Рабочая программа по химии. 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) по теме

Левшина Светлана Владиславовна

Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по химии и Примерной программы основного (общего) образования по химии (базовый уровень).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 191 с.: ил.»

Программа рассчитана на 70 часов в год при 2 ч в неделю (68 часов в год при 2 ч в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_himiya-9.doc427 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА

на заседании РМО химия

__________/Волкова Ю.М./

« 21» мая 2013 г.

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР

________/Васина Г.С./

« ___» _________ 2013 г.

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ лицея № 393

Кировского района СПб

_________/Матросова Т.М./

« ___» _________ 2013 г.




                                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по _______химии, неорганической и органической химии___________

(предмет, курс)

класс __________________9________________________

учитель _Левшина Светлана Владиславовна, высшая квалификационная категория_

(Ф.И.О., квалификационная  категория учителя)

Санкт-Петербург

2013 – 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по химии и Примерной программы основного (общего) образования по химии (базовый уровень).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 191 с.: ил.»

Программа рассчитана на 70 часов в год при 2 ч в неделю (68 часов в год при 2 ч в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  • 4 контрольных работы;
  • 15 проверочных работ;
  • 10 самостоятельных работ;
  • 6 практических работ;
  • 10 лабораторных работ (опытов).

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

Изучение химии  в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ,  зависимости их свойств от строения, описание химических явлений, обобщённую характеристику основных классов неорганических веществ.

 Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Рабочая программа  включает в себя 6 практических работ:

№ 1, 2, 5, 6 «Решение экспериментальных задач»

№ 3 «Получение аммиака и изучение его свойств»

№ 4 «Получение и свойства углекислого газа. Распознавание карбонатов».

Тематика и количество лабораторных и практических работ соответствуют Примерной программе по химии основного общего образования (базовый уровень).

Рабочая программа включает в себя 4 контрольных работы и 15 проверочных работ. Формы проведения письменного контроля могут быть следующими:

  • стандартная фронтальная контрольная работа;
  • тестирование (на бумажном и электронном носителе);
  • диктант (знаковый, терминологический);
  • индивидуальные задания по карточкам и др.

В качестве диагностики результативности работы по программе может использоваться оценка самостоятельных работ, творческих работ (проектов, рефератов, докладов, результатов исследований и т. д.), устный опрос.

В рабочей программе курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Учёт межпредметных связей в преподавании неорганической и органической химии позволяет рационально использовать изучение нового материала путём устранения повторности содержания. В изучении курса химии прослеживаются вертикальные (между ступенями образования) и горизонтальные (на одной ступени образования) межпредметные связи химии с другими учебными предметами. Курс химии 9 класса опирается в основном на знание понятий следующих дисциплин:

  • алгебра: расчетные задачи (вычисление массовой доли, составление и преобразование пропорций, решение алгебраических уравнений);
  • физика: физические тела, физические явления, молекула, атом, кристаллические решётки, закон Авогадро, закон сохранения массы и энергии, агрегатное состояние вещества, свойства тел и веществ, тепловой эффект реакций, вещество, электролит;
  • биология: органические вещества, явления в природе, влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
  • география: чистые вещества и смеси, полезные ископаемые;
  • история: вклад ученых разных стран в становлении химии как науки.

При оформлении рабочей программы использованы следующие сокращения:

Д – демонстрация

ИК – итоговый контроль

КР – контрольная работа

КУ – комбинированный урок

Л – лекция

ЛО – лабораторный опыт

НМ – урок изучения нового материала

ПЗ – практическое занятие

ПР – проверочная работа

ПрР – практическая работа

ПУ – презентация учителя

Пу – презентации учащихся

С – семинар

СР – самостоятельная работа

Т – тестовая работа

ТК – текущий контроль

УЗ – урок закрепления знаний

УК – урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

УО – устный опрос

УС – урок обобщения и систематизации знаний

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Химия, 9 класс

Четверть (полугодие, триместр)

Раздел

Всего часов

Содержание

Контроль

Контрольные работы (общее количество часов)

Практическая часть (общее количество часов)

Лабораторные работы

Практические работы

1 четверть

18 ч

Тема 1. Электролитическая диссоциация

10

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей

Демонстрации

Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
      
Лабораторные опыты

Реакции обмена между растворами электролитов
      
Практическая работа

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» (№ 1)

ПР № 1 «Электролиты. Диссоциация»

ПР № 2 «РИО»

ПР № 3 «ОВР»

СР № 1 «Электролиты. Диссоциация»

СР № 2 «РИО»

СР № 3 «ОВР»

УО «Определения по теме»

КР № 1 по теме 1

1

2

2

Тема 2. Кислород и сера

8

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.
      Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
      
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
      
Демонстрации

Аллотропия кислорода и серы

Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов
      
Лабораторные опыты

Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе
      
Практическая работа

Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» (№ 2)

Т № 1 «Подгруппа кислорода»

ПР № 4 «Серная кислота»

ПР № 5 «Серная кислота»

СР № 4 «Задачи на избыток-недостаток»

2 четверть

14 ч

Тема 2. Кислород и сера (окончание)

1

1

2

2

Тема 3. Азот и фосфор

9

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
      Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
      
Минеральные удобрения.
      
