химический турнир
материал (химия, 8 класс) на тему

Еликова Евгения Николаевна

разработка внеклассного мероприятия по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khimicheskii_turnir.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                          ХИМИЧЕСКИЙ  ТУРНИР

«Химия - наука чудес и превращений»

Цели:

  1. Приобщить учащихся к чтению учебной, научно-популярной литературы
  2. Развивать познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность, эрудицию, логическое мышление,  умения решать нестандартные задачи и ситуации, применять свои знания на практике
  3. Воспитывать умение работать коллективно, оценивать свои возможности и знания товарищей

Девиз: «Химии требуется не такой, который из одного чтения книг понял всю науку, но который собственным искусством в ней  прилежно упражнялся»

 (М.В. Ломоносов)

Химическая сказка

В сказке зашифрован некоторый элемент и его  химические соединения. Задачей учащихся является: определить этот  элемент; привести схему строения его атома; указать валентности и степени окисления в  соединениях; написать схемы превращений и уравнения соответствующих реакций.

                                                         Сказка.

 Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка и спрашивает: «Папа, что ты делаешь?»- «Хочу драгоценность получить, дочка». – «Из этой свечи?»- «Нет, из подсвечника»,-отвечает отец. Дождался он, когда черная окалина на подсвечнике появилась, соскреб ее и в кислоту бросил-стал синим раствор; Бросил щепотку соды- выпал  зеленоватый осадок; добавил едкую щелочь- и совсем синим стал осадок внутри. Высушил он эту смесь, вышла краска дивной красоты. Чем не  драгоценность?

Проведение опыта: «Взаимодействие щелочи с фенолфталеином»

 (Подсказка.( Си       Си2О       СиSО4           СиСО3          Си(ОН)2 )

Задача-загадка

Вы задавали себе вопрос: почему звезды горят? Звезды и наше Солнце состоят из смеси двух газов, превращение одного из них в другой происходит с выделением света и тепла. Что это за газы? Элементы, входящие в их состав,- соседи по ПСХЭ ;  первый  из газов вдвое легче второго, молекула первого газа двухатомна, второй  одноатомен, к тому же второй газ инертен. Назовите эти газы. ( Водород и гелий)

Подсказка взаимодействие лакмуса с кислотой

Химическая викторина

  Командам по очереди задаются вопросы, на которые необходимо  ответить. Времени  на размышление не дается.

  1. Можно ли свечение белого фосфора считать физическим явлением.

 ( Это физико-химическое явление, т.к.  сначала происходит испарение  молекул вещества, а затем их взаимодействие с кислородом,  служащее причиной свечения)

  1. Почему в одноименном рассказе А.П, Чехова спички были названы шведскими? (Впервые спички стали изготавливать именно в Швеции)
  2.  Какую роль выполняет пищевая сода, когда ее употребляют от изжоги?

( Пищевая сода нейтрализует соляную кислоту)

  1. Почему модницы в 70-80 г.г. ХХ в быстро отказались от фосфорных бус?

( Ношение таких бус вредит здоровью, т.к. фосфор- ядовитое веществ)

  1. Почему, оставаясь в машине или ремонтируя ее при работающем двигателе в закрытом гараже, вы рискуете жизнью?

( При работе двигателя внутреннего сгорания потребуется кислород воздуха,  а содержащиеся в выхлопных газах СО2 и СО накапливаются в непроветриваемом помещении и могут привести к отравлению и удушью)

  1. Попадание в организм человека простого органического соединения Х,  которое можно легко перепутать с этанолом, часто является причиной отравлений, заканчивающихся слепотой или даже смертью пострадавшего. Назовите это вещество. (Метанол)
  2. Почему нельзя тушить водой горящие металлы или сплавы?

(Поскольку при взаимодействии воды с горящими металлами образуется водород, то пламя становится более интенсивным и поэтому нельзя пользоваться водой для тушения горящих металлов)

  1. Одинакова ли скорость сгорания свечи у подножия Эльбруса, на его вершине и в стратосфере?

(Лучше всего горит свеча у  подножия Эльбруса. На вершине пламя будет меньше(там воздух  разряжен и массовая доля кислорода низкая), а в стратосфере из-за  недостатка кислорода она не будет гореть вообще)

  1.  Можно ли состав воздуха, чугуна и латуни выразить с помощью химической формулы?

 (Воздух, чугун и латунь- смеси, а не  химические соединения, и поэтому их состав не может быть выражен  в виде химической формулы)

  1. Какой газ является составной частью природного газа, рудничного газа, который бывает причиной взрывов в шахтах? (Метан)
  2. Какие известные вам два газа неядовитые, однако в них гибнут любые животные?

( К числу неядовитых  газов можно отнести азот и углекислыц газ)

  1. Может ли вода гореть?

(Может. Вода неплохо горит  в атмосфере свободного фтора)

  1.  Какая соль серебра используется в медицине?

 ( Нитрат серебра («адский камень» «ляпис» Одно из древнейших лекарственных препаратов)

  1. Какой воздух легче –влажный или сухой?

 (Влажный воздух  легче, т.к. молярная масса воды 18 г/моль , а воздуха 29 г/моль

Зашифрованное предложение

Какое изречение здесь зашифровано: Аи, Na, NH3,  Ni, I2, Еu, S, In, Li, Аr.

