Рабочая программа по химии. 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

Левшина Светлана Владиславовна

Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по химии и Примерной программы основного (общего) образования по химии (базовый уровень).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Химия. Неорганическая химия. 8 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.: ил.»

Программа рассчитана на 70 часов в год при 2 ч в неделю (68 часов в год при 2 ч в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА

на заседании РМО химия

__________/Волкова Ю.М./

« 21» мая 2013 г.

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР

________/Васина Г.С./

« ___» _________ 2013 г.

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ лицея № 393 Кировского района Санкт-Петербурга

_________/Матросова Т.М./

« ___» _________ 2013 г.

                                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по _______химии, неорганической химии___________

(предмет, курс)

класс __________________8________________________

учитель _Левшина Светлана Владиславовна, высшая квалификационная категория_

(Ф.И.О., квалификационная  категория учителя)

Санкт-Петербург

2013 – 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по химии и Примерной программы основного (общего) образования по химии (базовый уровень).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Химия. Неорганическая химия. 8 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.: ил.»

Программа рассчитана на 70 часов в год при 2 ч в неделю (68 часов в год при 2 ч в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  • 5 контрольных работ;
  • 20 проверочных работ;
  • 9 самостоятельных работ;
  • 6 практических работ;
  • 10 лабораторных работ (опытов).

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

Изучение химии  в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ,  зависимости их свойств от строения, описание химических явлений, обобщённую характеристику основных классов неорганических веществ.

 Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Рабочая программа  включает в себя 6 практических работ:

№ 1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным штативом со спиртовкой; изучение строения пламени»

№ 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

№ 3 «Получение и свойства кислорода»

№ 4 «Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества»

№ 5 «Решение экспериментальных задач по теме «Основные  классы неорганических соединений»

№ 6 «Получение соляной кислоты и её свойства».

Тематика и количество лабораторных и практических работ соответствуют Примерной программе по химии основного общего образования (базовый уровень).

Рабочая программа включает в себя 5 контрольных работ и 20 проверочных работ. Формы проведения письменного контроля могут быть следующими:

  • стандартная фронтальная контрольная работа;
  • тестирование (на бумажном и электронном носителе);
  • диктант (знаковый, терминологический);
  • индивидуальные задания по карточкам и др.

В качестве диагностики результативности работы по программе может использоваться оценка самостоятельных работ, творческих работ (проектов, рефератов, докладов, результатов исследований и т. д.), устный опрос.

В рабочей программе курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Промежуточная аттестация по химии для учащихся 8 классов проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля.

Учёт межпредметных связей в преподавании неорганической химии позволяет рационально использовать изучение нового материала путём устранения повторности содержания. В изучении курса химии прослеживаются вертикальные (между ступенями образования) и горизонтальные (на одной ступени образования) межпредметные связи химии с другими учебными предметами. Курс неорганической химии 8 класса опирается в основном на знание понятий следующих дисциплин:

  • алгебра: расчетные задачи (вычисление относительной молекулярной массы вещества по химической формуле, вычисление массовой доли элемента в химическом соединении, составление и преобразование пропорций, решение алгебраических уравнений);
  • физика: физические тела, физические явления, молекула, атом, кристаллические решётки, закон Авогадро, закон сохранения массы и энергии, агрегатное состояние вещества, свойства тел и веществ, тепловой эффект реакций, вещество;
  • биология: физические и химические явления, вещество, явления в природе, влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
  • география: чистые вещества и смеси, полезные ископаемые;
  • история: вклад ученых разных стран в становлении химии как науки.

При оформлении рабочей программы использованы следующие сокращения:

Д – демонстрация

ИК – итоговый контроль

КР – контрольная работа

КУ – комбинированный урок

Л – лекция

ЛО – лабораторный опыт

НМ – урок изучения нового материала

ПЗ – практическое занятие

ПР – проверочная работа

ПрР – практическая работа

ПУ – презентация учителя

С – семинар

СР – самостоятельная работа

Т – тестовая работа

ТК – текущий контроль

УЗ – урок закрепления знаний

УК – урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

УО – устный опрос

УС – урок обобщения и систематизации знаний

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Неорганическая химия, 8 класс

Четверть (полугодие, триместр)

Раздел

Всего часов

Содержание

Контроль

Контрольные работы (общее количество часов)

Практическая часть (общее количество часов)

Лабораторные работы

Практические работы

1 четверть

18 ч

Тема 1. Первоначальные химические понятия

18

Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования. Превращения веществ. Чистые вещества и смеси. Способы очистки смесей. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Атомы и молекулы. Атомно - молекулярное учение. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Закон постоянства состава вещества.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярные массы.  Расчёт массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Понятие валентности. Составление химических формул по валентности. Закон сохранения массы веществ, его значение. Химические уравнения. Типы химических реакций

Моль - единица количества вещества. Молярная масса. Вычисления по химическим уравнениям.

