Главные вкладки

    Методические требования к решению химических задач
    учебно-методический материал (химия) по теме

    Мокроусова Наталья Викторовна

    прочитайте это важно

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методические требования к решению химических задач

    Решение химических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки химии. Включение задач в учебный процесс позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения: 1) обеспечение самостоятельности и активности учащихся; 2) достижение прочности знаний и умений; 3) осуществление связи обучения с жизнью.

    Формирование умений решать задачи является одним из компонентов обучения химии. В процессе решения задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатывается смекалка в использовании имеющихся знаний. Задачи, включающие определенные химические ситуации , становятся стимулом самостоятельной работы учащихся над учебным материалом.

    Решение задач является одним из звеньев в прочном усвоении учебного материала еще и потому, что  формирование теорий и законов, запоминание правил, формул, составление химических уравнений происходит в действии.

    У учащихся в процессе решения задач воспитываются трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство  ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе решения задач реализуют межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся.

    В ходе решения задач идет сложная мыслительная деятельность учащихся, которая определяет развитие как содержательной стороны мышления (знаний), так и действительной (операции, действия).

    Знания, используемые при решении задач, можно подразделить на два рода: знания, которые ученик приобретает при разборке текста задачи и знания, без привлечения которых процесс решения невозможен. Сюда входят различные определения, знание основных теорий и законов, разнообразные химические понятия, физические и химические свойства веществ, формулы соединений, уравнения химических реакций, молярные массы веществ.

    Значительна роль задач в организации поисковых ситуаций, необходимых при проблемном обучении, а также в осуществлении процесса проверки знаний учащихся и при закреплении полученного на уроке учебного материала.

    Число предлагаемых задач должно быть достаточным для образования прочного навыка, но не излишним, так как при этом теряется интерес. Однако, учитывая индивидуальные особенности учащихся, число задач для разных учеников может колебаться.

    Задачи одного  и того же типа, включаемые учителем в систему, не должны быть однообразными по содержанию (с заменой только цифр и названий веществ), так как это непременно приведет к их механическому решению и создаст иллюзию существующего навыка.

    Процесс обучения решению задач проходит в нормальной обстановке и достигает удовлетворительных результатов при соблюдении ряда методических принципов: 1) первоначально учитель решает задачу сам и продумывает методику разбора задачи; 2) учащиеся должны постоянно видеть текст задачи; 3) учащиеся должны проявлять  самостоятельность, решая задачи; 4) Учащимся следует проводить самоанализ, контролируя решения задачи; 5) учитель должен систематически включать решение задач в процесс обучения химии. Каждая задача, намеченная учителем для решения на уроке или дома, должна быть предварительно решена им самим, при этом должна быть четко рассмотрена химическая сторона задачи и должны быть выбраны 2-3 рациональных способа решения.

    Существенное внимание следует уделить тому, чтобы текст задачи был перед глазами учащихся на протяжении почти всего хода решения. На практике это  можно осуществить, имея достаточное число задачников в кабинете химии; используя предварительную запись текста на переносной или закрывающейся части доски.

    С этой целью проводят запись условия задачи, четко выделяя данные и искомые величины. Недопустимой тратой времени урока является запись текста задачи учащимися под диктовку учителя, ведь за это время можно рассмотреть несколько способов решения задачи.

    При решении задач следует оптимально сочетать регламентированные и самостоятельные усилия учащихся.

    Для развития творческой активности учащихся, осознанного подхода к процессу решения задачи необходимо формировать умение постоянно учиться в процессе работы с задачами.

    Необходимо направлять учащихся к самостоятельному анализу хода решения учителю следует не только постановкой вопросов, которые указаны выше, но и введением защиты учащимися предложенного способа решения перед классом, организацией коротких взаимопроверок ученика учеником.  



    Предварительный просмотр:

    Игра как средство развития школьников  на уроках химии.

