Решение химических задач С2
материал для подготовки к егэ (гиа, химия, 11 класс) по теме

Погребняк Тамара Александровна

Разбор решения задач ЕГЭ части С

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_chasti_s2_distancionnyy_kurs.docx44.33 КБ

Предварительный просмотр:

Решение задач части С2

1. Смесь двух газов, не имеющих цвета и запаха А и Б пропустили при нагревании над катализатором, содержащим железо. Образующийся газ В пропустили в раствор бромоводородной кислоты, произошла реакция нейтрализации. Раствор выпарили и остаток нагрели с едким кали,                              в результате выделился бесцветный газ В с резким запахом. При сжигании газа В на воздухе образуются вода и газ А. Напишите уравнение описанных реакций.

Решение

Нейтрализовать раствор кислоты можно веществом, проявляющим основные  свойства. Так как при нагревании продукта реакции с едким кали выделился газ с резким запахом и газ, обладающий основными свойствами, то этот газ - аммиак  NH3. 

1 уравнение - синтез аммиака из азота и водорода;

2 уравнение - нейтрализация кислоты;

3 уравнение - качественная реакция на аммиак со щелочью;

4 уравнение - горение аммиака на воздухе, при этом выделяется азот

Газы - N2, H2 и NH3.    

1) N2 + 3H2 ↔ 2NH3

2) NH3 + HВr = NH4Br

3) NH4Br + КOH = КBr + H2O + NH3

4) 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6 H2O

2. Сернистый газ пропустим через раствор перекиси водорода. Выпарили воду и к остатку добавили магниевую стружку. Выделяющийся газ пропустили через раствор медного купороса. Выпавший осадок чёрного цвета отделили и подвергли обжигу. Напишите уравнение описанных реакций.

Решение

В сернистом газе степень окисления серы +4. Следовательно, он может быть и окислителем, и восстановителем. С сильным окислителем сера будет восстановителем и повысит степень окисления до +6 (т.е. образуется H2SO4) (1 уравнение).

После выпаривания H2O образуется концентрированная серная кислота, которая, взаимодействуя с Мg(активный металл) даст сероводород (2). Сульфат меди - II, реагируя с сероводородом, даст сульфид меди - осадок чёрного цвета (3). При обжиге сульфидов образуются оксид серы (IV) и оксид металла (4).

1) SO2 + H2O2 = H2SO4

2) 5H2SO4 конц. + 4Mg = 4MgSO4 + H2S↑ + 4H2O

3) H2S + CuSO4 = CuS↓ + H2SO4

4) 2CuS + 3O2 = 2CuO + 2SO2

        3. При обжиге некоторого минерала А, состоящего из 2-х элементов, образуется газ, имеющий резкий запах и обесцвечивающий бромную воду                      с образованием в растворе двух сильных кислот. При взаимодействии вещества Б, состоящего из тех же элементов, что и минерал А, но в другом соотношении, с концентрированной соляной кислотой выделяется газ                             с запахом «тухлых яиц». При взаимодействии газов друг с другом образуются простое вещество жёлтого цвета и вода. Напишите уравнения описанных реакций.

Решение

        Так как при действии на вещество Б соляной кислоты выделяется сероводород H2S (газ с запахом «тухлых яиц») (уравнение 3), то оба минерала являются сульфидами. В процессе производства серной кислоты изучается обжиг пирита FeS2  (1). SO2 – газ с резким запахом проявляет свойства восстановителя и реагируя с бромной водой даёт две кислоты: серную и бромоводородную (2). При взаимодействии сернистого газа (окислитель) и сероводорода (восстановитель) образуется сера - простое вещество жёлтого цвета (4).           