Демонстрации

Образцы простых и сложных веществ

Разложение малахита Горение магния

Лабораторные опыты

  1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами
  2. Разделение смесей
  3. Знакомство с образцами простых и сложных веществ
  4. Реакции, иллюстрирующие основные признаки химических явлений
  5. Химические явления (прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой)

Практические работы

  1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным штативом со спиртовкой,  изучение строения пламени (№ 1)
  2. Очистка поваренной соли (№ 2)

Т № 1 «Тела и вещества»

Т № 2 «Химические элементы»

Т № 3 «Химические явления»

ПР № 1 «Тела. Вещества. Смеси»

ПР № 2 «Валентность»

ПР № 3 «Химические уравнения»

ПР № 4 «Типы химических реакций»

ПР № 5 «Задачи по химическим формулам»

СР № 1 «Вещества. Атомы. Молекулы»

СР № 2 «Валентность»

СР № 3 «Количество вещества» (решение задач)

УО «Определения по теме»

КР № 1 по теме 1

1

5

2

2 четверть

14 ч

Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

8

Классификация химических элементов. Амфотерные соединения. Периодический закон

Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Строение атома. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Состояние электронов в атоме. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.

Демонстрации

Различные варианты периодической системы

Модель строения атома

ПР № 6 «Состав атома»

ПР № 7 «Состав и строение атома»

ПР № 8 «Строение атома»

СР № 3 «Состав атома»

СР № 4 «Строение атома»

УО «Определения по теме»

Т № 4 «Периодический закон. Теория строения атома»

-

-

-

Тема 3. Строение вещества. Химическая связь

6

Электроотрицательность химических элементов. Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь. Ионная связь. Кристаллические решетки. Валентность и степень окисления. Правила вычисления степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.

Демонстрации

Модели кристаллических решеток

ПР № 9 «Степень окисления»

СР № 5 «Степень окисления»

УО «Определения по теме»

3 четверть

20 ч

Тема 3. Строение вещества. Химическая связь (окончание)

3

КР № 2 по теме 2 – 3 (Т)

2

-

3

Тема 4. Кислород

5

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение. Физические свойства кислорода. Химические свойства кислорода. Применение. Круговорот кислорода в природе. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химической реакции.

Демонстрации

Знакомство с образцами оксидов

Получение, собирание и распознавание кислорода

Практические работы

  1. Получение и свойства кислорода (№ 3)

ПР № 10 «Кислород»

СР № 6 «Задачи по химическим уравнениям»

Тема 5. Водород

3

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и его физические свойства кислорода. Химические свойства водорода. Применение водорода

Демонстрации

Получение, собирание и распознавание водорода

Восстановление металлов водородом из их оксидов

ПР № 11 «Водород»

Т № 5 «Кислород. Водород»

Тема 6. Вода. Растворы

6

Растворы. Вода - растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества. Вода. Анализ и синтез воды. Вода в природе и способы ее очистки. Физические и химические свойства воды.

Демонстрации

Растворение веществ с различной растворимостью

Практические работы

  1. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества (№ 4)

ПР № 12 «Задачи на растворы»

ПР № 13 «Вода»

СР № 7 «Задачи на растворы»

КР № 3 по теме 4 – 6 (Т)

Тема 7. Основные классы неорганических соединений (начало)

3

Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. Основания: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты: классификация, номенклатура, физические и химические свойства. Соли: классификация, номенклатура, свойства, получение. Физические и химические свойства солей. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации

Знакомство с образцами оксидов, оснований, кислот, солей

Реакция нейтрализации в присутствии индикатора

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Лабораторные опыты

  1. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой
  2. Получение нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств
  3. Растворение железа и цинка в соляной кислоте
  4. Вытеснение одного металла другим из раствора соли

Практические работы

  1. Решение экспериментальных задач по теме (№ 5)

ПР № 14 «Оксиды»

4 четверть

18 ч

Тема 7. Основные классы неорганических соединений (продолжение)

6

ПР № 15 «Кислоты»

ПР № 16 «Основания»

ПР № 17 «Соли»

ПР № 18 «Генетическая связь между основными классами неорганических веществ»

СР № 8 «Классификация и номенклатура неорганических веществ»

СР № 9 «Цепочки превращений»

КР № 4 по теме 7

2

5

1

Тема 8. Закон Авогадро

3

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях

ПР № 19 «Решение задач»

Тема 9. Галогены

6

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор: физические и химические свойства, получение и применение. Хлороводород: получение и физические свойства.  Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрации

Распознавание соединений галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Лабораторные опыты

  1. Знакомство с образцами природных соединений галогенов (хлоридами)

Практические работы

  1. Получение соляной кислоты и её свойства

ПР № 20 «Галогены и их соединения»

КР № 5 по теме 8 - 9

Повторение и обобщение

3

Изученный материал

ИК

Всего:

70

5

10

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Неорганическая химия, 8 класс

 

№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Тип урока

Основные элементы содержания

Требования к уровню достижений

Контроль

Наглядные пособия, оборудование

Интернет-, медиа-ресурсы

Домашнее задание

Элементы минимума содержания образования

Элементы дополнительного содержания

Общеучебные умения и навыки

Специальные

Вид

Форма

Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 ч)

Химия как часть естествознания. Понятие о веществе

НМ

Химия как часть естествознания. Определение химии как науки. Вещество. Свойства веществ. Наблюдение, описание, измерение. эксперимент

