Педагогическая мастерская
учебно-методический материал по химии (10 класс) на тему

Бирюкова Елена Анатольевна

Аминокислоты: строение, свойства, получение, применение

Кислород - основа жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по химии

«Аминокислоты: строение, свойства, получение,

применение»

Разработала:

Бирюкова Елена Анатольевна

Цели урока:

  1. Обучающая: предполагается, что к концу урока учащиеся будут                      

знать  определение аминокислот, общую формулу альфа-аминокислот, их строение, свойства, получение из белковых веществ, применение;                                                                                                                        

уметь называть простейшие аминокислоты по структурным формулам, пептидную связь,  различать молекулярные и структурные формулы аминокислот среди формул веществ других классов, характеризовать строение молекулы аминоуксусной кислоты, её физические свойства, составлять уравнения химических реакций, отражающих химические свойства аминоуксусной кислоты, объяснять причины проявления амфотерных свойств аминокислотами, процесс образования пептидной связи, взаимосвязь между строением и химическими свойствами аминокислот.

  1. Развивающая: развивать у учащихся исследовательские навыки, умение наблюдать, выделять главное, анализировать, сравнивать, сопоставлять; формировать высокий уровень мыслительной деятельности, научить использовать в решении повседневных задач различные мыслительные приемы.
  2. Воспитывающая: показать диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность химических фактов. Довести до учащихся мысль о том, что опровергаются только теории, факты опровергнуть нельзя. С помощью межпредметных связей способствовать формированию картины мира.

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Эксперимент

Демонстрация: доказательства наличия аминогруппы и карбоксильной группы в молекулах аминокислот

Оборудование для проведения урока: презентация к уроку, компьютер, мультимедийный проектор, экран; шаростержневая модель молекулы аминоуксусной кислоты.

Реактивы: раствор аминоуксусной кислоты, раствор гидроксида натрия NaOH и соляная кислота.

Ход урока

1. Организационный этап

Учитель знакомит учащихся с темой, её основными  вопросами, целей урока, порядком и планом работы. Учащиеся записывают тему и план изучения материала в конспект.

На предыдущих уроках мы с вами изучили состав, строение и свойства аминов. Сегодня мы расширим наши знания об азотсодержащих органических соединениях на примере аминокислот, их разнообразии, проведем ряд опытов, подтверждающих их свойства, обсудим получение аминокислот из белковых веществ, их применение.  

2. Актуализация знаний

        Перед тем, как узнавать новое, мы должны вспомнить и обобщить ранее изученный материал. Для этого выполним небольшую самостоятельную работу.

Самостоятельная работа по теме «Амины»

1. Какие из приведенных веществ относятся к аминам?

2. Напишите уравнение реакций этиламина с: а) водой; б) бромоводородной кислотой.  Дайте названия продуктам реакций.

3. Какой объем кислорода (н.у.) потребуется для полного окисления 10 моль метиламина, массовая доля примесей в котором составляет 5%.

3. Изучение новой темы

      Задача учителя сводится к организации усвоения  учениками основополагающих знаний.

      Объяснение нового материала базируется на уже имеющихся у учащихся знаниях о гомологии, изомерии, номенклатуре органических веществ, о химических свойствах  аминов и кислот.                  

     Аминокислотами называются соединения, содержащие в молекуле амино- и карбоксильную группы. В зависимости от взаимного положения групп различают альфа-, бетта- и гамма-аминокислоты.

    Физических свойствах аминокислот: подобно обычным неорганическим солям, аминокислоты представляют собой кристаллические вещества, растворимые в воде и мало растворимые в органических растворителях. Они плавятся при высоких температурах и обычно при этом разлагаются. Переходить в парообразное состояние они не способны.

    Химические свойства аминокислот в первом приближении являются суммой свойств имеющихся в их составе функций. Одновременное присутствие в молекуле аминокислоты кислотной и основной групп приводит к внутримолекулярной нейтрализации.  Своеобразие аминокислот определяется, прежде всего, тем, что в них имеются две функции противоположного химического характера – аминогруппа со свойствами основания и карбоксильная группа со свойствами кислоты.

