Рабочая программа по химии. 11 класс
рабочая программа по химии (11 класс) по теме

Левшина Светлана Владиславовна

Рабочая программа по химии для 11 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по химии и Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Химия. Основы общей химии. 11 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.: ил.»

Программа рассчитана на 70 часов в год при 2 ч в неделю (68 часов в год при 2 ч в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА

на заседании РМО химия

__________/Волкова Ю.М./

« 21» мая 2013 г.

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР

________/Васина Г.С./

« ___» _________ 2013 г.

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ лицея № 393

Кировского района СПб

_________/Матросова Т.М./

« ___» _________ 2013 г.

                                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по _______химии, основам общей химии___________

(предмет, курс)

класс _______________11________________________

учитель _Левшина Светлана Владиславовна, высшая квалификационная категория_

(Ф.И.О., квалификационная  категория учителя)

Санкт-Петербург

2013 – 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии для 11 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по химии и Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Химия. Основы общей химии. 11 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.: ил.»

Программа рассчитана на 70 часов в год при 2 ч в неделю (68 часов в год при 2 ч в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  • 5 контрольных работ;
  • 10 проверочных работ;
  • 5 самостоятельных работ;
  • 10 практических работ;
  • 2 лабораторные работы (опыта).

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8—9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни.
      Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ,  зависимости их свойств от строения, описание химических явлений, обобщённую характеристику основных классов органических веществ.

 Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Рабочая программа  включает в себя 10 практических работ:

№ 1 «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией»

№ 2 «Влияние различных факторов на скорость химической реакции»

Практикум (№ 3 – 10): решение экспериментальных задач по неорганической химии; решение экспериментальных задач по органической химии; решение практических расчетных задач; получение, собирание и распознавание газов; решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон.

Тематика и количество лабораторных и практических работ соответствуют Примерной программе по химии основного общего образования (базовый уровень).

Рабочая программа включает в себя 4 контрольных работы и 20 проверочных работ. Формы проведения письменного контроля могут быть следующими:

  • стандартная фронтальная контрольная работа;
  • тестирование (на бумажном и электронном носителе);
  • диктант (знаковый, терминологический);
  • индивидуальные задания по карточкам и др.

В качестве диагностики результативности работы по программе может использоваться оценка самостоятельных работ, творческих работ (проектов, рефератов, докладов, результатов исследований и т. д.), устный опрос.

В рабочей программе курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Наилучшим инструментом интеграции учебных дисциплин являются межпредметные связи, которые служат механизмом и средством теоретического обобщения и формирования системных знаний. Установление и обоснование связей между знаниями и умениями из разных учебных дисциплин формируют системный стиль мышления, на основе которого учащиеся будут впоследствии оценивать все происходящие явления действительности. Наиболее значимыми напрвлениями реализации межпредметных связей являются

химия – физика: формирование и развитие системы понятий о веществе при изучении его физических свойств и строения, знакомство с устройством и принципами работы технологического оборудования;

химия – география: формирование представлений о распределении и роли химических соединений в природе, важнейших месторождениях полезных ископаемых, экологических и природоохранных знаний на базе химико-географического материала; усвоение химико-технологических понятий;

химия – биология: изучение физиологического действия веществ на живые организмы и экосистемы; классификация веществ по происхождению; химия и здоровье;

химия – экология: усвоение знаний о природных ресурсах, знакомство с проблемами их использования и сохранения;

химия – математика: решение химических задач с использованием арифметических и алгебраических операций; изучение и построение геометрических моделей атомов, молекул;

химия – история: знакомство с биографиями известных ученых, их вкладом в развитие науки и культуры; знакомство с историей открытия, изучения и использования веществ человеком.

