урок химии "Степень окисления"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Якименко Светлана Ивановна

Урок химии в 8 классе по программе Новошинского И.И. . Урок с использованием элементов критического мышления и проблемного изучения материала . Урок сопровождается презентацией , учитель применяет технологию составления синквейна . Материал на каждом этапе урока закрепляется дифференцированно . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stepen_okisleniyadokument_microsoft_word.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Степень окисления».

Цель: На основе знаний о химической связи и электронном строении атомов химических элементов выяснить, каким образом составляются формулы веществ.

Задачи:

 Познакомить учащихся с понятием «Степень окисления», её значением.

Развивать умение составлять формулы, зная степени окисления.

Воспитывать умение работать в группах самостоятельно.

Методы: частично-поисковый и репродуктивный.

Форма урока: урок-практикум.

Методические приёмы: беседа с учащимися, работа с учебником, работа с рабочими картами, таблицей Менделеева.

Оборудование: таблица Д.И. Менделеева, учебник  «Химия» 8 класс, И.И. Новошинский  рабочие карты., проектор

Ход урока

1. Организационный момент

Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

5 мин.

1. Организационный момент

Мотивация учащихся на деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

 

Интрига урока

 

 

 

 

 

Приветствие.

Притча Сократа:

«Три человека тащат тяжёлые камни в город. Пот катится со всех трёх.

Одного спросили:

– Что ты делаешь?

– Тащу эту проклятую ношу.

Второго спросили:

– Что ты делаешь?

– Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос улыбнулся:

– Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им!»

Вывод: Труд имеет значимость для каждого из нас. С помощью трудовой, сознательной деятельности каждый человек создаёт для себя и для людей блага.

Я хочу вас спросить: «А зачем вы пришли ко мне на урок?»

Учитель говорит о том, что дети приходят на занятия по химии, чтобы сделать открытия, чтобы узнать что то новое.

Учитель рассказывает о том, что когда то и он, будучи учеником, открыл для себя химические формулы.

Сейчас он знает их много, но ему не надо их заучивать.

Для того, чтобы написать формулу вещества, достаточно знать всего лишь одно химическое понятие «Степень окисления».

Слайд 1.  Учитель объявляет тему урока.

Чтобы удивить учащихся своими знаниями учитель предлагает написать  вместе с ним формулы веществ.


Учитель вносит на урок таинственный короб «Что?» ,«Где»?, «Когда»?и предлагает детям подумать: «Что в этом коробе?»

Там находится то, что связано с нашей темой урока.

Так что же в сундучке???

Учитель предлагает ответить на этот вопрос в конце урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






Учащиеся записывают тему урока в тетради.,

формулы веществ.

 

 Учащиеся пытаются догадаться, что же находится в сундучке.

 

 

 

 

 

25 мин.

2. Актуализация знаний.

3. Объяснение нового материала

Слайд 2.

Цель нашего занятия разобраться, что такое степень окисления и научиться её находить


Слайд 3.

Запишите схему образования связи

Какой вид связи в предложенном веществе?

Нитрид магния - бинарное соединение, т.к. состоит из двух элементов.

На первом месте всегда пишут элемент, у которого отобрали электроны, т.е. "+", на втором " - ", который принимает электроны


Следовательно :


Слайд 4. Степень окисления - это условный заряд атомов химических элементов в соединении.

Слайд 5.

Рассмотрим правила определения С.О.

С.о. атомов в простых веществах = 0

С.о. фтора = -1

С.о. кислорода = -2 (кроме Н2О2-1, O+2F2)

С.о. водорода = +1 (кроме МеН-1)

С.о.Ме I, II, III групп = номеру группы

С.о неМе "+" = номеру группы

С.о. неМе "-" = 8 - номер группы

Слайд 6. (практическое определение с.о.) 



Слайд 7. Некоторые элементы имеют постоянную степень окисления, а некоторые переменную

У элементов с переменной с.о. различают max,  min  и промежуточную с.о.

Положительная "+" =числу отданных электронов. max,с.о. =номеру группы

Отрицательная "-" = числу принятых электронов. min с.о.= 8 - номер группы

Нулевое значение с.о. имеют атомы в молекулах с неполярной связью

Слайд 8.

Максимальная +6  SO3

Минимальная -2   H2S

Сера может проявлять с.о. 0,+2,+4 - это промежуточные с.о.

Слайд 9. Попробуем определить с.о. серы .

Доказать многообразие степеней окисления серы позволит нам  строение атома серы в стационарном , возбужденном и сильно возбужденном состоянии.

Слайд 10. Демонстрирую слайд с многообразием степеней окисления атома азота. ( предлагаю  в тетради расписать механизм образования  вышеуказанных степеней окисления атома азота- задание на дом)


Слайд 11. С/р на 3-5  минуты . Определить степень окисления предложенных веществ.

(учитель выставляет в журнал оценки- «первые плоды» по желанию ребят).

( выявляю пробелы )

Слайд 12. ( в режиме опережающего обучения демонстрирую навык составления формулы бинарного соединения )

Слайд 13 . предлагаю ребятам составить формулы веществ

Слайд 14 -18( тест) 

 





Учащиеся вспоминают ,  как происходит образование веществ:

атомы соединяются, образуется химическая связь, при этом они либо отдают электроны, либо их принимают.

 Учащиеся записывают определение степени окисления

записывают правила в тетрадь







1 пример записывают в тетрадь

Учащиеся записывают всю информацию со слайда в тетрадь


















В тетрадь учащиеся записывают все возможные степени окисления азота

На полях тетради учащиеся отмечают     

  д/ з

  Учащиеся  сразу же методом взаимопроверки  оценивают друг друга .




