Рабочая программа по химии. 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) по теме
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по химии и Примерной программы основного (общего) образования по химии (базовый уровень).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 191 с.: ил.»
Программа рассчитана на 70 часов в год при 2 ч в неделю (68 часов в год при 2 ч в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 427 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по _______химии, неорганической и органической химии___________
(предмет, курс)
класс __________________9________________________
учитель _Левшина Светлана Владиславовна, высшая квалификационная категория_
(Ф.И.О., квалификационная категория учителя)
Санкт-Петербург
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по химии и Примерной программы основного (общего) образования по химии (базовый уровень).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 191 с.: ил.»
Программа рассчитана на 70 часов в год при 2 ч в неделю (68 часов в год при 2 ч в неделю). Программой предусмотрено проведение:
- 4 контрольных работы;
- 15 проверочных работ;
- 10 самостоятельных работ;
- 6 практических работ;
- 10 лабораторных работ (опытов).
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, описание химических явлений, обобщённую характеристику основных классов неорганических веществ.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Рабочая программа включает в себя 6 практических работ:
№ 1, 2, 5, 6 «Решение экспериментальных задач»
№ 3 «Получение аммиака и изучение его свойств»
№ 4 «Получение и свойства углекислого газа. Распознавание карбонатов».
Тематика и количество лабораторных и практических работ соответствуют Примерной программе по химии основного общего образования (базовый уровень).
Рабочая программа включает в себя 4 контрольных работы и 15 проверочных работ. Формы проведения письменного контроля могут быть следующими:
- стандартная фронтальная контрольная работа;
- тестирование (на бумажном и электронном носителе);
- диктант (знаковый, терминологический);
- индивидуальные задания по карточкам и др.
В качестве диагностики результативности работы по программе может использоваться оценка самостоятельных работ, творческих работ (проектов, рефератов, докладов, результатов исследований и т. д.), устный опрос.
В рабочей программе курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Учёт межпредметных связей в преподавании неорганической и органической химии позволяет рационально использовать изучение нового материала путём устранения повторности содержания. В изучении курса химии прослеживаются вертикальные (между ступенями образования) и горизонтальные (на одной ступени образования) межпредметные связи химии с другими учебными предметами. Курс химии 9 класса опирается в основном на знание понятий следующих дисциплин:
- алгебра: расчетные задачи (вычисление массовой доли, составление и преобразование пропорций, решение алгебраических уравнений);
- физика: физические тела, физические явления, молекула, атом, кристаллические решётки, закон Авогадро, закон сохранения массы и энергии, агрегатное состояние вещества, свойства тел и веществ, тепловой эффект реакций, вещество, электролит;
- биология: органические вещества, явления в природе, влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
- география: чистые вещества и смеси, полезные ископаемые;
- история: вклад ученых разных стран в становлении химии как науки.
При оформлении рабочей программы использованы следующие сокращения:
Д – демонстрация
ИК – итоговый контроль
КР – контрольная работа
КУ – комбинированный урок
Л – лекция
ЛО – лабораторный опыт
НМ – урок изучения нового материала
ПЗ – практическое занятие
ПР – проверочная работа
ПрР – практическая работа
ПУ – презентация учителя
Пу – презентации учащихся
С – семинар
СР – самостоятельная работа
Т – тестовая работа
ТК – текущий контроль
УЗ – урок закрепления знаний
УК – урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
УО – устный опрос
УС – урок обобщения и систематизации знаний
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Химия, 9 класс
Четверть (полугодие, триместр) | Раздел | Всего часов | Содержание | Контроль | Контрольные работы (общее количество часов) | Практическая часть (общее количество часов) | |
Лабораторные работы | Практические работы | ||||||
1 четверть 18 ч | Тема 1. Электролитическая диссоциация | 10 | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей Демонстрации Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле. Реакции обмена между растворами электролитов Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» (№ 1) | ПР № 1 «Электролиты. Диссоциация» ПР № 2 «РИО» ПР № 3 «ОВР» СР № 1 «Электролиты. Диссоциация» СР № 2 «РИО» СР № 3 «ОВР» УО «Определения по теме» КР № 1 по теме 1 | 1 | 2 | 2 |
Тема 2. Кислород и сера | 8 | Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон. Аллотропия кислорода и серы Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» (№ 2) | Т № 1 «Подгруппа кислорода» ПР № 4 «Серная кислота» ПР № 5 «Серная кислота» СР № 4 «Задачи на избыток-недостаток» | ||||
2 четверть 14 ч | Тема 2. Кислород и сера (окончание) | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
Тема 3. Азот и фосфор | 9 | Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов. Взаимодействие солей аммония со щелочами Практические работы Получение аммиака и изучение его свойств (№ 3) | Т № 2 «Подгруппа азота» Т № 3 «Соединения азота» Т № 4 «Фосфор и его соединения» ПР № 6 «Азот» ПР № 7 «Азот. Аммиак» ПР № 8 «Соединения азота» | ||||