При оформлении рабочей программы использованы следующие сокращения:

Д – демонстрация

ИК – итоговый контроль

КР – контрольная работа

КУ – комбинированный урок

Л – лекция

ЛО – лабораторный опыт

НМ – урок изучения нового материала

ПЗ – практическое занятие

ПР – проверочная работа

ПрР – практическая работа

ПУ – презентация учителя

Пу – презентации учащихся

С – семинар

СР – самостоятельная работа

Т – тестовая работа

ТК – текущий контроль

УЗ – урок закрепления знаний

УК – урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

УО – устный опрос

УС – урок обобщения и систематизации знаний

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Основы общей химии, 11 класс

Четверть (полугодие, триместр)

Раздел

Всего часов

Содержание

Контроль

Контрольные работы (общее количество часов)

Практическая часть (общее количество часов)

Лабораторные работы

Практические работы

1 полугодие

32 ч

Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы

3

Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.
      Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения

2

1

2

Тема 2. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева
на основе учения о строении атомов

4

Атомные орбитали, s-, p-, d- и f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
      Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.
      
Расчетные задачи. Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции

СР № 1 «Строение атома»

ПР № 1 «Строение атома»

Тема 3. Строение вещества

8

Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.
      Типы кристаллических решеток и свойства веществ.
      Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия,
изотопия.
      Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества,
молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.
      
Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.
      
Практическая работа. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией.
      
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества

СР № 2 «Строение вещества»

ПР № 2 «Строение вещества»

КР № 1 по теме 1 – 2

Тема 4. Химические реакции

11

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
      Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.
Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.
      Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты.
Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора.
      
Гидролиз органических и неорганических соединений.
      
Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.
      
Лабораторные опыты. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
      
Практическая работа. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
      
Расчетные задачи. Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей

ПР № 3 «Классификация химических реакций»

СР № 3 «ОВР»

ПР № 5 «Скорость химических реакций. Химическое равновесие»

СР № 4 «РИО»

КР № 2 по теме 4

2 полугодие

38 ч

Тема 5. Металлы

13

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
      Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.
      Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк,
титан, хром, железо, никель, платина).
      Сплавы металлов.
      Оксиды и гидроксиды металлов.
      
Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди(II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
      
Лабораторные опыты. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
      
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного

ПР № 6 «Металлы»

ПР № 7 «Металлы главных подгрупп»

ПР № 8 «Металлы побочных подгрупп»

КР № 3 по теме 5

3

-

8

Тема 6. Неметаллы

8

Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.
      
Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
      
Лабораторные опыты. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов

СР № 5 «Неметаллы»

КР № 4 по теме 6

Тема 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум

14

Генетическая связь неорганических и органических веществ.
      Практикум: решение экспериментальных задач по неорганической химии; решение экспериментальных задач по органической химии; решение практических расчетных задач; получение, собирание и распознавание газов; решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон

ПР № 9 «Цепочки превращений»

ПР № 10 «Расчетные задачи»

Повторение и обобщение. Итоговая работа

7

ИК

Всего:

70

5

1

10

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Основы общей химии, 10 класс

 

№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Тип урока

Основные элементы содержания

Требования к уровню достижений

Контроль

Наглядные пособия, оборудование

Интернет-, медиа-ресурсы

Домашнее задание

Элементы минимума содержания образования

Элементы дополнительного содержания

Общеучебные умения и навыки

Специальные

Вид

Форма

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Тема 1. Важнейшие понятия и законы химии (3 ч)

Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества

НМ

Научные методы познания веществ и химических явлений. Атом. Изотопы. Химический элемент. Вещество

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать понятия: химический элемент, атом, молекула, изотопы, современные представления о строении атома

Уметь определять валентность и степень окисления элементов 

ТК

УО

ПУ

§1

Закон сохранения массы веществ. Закон сохранения энергии

КУ

Закон сохранения массы веществ. Закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях

История открытия и значение для науки

Знать основные законы химии

Уметь проводить вычисления по химическим и термохимическим уравнениям

ТК

УО

ПУ

§2

Закон постоянства состава вещества

КУ

Закон постоянства состава

История открытия и значение для науки

Знать основные законы химии

Понимать и записывать химические формулы веществ

ТК

УО

ПУ

§2

Тема 2. Периодический закон Д.И.Менделеева (4 ч)