Понятие о химическом анализе и синтезе

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать понятия: химия, тело, вещество, свойства веществ

Уметь описывать физические свойства веществ

ТК

Диктант «Тела и вещества»

ТБ – с. 49

ЛО № 1 Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами

ПУ

§ 1

Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием

ПрР

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности

Спиртовка. Проведение нагревания

Знать правила ТБ;

Уметь обращаться с лабораторным оборудованием и реактивами

ТК

ПрР

ПУ

С. 51

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

НМ

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Чистые вещества и смеси

Природные смеси

Знать понятия: чистые вещества, смеси; способы разделения смесей;

Уметь различать чистые вещества и меси

ТК

Т № 1 «Тела и вещества»

ЛО № 2 Разделение смесей

ПУ

§ 2

Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли

ПрР

Разделение смеси поваренной соли и речного песка

Классификация смесей

Знать правила ТБ

Уметь обращаться с лабораторным оборудованием

ТК

ПрР

ПУ

С. 52

С. 13 – в. 8, 9

Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Простые и сложные вещества

КУ

Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества

Значение АМУ для развития науки

Знать понятия: атом, молекула; основные положения АМУ

Понимать его значение

ТК

ПР № 1 «Тела. Вещества. Смеси»

Д: модели атомов, молекул; образцы простых и сложных веществ

ПУ

§ 4

§ 5

§ 13

Химический элемент

НМ

Химический элемент

Историческая справка об открытии элементов

Знать понятия: атом, молекула, химический элемент, простые и сложные вещества

Уметь классифицировать вещества по составу на простые и сложные

ЛО № 3 Знакомство с образцами простых и сложных веществ

ПУ

§ 6

§ 8

Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса

НМ

Химическая символика. Относительная атомная масса

Атомная единица массы

Знать понятия: химический элемент, относительная атомная масса, знаки химических элементов

Уметь называть химические элементы, записывать их знаки

ТК

Т № 2 «Химические элементы»

ПУ

§ 7

Закон постоянства состава веществ. Относительная молекулярная масса

КУ

Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества. Относительная молекулярная масса. Вычисление относительной молекулярной массы

История открытия закона

Знать понятия: химическая формула, закон постоянства состава вещества

Уметь записывать и читать химические формулы, определять качественный и количественный состав веществ

ПУ

§ 10

Химические формулы

УЗ

Химические формулы. Вычисления по химическим формулам

Чтение химических формул

Знать понятия: химическая формула, относительная молекулярная масса

Уметь вычислять относительную молекулярную массу

ТК

СР № 1 «Вещества. Атомы. Молекулы»

ПУ

§ 10

Массовая доля химического элемента в соединении

НМ

Вычисление массовой доли элемента в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов

Вывод расчётной формулы

Уметь вычислять массовую долю химического элемента пр формуле соединения

ТК

УО

§ 10

Валентность. Составление химических формул по валентности

КУ

Валентность. Составление химических формул по валентности

Валентные возможности атомов

Знать определение валентности, значения валентностей некоторых элементов

Уметь определять валентность элемента в соединениях, составлять химические формулы по валентности

ТК

СР № 2 «Валентность»

ПУ

§ 11

§ 12

Практическое занятие. Решение задач и упражнений. Классификация веществ

ПЗ

УЗ

Значение химических формул. Вычисления по химическим формулам. Определение валентности по химическим формулам. Составление формул веществ по валентности элементов

Классификация и номенклатура неорганических соединений

Знать определение валентности, значения валентностей некоторых элементов

Уметь определять валентность элемента в соединениях, составлять химические формулы по валентности, называть бинарные соединения

ТК

УО

СР № 3 «Количество вещества» (решение задач)

ПУ

С.37 – в. 7, з. 1, 2

Физические и химические явления

НМ

Химические реакции. Условия и признаки химических реакций

Химические реакции в природе и быту

Знать понятия: физические явления, химические реакции, их признаки

Уметь отличать физические и химические явления

ТК

ПР № 2 «Валентность»

ЛО № 4 Реакции, иллюстрирующие основные признаки химических явлений

ПУ

§ 3

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

КУ

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Расстановка коэффициентов в химических уравнениях

История открытия закона

Знать формулировку закона сохранения массы веществ

Понимать сущность и значение закона

Уметь составлять химические уравнения

ТК

Т № 3 «Химические явления»

СР

Д: разложение малахита

ПУ

§ 14

§ 15

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ

КУ

Типы химических реакций: соединение, разложение, замещение, обмен

Определение типа реакции по химическому уравнению

Знать типы химических реакций

Уметь определять тип реакции по химическому уравнению

ТК

ПР № 3 «Химические уравнения»

ЛО № 5 Химические явления (прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой)

ПУ

§ 16

Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объём

НМ

Количество вещества. Моль – единица измерения количества вещества. Молярная масса. Молярный объём

История введения понятия

Знать понятия: моль, молярная масса, молярный объём

Уметь вычислять молярную массу по химической формуле, производить расчёты с использованием количества вещества

