Урок по химии в 9 классе на тему "Общая характеристика подгруппы углерода. Строение углерода"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Ицкович Татьяна Яковлевна

Цель урока:

1. Сформировать знания об особенностях строения атомов химических элементов подгруппы углерода, ознакомить учащихся с аллотропными видоизменениями углерода, явлением адсорбции; изучить химические свойства простых веществ, образовательных углеродом.

2. Развивать логическое мышление учащихся (умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи), монологическую речь.

3. Воспитывать ответственное отношение к работе,  организованность, интерес к предмету.

Урок сопровождается составлением опорного конспекта и презентации по теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод – его строение и свойства » Урок учителя химии МБОУ ООШ №81 г.Краснодара Ицкович Татьяны Яковлевн

Слайд 2

Цели урока Образовательная -- рассмотрение строения атома, аллотропии углерода; формирование представлений о строении, свойствах и применении алмаза и графита; ознакомление с явлением адсорбции, характеристика физических и химических свойств углерода. Развивающая – установление причинно-следственных связей (строение – свойства – применение). Воспитательная – воспитание культуры общения, культуры труда.

Слайд 3

План работы : 1. Общая характеристика элементов IY группы главной подгруппы по положению в периодической системе химических элементов. Д.И. Менделеева. 2. Природа 4-х валентности углерода. 3. Аллотропные видоизменения углерода. Адсорбция. 4. Химические свойства простых веществ, образованных углеродом.

Слайд 4

+6 С )2) 4 +14 Si )2)8) 4 +32 Ge )2)8)18) 4 +50 Sn )2)8)18)18) 4 +82 Pb )2)8)18)32)18) 4 Общая электронная формула внешнего слоя S 2 P 2 Р - элементы ↑↓ ↑ ↑

Слайд 5

Задание: Пользуясь периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева, дайте сравнительную характеристику химических элементов главной подгруппы IY группы, заполнив таблицу Символ элемента Состав ядра атома Размещение электронов по энергетическим уровням Электронная формула Характерные степени окисления Формула и характер Формула водородного соединения высшего оксида высшего гидроксида e = p = n = e = p = n =

Слайд 6

Название химического элемента Схема строения атома Электронное строение последнего энергоуровня Формула высшего оксида RO 2 Формула летучего водородного соединения RH 4 1. Углерод C+6 ) 2 ) 4 … 2s 2 2p 2 C +4 O 2 C -4 H 4 2. Кремний Si +14) 2 ) 8 ) 4 … 3s 2 3p 2 Si +4 O 2 Si -4 H 4 Строение атомов химических элементов углерода и кремния

Слайд 7

Изменение свойств в группе С Si Ge Sn Pb На внешнем слое 4 электрона, значит, являются неметаллами Металлические свойства увеличиваются ВЫВОД

Слайд 8

Порядковый номер – 6 Строение атома: протонов – 6, нейтронов – 6, электронов – 6 Энергетических уровней – 2 Число электронов на последнем уровне – 4 Максимальная степень окисления + 4 Минимальная степень окисления -4 Углерод

Слайд 9

теперь переходим к изучению углерода. Пользуясь учебником ( ?78) изобразите схему строения атома углерода; охарактеризуйте формы электронных облаков: укажите число спаренных и неспаренных электронов на внешнем уровне: Атом углерода + 4 е (окислитель, восстанавливается) Al + C = H 2 + C = - 4 е (восстановитель, окисляется) C + O 2 = C + F 2 =

Слайд 10

Аллотропные модификации углерода графит алмаз фуллерен

Слайд 11

Г Р А Ф И Т Применение графита: Электроды для электролиза Облицовка сопел ракетных двигателей Смазка для трущихся поверхностей, работающих при очень высоких и очень низких температурах Стержни для карандашей Замедлители нейтронов в ядерных реакторах

Слайд 12

П О Ч Е М У А Л М А З - очень твердый, Г Р А Ф И Т – очень мягкий ? Кристаллическая решетка алмаза Кристаллическая решетка графита

Слайд 13

А Л М А З Алмаз имеет атомную кристаллическую решетку, в которой каждый атом углерода связан с четырьмя атомами. В пространстве эти атомы располагаются в центре и углах тетраэдров, соединенных своими вершинами. Это очень симметричная и прочная решетка.

Слайд 14

Г Р А Ф И Т Графит имеет слоистую структуру. В кристаллической решетке графита атомы углерода, лежащие в одной плоскости, прочно связаны в правильные шестиугольники. Связи между слоями малопрочны.