Строение атома. Периодическая таблица химических элементов

КУ

ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева, их мировоззренческое и научное значение. Электронная классификация элементов. Теория строения атома

Модели строения атомов

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать периодический закон, структуру ПСХЭ, положения ТСА

Уметь характеризовать строение атома по положению элемента в ПСХЭ

ТК

УО

ПУ

Пу

§3

Положение в ПСХЭ водорода, лантаноидов, актиноидов

КУ

Электронная классификация элементов. Теория строения атома

Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов

Знать периодический закон, структуру ПСХЭ, положения ТСА

Уметь характеризовать строение атома по положению элемента в ПСХЭ

ТК

СР № 1 «Строение атома»

ПУ

Пу

§4

Валентность. Валентные возможности элементов

КУ

Валентность. Валентные возможности атомов

Знать определение валентности в свете ТСА

Уметь характеризовать валентные возможности элементов

ТК

ПР № 1 «Строение атома»

ПУ

Пу

§5

Решение задач

УЗ

Задачи по химическим уравнениям

Решать различные виды расчетных задач

Тема 3. Строение вещества (8 ч)

Виды и механизмы образования химической связи

КУ

Химическая связь и её виды. Механизмы образования ковалентной связи

Сравнение видов химической связи

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать понятия химической связи, ее видов, механизмы образования химической связи

Уметь определять вид химической связи в соединениях, объяснять ее природу

ТК

УО

ПУ

Пу

§6

Характеристики химической связи

НМ

Свойства химической связи

Знать основные характеристики химической связи

Уметь сравнивать виды связей

ПУ

Пу

§6

Пространственное строение молекул

КУ

Гибридизация

Виды гибридизации

ТК

УО

ПУ

Пу

§7

Типы кристаллических решеток и свойства веществ

КУ

Кристаллические решетки

Зависимость свойств веществ от строения

Знать типы кристаллических решеток

Уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения

ТК

УО

Д:

Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Модели молекул изомеров, гомологов

ПУ

Пу

§8

Причины многообразия веществ. Решение задач

КУ

Изомерия, гомология, аллотропия

Знать понятия: аллотропия, изомерия, гомология, функциональная группа, углеродный скелет

ТК

СР № 2 «Строение вещества»

ПУ

Пу

§9

Дисперсные системы

КУ

Диссоциация. Гидратация. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов

Разрушение кристаллической решетки, диффузия. Золи, гели, коллоидные растворы

Знать понятие дисперсных систем и их классификацию

ТК

ПР № 2 «Строение вещества»

Д:

Эффект Тиндаля

ПУ

Пу

§10

Практическая работа № 1. Приготовление растворов

ПрР

Приготовление растворов

Знать правила ТБ

Уметь растворять вещества, готовить растворы

ТК

ПрР

С. 42

Контрольная работа № 1

Тема 4. Химические реакции (13 ч)

Сущность и классификация химических реакций

КУ

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать понятие химической реакции и их классификацию

Уметь определять тип реакции, производить вычисления по химическим уравнениям

ТК

УО

ПУ

Пу

§11

Окислительно – восстановительные реакции

КУ

ОВР. Окислитель, восстановитель

Методы электронного баланса и полуреакций

Знать классификацию реакций, понятия ОВР, окислитель, восстановитель

Уметь составлять уравнения ОВР

ТК

ПР № 3 «Классификация химических реакций»

ПУ

Пу

§11

Скорость химических реакций. Закон действующих масс

КУ

Скорость химической реакции, ее зависимость от различных факторов

Задачи на скорость реакций

Знать понятие скорости химической реакции, факторы, влияющие на нее

Уметь вычислять скорость гомогенной реакции

ТК

УО

Д:

Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры

ПУ

Пу

§12

Катализ. Катализаторы

КУ

Явление катализа. Катализаторы

Знать сущность явления катализа, применение катализаторов

ТК

СР № 3 «ОВР»