Тема 4. Углерод и кремний | 4 | Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов (№ 4) | Т № 5 «Подгруппа углерода» ПР № 9 «Соединения углерода» СР № 5 «Задачи на выход продукта» | ||||
3 четверть 20 ч | Тема 4. Углерод и кремний (окончание) | 3 | КР № 2 по теме 2 – 4 | 2 | 3 | 2 | |
Тема 5. Общие свойства металлов | 14 | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами. | Т № 6 «Металлы» ПР № 10 «Общие свойства металлов» ПР № 11 «Щелочные металлы» ПР № 12 «Щелочноземельные металлы» ПР № 13 «Алюминий» ПР № 14 «Железо» СР № 6 «Задачи на примеси» СР № 7 «Металлы главных подгрупп» СР № 8 «Металлы побочных подгрупп» КР № 3 по теме 5 | ||||
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах | 2 | Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений | |||||
Тема 7. Углеводороды (начало) | 1 | Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки | |||||
4 четверть 18 ч | Тема 7. Углеводороды (продолжение) | 3 | ПР № 15 «Строение органических веществ» | 1 | - | - | |
Тема 8. Спирты | 2 | Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты | СР № 9 «Задачи на вывод формул веществ» | ||||
Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры | 3 | Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях | СР № 10 «Изомерия» | ||||
Тема 10. Углеводы | 2 | Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья. Качественные реакции на глюкозу и крахмал | |||||
Тема 11. Белки. Полимеры | 4 | Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида | КР № 4 по теме 4 – 11 | ||||
Повторение и обобщение. Итоговая работа | 4 | ИК | |||||
Всего: | 70 | 4 | 7 | 6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Химия, 9 класс
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Тип урока | Основные элементы содержания | Требования к уровню достижений | Контроль | Наглядные пособия, оборудование | Интернет-, медиа-ресурсы | Домашнее задание | |||
Элементы минимума содержания образования | Элементы дополнительного содержания | Общеучебные умения и навыки | Специальные | Вид | Форма | |||||||
Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 ч) | ||||||||||||
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах | НМ | Химические реакции в растворах. Ионы. Электролиты и неэлектролиты | История создания ТЭД | Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе; Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения; Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями; Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения | Знать понятия: эектролитическая диссоциация, электролит, неэлектролит Уметь объяснять механизм ЭДзаписывать уравнения диссоциации, сравнивать строение и свойства ионов и атомов | ТК | УО | Д: электролиз хлорида меди (II) | ПУ | § 1 | ||
Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей | КУ | Электролитическая диссоциация. Диссоциация кислот, оснований, солей. Катионы. Анионы. Определение характера среды в растворе. Индикаторы | Качественные реакции на ионы | Знать понятия: кислоты, основания, соли Уметь записывать уравнения диссоциации кислот, оснований, солей, определять в растворах ионы водорода и гидроксо-групп | ТК | СР № 1 «Электролиты. Диссоциация» | ПУ | § 2 | ||||
Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации | КУ | Степень диссоциации | Знать понятие «степень диссоциации», классификацию электролитов по степени диссоциации | ТК | УО | ПУ | § 3 | |||||
Реакции ионного обмена и условия их протекания | КУ | Реакции ионного обмена. Условия осуществления РИО | Знать определение РИО и условия их осуществления Уметь составлять уравнения РИО | ТК | ПР № 1 «Электролиты. Диссоциация» | Д: РИО | ПУ | § 4 | ||||
Реакции ионного обмена и условия их протекания | КУ | Реакции ионного обмена. Условия осуществления РИО | Знать определение РИО и условия их осуществления Уметь составлять уравнения РИО | ТК | СР № 2 «РИО» | ЛО № 1 «Реакции обмена между растворами электролитов» | ПУ | § 4 | ||||
Окислительно-восстановительные реакции | КУ | ОВР. Окислитель. восстановитель | Метод электронного баланса | Знать понятия: ОВР, окислитель, восстановитель Уметь определять ОВР, составлять схему электронного баланса, расставлять коэффициенты методом электронного баланса | ТК | ПР № 2 «РИО» | Д: ОВР | ПУ | § 5 | |||
Окислительно-восстановительные реакции | КУ | ОВР. Окислитель. восстановитель | Метод полуреакций | Знать понятия: ОВР, окислитель, восстановитель Уметь определять ОВР, составлять схему электронного баланса, расставлять коэффициенты методом электронного баланса | ТК | СР № 3 «ОВР» | ПУ | § 5 | ||||
Гидролиз солей | КУ | Гидролиз солей. Характер среды в растворе | Знать особенности протекания реакций в растворе, понятие «гидролиз солей» Уметь определять характер среды в растворах солей | ТК | ПР № 3 «ОВР» | ПУ | § 6 | |||||
Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач | ПрР | Методика решения экспериментальных задач. Правила ТБ | Знать правила ТБ Уметь проводить химические реакции, решать экспериментальные задачи | ТК | ПрР | ПУ | С. 24 | |||||
Контрольная работа № 1 по теме «ТЭД» | УК | Знать изученный материал Уметь применять полученные знания для решения заданий | ИК | КР | ||||||||
Тема 2. Кислород и сера (9 ч) | ||||||||||||