1) 4FeS2 + 11O2 = 2Fe2O3 + 8SO2

2) SO2 + Br2 + 2H2O = H2SO4 + 2HBr

3) FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S↑

4) SO2 + 2H2S = 3S↓ + 2H2O

4. Азотную кислоту нейтрализовали пищевой содой, раствор выпарили и остаток прокалили. Образовавшееся вещество внесли  в подкисленный серной кислотой раствор перманганата калия, при этом раствор обесцветился. Азотосодержащий продукт реакции поместили  в раствор едкого натра и добавили цинковую пыль, при этом выделился газ с резким характерным запахом. Напишите уравнения описанных реакций.

Решение

После нейтрализации раствора образуется нитрат натрия (1). Нитраты, образованные металлами, стоящими в ряду напряжения левее Mg, разлагаются с образованием нитритов и кислорода (2). Перманганат калия KMnO4, имеющий  розовую окраску, является сильным окислителем                          в кислой среде и окисляет натрий до нитрата NaN+5O3, сам восстанавливается до Mn+2    (бесцветного) (3).  При взаимодействии цинка с раствором щёлочи выделяется атомарный водород, который является очень сильным восстановителем, поэтому нитрат натрия NaN+5O3 восстанавливается                                 до аммиака N-3H3 (4).

1) HNO3 + NaHCO3 = NaNO3 + H2O + CO2

2) 2 NaNO3 = 2NaNO2 + O2

3) 5NaNO2 + 2KMnO4 + 3H2SO4 = 5NaNO3 + K2SO4 + 2MnSO4 + 3H2O

4) NaNO3 + 4Zn+ 7NaOH + 6H2O = NH3↑+4Na2 Zn(OH)4

5. Неизвестный металл сожгли в кислороде. Продукт реакции, взаимодействуя с углекислым газом, образует два вещества: твердое, которое взаимодействует с раствором соляной кислоты с выделением углекислого газа, и газообразное простое вещество, поддерживающее горение. Напишите уравнения описанных реакций.

Решение

Газ, поддерживающий горение - кислород (4). При сгорании металлов                    в кислороде могут образовываться оксиды и пероксиды. Оксиды дадут только одно вещество при взаимодействии с углекислым газом - соль карбонат, поэтому берем щелочной металл, натрий, который образует пероксид (1). При взаимодействии с углекислым газом образуется соль и выделяется кислород (2). Карбонат с кислотой даёт углекислый газ (3).

1) 2Na + O2 = Na2O2

2) 2Na2O2 + 2CO2 = 2Na2CO3 + O2

3) Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2

4) O2 +C = CO2.

6. Гидроксид трёхвалентного хрома обработали соляной кислотой.                В полученный раствор добавили поташ, выделившийся осадок отделили и внесли в концентрированный раствор едкого кали, в результате осадок растворился. После добавления избытка соляной кислоты был получен раствор зелёного цвета. Напишите уравнения описанных реакций.

Решение

Гидроксид хрома Сr(OH)3 - амфотерен. С соляной кислотой даст CrCl3 (1), соль образована слабым основанием и сильной кислотой, поэтому будет подвергаться гидролизу по катиону. Поташ - карбонат калия K2CO3 образован сильным основанием и слабой кислотой, подвергается гидролизу по аниону. Две соли взаимно усиливают гидролиз друг друга, поэтому гидролиз идёт до конца: до образования Cr(OH)3 и CO2 (2). Cr(OH)3                                    в избытке щелочи даёт гексагидроксохромит калия K3 Cr(OH)6 (3).                           При действии избытка сильной кислоты образуются две соли (4).

1) Cr(OH)3 + 3HCl = CrCl3 + 3H2O

2) CrCl3 + 3K2CO3 + 3H2O = 2Cr(OH)3↓  + 3CO2↑ + 6KCl

3) Cr(OH)3 + 3KOHконц. = K3   Cr(OH)6 

4) K3   Cr(OH)6   + 6HCl = CrCl3 + 3KCl + 6H2O.

        7. Продукт взаимодействия лития с водородом обработали водой. Выделившийся газ смешали с избытком кислорода и при нагревании пропустили над платиновым катализатором; образовавшаяся газовая смесь имела бурый цвет. Напишите уравнения описанных реакций.