ТК

ПР № 4 «Типы химических реакций»

ПУ

§ 17

Практическое занятие. Решение задач по химическим уравнениям

ПЗ

УЗ

Вычисления по химическим уравнениям: пропорциональные отношения количеств веществ, масс, объёмов исходных веществ и продуктов

Методы решения задач по химическим уравнениям. Пропорция. Алгебраическое уравнение

Уметь проводить вычисления по химическим уравнениям

ТК

ПР № 5 «Задачи по химическим формулам»

С. 48 – з. 1, 2

Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия»

УК

Знать понятия: атом, молекула, вещество, простые и сложные вещества, валентность, химические реакции, химические уравнения, моль, молярная масса, молярный объём

Уметь составлять и записывать химические формулы и уравнения, производить расчёты по ним, определять типы реакций, отличать простые и сложные вещества, чистые вещества и смеси

ИК

КР

Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (8 ч)

Классификация химических элементов

НМ

Химические элементы и их свойства

Первые классификации химических элементов

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп

ПУ

§ 34

Периодический закон Д.И. Менделеева

КУ

Формулировка и смысл периодического закона

История открытия периодического закона

Знать формулировку и объяснять сущность периодического закона

Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в малых периодах и главных подгруппах

ТК

УО

Д: различные варианты ПСХЭ

ПУ

§ 35

Периодическая таблица химических элементов

КУ

Структура ПСХЭ

Варианты ПСХЭ

Знать структуру ПСХЭ

Уметь объяснять физический смысл атомного номера элемента, номеров групп и периодов

ТК

УО

ПУ

§ 36

Состав и строение атома

НМ

Состав и строение атома. Электроны, нейтроны, протоны. Изотопы. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров групп и периодов, массовое число атома

Способы изображения состава и строения атома. Модели строения атома. История открытия сложного строения атома

Знать особенности состава и строения атома, понятия: протон, нейтрон, электрон, изотопы

Уметь характеризовать состав и строение атома известными способами

ТК

СР № 3 «Состав атома»

Д: модели строения атомов

ПУ

§ 37

Строение атомов элементов № 1 – 20

КУ

Строение атомов элементов № 1 - 20

Энергетическая диаграмма. Атомные орбитали

Знать особенности строения атома, план характеристики элемента

Уметь характеризовать строение элементов № 1 - 20

ТК

ПР № 6 «Состав атома»

СР № 4 «Строение атома»

ПУ

§ 37

Закономерности в периодической системе химических элементов

КУ

Изменение свойств элементов в ПСХЭ

Зависимость свойств атомов от их строения

Знать и понимать сущность и значение периодического закона

ТК

ПР № 7 «Состав и строение атома»

ПУ

§ 37

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева

С

ПЗ и ПСХЭ

Значение научного подвига Д. И. Менделеева

Знать и понимать сущность и значение периодического закона

ТК

ПР № 8 «Строение атома»

§ 38

§ 39

Повторение и обобщение по теме

УС

Периодический закон и ПСХЭ. Состав и строение атомов элементов № 1 - 20

Основные положения ТСА

Знать особенности состава и строения атомов малых периодов, сущность ПЗ

Уметь характеризовать строение и свойства элементов № 1 - 20

ТК

УО

§ 34 – 39

Тема 3. Строение вещества. Химическая связь (9 ч)

Электроотрицательность химических элементов

НМ

Электроотрицательность. Химическая связь и её виды

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать понятия: ЭО, химическая связь

ПУ

§ 40

Ковалентная связь

НМ

Ковалентная связь и механизмы её образования

Схемы образования химической связи

Знать понятие «ковалентная связь», механизм её образования

Уметь определять тип связи в соединениях

ПУ

§ 41

Полярная и неполярная ковалентные связи

КУ

Виды ковалентной связи

Определение типа химической связи в веществе

Знать понятие «ковалентная связь», её виды

Уметь определять тип связи в соединениях

ТК

УО

ПУ

§ 41

Ионная связь

КУ

Ионная связь

Определение типа химической связи в веществе

Знать понятие «ионная связь», механизм её образования

Уметь определять тип связи в соединениях

ТК

УО

ПУ

§ 41

Кристаллические решетки

КУ

Строение веществ в разных агрегатных состояниях. Зависимость свойств веществ от их строения

Типы кристаллических решёток

Знать особенности веществ с разным строением

Уметь характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ

Д: модели кристаллических решёток

ПУ

§ 42

Валентность и степень окисления

КУ

Степень окисления. Определение степени окисления элемента. Составление формул веществ по степеням окисления элементов

Сравнение валентности и степени окисления

Знать понятие «степень окисления»

Уметь определять степень окисления элементов в соединениях, составлять формулы веществ по степени окисления

ТК

СР № 5 «Степень окисления»

ПУ

§ 43

Окислительно-восстановительные реакции

КУ

ОВР. Окислитель и восстановитель. Составление уравнений ОВР.