Демонстрации

Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.
      
Лабораторные опыты

Взаимодействие солей аммония со щелочами

 Практические работы

Получение аммиака и изучение его свойств (№ 3)

Т № 2 «Подгруппа азота»

Т № 3 «Соединения азота»

Т № 4 «Фосфор и его соединения»

ПР № 6 «Азот»

ПР № 7 «Азот. Аммиак»

ПР № 8 «Соединения азота»

Тема 4. Углерод и кремний

4

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.
      Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли.
Стекло. Цемент.
      
Демонстрации

Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.
      
Лабораторные опыты

Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.
      
Практическая работа

Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов (№ 4)

Т № 5 «Подгруппа углерода»

ПР № 9 «Соединения углерода»

СР № 5 «Задачи на выход продукта»

3 четверть

20 ч

Тема 4. Углерод и кремний (окончание)

3

КР № 2 по теме 2 – 4

2

3

2

Тема 5. Общие свойства металлов

14

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
      Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.
      
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.
      
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
      
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
      
Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).
      
Демонстрации

Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
      
Лабораторные опыты

Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.
      
Практические работы
      • Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов» (№ 5)
      • Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» (№ 6)

Т № 6 «Металлы»

ПР № 10 «Общие свойства металлов»

ПР № 11 «Щелочные металлы»

ПР № 12 «Щелочноземельные металлы»

ПР № 13 «Алюминий»

ПР № 14 «Железо»

СР № 6 «Задачи на примеси»

СР № 7 «Металлы главных подгрупп»

СР № 8 «Металлы побочных подгрупп»

КР № 3 по теме 5

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах

2

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений

Тема 7. Углеводороды (начало)

1

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
      
Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.
      
Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).
      
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
      
Демонстрации

Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки

4 четверть

18 ч

Тема 7. Углеводороды (продолжение)

3

ПР № 15 «Строение органических веществ»

1

-

-

Тема 8. Спирты

2

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.
      
Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.
      
Демонстрации

Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты

СР № 9 «Задачи на вывод формул веществ»

Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры

3

Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.
      Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.
      Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.
      
Демонстрации

Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях

СР № 10 «Изомерия»

Тема 10. Углеводы

2

Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.
      Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.
      
Демонстрации

Качественные реакции на глюкозу и крахмал

Тема 11. Белки. Полимеры

4

Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах.
      Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.
      Химия и здоровье. Лекарства.
      Демонстрации

Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида

КР № 4 по теме 4 – 11

Повторение и обобщение. Итоговая работа

4

ИК

Всего:

70

4

7

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Химия, 9 класс

 

№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Тип урока

Основные элементы содержания

Требования к уровню достижений

Контроль

Наглядные пособия, оборудование

Интернет-, медиа-ресурсы

Домашнее задание

Элементы минимума содержания образования

Элементы дополнительного содержания

Общеучебные умения и навыки

Специальные

Вид

Форма

Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 ч)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах

НМ

Химические реакции в растворах. Ионы. Электролиты и неэлектролиты

История создания ТЭД

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать понятия: эектролитическая диссоциация, электролит, неэлектролит

Уметь

объяснять механизм ЭДзаписывать уравнения диссоциации, сравнивать строение и свойства ионов и атомов

ТК

УО

Д: электролиз хлорида меди (II)

ПУ

§ 1

Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей

КУ

Электролитическая диссоциация. Диссоциация кислот, оснований, солей. Катионы. Анионы. Определение характера среды в растворе. Индикаторы

Качественные реакции на ионы

Знать понятия: кислоты, основания, соли

Уметь записывать уравнения диссоциации кислот, оснований, солей, определять в растворах ионы водорода и гидроксо-групп

ТК

СР № 1 «Электролиты. Диссоциация»

ПУ

§ 2

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации

КУ

Степень диссоциации

Знать понятие «степень диссоциации», классификацию электролитов по степени диссоциации

ТК

УО

ПУ

§ 3

Реакции ионного обмена и условия их протекания

КУ

Реакции ионного обмена. Условия осуществления РИО

Знать определение РИО и условия их осуществления

Уметь составлять уравнения РИО

ТК

ПР № 1 «Электролиты. Диссоциация»

Д: РИО

ПУ

§ 4

Реакции ионного обмена и условия их протекания

КУ

Реакции ионного обмена. Условия осуществления РИО

Знать определение РИО и условия их осуществления

Уметь составлять уравнения РИО

ТК

СР № 2 «РИО»

