Возможности использования информационных технологий в обучении химии.
консультация по химии по теме

Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей химии диктуется особенностями данного предмета, а именно, потребность в демонстрации явлений и их моделирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности использования информационных технологий в обучении химии.

Татьянина О.Р., учитель химии

 МОУ Лицей №15 Заводского района

 города Саратова

В современных условиях, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях  новой информационной среды: использование  телевидения, Интернета, компьютерных программ, традиционные источники получения информации, такие, как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения.

Цель современного образования состоит в предоставлении обучающимся оптимальных условий для активного познавательного процесса учебного материала, личностного самовыражения, развития способностей, умения ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды.

Химия занимает особое место среди школьных дисциплин. Она создает у обучающихся представление о единой картине мира, формирует творческие способности, научное мировоззрение. Как учебный предмет химия способствует воспитанию высоконравственной личности, что может быть достигнуто только при условии сформированности у обучающихся интереса к получению знаний.

Химия – один из сложных образовательных предметов. Овладеть успешно даже базовым уровнем школьного курса нелегко. Поэтому наша задача как педагогов состоит в том, чтобы включить каждого ученика в активную деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей.

Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей химии диктуется особенностями данного предмета, а именно, потребность в демонстрации явлений и их моделирования. На первых этапах изучения органической химии большую трудность представляет пространственное построение молекул. В учебниках химии приведено лишь несколько рисунков по строению молекул органических веществ. Так как рисунок плоский и двумерный, то пространственный образ приходится додумывать, воображать. В случае использования компьютерных технологий объект может быть представлен не только в строго определенной, зафиксированной на плоскости, его можно перемещать в пространстве и рассматривать под разными углами.

В изучении школьного курса химии мы выделяем несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

  1. Изучение производств химических продуктов;
  2. Моделирование химического эксперимента и химических реакций;
  3. Система тестового контроля;
  4. Подготовка к ЕГЭ и ГИА;

Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Но мы считаем, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакции с использованием токсичных веществ, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучающихся.

Работа с мультимедийными технологиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статического, аудио – и видеоматериалов. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока: как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как закрепление изученного материала, как способ проверки знаний.

Мультимедийный урок – презентация имеет значительные преимущества в том, что информация в нем преподносится графически выразительно, в сочетании с изображением и звуком. При этом учитель химии может наглядно показать протекание какого – либо процесса и его схему, обозначить причинно – следственные связи, раскрыть отдельную химическую закономерность в различных ее аспектах.

В ходе урока ребята ведут записи в тетрадях, то есть ИКТ не отменяет традиционную методику подготовки и проведения урока, но в некотором смысле облегчает и актуализирует технологию его создания.

Таким образом, у обучающихся формируются ключевые компетентности: умение обобщать, анализировать информацию по интересующей теме; умение работать в группе; умение находить информацию в различных источниках; коммуникативная компетентность.

Использование учителем информационно – коммуникативных технологий на уроках дает:

  1. экономию времени на уроке,
  2. глубину погружения в материал,
  3. повышенную мотивацию обучения, интегрированный подход в обучении,
  4. возможность использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов,
  5. возможность формирования коммуникативной компетентности,  так как ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке к нему,
  6. накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету.

Каждый современный учитель должен иметь каталог и коллекцию цифровых образовательных ресурсов, Это могут быть электронные учебники, различные диски, Интернет – ресурсы, презентации, созданные самим учителем, видеофрагменты, учебные фильмы, флеш-анимации, коллекция картинок, аудиофайлы, музыкальные фрагменты. Все они  помогают учителю объяснить учебный материал, сделать урок понятным и красочным. Можно порекомендовать обратиться за информацией на следующие сайты:

http: // www.shkola.edu.ru

http: // school-collection.edu.ru

http: // www.uroki.ru

http: // experiment.edu.ru

http: // him.1september.ru

http: // fcior.edu.ru

Каковы результаты использования ИКТ в образовательном процессе?

На практике эффективность использования информационно-комуникационных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями:

  1. Повышение качества образования по химии в лицее до 79%.
  2. Повышение познавательного интереса к предмету: увеличился процент учащихся, выбирающих для сдачи итоговой государственной аттестации предмет  химии; каждый год увеличивается количество учащихся – участников и призеров научно – практических конференций для обучающихся
  3. Проявляется стойкий интерес к изучению предметов естественно-научного цикла.
  4. Повышение уровня информационной культуры (ведется мониторинг учебно-информационных умений и навыков, отслеживается уровень сформированности умения работать с различными источниками информации, умение осуществлять обработку информации)
  5. Увеличение доли самостоятельной продуктивной деятельности на уроке с 30% до 75%.

Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, а учащимся дает возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию – последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования – выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий при обучении химии

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация образования. Современное общество ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую ку...

Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....

Возможности использования информационных технологий в процессе обучения химии

Статья об использовании ИКТ - технологий и компьютера на уроках химии...

Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"

Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ...

Использование информационных технологий при обучении химии: из опыта работы

В статье рассказывается о применении различных форм информационного сопровождения на уроках химии....

Выступление на МО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Выступление на МО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В  ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...