Кислород и сера в периодической системе химических элементов. Озон | НМ | Кислород и сера – химические элементы. Озон. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи | Сравнение кислорода и озона | Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе; Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения; Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями; Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения | Знать понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатное состояние, аллотропия Уметь давать характеристику элементов главной подгруппы по плану, сравнивать элементы | ПУ | § 7, 8 | |||||
Сера: аллотропия, свойства, применение | КУ | Простое вещество сера | Явление аллотропии на примере серы | Знать характеристику серы Уметь характеризовать явление аллотропии на примере, составлять химические уравнения, характеризовать РИО и ОВР | ТК | Т № 1 «Подгруппа кислорода» | Д: получение пластической серы, горение серы | ПУ | § 9, 10 | |||
Сероводород. Сульфиды | КУ | Характеристика сероводорода. Сульфиды | Качественная реакция на сульфид-ион | Знать характеристику соединений серы Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР | ТК | Д: качественная реакция на сульфиды | ПУ | § 11 | ||||
Сернистый газ. Сернистая кислота и её соли | КУ | Характеристика сернистого газа. Сернистая кислота и сульфиты | Качественная реакция на сульфит-ион | Знать характеристику соединений серы Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР | ТК | ПУ | § 12 | |||||
Оксид серы (IV). Серная кислота и её соли | КУ | Характеристика серного газа. Свойства раствора серной кислоты | Качественная реакция на сульфат-ион | Знать характеристику соединений серы, свойства разбавленной серной кислоты Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР | ТК | ЛО № 2 «Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе» | ПУ | § 13 | ||||
Окислительные свойства концентрированной серной кислоты | КУ | Специфические свойства серной кислоты | Сравнение окислительных свойств разбавленной и концентрированной серной кислоты | Знать характеристику соединений серы, свойства концентрированной серной кислоты Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР | ТК | ПР № 4 «Серная кислота» | ПУ | § 13 | ||||
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач | ПрР | Методика решения экспериментальных задач. Правила ТБ | Знать правила ТБ Уметь проводить химические реакции, решать экспериментальные задачи | ТК | ПрР | ПУ | С. 43 | |||||
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы | НМ | Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции. Катализаторы | Вычисление скорости химической реакции | Знать определение скорости химической реакции, зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, площади соприкосновения, температуры, катализатора | ТК | ПР № 5 «Серная кислота» | ПУ | § 14 | ||||
Практическое занятие. Решение задач | УЗ | Вычисления по химическим уравнениям | Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма продукта реакции, если одно из исходных веществ взято в избытке | Знать методику решения задач по химическим уравнениям Уметь производить вычисления по химическим уравнениям массы, объёма продукта реакции, если одно из исходных веществ взято в избытке | ТК | СР № 4 «Задачи на избыток-недостаток» | ||||||
Тема 3. Азот и фосфор (9 ч) | ||||||||||||
Азот и фосфор в периодической системе химических элементов. Азот | НМ | Азот и фосфор – химические элементы. Простое вещество азот | Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе; Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения; Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями; Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения | Знать понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатное состояние, аллотропия Уметь давать характеристику элементов главной подгруппы по плану, сравнивать элементы | ТК | Т № 2 «Подгруппа азота» | ПУ | § 15, 16 | ||||
Аммиак: свойства, получение, применение | КУ | Характеристика аммиака | Образование иона аммония. Действие аммиака на организм | Знать характеристику соединений азота, основность аммиака Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР | ТК | ПР № 6 «Азот» | ПУ | § 17 | ||||
Практическая работа № 3. Получение аммиака и изучение его свойств | КУ | Получение аммиака из соли и изучение его свойств. Правила ТБ | Знать правила ТБ Уметь проводить химические реакции, решать экспериментальные задачи | ТК | ПрР | ПУ | С. 72 | |||||
Соли аммония | КУ | Соли аммония | Качественная реакция на ион аммония | Знать характеристику соединений азота Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР | ЛО № 3 «Взаимодействие солей аммония со щелочами» | ПУ | § 18 | |||||
Оксиды азота (II, IV) | КУ | Оксиды азота (II, IV) | Валентные возможности азота | Знать характеристику соединений азота Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР | ТК | ПР № 7 «Азот. Аммиак» | ПУ | |||||
Азотная кислота и её соли | КУ | Азотная кислота. Нитраты | Качественная реакция на нитрат-ион | Знать характеристику соединений азота, общие свойства азотной кислоты с другими кислотами Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР | ТК | ПУ | § 19, 20 | |||||
Окислительные свойства азотной кислоты | КУ | Взаимодействие азотной кислоты с металлами | Сравнение азотной и серной кислот | Знать характеристику соединений азота, окислительные свойства азотной кислоты Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР | ТК | ПУ | § 19, 20 | |||||
Фосфор: аллотропия, свойства, применение. | КУ | Простое вещество фосфор | Явление аллотропии на примере фосфора | Знать характеристику фосфора Уметь характеризовать явление аллотропии на примере, составлять химические уравнения, характеризовать РИО и ОВР | ТК | Т № 3 «Соединения азота» | ПУ | § 21 | ||||
Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. Минеральные удобрения | КУ | Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли | Минеральные удобрения | Знать характеристику соединений фосфора Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР | ТК | ПР № 8 «Соединения азота» | Д: коллекция «Минеральные удобрения» | ПУ | § 22 (23) | |||
Тема 4. Углерод и кремний (7 ч) | ||||||||||||
Углерод и кремний в периодической системе химических элементов | НМ | Углерод и кремний – химические элементы | Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе; Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения; Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями; Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения | Знать понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатное состояние, аллотропия Уметь давать характеристику элементов главной подгруппы по плану, сравнивать элементы | ТК | Т № 4 «Фосфор и его соединения» | ПУ | § 24 | ||||
Аллотропные модификации углерода | НМ | Уголь, алмаз, графит | Фуллерен, поликумулен | Знать характеристику углерода Уметь характеризовать явление аллотропии на примере, составлять химические уравнения, характеризовать РИО и ОВР | ТК | Т № 5 «Подгруппа углерода» | Д: модели кристаллических решеток алмаза и графита | ПУ | § 25 | |||
Химические свойства углерода. Адсорбция | КУ | Химические свойства углерода | Адсорбция | Знать характеристику углерода Уметь доказывать свойства веществ уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР | Д: адсорбция | ПУ | § 25 | |||||
Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм | КУ | Характеристика угарного газа | Физиологическое действие угарного газа на организм | Знать характеристику соединений углерода Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР | ТК | СР № 5 «Задачи на выход продукта» | ПУ | § 26 | ||||
Углекислый газ. Угольная кислота и её соли | КУ | Характеристика углекислого газа. Карбонаты и гидрокарбонаты | Угольная кислота. Качественная реакция на карбонат-ион | Знать характеристику соединений углерода Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР | ЛО № 4 «Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов» | ПУ | § 27, 28 | |||||
Практическая работа № 4. Получение и свойства углекислого газа. Распознавание карбонатов | ПрР | Получение, собирание и распознавание углекислого газа. Качественная реакция на карбонат-ион. Правила ТБ | Знать правила ТБ Уметь проводить химические реакции, решать экспериментальные задачи | ТК | ПрР | С. 102 – ПР № 5 | ||||||
Кремний и его соединения. Стекло. Цемент. | КУ | Кремний и его оксид. Кремниевая кислота. Силикаты | Силикатная промышленность. Стекло. Цемент | Знать характеристику соединений кремния Уметь доказывать свойства соединений уравнениями реакций, характеризовать РИО и ОВР | ТК | ПР № 9 «Соединения углерода» | ЛО № 5 «Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы» | ПУ | §30-33 | |||
Контрольная работа № 2 по темам 2 – 4 | УК | Знать изученный материал Уметь применять полученные знания для решения заданий | ИК | КР | ||||||||
Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч) | ||||||||||||
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов | НМ | Химические элементы металлы в ПСХЭ. Металлическая связь. Общие физические свойства металлов | Особенности подгрупп металлов | Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе; Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения; Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями; Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения | Знать понятие металлической связи, физические свойства металлов Уметь давать общую характеристику металлов, сравнивать их с неметаллами | Д: коллекция «Металлы и сплавы» | ПУ | § 34, 36 | ||||
Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов | КУ | Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов | Знать химические свойства металлов Уметь характеризовать свойства металлов с помощью химических уравнений, определять возможность протекания реакций с помощью электрохимического ряда напряжений металлов | ТК | СР № 6 «Задачи на примеси» | Д: коллекция «Металлы и сплавы» | ПУ | § 37 | ||||
Металлургия. Общие способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды | КУ | Общие способы получения металлов. Металлургия | Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды | Знать общие свойства металлов, понятие металлургии Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих способы получения металлов | ТК | Д: коллекция «Металлы и сплавы» | ПУ | § 35, § 45-47 | ||||
Сплавы | КУ | Сплавы | Производство чугуна и стали | Знать понятие сплава Уметь характеризовать состав сплавов | Т № 6 «Металлы» | Д: коллекция «Металлы и сплавы» | ПУ | § 38 | ||||
Щелочные металлы | КУ | Щелочные металлы и их соединения. Натрий и калий | Качественные реакции на щелочные металлы | Знать характеристику щелочных металлов и их соединений Уметь давать характеристику щелочных металлов и их соединений, составлять соответствующие уравнения реакций | ТК | ПР № 10 «Общие свойства металлов» | ПУ Пу | § 39 | ||||
Щелочноземельные металлы. Кальций и его соединения | КУ | Щелочноземельные металлы и их соединения. Кальций | Качественные реакции на щелочноземельные металлы | Знать характеристику щелочноземельных металлов и их соединений Уметь давать характеристику щелочноземельных металлов и их соединений, составлять соответствующие уравнения реакций | ТК | СР № 7 «Металлы главных подгрупп» | ПУ Пу | § 40, 41 | ||||
