Использование информационных технологий при обучении химии: из опыта работы
статья по химии (9 класс)

В статье рассказывается о применении различных форм информационного сопровождения на уроках химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чернышова С.А.,

учитель химии МБОУ «Школа № 19(25)»,

г. Рязань

Использование информационных технологий

при обучении химии: из опыта работы

Происходящие сегодня в современном обществе изменения в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений и в деятельность педагога, когда важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, формирование умений проектной и исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить данную проблему старыми методами невозможно.

В массовой практике наблюдаются очевидные противоречия: между репродуктивным восприятием учебного материала обучающимися и необходимостью творческого преобразования; между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью обучающихся освоить весь объём предлагаемых ему знаний. Данные противоречия, требования образовательных стандартов побуждают учителя к поиску методов, форм и средств, направленных на повышение качества знаний обучающихся, развитие их творческих способностей посредством информационных технологий. Новые средства обучения позволяют обеспечить целостность педагогического процесса, осуществляя единство разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся, органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами поисковой и творческой деятельности.

В практике преподавания химии мною применяются различные формы информационного сопровождения. Наиболее простым и эффективным приёмом является использование готовых программных продуктов, которые обладают большим потенциалом и позволяют варьировать способы их применения исходя из содержательных и организационных особенностей образовательного процесса.

Например, в процессе изучения темы «Металлы» в 9-ом классе главная задача заключается в том, чтобы дать общее понятие о металлах, их физических и химических свойствах и о применении металлов в повседневной жизни. В связи с чем необходимо познакомить обучающихся с физическими свойствами важнейших металлов и научить распознавать эти металлы, а также совершенствовать представление девятиклассников об общих химических свойствах и различной химической активности металлов. В отличие от вводного урока-лекции «Металлы» в традиционной форме (обучающиеся слушают, смотрят, запоминают или конспектируют учебный материал) урок-лекция по предлагаемой методике имеет важное преимущество – интерактивность, которая позволяет обучающимся активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемого учителем учебного материала. С целью успешного использования обучающимися достаточно объёмного материала вводной лекции «Металлы» учителю необходимо заранее заготовить опорные конспекты для девятиклассников, а часть лекции представить в виде слайдов.

В ходе раскрытия темы использую электронный сетевой учебник: Открытая химия (http://chemistry.ru). Электронный учебник – проект «Открытого колледжа», издательство «ФИЗИКОН». Научный консультант – заведующий кафедрой химии МФТИ профессор В.В.Зеленцов. На сайте в открытом доступе представлен учебник «Открытая химия 2.5», выпускаемый на компакт-дисках, но без интерактивных моделей, трёхмерных визуализаторов химических формул и других средств визуализации учебного материала.

Раздел «Учебник» содержит 13 глав по всему курсу химии средней школы и представляет собой иллюстрированный гипертекст. Содержание учебника превышает уровень государственного образовательного стандарта.  

Раздел «Таблица Менделеева» содержит интерактивную систему химических элементов, позволяющую ознакомиться с их свойствами. Клик мышкой по любой клетке с элементом осуществляет переход к иллюстрированному описанию его свойств. В правом нижнем углу описания находится небольшой фрагмент периодической таблицы, с помощью которого можно перейти к описанию соседних элементов. По умолчании раскраска ячеек Периодической системы характеризует металлические/неметаллические свойства элементов. Таблица Д.И. Менделеева представлена и на сайте http://www.studiowr.ru/t_media-view-18.html .

В ходе лекции используется презентация «Применение металлов». Компьютерные презентации – эффективный метод  представления и изучения любого материала. Применение слайд-фильмов (Power Point) обеспечивает более высокий уровень проведения урока, его информационную насыщенность, динамичность, наглядность. При создании презентации использую данные электронных учебников, информацию сети Интернет, размещаю на слайдах необходимые формулы, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке.

С целью закрепления учебного материала обучающимся предлагается подготовить сообщение на тему «Использование металлов в искусстве», «Использование металлов в промышленности Рязанской области».

