Разработка урока "Степень окисления" 8 класс
презентация к уроку по химии (8 класс) на тему

Борисов Дмитрий Васильевич

Материал состоит из презентации Power Point "Степень окисления" (26 слайдов), технологической карты урока с применением алгоритмизированного метода проведения урока, дидактического материала к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon winrar_zip_archive_2.zip2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме «Степень окисления».

Автор: Борисов Дмитрий Васильевич, учитель химии КОУ "Специальная учебно-воспитательная  школа №1" г. Сургута.

Технологическая карта урока химии в 8А классе по теме "Степень окисления" раздела программы "Соединения химических элементов".

Технологическая карта урока химии

Название предмета  

Химия

Тема

Степень окисления

Класс

Тип урока

Урок комплексного применения знаний

Форма организации

Урок с применением метода алгоритмизированного обучения

Технология

Алгоритмическая деятельность

Цель урока

Рассмотреть понятие «степень окисления» атомов химических элементов в соединениях, отличие понятия «степень окисления» и «валентность»; научиться определять степени окисления атомов химических элементов в соединениях на основе их формулы; научиться составлять  формулы химических соединений на основе степеней окисления атомов, входящих в эти соединения. 

Планируемые результаты:

предметные

метапредметные

личностные

  • Знание понятия «степень окисления»;
  • Умение определять степени окисления атомов химических элементов в соединениях на основе их формулы;
  • Умение составлять  формулы химических соединений на основе степеней атомов,  входящих в эти соединения;
  • Умение различать понятия «степень окисления» и «валентность».

  • Умение планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
  • Умение выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;
  • Взаимодействие, ориентация на партнера, сотрудничество и кооперация;
  • Конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля.
  • Освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
  • Развитие познавательного интереса, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, умений действовать самостоятельно и в группе;
  • Развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости.

Место проведения

кабинет химии

Время урока

40 минут

Наглядность (при необходимости)

Видеоролик "Определение степени окисления в оксидах", видеоролик "Определение степени окисления flv", презентация, выполненная в программе «Power Point».

Оборудование

Учебник химии 8 класса, автор –  О.С. Габриелян; дидактический материал (карты с формулами бинарных соединений для определения степени окисления атомов элементов; конверты с заданиями по составлению формул бинарных соединений на основе степеней окисления элементов, входящих в эти соединения);  мультимедийный комплекс – ММК (интерактивная доска, видеопроектор, компьютер); классная доска.

Материалы для практической работы

Учитель

 Борисов Дмитрий Васильевич

Часть урока

Технология проведения

Содержание и ход урока

Дозировка, мин

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

1. Самоопределение к деятельности. Формулирование темы урока, цели урока.

Создаёт ситуацию для самоопределения обучающихся и принятия ими цели урока (на классной доске прописаны ключевые слова и словосочетания: степень окисления, присоединение электронов, отдача электронов, валентность, ионы, бинарные соединения).

- Здравствуйте, ребята!

Монолог учителя: (сообщает тему урока, параллельно проецируется картинка - слайд 2 мультимедийной презентации, интерактивная доска ММК)  «Сегодня мы в конце нашего урока должны достигнуть следующую цель: рассмотреть понятие «степень окисления» атомов химических элементов в соединениях, отличие понятия «степень окисления» и «валентность»; научиться определять степени окисления атомов химических элементов в соединениях на основе их формулы; научиться составлять  формулы химических соединений на основе степеней окисления атомов, входящих в эти соединения.

Проявление интереса к материалу изучения (просмотр слайда презентации).

2

Проявление положительного отношения к учебной деятельности, формирование мотивации к учению. (Личностные

УУД).

2.
Актуализация ранее изученного материала.

Актуализация ранее изученного материала (анализ логически-опорных анимационных схем: интерактивная доска ММК, слайды №3-5).

В процессе анализа учащиеся вспоминают условия возникновения ионной и ковалентной полярной химической связи.

4

Использовать имеющиеся знания и опыт; умения.

Формированиецелей-мотивов учебной деятельности. (Регулятивные УУД).

Основная часть

3. Фронтальная деятельность.

Учитель предлагает учащимся поработать с источником информации - учебником и найти  и прочесть определение понятия "степень окисления" (интерактивная доска ММК, слайд №7) .
Учитель обращает внимание учащихся на слайд №8, просит внимательно его рассмотреть и проанализировать представленную на слайде информацию. Задает наводящие вопросы: "Есть ли какая-то закономерность в увеличении степеней окисления металлических химических элементов в представленных соединениях? Видите ли вы взаимосвязь численного значения степеней окисления этих элементов с их положением в Периодической системе?"

Ребята, подумайте, почему у атомов неметаллических химических элементов главных подгрупп IV - VII групп в соединениях с металлами, происходит увеличение степени окисления на единицу с "-4" до "-1"? (интерактивная доска ММК, слайд №9).
Если учащиеся самостоятельно не пришли к верному выводу, учитель обращает их внимание на слайд №10 с изображением электронно-графической формулы атома углерода и показывает, что до восьми электронного октета внешнего энергетического уровня атому углерода не хватает 4 электронов.
На экран выводится 2 часть текста слайда №10 "Правило определения степеней окисления атомов неметаллов IVA - VIIA групп в соединениях с металлами". Демонстрируется Периодическая система (
интерактивная доска ММК, слайд №11), учитель еще раз обращает внимание на положение атомов углерода, азота, фосфора и кислорода в Периодической системе. Показывает нахождение числового значения степени окисления атома углерода (интерактивная доска ММК, слайд №12).

Учащиеся знакомятся с определением понятия "степень окисления".

Учащиеся вспоминают материал Раздела I "Атомы химических элементов" - изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов и приходят к выводу о взаимосвязи численного значения степеней окисления металлических химических элементов главных подгрупп I - IV групп с номером группы и с количеством электронов внешнего энергетического уровня.
Учащиеся предлагают разные варианты ответов, среди которых может быть правильный ответ: "Атомам неметаллических химических элементов IVА - VIIA групп до полного завершения внешнего энергетического уровня не хватает от 4 до 1 электрона соответственно".

Учащиеся, ориентируясь на правило, определяют степень окисления атома углерода в соединениях с металлами (интерактивная доска ММК, слайд №10).

5

Осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме.

Пользоваться накопленными знаниями; ориентироваться в своей системе знаний:

находить закономерности (Познавательные УУД).

Использовать имеющиеся знания и опыт (Регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. (Коммуникативные УУД).

4.
Групповая деятельность.

Учитель просит учеников изучить материал слайда №13 "Алгоритм определения степени окисления по химической формуле" и, разбив класс на 2 (или большее количество) команды - "Теоретики" и "Практики", проводит спортивную пятиминутку по определению степеней окисления атомов химических элементов в соединениях с опорой на слайд №13.

Групповая работа учащихся с дидактическим материалом - картами с формулами бинарных соединений (по 6 карт на группу). Учащиеся с опорой на полученные знания определяют степени окисления  и вписывают их значения в пустых окнах над символами химических элементов.

6

Формировать умение учебного сотрудничества и коллективного обсуждения проблем, предположений (Коммуникативные УУД).
Осознание трудностей и стремление  к их преодолению (Личностные УУД).

5.
Представление командами результатов работы.

Учитель организует проверку выполнения группового задания, совместно с учащимися анализирует представленную информацию, в случае необходимости вносит корректировки (интерактивная доска ММК, слайд №14-16).

Учащиеся совместно с учителем анализируют результаты своей деятельности.

4

Формирование навыков своевременного предотвращения или обнаружения уже совершенных ошибок (Регулятивные УУД - самоконтроля и самооценки). 

6.
Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.

Учитель обращает внимание учащихся на алгоритм составления формул бинарных соединений по степени окисления атомов химических элементов (интерактивная доска ММК, слайд №17,18) и организует индивидуальную работу учащихся по определению индексов в формулах бинарных соединений (интерактивная доска ММК, слайд №19).

Учащиеся получают конверты с заданиями по составлению формул бинарных соединений на основе степеней окисления элементов, входящих в эти соединения.

5

Использовать знаково-символические средства, формировать умения и навыки отбора необходимой информации (Познавательные УУД).
Пользоваться накопленными знаниями; ориентироваться в своей системе знаний:

находить закономерности, делать выводы (Познавательные УУД).

7.
Самопроверка.

Хорошо, ребята. Сейчас вы проведете самопроверку выполненного вами задания и выставите в своих картах с формулами бинарных соединений  оценки по принципу: составление 5 формул верно – 5баллов, 4 формул – 4 балла и т.д. (интерактивная доска ММК, слайд №20).

Учащиеся выполняют самопроверку и оценивают свою деятельность.

2

Формирование навыков своевременного предотвращения или обнаружения уже совершенных ошибок (Регулятивные УУД - самоконтроля и самооценки). 

8.
Фронтальная деятельность.

Монолог учителя: «Ребята, обратите свое внимание на слайд «Отличия валентности от степени окисления» и выполните соответствующее задание (интерактивная доска ММК, слайд №21,22).

Учащиеся находят материал в источнике информации – учебнике и, изучив его, комментируют материал слайда №22.

5

Использовать знаково-символические средства, формировать умения и навыки отбора необходимой информации (Познавательные УУД).
Пользоваться накопленными знаниями; ориентироваться в своей системе знаний:

находить закономерности, делать выводы (Познавательные УУД).

Заключительная часть

9.
Рефлексия и самооценка учащимися своей деятельности.

Учитель задает вопрос в аудиторию: «Итак, ребята! Давайте подведем итоги нашей работы» (интерактивная доска ММК, слайд №23).

И выставим себе оценки за работу на уроке (интерактивная доска ММК, слайд №24). Подумайте, какую бы оценку вы себе выставили за работу на этом уроке и сообщите мне.
Учитель подчеркивает ту отметку на интерактивной доске, в колонке с отметками, которую сообщил учащийся (
интерактивная доска ММК, слайд №24).

Анализируют свою деятельность (оценивают свои достижения, чувства и эмоции, возникшие в ходе и по окончании работы).

Отвечают на вопросы, поэтапно появляющиеся на слайде №23.

Учащиеся сообщают учителю самооценку своей деятельности.

3

Рефлексия способности организовать творческую работу.

Рефлексия мотивации, способов деятельности, общения. (Личностные УУД).
Самооценивание (Регулятивные УУД).

10.

Выставление отметок за работу на уроке с комментариями учителя.

Учитель корректирует (если это требуется) оценки учащихся, при этом создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения (интерактивная доска ММК, слайд №25).

Определяют перспективы выполненной работы, планируют на будущее.

2

Прогнозирование. Определение внутренней позиции школьника (Личностные УУД).

11.
Домашнее задание.

Учитель проецирует на экран домашнее задание. Обращает внимание учащихся на задачу, где в решении присутствует уравнение реакции образования бинарного соединения: оксида углерода (IV). Просит учащихся обратить особое внимание на материал параграфа, где даются примеры по составлению названий бинарных соединений.

Учащиеся записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы.

2

Прогнозирование.
Определение внутренней позиции школьника (
Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"

Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока:  урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....