Жёсткость воды и способы её устранения | С | Жёсткость воды и способы её устранения | Знать понятие жесткости воды, ее причины и способы устранения | ТК | ПР № 11 «Щелочные металлы» | ПУ Пу | § 41 | |||||
Алюминий | КУ | Алюминий | Сравнение алюминия со щелочными и щелочноземельными металлами | Знать характеристику алюминия и его соединений Уметь давать характеристику алюминия и его соединений, составлять соответствующие уравнения реакций | ТК | ПР № 12 «Щелочноземельные металлы» | ПУ Пу | § 42 | ||||
Оксид и гидроксид алюминия | КУ | Оксид и гидроксид алюминия | Амфотерность | Знать характеристику алюминия и его соединений Уметь давать характеристику алюминия и его соединений, составлять соответствующие уравнения реакций | ТК | ПР № 13 «Алюминий» | ЛО № 6 «Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами» | ПУ Пу | § 42 | |||
Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач | ПрР | Методика решения экспериментальных задач. Правила ТБ | Знать правила ТБ Уметь проводить химические реакции, решать экспериментальные задачи | ТК | ПрР | С. 131 – ПР № 6 | ||||||
Железо. | КУ | Железо | Особенности металлов побочных подгрупп | Знать характеристику железа и его соединений Уметь давать характеристику железа и его соединений, составлять соответствующие уравнения реакций | ТК | СР № 8 «Металлы побочных подгрупп» | ПУ Пу | § 43 | ||||
Оксиды, гидроксиды и соли железа (II, III) | КУ | Соединения железа | Качественные реакции на ионы железа | Знать характеристику железа и его соединений Уметь давать характеристику железа и его соединений, составлять соответствующие уравнения реакций | ТК | ПР № 14 «Железо» | ЛО № 7 «Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами» | ПУ Пу | § 44 | |||
Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач | ПрР | Методика решения экспериментальных задач. Правила ТБ | Знать правила ТБ Уметь проводить химические реакции, решать экспериментальные задачи | ТК | ПрР | С. 136 – ПР № 7 | ||||||
Контрольная работа № 3 по теме 5 | УК | Знать изученный материал Уметь применять полученные знания для решения заданий | ИК | КР | ||||||||
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2 ч) | ||||||||||||
Первоначальные сведения об органических веществах. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова | НМ | Органическая химия. Органические вещества. ТХС. Строение органических веществ | История возникновения органической химии и создания ТХС | Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе; Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения; Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями; Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения | Знать определение органической химии, органических веществ, изомеров, признаки органических веществ, основные положения ТХС Уметь записывать структурные формулы органических веществ | Д: модели молекул органических соединений | ПУ | § 48, 49 | ||||
Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений | НМ | Явление изомерии. Классификация органических веществ | Структурные формулы | Знать определение органической химии, органических веществ, изомеров, признаки органических веществ, основные положения ТХС, классификацию органических веществ Уметь записывать структурные формулы органических веществ , формулы структурных изомеров | Д: модели молекул органических соединений | ПУ | § 50 | |||||
Тема 7. Углеводороды (4 ч) | ||||||||||||
Предельные углеводороды. Метан, этан | НМ | Алканы: метан, этан | Явление гибридизации атомных орбиталей углерода | Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе; Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения; Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями; Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения | Знать понятие предельных углеводородов, характеристику метана и этана Уметь записывать структурные формулы веществ, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства данного класса веществ | ТК | ПР № 15 «Строение органических веществ» | Д: модели молекул органических соединений | ПУ Пу | § 51 | ||
Непредельные углеводороды. Этилен | НМ | Алкены: этилен | Знать понятие непредельных углеводородов, характеристику этилена Уметь записывать структурные формулы веществ, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства данного класса веществ | Д: модели молекул органических соединений | ПУ Пу | § 52 | ||||||
Ацетилен. Диеновые углеводороды. Циклические углеводороды | НМ | Алкины: ацетилен. Алкадиены: дивинил | Циклоалканы | Знать понятие предельных углеводородов, характеристику ацетилена и дивинила Уметь записывать структурные формулы веществ, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства данного класса веществ | Д: модели молекул органических соединений | ПУ Пу | § 52, § 53 | |||||
Природные источники углеводородов. Природный газ Нефть. Защита атмосферного воздуха от загрязнения | С | Природный газ Нефть | Защита атмосферного воздуха от загрязнения | Иметь представление о природных источниках углеводородов и способах их переработки | Д: коллекции «Нефть и продукты ее переработки», «Каменный уголь и продукты его преработки» | ПУ Пу | § 54 | |||||
Тема 8. Спирты (2 ч) | ||||||||||||