Д:

Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора

ПУ

Пу

§12

Практическая работа № 2. Влияние различных факторов на скорость химической реакции

ПрР

Проведение опытов, демонстриющих влияние различных факторов на скорость химической реакции

Знать правила ТБ

Уметь проводить реакции

ТК

ПрР

С. 76

Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье

КУ

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения

Принцип Ле Шателье

Знать определения обратимых реакций, химического равновесия, факторы, влияющие на смещение химического равновесия

Уметь применять принцип Ле Шателье

ТК

УО

ПУ

Пу

§13

Производство серной кислоты контактным способом

КУ

Производство серной кислоты контактным способом

Технологические основы химических производств, химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

Знать стадии производства серной кислоты

ТК

ПР № 5 «Скорость химических реакций. Химическое равновесие»

ПУ

Пу

§14

Электролитическая диссоциация. Электролиты. Степень диссоциации

КУ

Диссоциация. Электролиты. Степень диссоциации

Знать определения электролитической диссоциации, электролита, неэлектролита, степени диссоциации

Уметь записывать уравнения диссоциации

ТК

УО

ПУ

Пу

§15, 16

Среда водных растворов. Водородный показатель раствора

НМ

Водородный показатель раствора

Знать понятие водородного показателя среды в растворе

Д:

Определение среды раствора с помощью универсального индикатора

ПУ

Реакции ионного обмена

КУ

РИО

Знать определения ионов, РИО, условия осуществления РИО

Уметь записывать уравнения РИО

ТК

СР № 4 «РИО»

ЛО № 1 «Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов»

ПУ

Пу

§17

Гидролиз неорганических и органических соединений

НМ

Гидролиз

Знать определение гидролиза

Уметь определять характер среды водных растворов

ПУ

§18

Обобщение изученного материала. Решение задач

УС

Основные законы и теории химии

Знать изученный материал

Уметь применять знания для решения заданий

ДЗ

Контрольная работа № 2

КУ

ИК

КР

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 5. Металлы (13 ч)

Общая характеристика металлов

КУ

Металлы в ПСХЭ. Строение и физические свойства простых веществ металлов

Отличие металлов от неметаллов

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать строение и физические свойства металлов

Уметь характеризовать строение атома по положению в ПСХЭ

Д:

Ознакомление с образцами металлов и их соединений

ПУ

Химические свойства металлов

КУ

Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов

Знать химические свойства металлов

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства веществ

ТК

УО

ПУ

Общие способы получения металлов

КУ

Общие способы получения металлов

Знать общие способы получения металлов

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих способы получения металлов

ТК

УО

ЛО № 2 «Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями)»

ПУ

§19

Электролиз растворов и расплавов веществ

НМ

Электролиз

Практическое применение электролиза

Знать понятие электролиза, его значение для получения металлов

Уметь составлять схемы электролиза солей

Д:

Электролиз раствора хлорида меди(II)

ПУ

§19

Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии

НМ

Явление коррозии. Коррозия металлов и сплавов. Способы защиты от коррозии

Современные антикоррозийные покрытия

Знать понятие коррозии, способы защиты от нее

ДЗ

Д:

Опыты по коррозии металлов и защите от нее

ПУ

§20

Металлы главных подгрупп

КУ

Металлы главных подгрупп

Щелочные и щелочноземельные металлы

Знать характеристику металлов главных подгрупп

Уметь характеризовать свойства веществ

ТК

ПР № 6 «Металлы»

Д:

Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой

ПУ

Пу

§21

Металлы главных подгрупп

КУ

Металлы главных подгрупп

Алюминий

Знать характеристику металлов главных подгрупп

Уметь характеризовать свойства веществ

ТК

УО

ПУ

Пу

§21

Металлы побочных подгрупп

КУ

Металлы побочных подгрупп

Знать характеристику металлов побочных подгрупп

Уметь характеризовать свойства веществ

ТК

ПР № 7 «Металлы главных подгрупп»