Решение

        При взаимодействии азота и лития образуется нитрид лития (1), который разлагается водой с выделением аммиака (2). Аммиак окисляется кислородом в присутствии платинового катализатора до оксида азота (II), не имеющего цвета (3). Образование бурого газа NO2 из NO происходит самопроизвольно (4).

1) 6Li + N2 = 2Li3N

2) Li3N + 3H2O = 3LiOH + NH3

3) 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O

4) 2NO + O2 = 2NO2.

        8. Силицид магния обработали раствором хлороводородной кислоты и выделяющийся газ сожгли. Твёрдый продукт реакции смешали                                    с кальцинированной содой, смесь нагрели до плавления и выдержали некоторое время. После охлаждения продукт реакции (используется                          под названием «жидкое стекло») растворили в воде и обработали раствором серной кислоты. Напишите уравнения описных реакций.

Решение

        При взаимодействии силицида магния с соляной кислотой образуется газ силан (1). Он самовоспламеняется на воздухе, образуя оксид кремния (твёрдое вещество) и воду (2). При сплавлении оксида кремния со щёлочью или содой образуется силикат натрия («жидкое стекло») (3). Серная кислота, как более сильная, вытесняет слабую кремниевую кислоту из раствора, которая нерастворима в воде (4).

1) Mg2Si + 4HCl = 2MgCl2 + SiH4

2) 2SiH4 + 2O2 = SiO2 + 2H2O

3) SiO2 + Na2CO3 = Na2SiO3 + CO2

4) Na2SiO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2SiO3↓.

        9. При нагревании вещества оранжевого цвета оно разлагается; среди продуктов разложения - бесцветный газ и твёрдое вещество зелёного цвета. Выделившийся газ реагирует с литием даже при небольшом нагревании. Продукт последней реакции взаимодействует с водой, при этом выделяется газ с резким запахом, который может восстанавливать металлы, например медь, из их оксидов. Напишите уравнения описанных реакций.

Решение

        Газ с резким запахом, который сможет восстанавливать металлы из их оксидов (уравнение 4) - аммиак (уравнение 3). Вещество оранжевого цвета, которое разлагается с выделением азота (бесцветный газ) и образованием твёрдого вещества зелёного цвета Cr2O3 - дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 (уравнение 1), при взаимодействии нитрида лития с водой выделяется аммиак (3).

1) (NH4)2Cr2O7 =t  N2 + 4H2O + Cr2O3

2) N2 + 6Li = 2Li3N

3) Li3N + 3H2O = 3LiOH + NH3

4) 2NH3 + 3CuO = N2 + 3Cu + 3H2O.

        10. Неизвестное вещество красного цвета нагрели в хлоре и продукт реакции растворили  в воде. В полученный раствор добавили щёлочи, выпавший осадок голубого цвета отфильтровали и прокалили.                              При нагревании продукта прокаливания, который имеет чёрный цвет,                              с коксом было получено исходное вещество красного цвета. Напишите уравнения описанных реакций.

Решение

        Металл красного цвета - медь. При нагревании с хлором образуется хлорид меди-II СuСl2 (1). При добавлении к раствору щёлочи выпадает студенистый осадок голубого цвета Cu(OH)2 - гидроксид меди-II (2).                     При нагревании он разлагается на оксид меди-II чёрного цвета (3). При нагревании оксида с коксом (С) восстанавливается медь.

1) Cu + Cl2 = CuCl2

2) CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + 2NaCl

3) Cu(OH)2 = CuO + H2O

4) CuO + C = Cu + CO.

        11. Соль, полученную при взаимодействии оксида цинка с серной кислотой, прокалили при 800оС. Твёрдый продукт реакции обработан концентрированным раствором щёлочи и через полученный раствор пропустили углекислый газ. Напишите уравнения реакций описанных превращений.