ЛО № 1 «Реакции обмена между растворами электролитов»

ПУ

§ 4

Окислительно-восстановительные реакции

КУ

ОВР. Окислитель. восстановитель

Метод электронного баланса

Знать понятия: ОВР, окислитель, восстановитель

Уметь определять ОВР, составлять схему электронного баланса, расставлять коэффициенты методом электронного баланса

ТК

ПР № 2 «РИО»

Д: ОВР

ПУ

§ 5

Окислительно-восстановительные реакции

КУ

ОВР. Окислитель. восстановитель

Метод полуреакций

Знать понятия: ОВР, окислитель, восстановитель

Уметь определять ОВР, составлять схему электронного баланса, расставлять коэффициенты методом электронного баланса

ТК

СР № 3 «ОВР»

ПУ

§ 5

Гидролиз солей

КУ

Гидролиз солей. Характер среды в растворе

Знать особенности протекания реакций в растворе, понятие «гидролиз солей»

Уметь определять характер среды в растворах солей

ТК

ПР № 3 «ОВР»

ПУ

§ 6

Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач

ПрР

Методика решения экспериментальных задач. Правила ТБ

Знать правила ТБ

Уметь проводить химические реакции, решать экспериментальные задачи

ТК

ПрР

ПУ

С. 24

Контрольная работа № 1 по теме «ТЭД»

УК

Знать изученный материал

Уметь применять полученные знания для решения заданий

ИК

КР

Тема 2. Кислород и сера (9 ч)

Кислород и сера в периодической системе химических элементов. Озон

НМ

Кислород и сера – химические элементы. Озон. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи

Сравнение кислорода и озона

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатное состояние, аллотропия

Уметь давать характеристику элементов главной подгруппы по плану, сравнивать элементы

ПУ

§ 7, 8

Сера: аллотропия, свойства, применение

КУ

Простое вещество сера

Явление аллотропии на примере серы

Знать характеристику серы

Уметь характеризовать явление аллотропии на примере, составлять химические уравнения, характеризовать РИО и ОВР

ТК

Т № 1 «Подгруппа кислорода»

Д: получение пластической серы, горение серы

ПУ

§ 9, 10

Сероводород. Сульфиды

КУ

Характеристика сероводорода. Сульфиды

Качественная реакция на сульфид-ион

Знать характеристику соединений серы

Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР

ТК

Д: качественная реакция на сульфиды

ПУ

§ 11

Сернистый газ. Сернистая кислота и её соли

КУ

Характеристика сернистого газа. Сернистая кислота и сульфиты

Качественная реакция на сульфит-ион

 Знать характеристику соединений серы

Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР

ТК

ПУ

§ 12

Оксид серы (IV). Серная кислота и её соли

КУ

Характеристика серного газа. Свойства раствора серной кислоты

Качественная реакция на сульфат-ион

 Знать характеристику соединений серы, свойства разбавленной серной кислоты

Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР

ТК

ЛО № 2 «Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе»

ПУ

§ 13

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты

КУ

Специфические свойства серной кислоты

Сравнение окислительных свойств разбавленной и концентрированной серной кислоты

 Знать характеристику соединений серы, свойства концентрированной серной кислоты

Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР

ТК

ПР № 4 «Серная кислота»

ПУ

§ 13

Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач

ПрР

Методика решения экспериментальных задач. Правила ТБ

Знать правила ТБ

Уметь проводить химические реакции, решать экспериментальные задачи

ТК

ПрР

ПУ

С. 43

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы

НМ

Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции. Катализаторы

Вычисление скорости химической реакции

Знать определение скорости химической реакции, зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, площади соприкосновения, температуры, катализатора

ТК

ПР № 5 «Серная кислота»

ПУ

§ 14

Практическое занятие. Решение задач

УЗ

Вычисления по химическим уравнениям

Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма продукта реакции, если одно из исходных веществ взято в избытке

Знать методику решения задач по химическим уравнениям

Уметь производить вычисления по химическим уравнениям массы, объёма продукта реакции, если одно из исходных веществ взято в избытке

ТК

СР № 4 «Задачи на избыток-недостаток»

Тема 3. Азот и фосфор (9 ч)

Азот и фосфор в периодической системе химических элементов. Азот

НМ

Азот и фосфор – химические элементы. Простое вещество азот

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатное состояние, аллотропия

Уметь давать характеристику элементов главной подгруппы по плану, сравнивать элементы

ТК

Т № 2 «Подгруппа азота»

ПУ

§ 15, 16

Аммиак: свойства, получение, применение

КУ

Характеристика аммиака

Образование иона аммония. Действие аммиака на организм

 Знать характеристику соединений азота, основность аммиака

Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР

ТК

ПР № 6 «Азот»