Д:

Взаимодействие меди с кислородом и серой

ПУ

Пу

§22 - 23

Металлы побочных подгрупп

КУ

Металлы побочных подгрупп

Знать характеристику металлов побочных подгрупп

Уметь характеризовать свойства веществ

ТК

УО

ЛО № 3 «Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей»

ПУ

Пу

§24 -27

Оксиды и гидроксиды металлов

КУ

Свойства основных классов неорганических соединений

Способы получения гидроксидов металлов

Знать характеристику соединений металлов

Уметь характеризовать свойства веществ

ТК

ДЗ

ПУ

Пу

§29

Сплавы. Решение задач

КУ

Сплавы

Задачи на смеси

Знать понятие сплавов

Уметь решать расчетные задачи

ТК

ПР № 8 «Металлы побочных подгрупп»

ПУ

Пу

§28

Обобщение изученного материала

УС

Общая характеристика металлов и их соединений

Знать изученный материал

Уметь применять знания для решения заданий

ПУ

Пу

Контрольная работа № 3

КУ

ИК

КР

ПУ

Пу

Тема 6. Неметаллы (8 ч)

Неметаллы – химические элементы и простые вещества

КУ

Неметаллы в ПСХЭ

История открытия неметаллов

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать строение и физические свойства неметаллов

Уметь характеризовать строение атома по положению в ПСХЭ

ТК

УО

Д:

Образцы неметаллов

ПУ

Пу

§30

Неметаллы – химические элементы и простые вещества

КУ

Простые вещества неметаллы

Применение неметаллов

Знать химические свойства неметаллов

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства веществ

ТК

УО

Д:

Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде

ПУ

Пу

§30

Водородные соединения неметаллов

КУ

Водородные соединения неметаллов. Окислительно-восстановительные и кислотно-основные свойства водородных соединений

Знать характеристику соединений неметаллов

Уметь характеризовать свойства веществ

ТК

УО

ЛО № 4 «Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями)»

ПУ

Пу

§32

Оксиды неметаллов

КУ

Свойства основных классов неорганических соединений

Применение оксидов металлов

Знать характеристику соединений неметаллов

Уметь характеризовать свойства веществ

ТК

УО

Д:

Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот

ПУ

Пу

§31

Кислородсодержащие кислоты

КУ

Свойства основных классов неорганических соединений

Определение сравнительной силы кислот

Знать характеристику соединений неметаллов

Уметь характеризовать свойства веществ

Д:

Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот

ПУ

Пу

§31

Окислительные свойства азотной и серной кислот

КУ

Азотная и серная кислоты

Сравнение взаимодействия с металлами

Знать характеристику соединений неметаллов

Уметь характеризовать свойства веществ

ТК

СР № 5 «Неметаллы»

ЛО № 5 «Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов»

ПУ

Пу

§31

Решение задач

УЗ

Вычисления по химическим уравнениям

Уметь производить вычисления по химическим уравнениям

ДЗ

Контрольная работа № 4

УК

ИК

КР

Тема 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум (12 ч)

Генетическая связь неорганических и органических веществ

С

Генетическая связь неорганических и органических веществ

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать понятие генетической связи

Уметь составлять уравнения реакций, необходимых для осуществления превращений

ПУ

Пу

§33

Генетическая связь неорганических и органических веществ

С

Генетическая связь неорганических и органических веществ

Знать понятие генетической связи

Уметь составлять уравнения реакций, необходимых для осуществления превращений

ТК

ПР № 9 «Цепочки превращений»

ПУ

Пу

§33

Решение расчетных задач

УС

Решение расчетных задач

Знать методику решения задач по химии

Уметь решать задачи разных типов

ДЗ

Решение расчетных задач

УЗ

Решение расчетных задач

Знать методику решения задач по химии

Уметь решать задачи разных типов

ТК

ПР № 10 «Расчетные задачи»