Решение

        При взаимодействии оксида цинка с серной кислотой получается соль сульфат цинка ZnSO4 (1). При высоких температурах сульфаты многих металлов разлагаются с образованием оксида металла, сернистого газа и кислорода (2). Оксид цинка амфотерен, поэтому взаимодействует                               со щёлочью, образуя тетрагидроксоцинкат натрия Na2 Zn(OH)4  (3). При пропускании в воду углекислого газа образуется угольная кислота, которая разрушает комплекс, и образуется осадок гидроксида цинка (4).

1) ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O

2) 2ZnSO4 = 2ZnO + SO2↑ + O2

3) ZnO + 2NaOH + H2O = Na2  Zn(OH)4

4) Na2 Zn(OH)4 + CO2 = Na2CO3 + Zn(OH)2↓ + H2O.

        12. В раствор нитрата ртути-II добавили медную стружку. Раствор профильтровали и фильтрат по каплям приливали к раствору, содержащему едкий натр и гидроксид аммония. При этом наблюдали кратковременное образование осадка, который растворялся с образованием раствора ярко-синего цвета. При добавлении в полученный раствор избытка раствора серной кислоты происходило изменение цвета. Напишите уравнение описанных реакций.

Решение

        Медь стоит в ряду напряжений металлов левее ртути, поэтому вытесняет её из раствора соли (1). При добавлении к щёлочи раствора нитрата меди-II образуется нерастворимый гидроксид меди-II Cu(OH)2 (2), который растворяется в избытке аммиака, образуя комплексное соединение ярко-синего цвета   Сu(NH3)4  (OH)2 (3). При добавлении серной кислоты оно разрушается, и раствор приобретает голубую окраску (4).

1) Hg(NO3)2 + Cu = Ng + Cu(NO3)2

2) Cu(NO3)2 + 2KOH = Cu(OH)2↓ + 2KNO3

3) Cu(OH)2 + 4NH4OH = Cu(NH3)4 (OH)2 + 4H2O

4) Cu(NH3)4 (OH)2 + 5H2SO4 = CuSO4 + 4NH4HSO4 + 2H2O  

бразуется кислая соль, т.к. избыток кислоты.

        13. Красный фосфор сожгли в атмосфере хлора и к продукту реакции добавили несколько капель воды. Выделяющееся вещество растворили в избытке воды, в полученный раствор добавили железный порошок, и газообразный продукт реакции пропустили над нагретой, окисленной                        до оксида двухвалентной меди, медной пластинкой. Напишите уравнения реакций описанных превращений.

Решение

        При горении фосфора в избытке хлора образуется хлорид фосфора-V PCl5 (1). При гидролизе небольшим количеством воды выделяется хлороводород и образуется метафосфорная кислота (2). Железо вытесняет водород из растворов кислот (3). Водород восстанавливает металлы из их оксидов (4).

1) 2P + 5Cl2 = 2PCl5

2) PCl5 + 3H2O = HPO3 + 5HCl↑

3) Fe + 2HCl = FeCl2 + H2

4) CuO + H2 =t  Cu + H2O.

        14. Вещество, полученное при нагревании железной окалины                              в атмосфере водорода, внесли в горячую концентрированную серную кислоту и нагрели. Полученный раствор выпарили, остаток растворили                        в воде и обработали раствором хлорида бария. Раствор профильтровали и                     в фильтрат внесли медную пластинку, которая через некоторое время растворилась. Напишите уравнения описанных реакций.

Решение

        При нагревании оксидов металлов, в частности железной окалины Fe3O4, с водородом происходит восстановление металлов (1). Железо не реагирует с концентрированной серной кислотой при нормальных условиях, но при нагревании - растворяется (2). Сульфат железа-III с хлоридом бария образует осадок сульфата бария (30. Хлорид железа-III проявляет свойства окислителя и растворяет медь (4).