ПУ

§ 17

Практическая работа № 3. Получение аммиака и изучение его свойств

КУ

Получение аммиака из соли и изучение его свойств. Правила ТБ

 Знать правила ТБ

Уметь проводить химические реакции, решать экспериментальные задачи

ТК

ПрР

ПУ

С. 72

Соли аммония

КУ

Соли аммония

Качественная реакция на ион аммония

 Знать характеристику соединений азота

Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР

ЛО № 3 «Взаимодействие солей аммония со щелочами»

ПУ

§ 18

Оксиды азота (II, IV)

КУ

Оксиды азота (II, IV)

Валентные возможности азота

 Знать характеристику соединений азота

Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР

ТК

ПР № 7 «Азот. Аммиак»

ПУ

Азотная кислота и её соли

КУ

Азотная кислота. Нитраты

Качественная реакция на нитрат-ион

Знать характеристику соединений азота, общие свойства азотной кислоты с другими кислотами

Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР

ТК

ПУ

§ 19, 20

Окислительные свойства азотной кислоты

КУ

Взаимодействие азотной кислоты с металлами

Сравнение азотной и серной кислот

 Знать характеристику соединений азота, окислительные свойства азотной кислоты

Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР

ТК

ПУ

§ 19, 20

Фосфор: аллотропия, свойства, применение.

КУ

Простое вещество фосфор

Явление аллотропии на примере фосфора

 Знать характеристику фосфора

Уметь характеризовать явление аллотропии на примере, составлять химические уравнения, характеризовать РИО и ОВР

ТК

Т № 3 «Соединения азота»

ПУ

§ 21

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. Минеральные удобрения

КУ

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли

Минеральные удобрения

Знать характеристику соединений фосфора

Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР

ТК

ПР № 8 «Соединения азота»

Д: коллекция «Минеральные удобрения»

ПУ

§ 22 (23)

Тема 4. Углерод и кремний (7 ч)

Углерод и кремний в периодической системе химических элементов

НМ

Углерод и кремний – химические элементы

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатное состояние, аллотропия

Уметь давать характеристику элементов главной подгруппы по плану, сравнивать элементы

ТК

Т № 4 «Фосфор и его соединения»

ПУ

§ 24

Аллотропные модификации углерода

НМ

Уголь, алмаз, графит

Фуллерен, поликумулен

 Знать характеристику углерода

Уметь характеризовать явление аллотропии на примере, составлять химические уравнения, характеризовать РИО и ОВР

ТК

Т № 5 «Подгруппа углерода»

Д: модели кристаллических решеток алмаза и графита

ПУ

§ 25

Химические свойства углерода. Адсорбция

КУ

Химические свойства углерода

Адсорбция

 Знать характеристику углерода

Уметь доказывать свойства веществ уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР

Д: адсорбция

ПУ

§ 25

Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм

КУ

Характеристика угарного газа

Физиологическое действие угарного газа на организм

 Знать характеристику соединений углерода

Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР

ТК

СР № 5 «Задачи на выход продукта»

ПУ

§ 26

Углекислый газ. Угольная кислота и её соли

КУ

Характеристика углекислого газа. Карбонаты и гидрокарбонаты

Угольная кислота. Качественная реакция на карбонат-ион

Знать характеристику соединений углерода

Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР

ЛО № 4 «Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов»

ПУ

§ 27, 28

Практическая работа № 4. Получение и свойства углекислого газа. Распознавание карбонатов

ПрР

Получение, собирание и распознавание углекислого газа. Качественная реакция на карбонат-ион. Правила ТБ

Знать правила ТБ

Уметь проводить химические реакции, решать экспериментальные задачи

ТК

ПрР

С. 102 – ПР № 5

Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.

КУ

Кремний и его оксид. Кремниевая кислота. Силикаты

Силикатная промышленность. Стекло. Цемент

Знать характеристику соединений кремния

Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР

ТК

ПР № 9 «Соединения углерода»

ЛО № 5 «Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы»

ПУ

§30-33

Контрольная работа № 2 по темам 2 – 4

УК

Знать изученный материал

Уметь применять полученные знания для решения заданий

ИК

КР

Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов

НМ

Химические элементы металлы в ПСХЭ. Металлическая связь. Общие физические свойства металлов

Особенности подгрупп металлов

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать понятие металлической связи, физические свойства металлов

Уметь давать общую характеристику металлов, сравнивать их с неметаллами

Д: коллекция «Металлы и сплавы»

ПУ

§ 34, 36

Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов

КУ

Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов

Знать химические свойства металлов

Уметь характеризовать свойства металлов с помощью химических уравнений, определять возможность протекания реакций с помощью электрохимического ряда напряжений металлов

ТК

СР № 6 «Задачи на примеси»

Д: коллекция «Металлы и сплавы»