Аминокислоты являются амфотерными соединениями:

1. H2N–CH2–COOH + HCl  Cl [H3N–CH2–COOH]

2. H2N–CH2–COOH + NaOH  H2N–CH2–COONa

Реакции по карбоксильной группе 

H2NCH2COOH + NaOH  H2NCH2COONa + H2O

2H2NCH2COOH + Na  H2NCH2COONa + H2 

H2NCH2COOH + CH3OH  H2NCH2COOCH3 + H2O

Реакции по аминогруппе 

H2NCH2COOH + HCl  Cl·[H3NCH2COOH]

Аминокислоты способны взаимодействовать друг с другом, образуя длинные цепи:

H2NCH2COOH + HNНСН2COOH  H2NCH2COHNCH2COOH + H2O

При изучении кислотно-основных свойств аминокислот проводится демонстрационный опыт: доказательство наличия аминогруппы и карбоксильной группы в молекулах аминокислот.

  1. Обобщение и систематизация
  1. Что называют аминокислотами? 
  2. Какие функциональные группы содержатся в аминокислотах? 
  3. Какими свойствами обладают аминокислоты? 
  4. Какие еще азотсодержащие органические соединения кроме аминов и аминокислот
    вам известны?
     
  5. Сколько различных аминокислот можно получить при гидролизе белков? 

  1. Первичный контроль знаний

      Проверка преследует одну цель: выяснить эффективность работы учителя и учащихся на данном уроке. Отметки учащимся на этом этапе обучения можно не ставить, так как процесс формирования знаний ещё не завершился, но отметить работу учащихся необходимо.

Тестовое задание для самостоятельной работы

Вариант I

1. Аминоуксусная кислота реагирует:

        А.   с этанолом                          В.   с хлоридом натрия

        Б.   с серной кислотой              Г.   с гидроксидом натрия

2. Связи между остатками аминокислот в белках называются:

А. Пептидными.         В. Сложноэфирными.

Б. Гликозидными.      Г. Водородными.

 3.        Число изомерных трипептидов, содержащих по одному остатку различных аминокислот равно:

        А. 3                                           В. 5

        Б. 4                                            Г. 6

4. Определите формулу амина, массовые доли углерода, водорода и азота, в котором соответственно равны 61,0, 15,3 и 23,7%.

Вариант II

1. Сколько из перечисленных веществ могут реагировать с аминоуксусной кислотой: гидроксид калия, ацетилен, ацетальдегид, хлороводородная кислота, бензол, метанол.

А.  1                      В.  3

Б.  2                       Г.  4

2. Реакция среды в водном растворе аминоуксусной кислоты:

       А. кислотная                            В. щелочная

       Б. соленая                                 Г. нейтральная

3. При гидролизе белков получают:

А.  аминокислоты      В. полипептиды

Б.  моносахариды       Г. нуклеотиды

4.  Определите молекулярную формулу аминокислоты, в которой массовые доли углерода, водорода, кислорода и азота в аминокислоте составляют соответственно 32,0; 6,66; 42,67 и 18,67 %

  1. Заключительная часть урока

     Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия.

     Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Я  узнал(а) много нового.
  2. Мне это пригодится в жизни.
  3. Было над чем подумать.
  4. На все возникшие у меня вопросы, я получил(а) ответы.
  5. Я поработал(а) добросовестно, достиг(ла) поставленных целей.

Домашнее задание:  параграф  50, упр. 4, 10.  

Спасибо всем за работу. Урок окончен. До свидания.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«Аминокислоты: строение, свойства, получение, применение».

1 курс. Тема: «Аминокислоты: строение, свойства, получение, применение».

Урок формирования новых знаний.

Тема урока: Аминокислоты: строение, свойства, получение, применение. 

Тип урока: формирование новых знаний.