1) Fe3O4 + 8H2 = 3Fe + 4H2O

2) 2Fe + 6H2SO4конц.(гор.) = Fe2(SO4)3 + 3SO2↑ + 6H2O

3) Fe2(SO4)3 + 3BaCl2 = 3BaSO4↓ + 2FeCl3

4) 2FeCl3 + Cu = 2FeCl2 + CuCl2.

15.        Негашеную известь прокалили с избытком кокса. Продукт реакции после обработки водой используется для поглощения сернистого и углекислого газов. Напишите уравнения описанных реакций.

Решение

        Прокаливание негашеной извести с коксом - промышленный способ получения карбида кальция (1). При гидролизе карбида кальция выделяется ацетилен и образуется гидроксид кальция (2), который может реагировать                    с кислотными оксидами (3, 4).

1) CaO + 3C = CaC2 + CO↑

2) CaC2 + 2H2O = Ca(OH)2↓ + C2H2

3) Ca(OH)2 + SO2 = CaSO3↓ + H2O

4) Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O.

        16. Над поверхностью налитого в колбу раствора едкого натра пропускали электрические разряды, при этом воздух в колбе окрашивался                   в бурый цвет, который исчезал через некоторое время. Полученный раствор осторожно выпарили и установили, что твёрдый остаток представляят собой смесь двух солей. При нагревании этой смеси выделяется газ и остаётся единственное вещество. Напишите уравнения описанных реакций.

Решение

        При электрических разрядах азот вступает в реакцию с кислородом                     с образованием бесцветного газа оксида азота (1), который самопроизвольно быстро окисляется  кислородом воздуха до оксида азота-IV бурого цвета (2). Оксид азота-IV, растворяясь в щелочи, образует две соли - нитрат и нитрит, т.к. является ангидридом двух кислот (3). При нагревании нитрат разлагается с образованием нитрита и выделением кислорода (4).

1) N2 + O2 = 2NO

2) 2NO + О2 = 2NO2

3) 2NO2 + 2NaOH = NaNO3 + NaNO2  + H2О

4) 2NaNO3 = 2NaNO2 + O2↑.

        17. К пиролюзиту осторожно прибавили раствор соляной кислоты. Выделяющийся газ пропустили в химический стакан, наполовину наполненный холодным раствором едкого кали. После окончания реакции стакан накрыли картонкой и оставили на свету; через некоторое время внесли тлеющую лучинку, которая ярко вспыхнула. Напишите уравнения описанных реакций.

Решение

        Взаимодействие соляной кислоты с пиролюзитом MnO2 - лабораторный способ получения хлора (1). Хлор в холодном растворе гидроксида калия даёт две соли хлорид и гипохлорит калия (2). Гипохлорит - неустойчивое вещество и при освещении разлагается с выделением кислорода (3), образование которого доказывают с помощью вспыхнувшей лучинки (4).

1) MnO2 + 4HCl = Cl2↑ + MnCl2 + 2H2O

2) Cl2 + 2KOH = KCl + KClO + H2O

3) 2KClO = 2KCl + O2

4) C + O2 = CO2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных умений обучающихся в процессе решения химических задач на уроках химии.

Модернизация процесса обучения химии коснулась переработки содержания химического образования. Это в свою очередь отразилось в поиске новых форм и методов обучения. В настоящее время необходима ...

Программа элективного курса "Решение химических задач"

Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 11 классе естественнонаучного профиля. Цель - обощение знаний при изучении химических дисциплин....

"Решение химических задач"элективный курс.

Материал может быть использован при обучении учащихся основной школы решению задач по химии....

Обучение решению химических задач.

Данный материал можно использовать при формировании навыков решения задач по химическим уравнениям.  Таблица алгоритма используется для составления плана решения задачи.Далее  решение провод...

Программа элективного курса: «Решение химических задач». в 11 классе (1 час через неделю, всего 17 часов)

Элективный курс предназначен  для учащихся 11 классов, проявляющих повышенный интерес к изучению химии, имеющих хорошие базовые знания общей, органической и неорганической   химии. А также д...