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.Цели и задачи:Знать: об именах суще...

Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода.

Поурочный план открытого урока по русскому языку.  Учитель Халиуллина Р.Х. Класс:  6-а   Тема урока: Имена прилагательные женского рода....

урок русского языка в 5 классе "Имена существительные женского рода"

Тема урока: Имена существительные Женского родаКласс: 5 классТип урока: урок введения новых знанийТехнология: системно-деятельностный метод обучения, проблемно-диалогическое, информационно-коммуникати...