(Знание-сила. Расшифровка названий веществ, обозначенных химическими символами и формулами: золото, натрий , аммиак,   никель, иод, европий, сера, индий, литий, аргон)

«Жизнь моя в опасности без правил безопасности»

За правильный ответ команда получает 1 балл

  1. Что вы предпримете , если в глаз попал концентрированный уксус?

( Глаз промыть струей холодной воды)

  1. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, при недостатке – ее употребляют как лекарство? (Соляная кислота)
  2. Что вы предпримете. Если на кожу попала кислота из автомобильной батареи? (Пораженное место вытереть сухой тряпкой, промыть проточной водой и нейтрализовать 1-3% раствором соды)
  3.  Какой газ используют при снятии болевого шока при операциях ?( Веселящий газ)
  4. Что вы предпримете, если в рот или в желудочно-кишечный тракт попала кислота? ( Находясь в химической лаборатории, нейтрализовать кислоту суспензией оксида магния, в других условиях можно воспользоваться раствором пищевой соды)
  5. Какой газ в малых концентрациях имеет запах свежести, а  в больших- ядовит? (Озон)
  6. Что нужно сделать в случае ожога щелочами? (Промыть и нейтрализовать 1-2% раствором уксусной кислоты)
  7. Чем опасны нитраты для организма человека? (Нитраты  превращаются в нитриты, а те переводят Fe2+  в  Fe3+ в гемоглобине, что мешает переносу кислорода)
  8. Какими путями яды могут попасть в организм человека? ( Через органы дыхания, кожу)

«Химические страсти»

Царь зовет к себе Стрельца,

Удалого молодца,

И дает ему поручение

Государственного значения.

Чтоб я стал опять богат,

Нужен бария сульфат.

Ночь даю тебе подумать-

Утром буду ждать доклад!

Не смогешь -кого винить?

Должен я тебя казнить.

Запиши себе названье,

Чтоб со страху не забыть.

Задание: из натрия углекислый газ

Подсказка

Задача.  Некий жилец второго подъезда пришел в гости в квартиру №8 поиграть в шахматы. Кто из них кому пешку не уступил или шах поставил - неизвестно. Но только они крупно взаимодействовали,  в результате чего жилец массой 0,8 г исчез, а вместо него образовалось 1, 12 г его оксида. Определите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости?  (Кальций)                                                               

«Кто больше вспомнит слов»

На каждую букву слова «Бром» в течение 5-7мин  вспоминаем и пишем химические термины. Выигрывает тот, кто больше и правильнее напишет химических терминов

Б

Р

О

М

«Термины- синонимы»

Задача учащихся - правильно составить пары соответствующих веществ

1.Гидрокарбонат натрия              1. Угарный газ

2. Оксид углерода(1V)                   2. Поваренная соль

3. Хлорид натрия                           3. Мел, известняк

4. Оксид углерода(11)                   4. Углекислый газ

5. Карбонат кальция                     5. Пищевая сода    

 

 «Приключения с господином Ферром»

Уставший господин Ферр пришел домой. Не успел он стряхнуть с себя металлическую пыль, как неожиданно к нему влетел  Кисли и предложил создать совместное предприятие. Зная его коварный нрав, Ферр кат5горически отказался вступать с ним в контакт, но тут явилась  очаровательная Аква и настолько легко вошла в доверие к Ферру, притупив его бдительность и осторожность, что Ферр не заметил, как Кисли вместе с Аквой овладели ситуацией. Ферр стал покрываться бурым налетом и выпадать в осадок. Так бы и пропал наивный Ферр, если бы на помощь не пришел Верный Газ, который заставил Ферра как следует погреться, а затем постепенно восстановил его до прежнего состояния.

Вопрос: Постарайтесь узнать героев рассказа, под именами которых зашифрованы вещества.

Расскажите, о каких химических превращениях идет речь? Напишите соответствующие химические реакции.

Ответ: Ферр- это железо (феррум)

Кисли- кислород

Аква- вода

Газ- угарный газ

Цепь химических превращений:

Fe          Fe2O3          Fe(OH)3          Fe2O3         Fe

4Fe+3O2       2Fe2O3

Fe2O3+3H2O         2Fe(OH)3

2Fe(OH)3          Fe2O3+3H2O

Fe2O3+3CO         2Fe+3CO2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы к химическому турниру по теме" Подгруппа азота"

Вопросы составлены к химическому турниру по теме "Подгруппа азота" для учащихся 9 классов....

Химический турнир

Занимательный урок по химии "Химический турнир" создан для неслышащих учащихся, но можнет быть интересным для учителей массовых школ. Конкурс "Химическое лото" может быть использован как тренажер на з...

Химический турнир

Презентация  конкурсной программы по органической химии. Внеклассое мероприятие проводится по принципу телевизионной прогаммы "Своя игра"....

Химический турнир (КВН по химии)

Материалы для проведения химического турнира...

Внеклассное мероприятие по химии: "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие, для обучающихся 1 курса НПО, проводимое в рамках недели химии. Студенты должны доказать умение пользоваться знаниями и навыками полученными при изучении данного предмета. ...

Я бы химию выучил только за то, что частицей её сам являюсь. Химический турнир. 9 класс

Данный турнир по химии призван обобщить знания учащихся о химических элементах, об основных биохимических процессах, происходящих в организме человека, в природе, придав им практическую направленность...

Химический турнир

Химический турнир по теме "Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева". Урок -игра проводится после изучения данной темы. Можно проводить урок   между  классами или параллелями ....