Одноатомные спирты. Метанол. Этанол | НМ | Алканолы: метанол, этанол | Действие спиртов на организм | Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе; Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения; Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями; Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения | Знать понятие предельных спиртов, характеристику метанола и этанола Уметь записывать структурные формулы веществ, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства данного класса веществ | ТК | СР № 9 «Задачи на вывод формул веществ» | Д: модели молекул органических соединений | ПУ Пу | § 55 | ||
Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин | НМ | Гликоли: этиленгликоль, глицерин | Знать понятие предельных спиртов, характеристику глицерина и этиленгликоля Уметь записывать структурные формулы веществ, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства данного класса веществ | Д: модели молекул органических соединений | ПУ Пу | § 55 | ||||||
Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (3 ч) | ||||||||||||
Муравьиная и уксусная кислоты | НМ | Предельные карбоновые кислоты: муравьиная, уксусная | Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе; Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения; Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями; Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения | Знать понятие предельных карбоновых кислот, характеристику муравьиной и уксусной кислот Уметь записывать структурные формулы веществ, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства данного класса веществ | Д: модели молекул органических соединений | ПУ Пу | § 56 | |||||
Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота | НМ | Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота | Знать понятие карбоновых кислот, их свойства Уметь записывать структурные формулы веществ | Д: модели молекул органических соединений | ПУ Пу | § 56 | ||||||
Жиры | КУ | Биологически важные вещества - жиры | Сложные эфиры | Знать понятие жиров, их свойства Уметь записывать структурные формулы веществ | ТК | СР № 10 «Изомерия» | Д: модели молекул органических соединений, образцы жиров | ПУ Пу | § 56 | |||
Тема 10. Углеводы (2 ч) | ||||||||||||
Глюкоза, сахароза. | КУ | Биологически важные вещества – углеводы. Глюкоза. Сахароза | Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе; Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения; Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями; Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения | Знать понятие предельных углеводов, их свойства Уметь записывать структурные формулы веществ | Д: модели молекул органических соединений, образца углеводов | ПУ Пу | § 57 | |||||
Крахмал, целлюлоза | КУ | Крахмал. Целлюлоза | Знать понятие предельных углеводов, их свойства Уметь записывать структурные формулы веществ | Д: модели молекул органических соединений, образцы углеводов | ПУ Пу | § 57 | ||||||
Тема 11. Белки. Полимеры (4 ч) | ||||||||||||
Белки – биополимеры. Понятие о ферментах и гормонах | КУ | Биологически важные вещества – белки | Ферменты. Гормоны | Учебно-организационные: определение учебных задач, организация рабочего места, вести познавательную деятельность в коллективе; Учебно-информационные: работа с учебником, использование информации для решения учебных задач, наблюдение, проведение эксперимента, соблюдение правил поведения в химической лаборатории, описание результатов эксперимента, формулирование проблемы и определение способов её решения; Учебно-логические: установление причинно-следственных связей, определение объектов анализа, оперирование понятиями; Учебно-коммуникативные: умение слушать, владение формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения | Знать понятие белков, их свойства Уметь записывать структурные формулы веществ | Д: денатурация белка | ПУ Пу | § 58 | ||||
Полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид | НМ | Высокомолекулярные соединения | Знать понятие полимеров, их свойства Уметь записывать структурные формулы веществ | Д: коллекции «Пластмассы» «Синтетические волокна» | ПУ Пу | § 59 | ||||||
Химия и здоровье. Лекарства | УС | Человек в мире веществ, материалов и химических реакций | Иметь представление о значении химии в жизни и деятельности человека | Д: образцы лекарственных препаратов | ПУ Пу | § 60 | ||||||
Контрольная работа № 4 по темам 6 – 11 | УК | Знать изученный материал Уметь применять полученные знания для решения заданий | ИК | КР | ||||||||
Повторение и обобщение изученного материала. Итоговая работа (4 ч) | ||||||||||||
68-69 | Повторение и обобщение изученного материала | УС | См. выше | Знать изученный материал Понимать важность химических знаний Уметь применять полученные знания | ||||||||
70 | Итоговая работа | УК | Уметь применять полученные знания | ИК | КР |
ИЗМЕНЕНИЯ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Химия, 9 класс
№ | № и дата протокола заседания МО | Содержание изменения | Подпись председателя МО |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом Примерной программы основного общего образования по химии
В результате изучения химии ученик должен
знать / понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов, типы химических реакций;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков
- Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащихся. К ним относятся:
- определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
- сравнение полученных результатов с учебной задачей;
- владение различными формами самоконтроля;
- оценивание своей учебной деятельности;
- постановка целей самообразовательной деятельности.
- Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:
- работа с основными компонентами учебника;
- использование справочной и дополнительной литературы;
- подбор и группировка материалов по определенной теме;
- составление планов различных видов;
- владение разными формами изложения текста;
- составление на основе текста таблицы, схемы, графика, тезисов; конспектирование;
- подготовка доклада, реферата;
- использование различных видов наблюдения и моделирования;
- качественное и количественное описание изучаемого объекта;
- проведение химического эксперимента.
- Учебно-логические общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:
- определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
- выявление существенных признаков объекта;
- проведение разных видов сравнения;
- установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями;
- владение компонентами доказательства;
- формулирование проблемы и определение способов ее решения.
- Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют организовывать сотрудничество в коллективе, достигать взаимопонимания, организовывать совместную деятельность. К таким навыкам относятся:
- выслушивание мнения других;
- владение разными формами устных и публичных выступлений;
- оценка разных точек зрения;
- владение приемами риторики.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Оценка «5»ставится в случае:
- Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала.
- Умения выделять главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
- Отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4»:
- Знание всего изученного программного материала.
- Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
- Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
- Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
- Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы.
- Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2»:
- Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
- Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
- Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ
- Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
Оценка «1» ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения (физика, химия, математика, биология, география, черчение, трудовое обучение, ОБЖ);
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- нарушение техники безопасности;
- небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;
- ошибки в вычислениях (арифметические – кроме математики);
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
- орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка).
Нормы оценок по химии[1]
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
- дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком,
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
- дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,
- материал изложен в определенной последовательности,
- допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.
Отметка «3»:
- дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка
или ответ неполный, построен несвязно.
Отметка «2»:
- ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материла,
- допущены существенные ошибки, которые уч-ся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
- отсутствие ответа.
Оценка умений решать задачи
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок,
- задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом,
- допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок,
- допускается существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»:
- отсутствие ответа на задание.
Оценка экспериментальных умений (в процессе выполнения практических работ по инструкции)
Оценку ставят тем уч-ся, за которыми было организовано наблюдение.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы,
- эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и приборами,
- проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места, порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.
Отметка «3»:
- ответ неполный, работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую учащийся исправляет по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может исправить.
Отметка «1»:
- работа не выполнена,
- полное отсутствие экспериментальных умений.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты выполнения опытов.
Отметка «5»:
- План решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
- план решения составлен правильно,
- осуществлен подбор химических реактивов и оборудования.
- допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).
Отметка «3»:
- план решения составлен правильно,
- осуществлен подбор химических реактивов и оборудования.
- допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
- допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе химических, реактивов и оборудования, в объяснении и выводах).
Отметка «1»:
- задача не решена.
Оценка за письменную контрольную работу
При оценивании ответа учащегося необходимо учитывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.
Отметка «5»:
- дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину,
- имеется несколько существенных ошибок.
Отметка «1»:
- работа не выполнена.
При оценке письменных работ учащихся по химии может использоваться балльная шкала. При переводе в 5-балльную систему отметок следует руководствоваться следующим соотношением:
% правильно выполненного % = Vправильного/Vвсей работы | Отметка |
96 – 100 % | 5 |
76 – 95 % | 4 |
50 – 75 % | 3 |
0 – 49 % | 2 |
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год. Итоговая аттестация учащихся 9 классов проводится в форме экзамена по билетам (стандартная форма) или ГИА.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Класс | Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля | Интернет-ресурсы |
9 | Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 191 с.: ил. |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Брейгер Л. М. Химия. 9 класс: контрольные и самостоятельные работы, тесты. – Волгоград: учитель, 2006. – 134 с.
- Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. 8 – 9 классы. 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2008. – 56 с.
