урок: "Типы химических реакций"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Зайцева Светлана Николаевна

внекласное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok1.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: типы химических реакций.

Цели: закрепление и развитие знаний о химических реакциях на основе атомно-молекулярного учения и закона сохранения массы веществ; усвоение школьниками классификации реакций по признаку количества и состава исходных веществ и продуктов реакции.

Развивать логическое мышление и умение работать самостоятельно.

Оборудования: пробирки, спиртовка, держатель Cu(OH)2, CuCl2, Fe, CuO, HCl, таблицы.

Ход урока.

І Актуализация прежних знаний

1) У доски работают три человека

а) Расставить коэффициенты в уравнениях.

P + O2 = P2O5                                            4P +5O2 =2P2O5

CH4 + O2 = CO2 + H2O                             CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O

Al + HCl = AlCl3 + H2↑                             2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

N2 + O2 = NO                                             N2 + O2  2NO

б) Какое количество вещества FeS – сульфида железа (ІІ) может быть получено, если в реакцию с серой вступило 7г железа?

Дано:                              Решение:

M(Fe)=7г                          7г           Х моль

V(FeS)  ?                      Fe + S = FeS

                                   V 1 моль   1 моль   1 моль      (из уравнения)

                                                      0,125 моль             0,125 моль (из расчетов)

                                         V = m : М     V(Fe)= 7г : 56г/моль  = 0,125 моль

 

        Ответ: V(FeS) = 0,125 моль.

в) Вычислить массу оксида магния, который можно получить при полном сжигании 480 г. магния.

Дано:                                         Решение:

m(Mg) = 480г                            480г                       Х г

m(Mgo)  ?                              2Mg + O2 = 2MgO

                                                  V = 2 моль 1 моль 2 моль (из уравнения)

                                                  М = 24г/моль    V = m : M    20 моль (из уравнения)

                                                   m=24г

                                                  V(Mg) = 480г : 24г/моль = 20 моль.

                                                   m = V · M = 20 · 40 г/моль = 800г.

Ответ: m(MgO)=800 г.

г) Весь класс

    Вычислить массовую долю каждого элемента в соединении CuO

Дано:                                          Решение:

 Mr(CuO) = 80                           1) Mr(CuO) =  64+16 = 80

W(Cu)  ?                                  2) W(Cu) = 64 : 80 =0,8 = 80%

W(O)  ?                                    3)W(O) = 16 : 80 = 0,2 = 20%

Ответ: W(Cu) = 80%  W(0) = 20%

ІІ Формирование новых знаний

1. Что показывает химическая формула Y2SO4

а) тип вещества: сложное вещество

б) качественный состав: молекула состоит из атомов водорода, атомов   водорода, серы  кислорода.

2) Количественный состав: из двух атомов водорода, одного атома серы и четырех атомов кислорода.

3) Относительно молекулярную массу: Mr(H2SO4) = 98

4) Массовые доли элементов. W(H) = 2 : 98 = 2%

                                                   W(S) = 32 : 98 = 32%

                                                    W (O) = 64 :  98 = 65%

Что такое атом? Молекула?

Атом  мельчайшая частица химического элемента, состоящая из положительно заряженного ядра и относительно заряженных электронов.

Молекула  наименьшая частица вещества, состоящая из атомов.

С помощью химических формул

Что можно записать? (химическую реакцию)

Какие Вы знаете признаки реакций?

Выделение газа, выпадение осадка, появление запаха, изменение окраски, поглощение или выделение энергии.

Химические реакции можно классифицировать по различным признакам. По числу и составу исходных и полученные вещества химические реакции делятся на реакции соединения, разложение, замещение и обмена.

Сегодня мы сможем не только записывать уравнения реакций, но и определить тип реакций.

1) Реакции соединения:

А + В = АВ

Zn + Cl2 = ZnCl2

При взаимодействии двух простых веществ образуется сложное, при взаимодействии сложных веществ  образуются новое сложное вещество.

AB + CB = AB2C                                    CaO + CO2 = caCo3

сл.     сл.    слож. новое            

     

Реакции соединения – реакции, в ходе которых из нескольких простых или сложных веществ образуется сложное вещество.

 

2) Реакция разложения:

AB = A + B

2H2O = 2H2↑ + O2

AB2C = AB + BC

Cu(OH)2 = C4O + H2O

Реакции разложения – реакции, в ходе которых из сложного вещества образуется несколько других простых или сложных веществ

Опыт: В пробирку прильем 1/5 часть свежеприготовленного гидроксида меди, с помощью держателя нагреем. Пошла ли реакция. Какие признаки реакции Вы заметили? Окраска изменилась: синий цвет поменялся на черный, значит образовались другие продукты реакций.

3) Реакции замещения:

АВ + С = А + СВ

Реакции замещения – реакции, в ходе которых в результате взаимодействия простого и сложного веществ образуются другое простое и другое сложное вещества.

Опыт: Нальем в пробирку (¼ объема) раствор хлорида меди СuCl2, опустим очищенный железный гвоздь. Затем в раствор CuCl2 насыпем немного железных опилок. Какие изменения происходят? Появляется окраска красно – бурова цвета.

CuCl2 + Fe = Cu + FeCl2

4) При взаимодействии двух сложных веществ образуются другие сложные вещества

AB + CD = AD + CB

Опыт: В пробирку на дно положим CuO и прильем 5мл. раствора солярной кислоты. Какие признаки Вы наблюдаете. Образовался раствор синего цвета.

CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O

Реакции обмена – реакции, в ходе которых в результате взаимодействия двух сложных веществ образуются два других сложных вещества.

А сейчас давайте еще раз вспомним, с какими типами реакций мы сегодня познакомились (соединения, разложения, замещения и обмена).

Сейчас каждый из Вас получит задания с уравнениями. Надо расставить коэффициенты и рядом записывайте тип реакции. Работаем не более пяти минут.

И так подводим итог нашей работы: сегодня мы с вами познакомились с типами химических реакций: соединение, разложение, замещение и обмена. В результате этих реакций образуются (проговаривают по схемам) новые вещества. Подводятся итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Типы химических реакций" 8 класс

Учебник – «Химия – 8 класс»Автор учебника – О.С. ГабриелянТема урока – Типы химических реакцийЦели урока:- познакомить учащихся с классификацией химических реакций по исходным вещест...

Урок:"Типы химических реакций в органической химии".10 класс

Урок: "Типы химических реакций в органической химии" 10 класс по учебнику Габриелян О.С....

Конспект урока "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Конспект урока в 8 классе по теме "Типы химических реакций на примере свойств воды" с использованием элементов критического мышления по методике 6 шляп....

Урок "Типы химических реакций" 8 класс

Урок обобщения и закрепления по теме "Типы химических реакций" с использолванием интерактивной доски, создан в программе Notebook Smart. Химия 8 класс....

урок химии в 8 классе Тема урока «Типы химических реакций»

Тип урока: урок новых знаний, последовательного изучения ключевых вопросов темы. Цели урока:деятельностная: - сформировать познавательные универсальные учебные действия при изучении типов хи...

Презентация к уроку "Типы химических реакций" (урок-игра)

Представленный урок проводится в 8 классе в ходе реализации программы курса химии 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор:Габриелян О.С., — М.: Дрофа, 2020).Он может быть реализован в ...