ПУ

§ 37

Металлургия. Общие способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды

КУ

Общие способы получения металлов. Металлургия

Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды

Знать общие свойства металлов, понятие металлургии

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих способы получения металлов

ТК

Д: коллекция «Металлы и сплавы»

ПУ

§ 35, § 45-47

Сплавы

КУ

Сплавы

Производство чугуна и стали

Знать понятие сплава

Уметь характеризовать состав сплавов

Т № 6 «Металлы»

Д: коллекция «Металлы и сплавы»

ПУ

§ 38

Щелочные металлы

КУ

Щелочные металлы и их соединения. Натрий и калий

Качественные реакции на щелочные металлы

Знать характеристику щелочных металлов и их соединений

Уметь давать характеристику щелочных металлов и их соединений, составлять соответствующие уравнения реакций

ТК

ПР № 10 «Общие свойства металлов»

ПУ

Пу

§ 39

Щелочноземельные металлы. Кальций и его соединения

КУ

Щелочноземельные металлы и их соединения. Кальций

Качественные реакции на щелочноземельные металлы

Знать характеристику щелочноземельных металлов и их соединений

Уметь давать характеристику щелочноземельных металлов и их соединений, составлять соответствующие уравнения реакций 

ТК

СР № 7 «Металлы главных подгрупп»

ПУ

Пу

§ 40, 41

Жёсткость воды и способы её устранения

С

Жёсткость воды и способы её устранения

Знать понятие жесткости воды, ее причины и способы устранения

ТК

ПР № 11 «Щелочные металлы»

ПУ

Пу

§ 41

Алюминий

КУ

Алюминий

Сравнение алюминия со щелочными и щелочноземельными металлами

Знать характеристику алюминия и его соединений

Уметь давать характеристику алюминия и его соединений, составлять соответствующие уравнения реакций

ТК

ПР № 12 «Щелочноземельные металлы»

ПУ

Пу

§ 42

Оксид и гидроксид алюминия

КУ

Оксид и гидроксид алюминия

Амфотерность

 Знать характеристику алюминия и его соединений

Уметь давать характеристику алюминия и его соединений, составлять соответствующие уравнения реакций

ТК

ПР № 13 «Алюминий»

ЛО № 6 «Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами»

ПУ

Пу

§ 42

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач

ПрР

Методика решения экспериментальных задач. Правила ТБ

Знать правила ТБ

Уметь проводить химические реакции, решать экспериментальные задачи

ТК

ПрР

С. 131 – ПР № 6

Железо.

КУ

Железо

Особенности металлов побочных подгрупп

Знать характеристику железа и его соединений

Уметь давать характеристику железа и его соединений, составлять соответствующие уравнения реакций

ТК

СР № 8 «Металлы побочных подгрупп»

ПУ

Пу

§ 43

Оксиды, гидроксиды и соли железа (II, III)

КУ

Соединения железа

Качественные реакции на ионы железа

Знать характеристику железа и его соединений

Уметь давать характеристику железа и его соединений, составлять соответствующие уравнения реакций

ТК

ПР № 14 «Железо»

ЛО № 7 «Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами»

ПУ

Пу

§ 44

Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач

ПрР

Методика решения экспериментальных задач. Правила ТБ

Знать правила ТБ

Уметь проводить химические реакции, решать экспериментальные задачи

ТК

ПрР

С. 136 – ПР № 7

Контрольная работа № 3 по теме 5

УК

Знать изученный материал

Уметь применять полученные знания для решения заданий

ИК

КР

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2 ч)

Первоначальные сведения об органических веществах. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова

НМ

Органическая химия. Органические вещества. ТХС. Строение органических веществ

История возникновения органической химии и создания ТХС

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать определение органической химии, органических веществ, изомеров, признаки органических веществ, основные положения ТХС

Уметь записывать структурные формулы органических веществ

Д: модели молекул органических соединений

ПУ

§ 48, 49

Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений

НМ

Явление изомерии. Классификация органических веществ

Структурные формулы

Знать определение органической химии, органических веществ, изомеров, признаки органических веществ, основные положения ТХС, классификацию органических веществ

Уметь записывать структурные формулы органических веществ , формулы структурных изомеров

Д: модели молекул органических соединений

ПУ

§ 50

Тема 7. Углеводороды (4 ч)

Предельные углеводороды. Метан, этан

НМ

Алканы: метан, этан

Явление гибридизации атомных орбиталей углерода

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать понятие предельных углеводородов, характеристику метана и этана

Уметь записывать структурные формулы веществ, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства данного класса веществ

ТК

ПР № 15 «Строение органических веществ»

Д: модели молекул органических соединений

ПУ

Пу

§ 51

Непредельные углеводороды. Этилен

НМ

Алкены: этилен

Знать понятие непредельных углеводородов, характеристику этилена

Уметь записывать структурные формулы веществ, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства данного класса веществ 