Метод электронного баланса

Знать понятия: окислитель, восстановитель, ОВР

Уметь определять ОВР, окислитель, восстановитель, расставлять коэффициенты методом электронного баланса

ТК

ПР № 9 «Степень окисления»

§ 43

Повторение и обобщение по теме

УС

ПЗ и ПСХЭ. ТСА. Строение вещества. ОВР

Знать основные понятия темы

Уметь характеризовать строение и свойства элементов по положению в ПСХЭ, выполнять действия с использованием знаний о степени окисления и ОВР

§ 40 – 43

Контрольная работа № 2 по темам «ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома. Строение вещества. Химическая связь»

КУ

ПЗ и ПСХЭ. ТСА. Строение вещества. ОВР

Знать основные понятия темы

Уметь характеризовать строение и свойства элементов по положению в ПСХЭ, выполнять действия с использованием знаний о степени окисления и ОВР

ИК

Т № 4 «ПЗ. ТСА»

Тема 4. Кислород (5 ч)

Кислород: нахождение в природе, строение, физические свойства, получение

НМ

Кислород – химический элемент и простое вещество. Строение молекулы кислорода. Физические свойства, получение кислорода. Кислород в природе

История открытия кислорода. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать план характеристики элемента и вещества, способы получения кислорода

Уметь характеризовать кислород как элемент и вещество, распознавать опытным путём

Д: получение и собирание кислорода

ПУ

§ 18

§ 19

Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот в природе

КУ

Химические свойства кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе

Качественные реакции на газообразные вещества. Составление уравнений реакций соединения.

Знать понятие «оксиды», химические свойства кислорода, его применение и практическое значение

Уметь составлять химические уравнения, характеризующие свойства кислорода, называть продукты окисления, свойства оксидов

ТК

УО

ПУ

§ 20

§ 21

Практическая работа № 3. Получение и свойства кислорода

ПрР

Получение, собирание и определение кислорода в лаборатории. Правила ТБ

Установки для получения газов

Знать свойства кислорода и способы его получения

Уметь получать, собирать кислород и доказывать его наличие

ТК

ПрР

Д: получение, собирание и распознавание кислорода

С. 70

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения

С

Состав воздуха. Химическое загрязнение окружающей среды. Меры защиты воздуха от загрязнения

Знать состав воздуха

Уметь характеризовать составляющие компоненты смеси

ТК

ПР № 10 «Кислород»

ПУ

§ 22

Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций

Л

Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции

Термохимические уравнения. Расчёты по термохимическим уравнениям

Знать понятия: горение, окисление, тепловой эффект реакции, классификацию реакций по тепловому эффекту

ТК

СР № 6 «Задачи по химическим уравнениям»

§ 23

Тема 5. Водород (3 ч)

Водород: нахождение в природе, строение, физические свойства, получение

НМ

Водород – химический элемент и простое вещество. Строение молекулы водорода. Физические свойства и получение водорода. Водород в природе

История открытия водорода

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать план характеристики элемента и вещества, способы получения водорода

Уметь характеризовать водород как элемент и вещество, распознавать опытным путём

Д: получение, собирание и распознавание водорода

ПУ

§ 25

§ 26

Химические свойства водорода. Применение

КУ

Химические свойства водорода. Водородные соединения. Применение водорода

Собирание и распознавание водорода в лаборатории

Знать химические свойства водорода, его применение и практическое значение

Уметь составлять химические уравнения, характеризующие свойства водорода, называть продукты реакций

ТК

УО

 ПР № 11 «Водород»

ПУ

§ 27

Повторение и обобщение по темам 4, 5

УС

Сравнительная характеристика кислорода и водорода

Знать характеристику кислорода и водорода

Уметь составлять уравнения реакций, производить по ним расчеты

ТК

Т № 5 «Кислород. Водород»

§ 18 – 27

Тема 6. Вода. Растворы (6ч)

Вода: нахождение в природе, строение, физические свойства. Вода – растворитель. Растворы. Растворимость веществ в воде

НМ

Строение и физические свойства воды. Растворение. Растворы. Растворимость веществ

Способы изменения растворимости веществ

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать физические свойства воды, понятие «раствор»

Уметь характеризовать раствор как смесь

Д: растворение

ПУ

§ 28

Концентрация растворов. Массовая доля растворённого вещества

КУ

Способы выражения концентрации растворов. Массовая доля растворённого вещества

Классификации растворов

Знать понятие «массовая доля растворённого вещества» 

Уметь решать задачи с использованием массовой доли растворённого вещества

ТК

СР № 7 «Задачи на растворы»

ПУ

§ 28

Практическая работа № 4. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества

ПрР

Взвешивание. Приготовление раствора

Расчёты с использованием массовой доли растворённого вещества

Знать понятие «массовая доля растворённого вещества» 

Уметь решать задачи с использованием массовой доли растворённого вещества, использовать приобретённые знания в быту

ТК

ПрР

С. 88

Химические свойства воды

КУ

Химические свойства воды

Составление уравнений реакций замещения

Знать химические свойства воды

Уметь составлять химические уравнения, называть продукты реакций

ТК

ПР № 12 «Задачи на растворы»

ПУ

§ 29

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Круговорот воды в природе

С

Круговорот воды в природе. Использование воды. Методы очистки воды

Знать понятия: анализ, синтез, методы очистки воды

ТК

ПР № 13 «Вода»

