рабочая программа 8,9 класс
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Сарычева Елена Валентиновна

Рабочая программа 8,9 класс учебник Оржекоаского П.А. составлена с учетом требования ФГОС, была представлена на учебном курсе в МИОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 377 г. Москвы

Пояснительная записка

к рабочей программе по химии

для 8-9 классов

Составитель:,

 учитель химии ГБОУ 377 Сарычева Е.В.…..

Химия – одна из фундаментальных наук, раскрывающих объективную картину развития материального мира, – составляет неотъемлемую часть общечеловеческой культуры. Предмет химии дает учащимся систематические знания основ химической науки, необходимые для повышения общего уровня образованности, подготовки к продолжению образования в области естественных наук; развить умения грамотного применения химических знаний в трудовой деятельности, общении с природой, повседневной жизни; повысить общий культурный уровень учащихся. Современные химические технологии позволяют не только решать экологические проблемы в мире, но и предотвращать появление угрозы загрязнений окружающей среды. В связи с этим все более возрастает роль химического образования, углубляется связь химии с экологией и общечеловеческими ценностями, идеалами культуры мира, прав и свобод человека – дидактическими единицами нового содержания образования и воспитания в школе XXI века.

      Общая характеристики учебного предмета

…Особенности содержания обучения химии обусловлены спецификой химии как науки. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. В  рабочей программе отражены основные содержательные линии.

Вещество – знания о составе и строении веществ, их важнейшие физические и химические свойства, биологическое действие

Химическая реакция – знания о условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способы управления химическими процессами

Применение веществ – знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто используются в повседневной жизни, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте.

Язык химии – система важнейших понятий химии и терминов, номенклатура неорганических веществ, химические формулы и уравнения, правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

Эти содержательные направления представлены в разделах. «Основные понятия химии», «Периодический закон и периодическая система химических элементов», «Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ»

                    Цели  изучения химии в основной школе

Целями изучения химии в основной школе являются:

1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого   химические знания;

3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.…………………………………………………………………..

                 Результаты изучения учебного предмета химии

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательнойтраектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.………

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающейдействительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственныхсвязей,поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации

Предметными результатами освоения выпускниками основной  школы программы по химии являются:

1. В познавательной сфере:
-давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания,    соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение,    генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
-описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
- описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
- классифицировать изученные объекты и явления;
-наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
-делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
- моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории   Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
-проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
-оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.…………………

     Краткая характеристика содержания курса химии основной школы

Курс химии первого года обучения содержит сведения о веществах и их превращениях, об использовании веществ и химических реакций, а также о сущности процесса познания. При изучении первой темы, «Первоначальные химические представления», учащиеся знакомятся с такими понятиями, как индивидуальное химическое вещество, и со способами разделения смесей веществ.

Химия в VIII классе изучается на уровне атомно-молекулярной теории. В связи с этим целесообразно раскрыть учащимся историю возникновения атомистики. При изучении первой темы формируются первоначальные понятие о химической реакции как о процессе образования нового вещества из атомов, входивших в состав исходных веществ. Из этих представлений вытекает закон сохранения массы веществ. Доказательство закона рассматривается как подтверждение правильности атомно-молекулярной модели.

Важно то, что учащиеся знакомятся с развитием представлений о простом и сложном веществе в культурно-историческом аспекте. Простое вещество представляется пределом разложения вещества. Этот факт может быть объяснен только с позиций атомно-молекулярных представлений о внутреннем строении вещества.

Рассмотрению сущности химической формулы предшествует изучение химических реакций, позволяющих установить массовую долю химических элементов в веществе. Это создает фактологическую основу для обсуждения постоянства состава вещества, а также для вывода химической формулы как модели, отражающей экспериментальные данные о составе вещества.

При формировании понятия о валентности химических элементов учащиеся должны понимать, что представление о валентности является теоретической моделью,   объясняющей  причину  постоянства  состава  веществ. Составление химической формулы по валентности элементов рассматривается как прогноз состава вещества на основе теоретических знаний.

Сформированное понятие о химических формулах как о моделях веществ в дальнейшем позволит формировать представления о химическом уравнении как о модели химической реакции.

Вторая тема, «Вещества и их превращения», направлена на ознакомление со свойствами веществ (металлы, кислород, водорода, диоксид углерода, гидроксид кальция), имеющих большое практическое значение. Это создает объективные предпосылки для построения классификации веществ по составу, чему и посвящена третья тема — «Классы неорганических веществ». Изучение этой темы позволяет раскрыть взаимосвязь состава и свойств веществ и возможности их применения.

При изучении четвертой темы, «Обобщение пройденного материала», закрепляются и совершенствуются знания, полученные в течение всего учебного года. Важно, что внимание учащихся акцентируется на фактах, которые невозможно объяснить с позиции атомно-молекулярной теории, а также на несовершенство классификации веществ. Это создает основу для перехода к изучению химии с позиций теории строения атома и химической связи, а также для классификации химических элементов.