Решение экспериментальных задач по неорганической химии

ПрР

Проведение опытов с неорганическими веществами

Знать правила ТБ

Уметь решать экспериментальные задачи

ТК

ПрР

Решение экспериментальных задач по неорганической химии

ПрР

Проведение опытов с неорганическими веществами

Знать правила ТБ

Уметь решать экспериментальные задачи

ТК

ПрР

Решение экспериментальных задач по неорганической химии

ПрР

Проведение опытов с неорганическими веществами

Знать правила ТБ

Уметь решать экспериментальные задачи

ТК

ПрР

Решение экспериментальных задач по неорганической химии

ПрР

Проведение опытов с неорганическими веществами

Знать правила ТБ

Уметь решать экспериментальные задачи

ТК

ПрР

Решение экспериментальных задач по органической химии

ПрР

Проведение опытов с органическими веществами

Знать правила ТБ

Уметь решать экспериментальные задачи

ТК

ПрР

Решение экспериментальных задач по органической химии

ПрР

Проведение опытов с органическими веществами

Знать правила ТБ

Уметь решать экспериментальные задачи

ТК

ПрР

Получение, собирание и распознавание газов

ПрР

Получение, собирание и распознавание газов

Знать правила ТБ

Уметь решать экспериментальные задачи

ТК

ПрР

Получение, собирание и распознавание газов

ПрР

Получение, собирание и распознавание газов

Знать правила ТБ

Уметь решать экспериментальные задачи

ТК

ПрР

Анализ выполнения практикума

С

63 - 68

Обобщение и повторение изученного материала.

УС

См. выше

Знать изученный материал

Понимать важность химических знаний

Уметь применять полученные знания

69

Итоговая работа

КУ

Уметь применять полученные знания

ИК

КР

70

Итоговый урок

ИЗМЕНЕНИЯ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Основы общей химии, 11 класс

№ и дата протокола заседания МО

Содержание изменения

Подпись председателя МО

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССОВ

в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии

В результате изучения химии ученик средней школы должен

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
  • определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
  • использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков

  1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащихся. К ним относятся:
  • определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
  • выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
  • сравнение полученных результатов с учебной задачей;
  • владение различными формами самоконтроля;
  • оценивание своей учебной деятельности;
  • постановка целей самообразовательной деятельности.
  1. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:
  • работа с основными компонентами учебника;
  • использование справочной и дополнительной литературы;
  • подбор и группировка материалов по определенной теме;
  • составление планов различных видов;
  • владение разными формами изложения текста;
  • составление на основе текста таблицы, схемы, графика, тезисов; конспектирование;
  • подготовка доклада, реферата;
  • использование различных видов наблюдения и моделирования;
  • качественное и количественное описание изучаемого объекта;
  • проведение химического эксперимента.
  1. Учебно-логические общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:
  • определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
  • выявление существенных признаков объекта;
  • проведение разных видов сравнения;
  • установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями;
  • владение компонентами доказательства;
  • формулирование проблемы и определение способов ее решения.
  1. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют организовывать сотрудничество в коллективе, достигать взаимопонимания, организовывать совместную деятельность. К таким навыкам относятся:
  • выслушивание мнения других;
  • владение разными формами устных и публичных выступлений;
  • оценка разных точек зрения;
  • владение приемами риторики.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССОВ

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.

Оценка «5»ставится в случае:

  • Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала.
  • Умения выделять главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
  • Отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4»:

  • Знание всего изученного программного материала.
  • Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
  • Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

  • Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
  • Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы.
  • Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2»:

  • Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
  • Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
  • Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ
  • Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

Оценка «1» ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения (физика, химия, математика, биология, география, черчение, трудовое обучение, ОБЖ);
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • нарушение техники безопасности;
  • небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;
  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;
  • ошибки в вычислениях (арифметические – кроме математики);
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
  • орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка).