Создавая компьютерную презентацию в качестве визуальной поддержки своих сообщений, обучающиеся используют слайды и видеосюжеты с компакт-дисков, схемы, графики, тексты заголовков, бегущую строку, мультипликацию и другое. Данные задания обучающимся имеют огромный учебно-познавательный и воспитательный эффект, а именно: демонстрация прикладного значения химических знаний; межпредметная интеграция; выведение обучающихся на уровень самоорганизации и самодвижения в учебной деятельности; сотворчество учителя и обучающихся, партнёрское взаимодействие с учителями других предметов; самореализация индивидуального стиля.

Рассмотрение тем по отдельным элементам-металлам можно сопровождать показом заранее подготовленных слайдов. В целях современного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде помещаю контрольные задания. Если обучающиеся не могут ответить на какой-либо вопрос, то имеется возможность вернуть слайд, содержащий сведения для верного ответа. Таким образом, осуществляется разбор материала, который вызывает затруднения.

Химия – наука экспериментальная. Изучение данной науки предполагает решение экспериментальных задач, демонстрацию опытов. Хорошим подспорьем является программа диска «Виртуальная лаборатория», где демонстрируются опыты с металлами, которые проводятся виртуально самими обучающимися,  каждое действие озвучивается в той последовательности, в какой его необходимо выполнять, даётся возможность демонстрировать реакции со взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие с разной скоростью, что невозможно продемонстрировать в школьных условиях. Например, при изучении электрохимической коррозии обучающиеся в течение нескольких минут могут рассмотреть механизм этого крайне медленно протекающего процесса. В разделе «Коллекции» данного диска можно рассмотреть конкретные реакции с алюминием, железом, щелочными и щёлочно-земельными металлами. В подразделе «Железо» рассматривается и явление коррозии. В разделе «Таблицы», выбрав нужный элемент в периодической таблице Д.И.Менделеева, можно  рассмотреть его характеристики и свойства.

Важным аргументом в пользу применения информационных технологий является возможность быстрого и эффективного контроля знаний обучающихся. Большая часть электронных учебников содержит упражнения-тренажёры, задачи с решениями, тестовые задания. Отдельные программные продукты содержат электронный журнал, который позволяет фиксировать уровень знаний обучающихся по каждой теме курса. Система оценки результатов даёт возможность определить рейтинг обучающегося по каждой теме, проследить динамику успеваемости и скорректировать образовательный процесс на уроках химии в соответствии с показанными результатами.

Использование информационных технологий органично вписывается в структуру любого урока, даёт возможность стимулировать поисковую деятельность обучающихся на современном, качественно ином уровне, а также формировать учебную мотивацию и ключевые компетенции обучающихся.

Диагностика уровня сформированности свидетельствует о том, что система работы с использованием информационных технологий на уроках химии приводит к росту показателей качества обученности. Значительный рост прослеживается и по уровню сформированности организационных навыков. Рост интеллектуальных умений и навыков несколько ниже, что свидетельствует о сложности процесса их формирования.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках химии способствует постоянному динамичному обновлению форм и методов обучения и воспитания, позволяет решать проблемы, связанные с разработкой и использованием учебных программных продуктов качественно нового уровня.

Литература:

  1. Научно-методический журнал «Химия». Всё для учителя. Электронный журнал «Учительский журнал on-line».
  2. Газета «Химия» http://www.1sept.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование информационных технологий на уроках математики.Из опыта работы "

ЗНАК- открытая тестовая среда, позволяющая обеспечить основные виды контроля качества предметных знаний учащихся и анализ результатов контроля ....

Использование информационных технологий при обучении химии

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация образования. Современное общество ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую ку...

Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....

Возможности использования информационных технологий в обучении химии.

Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей химии диктуется особенностями данного предмета, а именно, потребность в демонстрации явлений и их моделирования....

Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"

Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащи...

Современные образовательные технологии в процессе обучения химии (из опыта работы учителя химии и информатики)

Выступление на августовской педагогической конференцииПути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ...