Урок-путешествие
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме

Саркисян Эмма Арутюновна

Урок-путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по химии

(урок – путешествие)

Тема: «Химические реакции».

                                                                              Саркисян Э.А. – учитель химии

                                         Гизельской СОШ №2

Цели урока:  повторить отличие химических явлений от физических. Познакомить с признаками и условиями течения химических реакций. Дать первоначальное понятие о классификации химических реакций по признаку поглощения или выделения теплоты.

   Ход урока.

   Говорит учитель:

   В некотором царстве, в некотором государстве под названием “Наука” есть чудесная страна – “Химия”, а в стране той есть удивительные города: “Оксиды”, “Основания”, “Кислоты”, “Соли”. Мы с вами побываем в этих городах, правда, проездом, но ничего страшного, потому, что мы туда ещё не раз вернёмся.

   А сейчас, я хочу, чтобы мы совершили с вами путешествие в самый удивительный город этой страны – город “Химические реакции”.

   Вы сами убедитесь в том, что всё в этом городе овеяно волшебством. Там сказочно необычные улицы, удивительные люди – воистину город чудес.

   Но прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны вооружиться теми знаниями, которые мы приобрели.

   Давайте вспомним с вами отличие физических явлений от химических.

   (Отвечают учащиеся).

   Как иначе называются химические явления?

   (Отвечают учащиеся).

   А чем могут сопровождаться химические превращения?

   (Отвечают учащиеся:  внешние признаки – появление осадка или газа, изменение цвета, появление запаха, выделение или поглощение тепла).

   Учитель:

   Итак, мы отправляемся в путь.

Понаблюдаем за протеканием некоторых химических реакций и установим признаки, которые подтверждают образование новых веществ и появление у них новых свойств.

   Смотрите!!!  Улица Экспериментальная! (Выкрикивает учащийся).

   Учитель:

   Сейчас вы увидите много удивительного и интересного, вы действительно поймёте, что химия творит чудеса.

   Опыт №1:  

         

       BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl (выпадение осадка).

                            Белый осадок

   

   Опыт №2:  Горение серы.

           

       S + O2   SO2 – выделение газа, горит синим пламенем с выделением дыма.

   Опыт №3:  Изменение окраски раствора.

       Fe2(SO4)3 + 6KCSN = 3K2SO4 + 2Fe(CSN)3 – кроваво – красное окрашивание.  

   Опыт №4:   Вулкан (нагревание аммония двухромовокислого).     (NH4)2Cr2O7. 

   

  Учитель:

   А знаете ли вы, что реакцию горения порошка Mg использовали при фотографировании в качестве “вспышки”, пока не появилась электрическая лампа.

   Давайте запишем, что является реакцией горения.

   Реакции  горения – это частный случай большой группы химических реакций, протекающих с выделением теплоты, которые называются экзотермическими (экзо – наружу).

   “Улица экзотермических реакций”.

   На этой улице все реакции протекают с выделением тепла.

   Следующая улица:

   “Улица эндо термических реакций”.

   На этой улице все реакции протекают с поглощением тепла.

   Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются эндотермическими (эндо – внутрь).

   Например: разложение  H2O при высокой температуре.

   Учитель:

   А сейчас, мы постараемся ответить на вопросы, на которые нам предлагают ответить жители этого города.

   (учащиеся дают ответы):

  1.   Какие условия должны выполняться, чтобы произошла химическая реакция?  

Ответ:  Реагирующие вещества должны соприкасаться, и чем больше площадь соприкосновения, тем быстрее идёт химическая реакция. Твёрдые вещества измельчают, перемешивают или растворяют, а растворы сливают. Важное  условие – температура. Для экзотермических реакций, чтобы реакция началась, необходимо смесь подогреть. Для эндотермических реакций – необходимо, на протяжении всей реакции, поддерживать определённую температуру.

  1.  Вещества, какого класса образуются при горении простых веществ?   (Оксиды).
  2.  Вода, которую можно замутить?   (Известковая).
  3.  Светло – синий газ, образующийся при грозовых разрядах?   (Озон).
  4.  Какие три условия необходимы при горении?   (Вещество, которое может гореть, O2 и отвод продуктов горения).
  5.  Главный “утеплитель” нашей планеты?   (Водяной пар (60 теплового излучения Земли)).
  6.  Вещество, образующееся из H2 и O2?    (H2O).
  7.  Сосуд для нагревания металлов?   (Реторта).
  8.  Краткая запись химических реакций?   (Уравнение химических реакций).

10. Вещество, состоящее из атомов одного вида?   (Простое).

11.  Потенциальное, экологически чистое топливо?   (H2).

12.  Реакции, сопровождающиеся выделением тепла и света?  

  (Реакции горения).

13.  Переход медленного окисления в горение?   (Самовозгорание).

     14. Физиологический процесс в организме человека, в основе которого лежит газообмен?   (Дыхание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...