Нормы оценок  по химии[1]

Оценка устного ответа

Отметка «5»:

  • дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,
  • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком,
  • ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  • дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,
  • материал изложен в определенной последовательности,
  • допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.

Отметка «3»:

  • дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка
    или ответ неполный, построен несвязно.

Отметка «2»:

  • ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материла,
  • допущены существенные ошибки, которые уч-ся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

  • отсутствие ответа.

Оценка умений решать задачи

Отметка «5»:

  • в логическом рассуждении и решении нет ошибок,
  • задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

  • в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом,
  • допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

  • в логическом рассуждении нет существенных ошибок,
  • допускается существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

  • имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

  • отсутствие ответа на задание.

Оценка экспериментальных умений  (в процессе      выполнения практических работ по инструкции)

Оценку ставят тем уч-ся,   за которыми было организовано наблюдение.

Отметка  «5»:

  • работа  выполнена полностью.  Сделаны правильные   наблюдения и выводы,
  • эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники   безопасности и правил работы с веществами и приборами,
  • проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места, порядок на столе, экономно используются реактивы).  

Отметка «4»:

  • работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.

Отметка «3»:

  • ответ неполный,   работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую учащийся исправляет по требованию учителя.

Отметка «2»:

  • допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении  работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может исправить.

Отметка «1»:

  • работа не выполнена,
  • полное отсутствие экспериментальных умений.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты выполнения опытов.

Отметка «5»:

  • План решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

  • план решения составлен правильно,
  • осуществлен подбор химических реактивов и оборудования.
  • допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).

Отметка   «3»:

  • план  решения составлен правильно,
  • осуществлен подбор химических  реактивов и оборудования.
  • допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка  «2»:

  • допущены две  и более ошибки (в плане  решения,   в подборе химических,  реактивов и оборудования,   в объяснении и выводах).

Отметка   «1»:

  • задача не решена.

Оценка за письменную контрольную работу

При оценивании ответа учащегося необходимо учитывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.

Отметка  «5»:

  • дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

  • допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: 

  • работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.

Отметка «2»:

  • работа выполнена меньше чем наполовину,
  • имеется несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

  • работа не выполнена.

При оценке выполнения   письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу  корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

При оценке письменных работ учащихся по химии может использоваться балльная шкала. При переводе в 5-балльную систему отметок следует руководствоваться следующим соотношением:

% правильно выполненного

% = Vправильного/Vвсей работы

Отметка

96 – 100 %

5

76 – 95 %

4

50 – 75 %

3

0 – 49 %

2

Итоговая аттестация по химии для учащихся 11 классов проводится в форме ЕГЭ.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Класс

Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

Интернет-ресурсы

9

Химия. Основы общей химии. 11 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.: ил.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. 8 – 9 классы. 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2008. – 56 с.
  2. Гара Н. Н. Химия: уроки в 11 кл.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009. – 111 с.
  3. Корощенко А. С. Контроль знаний по органической химии: 9 – 11 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112 с.
  4. Лагутина Н. Н. Итоговый контроль знаний по органической химии (X – XI классы). – М.: Школа-Пресс, 1998. – 64 с. – («Химия в школе». Библиотека журнала. Вып. 3)
  5. Радецкий А. М. Проверочные работы по химии в 8 – 11 классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000. – 208 с.: ил.
  6. Радецкий А. М. Химия. Дидактический материал. 10 – 11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с.
  7. Химия. 8 – 11 классы: рабочие программы к учебникам Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. Базовый уровень / авт.-сост. О. В. Карасева, Л. А. Никитина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 173 с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Дрововозова Т. И., Сербиновская Н. М., Горобцова О. Н. Пособие-репетитор по химии. Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 368 с. (Серия «Золотой стандарт для средней школы»)
  2. Рагулин Г. К., Сечина Н. Н., Страхаль В. В. Решение задач по химии методом составления алгебраических уравнений: СПб, ТОО «Фирма «Икар», 2000. – 152 с. (Центр внедрения педагогического опыта)

СПИСОК УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

Учебные пособия на печатной основе:

Таблицы постоянного экспонирования:

  • Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;
  • Растворимость кислот, оснований и солей;
  • Электрохимический ряд напряжений металлов;
  • Ряд электроотрицательности неметаллов;
  • Ряд силы кислот.