В 9 класса рассматриваются темы . Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома Генетическая связь классов неорганических соединений. Необходимость классификации химических элементов. Попытки классификации химических элементов. Естественные семейства химических элементов. Открытие Периодического закона Д.И. Менделеевым. Объяснительная и предсказательная роль Периодического закона. Структура Периодической системы химических элементов. Факты, которые нельзя объяснить с помощью атомно-молекулярной теории. Становление в науке представлений о строении атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Электронные оболочки атома. Атомные модели Бора. Описание химического элемента по положению в Периодической системе химических элементов.

Химическая связь. Электролитическая диссоциация .Различия свойств водных растворов и воды. Электролиты и неэлектролиты. Ионная связь. Ковалентная связь. Электроотрицательность химических элементов. Ковалентная полярная связь. Закономерности изменения электроотрицательности элементов в группе и периоде. Образование веществ с различным типом связи.Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена. Полные и краткие ионные уравнения. Условия протекания реакции ионного обмена до конца.Физические свойства веществ с различным типом связи и кристаллических решеток.

.Окислительно-восстановительные реакции .Развитие научных представлений об окислении и восстановлении. Степень окисления химических элементов. Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительные реакции.

Химия металлов. Общие свойства металлов. Реакции с кислородом, серой, хлором, водой, кислотами, солями. Металлическая связь. Химические элементы главных подгрупп I и II группы, их свойства и применение. Жесткость воды. Методы устранения жесткости воды. Калийные удобрения. Свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Применение алюминия и его сплавов. Свойства железа. Применение железа и его сплавов. Металлургия.

Химия неметаллов. Свойства простых веществ. Взаимодействие галогенов с металлами и водородом, реакции замещения с участием галогенов. Галогеноводородные кислоты и их соли. Использование кислородных соединений хлора. Химические свойства неметаллов. Сероводород и сульфиды. Кислородные соединения серы.Азот. Аммиак и соли аммония. Азотные удобрения. Азотная кислота и ее соли. Фосфор и его соединения. Простые вещества фосфора и их применение. Фосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения.Углерод и его соединения. Сода и ее использование.

Соединения кремния и их свойства. Силикатные материалы.

Органические вещества Органические соединения. Углеводороды. Причины разнообразия углеводородов. Полимеры. Нефтепродукты. Функциональная группа. Кислородсодержащие органические соединения и их свойства. Жиры и углеводы. Азотсодержащие органические соединения. Белки. Калорийность пищи.

Место курса «Химия» в базисном учебном плане средней школы

В базисном учебном плане средней (полной) школы химия включена в раздел «содержание, формируемое участниками образовательного процесса». Обучающиеся могут выбрать для изучения или интегрированный курс естествознания, или химию, как на базовом, так и на профильном уровне.

Место  курса «Химия» в учебном плане ГБОУ СОШ № 377. г. Москвы

Количество учебных  часов в неделю

8 класс

9 класс

2

2

Для составления данной рабочей программы были использованы программа и примерное планирование курса химии авторской линии Оржаковского П.А. (Ф.И.О.). Выбор данного учебно-методического комплекта обусловлен наличием в библиотеке, доступностью и пониманием материала……..

Учебник основной:

учебник П.А.Оржековский, Л.М.Мещерякова, Л.С.Понтак «Химия, 8 класс», АСТ Астрель,М.,2007г ……………………………..

Дополнительная учебная литература для учащихся:

П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле «Сборник задач и упражнений»,АСТ Астрель,М., 2006г.

О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский «Рабочая тетрадь по химии», АСТ Астрель, М., 2006г.

Методическая система работы учителя химии Сарычевой Е.В. предусматривает проведение, итоговых уроков-конференций., что вызвало небольшие изменения в планирование, предлагаемое выше названными авторами, а именно: последнее занятие года в 9 классе проводится в виде итоговой конференции.

Это вполне обосновано, так как …дети самостоятельно готовят выступление по темам за курс средней школы. Темы разные, но связаны с практическим применением « Электролитическая диссоциация в быту», «Влияние накипи на энергетические и денежные затраты» ………………………………………………

Процесс обучения химии не заканчивается со звонком с урока. Логическим продолжением изучения химии в школе является разнообразная внеурочная деятельность: проектно исследовательская деятельность по определению моющих возможностей различных бытовых средств, занятия по подготовке к сдаче экзамена в формате ГИА-9, посещение лабораторного практикума в политехническом музее, экскурсии на Восточную водонапорную станцию.

 

Методическое обеспечение учителя:

«Методические рекомендации и планирование уроков химии  в 8-9 классах», АСТ, Астрель, М., 2005

- публикации научно-методического журнала «Химия в школе»;

-справочная литература

Наглядные материалы

Состав учебного оборудования определяется содержанием курса химии и отражен в «Перечнях учебного оборудования по химии для общеобразовательных учреждений России», утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.

В настоящее время в кабинете химии имеется …компьютер, проектор, интерактивная доска, принтер, сканер, цифровая лаборатория «Архимед», видеотека учебных фильмов, таблицы, плакаты, коллекции минералов, нефти и продуктов ее переработки, стали и чугуна, образцы минеральных удобрений, металлов, полимеров и волокон,  шкала твердости, наборы моделей молекул, таблица Менделеева в образцах, наборы лабораторной посуды и химического оборудования. ………………………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...


 

Комментарии

Сарычева Елена Валентиновна

Эта рабочая программа и для 8 и для9 классов