ПУ

§ 29

Контрольная работа № 3 по темам «Кислород. Водород. Вода. Растворы»

КУ

Характеристика водорода, кислорода, воды. Составление химических уравнений. Решение задач

Знать свойства, способы получения и применение кислорода, водорода, воды

Уметь применять полученные знания для решения задач

ИК

Т

Тема 7. Основные классы неорганических соединений (9 ч)

Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение

КУ

Основные классы неорганических веществ. Общая характеристика оксидов

Общая формула оксидов

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать понятие «оксиды», классификацию оксидов, их химические свойства и способы получения

Уметь называть оксиды, распознавать по химической формуле, характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ

ТК

УО

ЛО № 6 «Взаимодействие углекислого газа с известковой водой»

ПУ

§ 30

Основания: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение

КУ

Основные классы неорганических веществ. Общая характеристика оснований

Общая формула оснований

Знать понятие «основания», классификацию оснований, их химические свойства и способы получения

Уметь называть основания, распознавать по химической формуле, характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ

ТК

ПР № 14 «Оксиды»

Д: образцы оснований, реакция нейтрализации

ЛО № 7 «Получение нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств»

ПУ

§ 31

Кислоты: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение

КУ

Основные классы неорганических веществ. Общая характеристика кислот

Общая формула кислот

Знать понятие «кислоты», классификацию кислот, их химические свойства и способы получения

Уметь называть кислоты, распознавать по химической формуле, характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ

ТК

ПР № 15 «Кислоты»

Д: образцы оснований, реакция нейтрализации

ЛО № 8 «Растворение железа и цинка в соляной кислоте»

ПУ

§ 32

Соли: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение

КУ

Основные классы неорганических веществ. Общая характеристика солей

Общая формула солей

Знать понятие «соли», классификацию солей, их химические свойства и способы получения

Уметь называть соли, распознавать по химической формуле, характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ

ТК

ПР № 16 «Основания»

Д: образцы солей

ЛО № 9 «Вытеснение металла из соли другим металлом»

ПУ

§ 33

Реакции ионного обмена

КУ

Реакции в растворах. Реакции ионного обмена. Признаки осуществления РИО

Диссоциация

Знать понятия: реакции ионного обмена, диссоциация, ион; признаки реакций ионного обмена

Уметь составлять уравнения РИО, определять возможность их протекания

ТК

ПР № 17 «Соли»

Д: реакции ионного обмена

ПУ

Свойства основных классов неорганических соединений с позиций ТЭД и ТОВП

УС

Основные классы неорганических веществ. РИО. ОВР

Качественные реакции на ионы. Индикаторы

Знать характерные химические свойства основных классов неорганических веществ

Уметь составлять соответствующие уравнения реакций

СР № 8 «Классификация и номенклатура неорганических веществ»

ПУ

§ 30 – 33

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

КУ

Генетическая связь металла и неметалла

Цепочки превращений

Знать понятие «генетическая связь»

Уметь составлять цепочки генетической связи металла и неметалла

СР № 9 «Цепочки превращений»

Д: генетическая связь неорганических соединений

ПУ

§ 33

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач

ПрР

Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений

Знать характерные химические свойства основных классов неорганических веществ, правила ТБ

Уметь применять полученные знания для решения практических задач

ТК

ПрР

С. 114 -ПР № 6

Контрольная работа № 4 по теме «Основные классы неорганических соединений»

КУ

Основные классы неорганических соединений. Цепочки превращений. Решение задач

Знать характерные химические свойства основных классов неорганических веществ

Уметь применять полученные знания для решения задач

ИК

КР

Тема 8. Закон Авогадро (3 ч)

Закон Авогадро. Молярный объём газов

НМ

Молярный объём газов. Закон Авогадро

История открытия закона

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать понятие «молярный объём», закон Авогадро 

Уметь находить объём газа по количеству вещества и наоборот

ТК

УО

§ 44

Относительная плотность газов

КУ

Относительная плотность газов. Вычисление относительной плотности газов

Установление химических формул газов

Знать понятие «относительная плотность газов»

Уметь вычислять относительную плотность газов

ТК

ПР № 18 «Генетическая связь между основными классами неорганических веществ»

§ 44

Объёмные отношения газов при химических реакциях

КУ

Вычисления по химическим уравнениям

Уметь проводить расчеты для газов

§ 45

Тема 9. Галогены (6 ч)

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор

КУ

Галогены

История открытия галогенов

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать положение галогенов в ПСХЭ и строение их атомов, свойства хлора

Уметь характеризовать галогены, составлять уравнения реакций с участием хлора

ТК

ПР № 19 «Решение задач»

§ 46

§ 47

Хлороводород

КУ

Хлороводород

Анализ веществ

Знать свойства хлороводорода, значение качественных реакций

Уметь распознавать хлориды

Д: свойства хлороводорода

§ 48

Соляная кислота и её соли

КУ

Соляная кислота. Хлориды

Отличие соляной кислоты от хлороводорода

Знать состав и свойства соляной кислоты и её солей, значение качественных реакций