Слайд 15

Г Р А Ф И Т Сходное с графитом строение имеют: Сажа Древесный уголь Кокс типографская краска, картриджи, резина, косметическая тушь восстановитель при выплавке чугуна из руд твердое топливо, адсорбент для очистки газов и жидкостей

Слайд 16

Н.Д.Зелинский

Слайд 17

Угольные фильтры В бытовых фильтрах, в промышленном производстве, на очистных сооружениях – уголь поглощает вредные вещества из воды

Слайд 18

Химические свойства углерода С +4 С 0 С -4 С +2 Восстановитель -4 ē Окислитель +4 ē -2 ē (О 2 , Н 2 О) Cl 2 , F 2 , O 2 , HNO 3 Me, H 2 Составление опорного конспекта

Слайд 19

Т е с т 1. Конфигурация внешнего электронного уровня элементов подгруппы углерода: а) ns 2 np 2 б) ns 2 np 3 в) ns 2 np 4 г) ns 1 np 2 2. Наиболее характерная валентность элементов подгруппы углерода: а) II б) III в) IV г) V 3. Неметаллические свойства элементов подгруппы углерода в группе сверху вниз: а) уменьшаются б) уменьшаются, затем возрастают в) возрастают г) не изменяются 4. Углерод является: а) восстановителем б) восстановителем и окислителем в) окислителем г) не проявляет окислительно-восстановительных свойств 5. Атомную слоистую кристаллическую решетку имеет: а) алмаз б) фуллерен в) графит г) карбин 6. Наибольшей прочностью отличается кристаллическая решетка: а) атомная б) ионная в) атомная слоистая г) молекулярная 7. Наиболее химически активна аллотропная модификация углерода: а) алмаз б) фуллерен в) графит г) карбин

Слайд 20

ПРОВЕРЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ Ответы к тесту 1.а; 2.в; 3.а; 4.б; 5.в; 6.а; 7.в

Слайд 21

Это интересно: АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации, государственное собрание драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих историческую, художественную и материальную ценность, а также уникальных золотых и платиновых самородков. Искусственно ограненные алмазы называются бриллиантами и являются предметом роскоши.

Слайд 22

Это интересно: Держава и Большой бриллиантовый букет

Слайд 23

Это интересно: Алмаз «Шах». В 1829 году поднесен персидским шахом Хозрев-Мирзой Николаю I как выкуп за убийство русского дипломата и писателя А.С.Грибоедова.

Слайд 24

Колумбийский изумруд и Цейлонский сапфир Это интересно:

Слайд 25

Портретный алмаз Это интересно:

Слайд 26

Промышленные месторождения связаны с кимберлитами, россыпями. Главные зарубежные добывающие страны: ЮАР, Конго (Заир), Ботсвана, Намибия. В Российской Федерации месторождения в Якутии, на Урале.

Слайд 27

Обобщение пройденного материала: Какие элементы Периодической системы входят в главную подгруппу IV группы? Что общего в строение атомов элементов IV группы главной подгруппы Периодической системы Д.И. Менделеева? Какой из элементов данной подгруппы встречается в свободном виде? Перечислите все аллотропные видоизменения химического элемента углерод. Назовите фамилию ученного открывшего явление адсорбции? Кто впервые разработал фильтрующий противогаз?

Слайд 28

Закрепление. Тестовая работа по вариантам. 1. В IV группе главной подгруппы в периодической системе Д.И.Менделеева расположены следующие элементы: Б) Бериллий, магний, кальций, стронций, барий; В) Бор, алюминий, галлий, индий, таллий; А) Литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций; Г) углерод, кремний, германий, олово, свинец. 2. У элементов IV группы главной подгруппы на внешнем энергетическом уровне расположено … электронов: А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4; 3. Высший оксид характерный для элементов IV группе главной подгруппы в периодической системе Д.И.Менделеева имеет общую формулу: А) RO ; Б) R 2 O 3; В) RO 2; Г) R 2 O 5. 4. Атом элемента имеет сокращенную электронную конфигурацию … ns 2 np 2 (где n – номер периода). Формула водородного соединения этого элемента: А) RH 4; Б) RH 3; В) H 2 R ; Г) HR . 5. Общими формулами высшего оксида и гидроксида элемента, электронная конфигурация внешнего энергетического слоя которого…2 s 22 p 2. являются: А) RO 2, R ( OH )2; Б) RO 2, H 2 RO 3; В) RO 3, H 2 RO 4; Г) RO , R ( OH )2.