Работа по желанию у доски и в тетрадях

10 мин

 4. Закрепление полученных знаний

Учитель рассаживает учащихся по группам  Письменная работа по карточкам

1 группа: Эрудиты.

 ( III  вариант) сильные учащиеся, которые могут самостоятельно работать без подсказки учителя и без учебника.( только с карточками и слайдом)

2 группа: Мыслители.

( II вариант) Они работают с учебником, со слайдами

3 группа : Деятели.

( I вариант) Они работают с учебником и учителем.




 

 

 

 Учащиеся рассаживаются по группам (личностно-ориентированная технология преподавания, с учётом дифференциации)

 

 Учащиеся самостоятельно

работают в группах.

Учащиеся выполняют задание на оценку.(в  тетрадях для самостоятельных работ) Сдают после выполнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Учитель предлагает учащимся ответить на поставленный вопрос в начале урока:

«Что вам дарит наука Химия, ведь ради этого эту науку не только надо уважать, но и изучать её и, даже любить»

Что находится в коробе?

 Учитель задаёт вопрос: «Так как же сегодняшняя тема «Степень окисления» связана с  продуктами из сундучка?»

 Нацеливание на последующий урок

Учитель и учащиеся делают вывод: «Зачем нам нужно составлять и  знать формулы веществ?»

(Они показывают состав вещества)










Дети достают из короба (крем, лампочка, мыло, стеклянный стакан, карандаш, яблоко, конфеты, духи, расчёска пластмассовая, и т.д)

Ответ учашихся:  (Эти продукты ценны тем, что содержат вещества, ради которых мы их употребляем, а вещества имеют формулу, по формуле можно определить  состав вещества, а значит и ценность продукта).

Вывод: всё взаимосвязано в природе: Учащиеся находят взаимосвязь понятий: атом – степень окисления – формула вещества – вещество

2 мин.

5. Домашнее задание.




Учитель комментирует дом. задание

Слайд 19

Параграф 20 упр. 2,4 стр.68,  доказать многообразие степеней окисления атома азота.

Дети записывают дом. задание,)


3 мин

6. Рефлексия 

 Слайд 20 Составление синквейна  «Степень окисления» ( технология критического мышления).


Учитель  завершает урок словами М.В.Ломоносова:

«Испытание  натуры трудно, но приятно, полезно и свято»

Учитель обращает внимание на то, как трудно делать какие либо открытия, но это действительно интересно, приятно, свято, т.к ваши открытия – это ваши победы, а из этих маленьких побед складывается ваша самооценка: вы научитесь ценить себя, своих друзей, своего учителя.

Подведение итогов

Всем, кто работал ,поставить оценки

Урок окончен.





Учащиеся делают вывод, что всё человеку даётся не зря – для чего-то и во имя чего-то.

 

 

 

 

 

                                                                                                                       

                                                                                                             

                                                                                                                     

 Приложение 1

Домашнее задание № 1

1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку – правильно вы сделали или нет.

CaO    H2S    SO2   Cu2O    NaCL

2. Какая формула правильна:

ALCL3     ALCL2       ALCL

3. Вам дано вещество, состоящее из атомов H2SO4.

 Задание.

Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе. Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.

Составьте уравнение с одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления к 0.

Домашнее задание № 2

1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку – правильно вы сделали или нет.

 ZnO    K2S    SO3   Cu O    KCL

 2. Какая формула правильна:

 CaCL3     CaCL2       CaCL

 3. Вам дано вещество, состоящее из атомов H N O3.

Задание.

 Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе.: Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.

 Составьте уравнение с  одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления  к 0.

Домашнее задание № 3

1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку – правильно вы сделали или нет.

CaO    Na2S    SO2   P2O5    FeCL3

2. Какая формула правильна:

 K2O        KO2           KO

3. Вам дано вещество, состоящее из атомов H2 S O3.

 Задание.

 Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе. Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.

Составьте уравнение с  одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления  к 0.

Домашнее задание № 4

1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку – правильно вы сделали или нет.

ZnO    CH4     SO2    Cu O    KCL

2. Какая формула правильна:

 CaO     CaO2        Ca2O

 3. Вам дано вещество, состоящее из атомов    Na N O3.

 Задание.

 Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе. Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.

 Составьте уравнение с одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления  к 0.

Алгоритм оценки:

Если выполнены правильно все 3 задания – оценка «5»,

Если выполнены правильно 2 задания – оценка «4»,

Если выполнено 1 задание – оценка «3».

         

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Степень окисления. составление формул бинарных соединений" 8 класс

составление формул по степени окисления, название бинарных соединений...

Презентация к уроку "Степень окисления"

Изучение темы "Степеньокисления" по химии в 8 классе сопряжено с определенными трудностями, связанными прежде всего с абстрактностью данного материала, невозможность увидеть изучаемое. Поэтому презент...

Тема урока: "Степень окисления", 8 класс

Данный материал может быть использован при изучении темы "Степень окисления" в 8-х классах....

Разработка урока "Степень окисления" 8 класс

Материал состоит из презентации Power Point "Степень окисления" (26 слайдов), технологической карты урока с применением алгоритмизированного метода проведения урока, дидактического материала...

Степень окисления. Алгоритм определения степени окисления.

Степень окисления. Алгоритм определения степени окисления....

Тема урока: Степень окисления элементов

Цели урока(слайд №2)1.Образовательные :Сформулировать понятие о степени окисления. Научить определять степени окисления элементов(СО) по формуле вещества. Научить составлять формулы бинарных соединени...