    Мы прекрасно знаем, что играть любят не только дети, но и взрослые. Главная задача моей работы - показать возможности игровой познавательной деятельности, пути эффективного игрового потенциала, т.е. сделать игру средством общего развития  и нравственного совершенствования школьников. На моих уроках почетное место занимает игра. Включая в уроки игровые моменты, можно заинтересовать даже самых пассивных, самых равнодушных школьников, привлечь их внимание, казалось бы, к  сухому и мало интересному материалу.

    В игре важно предусмотреть:

    1. возраст;
    2. отношение к учению и игре;
    3. уровень подготовленности детей;
    4. склонности и способности;
    5. динамику игровых интересов.

    По характеру деятельности участников игры подразделяются на следующие виды:

    1. спортивные;
    2. игры-забавы;
    3. интеллектуальные деловые;
    4. военные;
    5. игровые праздники;
    6. познавательные.

    Познавательнее игры - это педагогически организованные, не утратившие естественного воспитательного потенциала игры, обеспечивающие одновременное приобретение, усвоение и передачу знаний и способов деятельности в условиях сотрудничества и диалога. В результате игровой деятельности школьник хочет показать свои знания, получить интерес и радость. Игра используется для решения комплексных задач усвоения и закрепления нового учебного материала, развитие творческих способностей школьников, формирования у них общеучебных умений.

    Заключение;

    Использование познавательных игр для активизации учебной деятельности школьников оживляет процесс обучения, углубляет процесс познания, проявляется личностное отношение к тому или иному вопросу. Задача учителя – наполнить игру дидактическим смыслом. Стратегическая цель игры – направленность на творчество, проявление инициативы, самостоятельность в решении познавательных задач, налаживание сотрудничества с одноклассниками – играющими партнерами; распределение ролей, согласование  действии, установление деловых контактов, умение разрешать конфликты, быть терпимыми и доброжелательными.

    Игра «Компетентность»

    Участники:

    Конкуренты – 2 команды учащихся;

    Наниматели – группа учащихся, определяющих победителей. Победителя принимают на работу.

    Арбитр – учитель, решающий спорные вопросы.

    До игры:

    Учитель знакомит со схемой игры. Формируются команды, определяется состав фирмы – нанимателя.

    Во время игры:

    Учители задает тему.

    Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по теме. Тип заданий регламентируются учителем.

    Например, 2 репродуктивных вопроса, 1 творческое, 2 задачи.

    Команды поочередно дают задания друг другу. Выполняют. Если не справляются, то должна ответить задающая команда. Фирма – нанимателя оценивает по пятибалльной системе каждое задание и по десятибалльной – ответ.

    Наниматели совещаются и решают, кто принят на работу. Пока они совещаются, учитель делает краткий обзор, обращает внимание на ошибки, делает выводы.

    Остальное ученики – болельщики – могут задавать вопросы соперникам, заработать несколько баллов  для своих, если нет ответа. Команда может пользоваться помощью болельщиков.  

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие интеллектуальных умений обучающихся в процессе решения химических задач на уроках химии.

    Модернизация процесса обучения химии коснулась переработки содержания химического образования. Это в свою очередь отразилось в поиске новых форм и методов обучения. В настоящее время необходима ...

    Программа элективного курса "Решение химических задач"

    Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 11 классе естественнонаучного профиля. Цель - обощение знаний при изучении химических дисциплин....

    Решение химических задач С2

    Разбор решения задач ЕГЭ части С...

    "Решение химических задач"элективный курс.

    Материал может быть использован при обучении учащихся основной школы решению задач по химии....

    Обучение решению химических задач.

    Данный материал можно использовать при формировании навыков решения задач по химическим уравнениям.  Таблица алгоритма используется для составления плана решения задачи.Далее  решение провод...

    «Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»

    Решение задач по физике – необходимый  элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...

    Методическая разработка "Решение химических задач математическим способом"

    В данном пособии приводятся примеры решения химических задач математическим способом по темам «Растворы» и «Смеси». В каждой теме приведены необходимые теоретические сведения и показаны два способа ре...