Слайд 29

6. Из аллотропных видоизменений углерода ( sp 3 гибридизация) наибольшую твердость проявляет: А) Уголь; Б) Графит; В) Алмаз; Г) Карбин. 7. Мягкий, sp 2 гибридизация, слоистая структура, большие расстояния и непрочные связи между слоями. Отметьте аллотропную модификацию углерода, соответствующую приведенным свойствам: А) Уголь; Б) Алмаз; В) Графит; Г) Карбин. 8. Адсорбция представляет собой: А) Процесс разложения вещества; Б) Процесс выделения адсорбируемых веществ; В) Химическое взаимодействие угля с газами; Г) Поглощение газов или растворенных веществ поверхностью твердого вещества. 9. Сортами аморфного углерода являются: А) Алмазы и бриллианты; Б) Каменный, бурый уголь; В) Древесный уголь, кокс и сажа. Г) Не знаю. 10. Назовите фамилию ученного - химика, который впервые разработал противогаз: А) Д.И. Менделеев; Б) Н.Д. Зелинский; В) Н.Н.Бекетов; Г) Генри Кавендиш.

Слайд 30

Задание на дом: Задание по учебнику 28 читать, упр. 1, 3 (устно), упр. 6, 7, 8 (письменно). Составить презентации « Знаменитые алмазы » и « Простой графитовый карандаш »



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81

Урок химии в 9  классе

Автор Ицкович Т.Я.  

учитель  химии

МБОУ ООШ №81

г.Краснодар

2013

: Цель урока:

1. Сформировать знания об особенностях строения атомов химических элементов подгруппы углерода, ознакомить учащихся с аллотропными видоизменениями углерода, явлением адсорбции; изучить химические свойства простых веществ, образовательных углеродом.

2. Развивать логическое мышление учащихся (умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи), монологическую речь.

3. Воспитывать ответственное отношение к работе,  организованность, интерес к предмету.

Реактивы и оборудование:  модели кристаллических решеток алмаза и графита, опорные конспекты «Подгруппа углерода», модель тетраэдра,уголь активированный, раствор лакмуса,  

Ход урока:

I. Организационный момент.

 II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Дидактическая задача. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению новых знаний.

 *Какие неметаллы нам предстоит изучить после ранее изученных неметаллов YI и Y групп.?

Постановка проблемы:*Как вы думаете, какие из неметаллов IY группы наиболее распространены в природе и имеют большое практическое значение? (углерод входит в состав всех живых организмов, кремний – важнейший элемент земной коры).

Формулировка темы урока, сообщение плана работы  :

1. Общая характеристика элементов IY группы главной подгруппы по положению в периодической системе химических элементов. Д.И. Менделеева.

2. Природа 4-х валентности углерода.

3. Аллотропные видоизменения углерода. Адсорбция.

4. Химические свойства простых веществ, образованных углеродом.

III. Изучение нового материала.

Дидактическая задача.  Формирование знаний об особенностях строения атомов элементов подгруппы углерода, о строении и свойствах простых веществ, образованных атомами углерода. Обучение учащихся  деятельности по изучению и овладению содержанием учебного материала.

Содержание деятельности.

1. Пользуясь периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева, дайте сравнительную характеристику химических элементов главной подгруппы IY группы, заполнив таблицу. 

2. Итак, мы охарактеризовали все химические элементы IY группы и теперь переходим к изучению углерода. Пользуясь учебником (стр.  ) изобразите схему строения атома углерода; охарактеризуйте формы электронных облаков: укажите число спаренных и неспаренных электронов на внешнем уровне.  

*Исходя из строения атома, предположите, сколько химических связей способен образовать атом углерода?

*Однако для углерода характерны и такие соединения, как СН4, СО2, в которых атом углерода образует 4 химических связи. В чем причина образования такого числа связей?(учащиеся отмечают возможность разъединения s-электронов внешнего уровня и изменения формы электронных облаков).

*Атом углерода переходит в возбужденное состояние, при этом происходит образование 4-х равноценных электронных облаков, ориентированных в пространстве под углом 109º 281 , что соответствует тетраэдрической структуре. (  тетраэдр).

Вывод: в нормальном состоянии атом углерода 2-х валентен при взаимодействии с атомами других элементов атомы углерода переходят в возбужденное состояние и образуют 4 химические связи.