Уметь распознавать хлориды

ТК

ПР № 20 «Галогены»

ЛО № 10 Хлориды

§ 49

Сравнительная характеристика галогенов

КУ

Сравнение галогенов

Характеристика астата

Знать положение галогенов в ПСХЭ и строение их атомов 

Уметь давать сравнительную характеристику галогенов

§ 50

Практическая работа № 6. Получение соляной кислоты и её свойства

ПрР

Получение и изучение свойств соляной кислоты. Правила ТБ

Знать состав и свойства соляной кислоты и её солей, значение качественных реакций, правила ТБ

Уметь проводить химический эксперимент

ТК

ПрР

С. 173 - ПР № 7

Контрольная работа № 5 по темам «Закон Авогадро. Галогены»

УК

Характеристика галогенов, хлороводорода, соляной кислоты, хлоридов. Решение задач

Знать основные понятия по теме

Уметь применять полученные знания для решения задач и упражнений

ИК

КР

67-69

Повторение и обобщение изученного материала

УС

Знать изученный материал

Понимать важность химических знаний

Уметь применять полученные знания

70

Итоговая работа

КУ

Уметь применять полученные знания

ИК

КР

ИЗМЕНЕНИЯ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Неорганическая химия, 8 класс

№ и дата протокола заседания МО

Содержание изменения

Подпись председателя МО

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССОВ

в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом Примерной программы основного общего образования по химии

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов, типы химических реакций;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков

  1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащихся. К ним относятся:
  • определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
  • выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
  • сравнение полученных результатов с учебной задачей;
  • владение различными формами самоконтроля;
  • оценивание своей учебной деятельности;
  • постановка целей самообразовательной деятельности.
  1. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:
  • работа с основными компонентами учебника;
  • использование справочной и дополнительной литературы;
  • подбор и группировка материалов по определенной теме;
  • составление планов различных видов;
  • владение разными формами изложения текста;
  • составление на основе текста таблицы, схемы, графика, тезисов; конспектирование;
  • подготовка доклада, реферата;
  • использование различных видов наблюдения и моделирования;
  • качественное и количественное описание изучаемого объекта;
  • проведение химического эксперимента.
  1. Учебно-логические общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:
  • определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
  • выявление существенных признаков объекта;
  • проведение разных видов сравнения;
  • установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями;
  • владение компонентами доказательства;
  • формулирование проблемы и определение способов ее решения.
  1. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют организовывать сотрудничество в коллективе, достигать взаимопонимания, организовывать совместную деятельность. К таким навыкам относятся:
  • выслушивание мнения других;
  • владение разными формами устных и публичных выступлений;
  • оценка разных точек зрения;
  • владение приемами риторики.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССОВ

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.

Оценка «5»ставится в случае:

  • Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала.
  • Умения выделять главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
  • Отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4»:

  • Знание всего изученного программного материала.
  • Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
  • Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

  • Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
  • Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы.
  • Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2»:

  • Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
  • Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
  • Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ
  • Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

Оценка «1» ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения (физика, химия, математика, биология, география, черчение, трудовое обучение, ОБЖ);
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • нарушение техники безопасности;
  • небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;
  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;
  • ошибки в вычислениях (арифметические – кроме математики);
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
  • орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка).

Нормы оценок  по химии[1]

Оценка устного ответа

Отметка «5»:

  • дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,
  • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком,
  • ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  • дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,
  • материал изложен в определенной последовательности,
  • допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.

Отметка «3»:

  • дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка
    или ответ неполный, построен несвязно.

Отметка «2»:

  • ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материла,
  • допущены существенные ошибки, которые уч-ся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

  • отсутствие ответа.

Оценка умений решать задачи

Отметка «5»:

  • в логическом рассуждении и решении нет ошибок,
  • задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

  • в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом,
  • допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

  • в логическом рассуждении нет существенных ошибок,
  • допускается существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

  • имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

  • отсутствие ответа на задание.

Оценка экспериментальных умений  (в процессе      выполнения практических работ по инструкции)

Оценку ставят тем уч-ся,   за которыми было организовано наблюдение.

Отметка  «5»:

  • работа  выполнена полностью.  Сделаны правильные   наблюдения и выводы,
  • эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники   безопасности и правил работы с веществами и приборами,
  • проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места, порядок на столе, экономно используются реактивы).  

Отметка «4»:

  • работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.

Отметка «3»:

  • ответ неполный,   работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую учащийся исправляет по требованию учителя.

Отметка «2»:

  • допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении  работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может исправить.

Отметка «1»:

  • работа не выполнена,
  • полное отсутствие экспериментальных умений.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты выполнения опытов.

Отметка «5»:

  • План решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

  • план решения составлен правильно,
  • осуществлен подбор химических реактивов и оборудования.
  • допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).

Отметка   «3»:

  • план  решения составлен правильно,
  • осуществлен подбор химических  реактивов и оборудования.
  • допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка  «2»:

  • допущены две  и более ошибки (в плане  решения,   в подборе химических,  реактивов и оборудования,   в объяснении и выводах).