Таблицы временного экспонирования:

  • Серия инструктивных таблиц по химии
  • Серия таблиц по неорганической химии
  • Серия таблиц по органической химии
  • Серия таблиц по химическим производствам

Натуральные объекты (коллекции):

  • Минеральные удобрения
  • Нефть и продукты ее переработки
  • Каменный уголь и продукты его переработки
  • Пластмассы
  • Волокна
  • Жиры
  • Углеводы
  • Металлы и сплавы

Химические реактивы и материалы (наиболее часто используемые):

  • Простые вещества – медь, магний, железо, сера, уголь;
  • Оксиды – меди, кальция, железа, магния;
  • Кислоты – соляная, серная, азотная;
  • Основания – гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид бария, 25 %-ный раствор аммиака;
  • Соли – хлориды натрия, меди, алюминия, железа; нитраты калия, натрия, серебра, меди, бария; сульфаты меди, железа, аммония; иодид калия; бромид натрия;
  • Органические соединения – этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.

Учебные наборы:

  1. Набор № 1 ОС «Кислоты»
  2. Набор № 2 ОС «Кислоты»
  3. Набор № 3 ОС «Гидроксиды»
  4. Набор № 4 ОС «Оксиды металлов»
  5. Набор № 5 ОС «Металлы»
  6. Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочно-земельные металлы»
  7. Набор № 7 ОС «Огнеопасные
  8. Набор № 8 ОС «Галогены»
  9. Набор № 9 ОС «Галогениды»
  10. Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»
  11. Набор № 11 ОС «Карбонаты»
  12. Набор № 12 ОС «Фосфаты.
  13. Набор № 13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа»
  14. Набор № 14 ОС «Соединения марганца»
  15. Набор № 15 ОС «Соединения хрома»
  16. Набор № 16 ОС «Нитраты»
  17. Набор № 17 ОС «Индикаторы»
  18. Набор № 18 ОС «Минеральные удобрения»
  19. Набор № 24 ОС «Материалы»

Химическое лабораторное оборудование:

  • Приборы для работы с газами – получение, собирание, очистка, сушка, поглощение газов; реакции между потоками газов;
  • Аппараты и приборы для опытов с жидкими и твёрдыми веществами – перегонка, фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твердым веществом и жидкостью, двумя жидкостями, твердыми веществами;
  • Измерительные и нагревательные приборы;
  • Приспособления для выполнения опытов.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  1. Аппарат (установка) для дистилляции воды
  2. Весы (до 500 кг)
  3. Нагревательные приборы (электроплитка, спиртовка)
  4. Столик подъемный
  5. Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21
  6. Штатив металлический ШЛБ
  7. Аппарат (прибор) для получения газов
  8. Аппарат для проведения химических реакций АПХР
  9. Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий
  10. Прибор для окисления спирта над медным катализатором
  11. Прибор для определения состава воздуха
  12. Прибор для собирания и хранения газов

Модели: атомов, молекул, кристаллических решеток.

Технические средства обучения:

  • Мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран)
  • CD

MULTIMEDIA - поддержка предмета:                

  1. Открытая химия 2.0 ООО Физикон, 2001. Автор курса - проф. МФТИ, академик РАЕН В.В.Зеленцов.
  2. Единый государственный экзамен Химия. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0 «Интерактивная линия», 2005.Просвещение - МЕДИА.
  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий », 2004.
  4. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. - М.: ЗАО Просвещение-Медиа, 2005.


[1] http://malinovka-30.narod.ru/poloNormaOch.htm - Положение о нормах оценок по предметам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....