3. Следующая наша задача: ознакомиться со строением и свойствами простых веществ, образовательных атомами углерода. Какие простые вещества образует элемент углерод?  

Демонстрация слайдов с изображением структур алмаза, графита, моделей соответствующих кристаллических решеток.

*Как вы думаете, будут ли отличаться по физическим свойствам алмаз и графит? Спрогнозируйте их свойства.

*Выскажите предположение об областях применения этих веществ (сообщение ученика: интересные факты об алмазе и графите – книга для чтения не неорганической химии, ч.2; информация о карбине).

Вывод: углероду свойственна аллотропия (алмаз, графит, карбин).

*Что такое сажа и уголь? (Отмечаю, что строение их напоминает строение графита, поэтому они – разновидности этой же аллотропной модификации углерода.

  Сообщение об адсорционных свойствах угля (во время его рассказа демонстрация опытов):

1) Обесцвечивание раствора лакмуса угольным порошком.

 . Итак, мы познакомились с аллотропными видоизменениями углерода, их строением и физическими свойствами и переходим к рассмотрению химических свойств углерода. Мы выяснили, что у атома углерода на внешнем уровне содержится 4 электрона. Спрогнозируйте, как будет вести себя атом углерода при взаимодействии с другими веществами. 

Составление опорного конспекта Химические свойства
углерода

*Запишите уравнения химических реакций, в которых он проявляет:

а. восстановительные свойства; б. окислительные свойства; составьте электронный баланс  (восстановитель – взаимодействие с кислородом, оксидом меди; окислитель – взаимодействие с водородом, кальцием).  

Вывод: Углерод в химических реакциях проявляет как восстановительные, так и окислительные свойства.

IV. Закрепление полученных знаний и умений.

Дидактическая задача. Закрепить знания и умения, полученные при изучении нового материала.

Содержание деятельности.

  *Закончить уравнение химической реакции: Fe2O3+C →

 Составить электронный баланс.

*Определить степень окисления углерода в соединениях: СН4; СО; НСОН; С2Н5ОН.

V. Проверка знаний и умений,  полученных на уроке.

Дидактическая задача.  Контроль за уровнем сформированности  знаний и умений по теме урока. Формирование навыка самоконтроля.

Содержание деятельности.

Самостоятельная работа.

Вариант – 1                                      

1. Составьте формулы соединений углерода с серой, магнием.                  

2. Закончите уравнения реакций. Составьте электронный баланс.

SnO + C →                            

Вариант – 2                                    

1. Составьте формулы соединений углерода с  хлором, алюминием;

2. Закончите уравнения реакций. Составьте электронный баланс.

PbO + C →

3. Дополнительное задание:

Составьте электронный баланс

C + HNO3 → CO2 + NO2 + H2O

Самопроверка

Выполнение тестового задания и проверка его.

Это интересно краткое сообщение о наиболее знаменитых камнях

VI Домашнее задание.

§28, 29.

Упражнение 7 (2), задача 1 стр. 92. Подготовить презентацию «Н.Д.Зелинский- изобретатель противогаза» Знаменитые алмазы» и

«Простой графитовый карандаш»

VII. Подведение итогов урока.

  1. Итог урока. Комментарии по решению задач урока. Оценка деятельности учащихся.
  2. (По ходу урока демонстрируется презентация «Общая характеристика подгруппы углерода. Строение атома углерода» приложение №1)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика подгруппы углерода. Углерод.

Создать условия для отработки навыков самостоятельного поиска и обработки информации из разных источников...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Методическая разработка урока химии по теме "Характеристика подгруппы углерода. Аллотропные видоизменения углерода"

Курсы неорганической и органической химии, направленные на формирование умений выделять связи и зависимости типа: состав → строение → свойства → область применения  представляют особенно широкие ...

Открытый урок по химии 9 класс "Углерод"

Углерод известен с глубокой древности. Древесный уголь служил для восстановления металлов из руд, алмаз - как драгоценный камень. Значительно позднее стали применять графит для изготовления тиглей и к...

Дистанционный урок по химии 9 класс "Оксиды углерода (II) и (IV)"

Цель: изучить с физическими и химическими свойствами оксидов углерода. Задачи:Образовательные: содействовать в ходе урока усвоению основных физических свойств оксидов углерода, химических свойств...

Урок по химии 9 класс "Решение экспериментальных задач по теме "Подгруппа кислорода"

Практическая работа по химии "Решение практических задач по теме "Подгруппа кислорода"...