Отметка   «1»:

  • задача не решена.

Оценка за письменную контрольную работу

При оценивании ответа учащегося необходимо учитывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.

Отметка  «5»:

  • дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

  • допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: 

  • работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.

Отметка «2»:

  • работа выполнена меньше чем наполовину,
  • имеется несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

  • работа не выполнена.

При оценке выполнения   письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу  корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

При оценке письменных работ учащихся по химии может использоваться балльная шкала. При переводе в 5-балльную систему отметок следует руководствоваться следующим соотношением:

% правильно выполненного

% = Vправильного/Vвсей работы

Отметка

96 – 100 %

5

76 – 95 %

4

50 – 75 %

3

0 – 49 %

2

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Класс

Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

Интернет-ресурсы

8

Химия. Неорганическая химия. 8 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.: ил.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. 8 – 9 классы. 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2008. – 56 с.
  2. Гара Н. Н. Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
  3. Радецкий А. М. Проверочные работы по химии в 8 – 11 классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000. – 208 с.: ил.
  4. Радецкий А. М. Химия. Дидактический материал. 8 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.
  5. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения)
  6. Химия. 8 – 11 классы: рабочие программы к учебникам Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. Базовый уровень / авт.-сост. О. В. Карасева, Л. А. Никитина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 173 с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Дрововозова Т. И., Сербиновская Н. М., Горобцова О. Н. Пособие-репетитор по химии. Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 368 с. (Серия «Золотой стандарт для средней школы»)

СПИСОК УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

Учебные пособия на печатной основе:

Таблицы постоянного экспонирования:

  • Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;
  • Растворимость кислот, оснований и солей;
  • Электрохимический ряд напряжений металлов;
  • Ряд электроотрицательности неметаллов;
  • Ряд силы кислот.

Таблицы временного экспонирования:

  • Серия инструктивных таблиц по химии
  • Серия таблиц по неорганической химии
  • Серия таблиц по органической химии
  • Серия таблиц по химическим производствам

Натуральные объекты (коллекции):

Химические реактивы и материалы (наиболее часто используемые):

  • Простые вещества – медь, магний, железо, сера, уголь;
  • Оксиды – меди, кальция, железа, магния;
  • Кислоты – соляная, серная, азотная;
  • Основания – гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид бария, 25 %-ный раствор аммиака;
  • Соли – хлориды натрия, меди, алюминия, железа; нитраты калия, натрия, серебра, меди, бария; сульфаты меди, железа, аммония; иодид калия; бромид натрия;
  • Органические соединения – этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.

Учебные наборы:

  1. Набор № 1 ОС «Кислоты»
  2. Набор № 2 ОС «Кислоты»
  3. Набор № 3 ОС «Гидроксиды»
  4. Набор № 4 ОС «Оксиды металлов»
  5. Набор № 5 ОС «Металлы»
  6. Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочно-земельные металлы»
  7. Набор № 7 ОС «Огнеопасные вещества»
  8. Набор № 8 ОС «Галогены»
  9. Набор № 9 ОС «Галогениды»
  10. Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»
  11. Набор № 11 ОС «Карбонаты»
  12. Набор № 12 ОС «Фосфаты.
  13. Набор № 13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа»
  14. Набор № 14 ОС «Соединения марганца»
  15. Набор № 15 ОС «Соединения хрома»
  16. Набор № 16 ОС «Нитраты»
  17. Набор № 17 ОС «Индикаторы»
  18. Набор № 18 ОС «Минеральные удобрения»
  19. Набор № 24 ОС «Материалы»

Химическое лабораторное оборудование:

  • Приборы для работы с газами – получение, собирание, очистка, сушка, поглощение газов; реакции между потоками газов;
  • Аппараты и приборы для опытов с жидкими и твёрдыми веществами – перегонка, фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твердым веществом и жидкостью, двумя жидкостями, твердыми веществами;
  • Измерительные и нагревательные приборы;
  • Приспособления для выполнения опытов.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  1. Аппарат (установка) для дистилляции воды
  2. Весы (до 500 кг)
  3. Нагревательные приборы (электроплитка, спиртовка)
  4. Столик подъемный
  5. Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21
  6. Штатив металлический ШЛБ
  7. Аппарат (прибор) для получения газов
  8. Аппарат для проведения химических реакций АПХР
  9. Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий
  10. Прибор для окисления спирта над медным катализатором
  11. Прибор для определения состава воздуха
  12. Прибор для собирания и хранения газов

Модели: атомов, молекул, кристаллических решеток.

Технические средства обучения:

  • Мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран)
  • CD

MULTIMEDIA - поддержка предмета:                

  1. Открытая химия 2.0 ООО Физикон, 2001. Автор курса - проф. МФТИ, академик РАЕН В.В.Зеленцов.
  2. Единый государственный экзамен Химия. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0 «Интерактивная линия», 2005.Просвещение - МЕДИА.
  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий », 2004.
  4. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. - М.: ЗАО Просвещение-Медиа, 2005.


[1] http://malinovka-30.narod.ru/poloNormaOch.htm - Положение о нормах оценок по предметам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....