Цель урока:

Обучающая: предполагается, что к концу урока учащиеся будут                                                              

знать  определение аминокислот, общую формулу альфа-аминокислот, их строение, свойства, получение из белковых веществ, применение;                                                                                                                        

уметь называть простейшие аминокислоты по структурным формулам, пептидную связь,

различать молекулярные и структурные формулы аминокислот среди формул веществ других классов,

характеризовать строение молекулы аминоуксусной кислоты, её физические свойства,

составлять уравнения химических реакций, отражающих химические свойства  аминоуксусной кислоты,

объяснять причины проявления амфотерных свойств аминокислотами, процесс образования пептидной связи, взаимосвязь между строением и химическими свойствами аминокислот.

Развивающая: развивать у учащихся исследовательские навыки, умение наблюдать, выделять главное, анализировать, сравнивать, сопоставлять; формировать высокий уровень мыслительной деятельности, научить использовать в решении повседневных задач различные мыслительные приемы.

Воспитывающая: показать диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность химических фактов. Довести до учащихся мысль о том, что опровергаются только теории, факты опровергнуть нельзя. С помощью межпредметных связей способствовать формированию картины мира.

Этап урока

Тип УДД

Отработка компетенций

Задачи этапа

Содержание этапа

Организационный

- регулятивные УДД:

постановка цели,

планирование деятельности.

Проверка подготовленности группы к уроку, организация внимания учащихся, раскрытие цели и плана урока

Приветствие, фиксация отсутствующих.

Тема нашего урока: «Аминокислоты: строение, свойства, получение, применение».

Актуализация субъектного опыта учащихся

- регулятивные УДД:

постановка учебной задачи на основе того, что уже известно.

Мотивационный компонент – потребность в познании

Обеспечить мотивацию учения, актуализировать субъектный опыт учащихся

Перед тем, как узнавать новое, мы должны вспомнить и обобщить ранее изученный материал. Для этого выполним самостоятельную работу

Усвоение новых знаний

- познавательные УДД:

общеучебные навыки, моделирование, классификация объектов;

- коммуникативные УДД:

партнёрство, общение в ходе общей деятельности, коллективное обсуждение задания и его выполнение;

- регулятивные УДД:

планирование деятельности, согласно опросу по данной теме;

- личностные УДД:

нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативная компетенция

«устная, речевая»

Социальная компетенция

Знаниевый компонент

Информационная компетенция

Самоконтроль

Толерантность

Сравнение

 

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала

Объяснение нового материала базируется на уже имеющихся знаниях о гомологии, изомерии, номенклатуре органических веществ, о химических свойствах аминов и кислот.

При изучении кислотно-основных свойств аминокислот проводится демонстрационный опыт: доказательство наличия аминогруппы и карбоксильной группы в молекулах аминокислот.

Первичная проверка новых знаний и способов деятельности

- регулятивные УДД:

оценка  уровня усвоения, благодаря опросу по данной теме.

- познавательные УДД:

смысловое чтение, извлечение информации;

Информационная компетенция

Мотивационный компонент – потребность в познании.

Учебные действия

Установить правильность и осознанность учащимися теоретической и экспериментальной частей урока.

Выявить пробелы, провести коррекцию.

Ответы на вопросы.

Выполнение тестового задания по вариантам.

Информация о выполнении домашнего задания

- регулятивные УДД:

постановка цели, планирование деятельности;

- познавательные УДД:

смысловое чтение, извлечение информации;

- личностные УДД:

нравственно-этическая ориентация.

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способах выполнения домашнего задания.

Параграф  50, упр. 4, 10.  

Подведение итогов

- регулятивные УДД:

оценка  уровня усвоения.

Дать качественную оценку работы группы и отдельных учащихся

Оценки за работу отдельных учащихся с комментарием.

Оценка работы группы в целом.

Рефлексия

- личностные УДД:

нравственно-этическая ориентация.

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, общения с преподавателем.

Совместно с учащимися формулируются выводы к уроку.

Спасибо за сотрудничество!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)

Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку  издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...

Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".

Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской  деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...

Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет

Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Педагогическая мастерская. Мастерская общения о ценности слова.

Тема: «Словом можно убить, словом можно спасти».Цель: пробуждение благоговейного отношения к слову, создание условий для размышления о ценности слова, его духовном содержании, его сущностными возможно...