Д: модели молекул органических соединений

ПУ

Пу

§ 52

Ацетилен. Диеновые углеводороды. Циклические углеводороды

НМ

Алкины: ацетилен. Алкадиены: дивинил

Циклоалканы

Знать понятие предельных углеводородов, характеристику ацетилена и дивинила

Уметь записывать структурные формулы веществ, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства данного класса веществ

Д: модели молекул органических соединений

ПУ

Пу

§ 52, § 53

Природные источники углеводородов. Природный газ Нефть. Защита атмосферного воздуха от загрязнения

С

Природный газ Нефть

Защита атмосферного воздуха от загрязнения

 Иметь представление о природных источниках углеводородов и способах их переработки

Д: коллекции «Нефть и продукты ее переработки», «Каменный уголь и продукты его преработки»

ПУ

Пу

§ 54

Тема 8. Спирты (2 ч)

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол

НМ

Алканолы: метанол, этанол

Действие спиртов на организм

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать понятие предельных спиртов, характеристику метанола и этанола

Уметь записывать структурные формулы веществ, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства данного класса веществ

ТК

СР № 9 «Задачи на вывод формул веществ»

Д: модели молекул органических соединений

ПУ

Пу

§ 55

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин

НМ

Гликоли: этиленгликоль, глицерин

Знать понятие предельных спиртов, характеристику глицерина и этиленгликоля

Уметь записывать структурные формулы веществ, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства данного класса веществ

Д: модели молекул органических соединений

ПУ

Пу

§ 55

Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (3 ч)

Муравьиная и уксусная кислоты

НМ

Предельные карбоновые кислоты: муравьиная, уксусная

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать понятие предельных карбоновых кислот, характеристику муравьиной и уксусной кислот

Уметь записывать структурные формулы веществ, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства данного класса веществ

Д: модели молекул органических соединений

ПУ

Пу

§ 56

Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота

НМ

Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота

Знать понятие карбоновых кислот, их свойства

Уметь записывать структурные формулы веществ

Д: модели молекул органических соединений

ПУ

Пу

§ 56

Жиры

КУ

Биологически важные вещества - жиры

Сложные эфиры

Знать понятие жиров, их свойства

Уметь записывать структурные формулы веществ

ТК

СР № 10 «Изомерия»

Д: модели молекул органических соединений, образцы жиров

ПУ

Пу

§ 56

Тема 10. Углеводы (2 ч)

Глюкоза, сахароза.

КУ

Биологически важные вещества – углеводы. Глюкоза. Сахароза

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать понятие предельных углеводов, их свойства

Уметь записывать структурные формулы веществ

Д: модели молекул органических соединений, образца углеводов

ПУ

Пу

§ 57

Крахмал, целлюлоза

КУ

Крахмал. Целлюлоза

 Знать понятие предельных углеводов, их свойства

Уметь записывать структурные формулы веществ

Д: модели молекул органических соединений, образцы углеводов

ПУ

Пу

§ 57

Тема 11. Белки. Полимеры (4 ч)

Белки – биополимеры. Понятие о ферментах и гормонах

КУ

Биологически важные вещества – белки

Ферменты. Гормоны

Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе;

Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения;

Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями;

Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения

Знать понятие белков, их свойства

Уметь записывать структурные формулы веществ

Д: денатурация белка

ПУ

Пу

§ 58

Полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид

НМ

Высокомолекулярные соединения

Знать понятие полимеров, их свойства

Уметь записывать структурные формулы веществ

Д: коллекции «Пластмассы» «Синтетические волокна»

ПУ

Пу

§ 59

Химия и здоровье. Лекарства

УС

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

Иметь представление о значении химии в жизни и деятельности человека

Д: образцы лекарственных препаратов

ПУ

Пу

§ 60

Контрольная работа № 4 по темам 6 – 11

УК

Знать изученный материал

Уметь применять полученные знания для решения заданий

ИК

КР

Повторение и обобщение изученного материала. Итоговая работа (4 ч)

68-69

Повторение и обобщение изученного материала

УС

См. выше

Знать изученный материал

Понимать важность химических знаний

Уметь применять полученные знания

70

Итоговая работа

УК

Уметь применять полученные знания

ИК

КР

ИЗМЕНЕНИЯ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Химия, 9 класс

№ и дата протокола заседания МО

Содержание изменения

Подпись председателя МО

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом Примерной программы основного общего образования по химии

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов, типы химических реакций;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков

  1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащихся. К ним относятся:
  • определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
  • выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
  • сравнение полученных результатов с учебной задачей;
  • владение различными формами самоконтроля;
  • оценивание своей учебной деятельности;
  • постановка целей самообразовательной деятельности.
  1. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:
  • работа с основными компонентами учебника;
  • использование справочной и дополнительной литературы;
  • подбор и группировка материалов по определенной теме;
  • составление планов различных видов;
  • владение разными формами изложения текста;
  • составление на основе текста таблицы, схемы, графика, тезисов; конспектирование;
  • подготовка доклада, реферата;
  • использование различных видов наблюдения и моделирования;
  • качественное и количественное описание изучаемого объекта;
  • проведение химического эксперимента.
  1. Учебно-логические общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:
  • определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
  • выявление существенных признаков объекта;
  • проведение разных видов сравнения;
  • установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями;
  • владение компонентами доказательства;
  • формулирование проблемы и определение способов ее решения.
  1. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют организовывать сотрудничество в коллективе, достигать взаимопонимания, организовывать совместную деятельность. К таким навыкам относятся:
  • выслушивание мнения других;
  • владение разными формами устных и публичных выступлений;
  • оценка разных точек зрения;
  • владение приемами риторики.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.

Оценка «5»ставится в случае:

  • Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала.
  • Умения выделять главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
  • Отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4»:

  • Знание всего изученного программного материала.
  • Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
  • Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

  • Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
  • Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы.
  • Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2»:

  • Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
  • Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
  • Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ
  • Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

Оценка «1» ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения (физика, химия, математика, биология, география, черчение, трудовое обучение, ОБЖ);
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • нарушение техники безопасности;
  • небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;
  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;
  • ошибки в вычислениях (арифметические – кроме математики);
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
  • орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка).

Нормы оценок  по химии[1]

Оценка устного ответа

Отметка «5»:

  • дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,
  • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком,
  • ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  • дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,
  • материал изложен в определенной последовательности,
  • допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.

Отметка «3»:

  • дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка
    или ответ неполный, построен несвязно.

Отметка «2»:

  • ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материла,
  • допущены существенные ошибки, которые уч-ся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

  • отсутствие ответа.

Оценка умений решать задачи

Отметка «5»:

  • в логическом рассуждении и решении нет ошибок,
  • задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

  • в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом,
  • допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

  • в логическом рассуждении нет существенных ошибок,
  • допускается существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

  • имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

  • отсутствие ответа на задание.

Оценка экспериментальных умений  (в процессе      выполнения практических работ по инструкции)

Оценку ставят тем уч-ся,   за которыми было организовано наблюдение.

Отметка  «5»:

  • работа  выполнена полностью.  Сделаны правильные   наблюдения и выводы,
  • эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники   безопасности и правил работы с веществами и приборами,
  • проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места, порядок на столе, экономно используются реактивы).  

Отметка «4»:

  • работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.

Отметка «3»:

  • ответ неполный,   работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую учащийся исправляет по требованию учителя.

Отметка «2»:

  • допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении  работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может исправить.

Отметка «1»:

  • работа не выполнена,
  • полное отсутствие экспериментальных умений.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты выполнения опытов.

Отметка «5»:

  • План решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

  • план решения составлен правильно,
  • осуществлен подбор химических реактивов и оборудования.
  • допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).

Отметка   «3»:

  • план  решения составлен правильно,
  • осуществлен подбор химических  реактивов и оборудования.
  • допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка  «2»:

  • допущены две  и более ошибки (в плане  решения,   в подборе химических,  реактивов и оборудования,   в объяснении и выводах).

Отметка   «1»:

  • задача не решена.

Оценка за письменную контрольную работу

При оценивании ответа учащегося необходимо учитывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.

Отметка  «5»:

  • дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

  • допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: 

  • работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.

Отметка «2»:

  • работа выполнена меньше чем наполовину,
  • имеется несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

  • работа не выполнена.

При оценке письменных работ учащихся по химии может использоваться балльная шкала. При переводе в 5-балльную систему отметок следует руководствоваться следующим соотношением:

% правильно выполненного

% = Vправильного/Vвсей работы

Отметка

96 – 100 %

5

76 – 95 %

4

50 – 75 %

3

0 – 49 %

2

При оценке выполнения   письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу  корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год. Итоговая аттестация учащихся 9 классов проводится в форме экзамена по билетам (стандартная форма) или ГИА.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Класс

Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

Интернет-ресурсы

9

Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 191 с.: ил.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Брейгер Л. М. Химия. 9 класс: контрольные и самостоятельные работы, тесты. – Волгоград: учитель, 2006. – 134 с.
  2. Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. 8 – 9 классы. 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2008. – 56 с.
  3. Гара Н. Н. Химия: уроки в 9 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 131 с.
  4. Корощенко А. С. Контроль знаний по органической химии: 9 – 11 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112 с.
  5. Радецкий А. М. Проверочные работы по химии в 8 – 11 классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000. – 208 с.: ил.
  6. Радецкий А. М. Химия. Дидактический материал. 8 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.
  7. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения)
  8. Химия. 8 – 11 классы: рабочие программы к учебникам Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. Базовый уровень / авт.-сост. О. В. Карасева, Л. А. Никитина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 173 с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Дрововозова Т. И., Сербиновская Н. М., Горобцова О. Н. Пособие-репетитор по химии. Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 368 с. (Серия «Золотой стандарт для средней школы»)
  2. Рагулин Г. К., Сечина Н. Н., Страхаль В. В. Решение задач по химии методом составления алгебраических уравнений: СПб, ТОО «Фирма «Икар», 2000. – 152 с. (Центр внедрения педагогического опыта)
  3. Чунихина Л. Л. 600 тестов по химии (с пояснениями). 9 класс. – М.: «Издат-Школа 2000», 2000. – 96 с.

СПИСОК УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

Учебные пособия на печатной основе:

Таблицы постоянного экспонирования:

  • Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;
  • Растворимость кислот, оснований и солей;
  • Электрохимический ряд напряжений металлов;
  • Ряд электроотрицательности неметаллов;
  • Ряд силы кислот.

Таблицы временного экспонирования:

  • Серия инструктивных таблиц по химии
  • Серия таблиц по неорганической химии
  • Серия таблиц по органической химии
  • Серия таблиц по химическим производствам

Натуральные объекты (коллекции):

  • Минеральные удобрения
  • Нефть и продукты ее переработки
  • Каменный уголь и продукты его переработки
  • Пластмассы
  • Волокна
  • Жиры
  • Углеводы
  • Металлы и сплавы

Химические реактивы и материалы (наиболее часто используемые):

  • Простые вещества – медь, магний, железо, сера, уголь;
  • Оксиды – меди, кальция, железа, магния;
  • Кислоты – соляная, серная, азотная;
  • Основания – гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид бария, 25 %-ный раствор аммиака;
  • Соли – хлориды натрия, меди, алюминия, железа; нитраты калия, натрия, серебра, меди, бария; сульфаты меди, железа, аммония; иодид калия; бромид натрия;
  • Органические соединения – этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.

Учебные наборы:

  1. Набор № 1 ОС «Кислоты»
  2. Набор № 2 ОС «Кислоты»
  3. Набор № 3 ОС «Гидроксиды»
  4. Набор № 4 ОС «Оксиды металлов»
  5. Набор № 5 ОС «Металлы»
  6. Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочно-земельные металлы»
  7. Набор № 7 ОС «Огнеопасные
  8. Набор № 8 ОС «Галогены»
  9. Набор № 9 ОС «Галогениды»
  10. Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»
  11. Набор № 11 ОС «Карбонаты»
  12. Набор № 12 ОС «Фосфаты.
  13. Набор № 13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа»
  14. Набор № 14 ОС «Соединения марганца»
  15. Набор № 15 ОС «Соединения хрома»
  16. Набор № 16 ОС «Нитраты»
  17. Набор № 17 ОС «Индикаторы»
  18. Набор № 18 ОС «Минеральные удобрения»
  19. Набор № 24 ОС «Материалы»

Химическое лабораторное оборудование:

  • Приборы для работы с газами – получение, собирание, очистка, сушка, поглощение газов; реакции между потоками газов;
  • Аппараты и приборы для опытов с жидкими и твёрдыми веществами – перегонка, фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твердым веществом и жидкостью, двумя жидкостями, твердыми веществами;
  • Измерительные и нагревательные приборы;
  • Приспособления для выполнения опытов.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  1. Аппарат (установка) для дистилляции воды
  2. Весы (до 500 кг)
  3. Нагревательные приборы (электроплитка, спиртовка)
  4. Столик подъемный
  5. Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21
  6. Штатив металлический ШЛБ
  7. Аппарат (прибор) для получения газов
  8. Аппарат для проведения химических реакций АПХР
  9. Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий
  10. Прибор для окисления спирта над медным катализатором
  11. Прибор для определения состава воздуха
  12. Прибор для собирания и хранения газов

Модели: атомов, молекул, кристаллических решеток.

Технические средства обучения:

  • Мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран)
  • CD

MULTIMEDIA - поддержка предмета:                

  1. Открытая химия 2.0 ООО Физикон, 2001. Автор курса - проф. МФТИ, академик РАЕН В.В.Зеленцов.
  2. Единый государственный экзамен Химия. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0 «Интерактивная линия», 2005.Просвещение - МЕДИА.
  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий », 2004.
  4. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. - М.: ЗАО Просвещение-Медиа, 2005.


[1] http://malinovka-30.narod.ru/poloNormaOch.htm - Положение о нормах оценок по предметам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....