- Гара Н. Н. Химия: уроки в 9 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 131 с.
- Корощенко А. С. Контроль знаний по органической химии: 9 – 11 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112 с.
- Радецкий А. М. Проверочные работы по химии в 8 – 11 классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000. – 208 с.: ил.
- Радецкий А. М. Химия. Дидактический материал. 8 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения)
- Химия. 8 – 11 классы: рабочие программы к учебникам Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. Базовый уровень / авт.-сост. О. В. Карасева, Л. А. Никитина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 173 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Дрововозова Т. И., Сербиновская Н. М., Горобцова О. Н. Пособие-репетитор по химии. Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 368 с. (Серия «Золотой стандарт для средней школы»)
- Рагулин Г. К., Сечина Н. Н., Страхаль В. В. Решение задач по химии методом составления алгебраических уравнений: СПб, ТОО «Фирма «Икар», 2000. – 152 с. (Центр внедрения педагогического опыта)
- Чунихина Л. Л. 600 тестов по химии (с пояснениями). 9 класс. – М.: «Издат-Школа 2000», 2000. – 96 с.
СПИСОК УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
Учебные пособия на печатной основе:
Таблицы постоянного экспонирования:
- Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;
- Растворимость кислот, оснований и солей;
- Электрохимический ряд напряжений металлов;
- Ряд электроотрицательности неметаллов;
- Ряд силы кислот.
Таблицы временного экспонирования:
- Серия инструктивных таблиц по химии
- Серия таблиц по неорганической химии
- Серия таблиц по органической химии
- Серия таблиц по химическим производствам
Натуральные объекты (коллекции):
- Минеральные удобрения
- Нефть и продукты ее переработки
- Каменный уголь и продукты его переработки
- Пластмассы
- Волокна
- Жиры
- Углеводы
- Металлы и сплавы
Химические реактивы и материалы (наиболее часто используемые):
- Простые вещества – медь, магний, железо, сера, уголь;
- Оксиды – меди, кальция, железа, магния;
- Кислоты – соляная, серная, азотная;
- Основания – гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид бария, 25 %-ный раствор аммиака;
- Соли – хлориды натрия, меди, алюминия, железа; нитраты калия, натрия, серебра, меди, бария; сульфаты меди, железа, аммония; иодид калия; бромид натрия;
- Органические соединения – этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
Учебные наборы:
- Набор № 1 ОС «Кислоты»
- Набор № 2 ОС «Кислоты»
- Набор № 3 ОС «Гидроксиды»
- Набор № 4 ОС «Оксиды металлов»
- Набор № 5 ОС «Металлы»
- Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочно-земельные металлы»
- Набор № 7 ОС «Огнеопасные
- Набор № 8 ОС «Галогены»
- Набор № 9 ОС «Галогениды»
- Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»
- Набор № 11 ОС «Карбонаты»
- Набор № 12 ОС «Фосфаты.
- Набор № 13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа»
- Набор № 14 ОС «Соединения марганца»
- Набор № 15 ОС «Соединения хрома»
- Набор № 16 ОС «Нитраты»
- Набор № 17 ОС «Индикаторы»
- Набор № 18 ОС «Минеральные удобрения»
- Набор № 24 ОС «Материалы»
Химическое лабораторное оборудование:
- Приборы для работы с газами – получение, собирание, очистка, сушка, поглощение газов; реакции между потоками газов;
- Аппараты и приборы для опытов с жидкими и твёрдыми веществами – перегонка, фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твердым веществом и жидкостью, двумя жидкостями, твердыми веществами;
- Измерительные и нагревательные приборы;
- Приспособления для выполнения опытов.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- Аппарат (установка) для дистилляции воды
- Весы (до 500 кг)
- Нагревательные приборы (электроплитка, спиртовка)
- Столик подъемный
- Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21
- Штатив металлический ШЛБ
- Аппарат (прибор) для получения газов
- Аппарат для проведения химических реакций АПХР
- Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий
- Прибор для окисления спирта над медным катализатором
- Прибор для определения состава воздуха
- Прибор для собирания и хранения газов
Модели: атомов, молекул, кристаллических решеток.
Технические средства обучения:
- Мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран)
- CD
MULTIMEDIA - поддержка предмета:
- Открытая химия 2.0 ООО Физикон, 2001. Автор курса - проф. МФТИ, академик РАЕН В.В.Зеленцов.
- Единый государственный экзамен Химия. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0 «Интерактивная линия», 2005.Просвещение - МЕДИА.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий », 2004.
- Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. - М.: ЗАО Просвещение-Медиа, 2005.
[1] http://malinovka-30.narod.ru/poloNormaOch.htm - Положение о нормах оценок по предметам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177522-1358162857.jpg)
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-149818-1354961212.jpg)
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....