Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа (химия, 9 класс) по теме

Комиссарова Евгения Николаевна

Рабочая программа по химии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_9_klass.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Туранская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»                                                                           « Согласовано»                                                                           «Утверждаю»

На педагогическом  совете                                               заместитель директора по УВР                                                Директор  МОУ  ТОШ

Протокол №          от                                                                                           И.М. Харламова                                                        Н.В. Смирнова

«        »                2013г                                                           «         »                2013 г                                                                            Приказ №         от

                                                                                                                                                                                                «      »                2013 г                                                        

Рабочая программа

по химии

9 класс

на 2013-2014  учебный год

                                                                                                                                             

Разработала

учитель  Комиссарова Евгения Николаевна

Муниципальное образовательное учреждение

                                                                                                                                                              Туранская основная общеобразовательная школа

               

                                                                                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С.  Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 6-е изд.,  стереотип. – М.: Дрофа, 2009 год).

      Последовательность изучения различных разделов соответствует авторской концепции и нормативным документам, регламентирующим содержание образования по изучаемой дисциплине. Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений.

     Рабочая программа конкретизирует содержание примерной программы, дает четкое распределение учебных часов по разделам курса с определенной последовательностью изучения тем и разделов с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей  программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач, их распределение по разделам.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание рабочей программы структурировано по шести блокам:

  • Методы познания веществ и химических явлений.
  • Экспериментальные основы химии;
  • Вещество;
  • Химическая реакция;
  • Элементарные основы неорганической химии;
  • Первоначальные представления об органических веществах;
  • Химия и жизнь.

Цель курса - вооружение учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации и поведении в окружающей среде, внесение существенного вклада в развитие научного миропонимания учащихся.      

В данной программе выражена гуманистическая и химико-экологическая направленность и ориентация на развивающее обучение. В ней отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности.

Задачи курса:

• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Принципы реализации учебного предмета

  • гуманизации содержания и процесса его усвоения;
  • экологизации курса химии;
  • интеграции знаний и умений;
  • последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.

Место предмета в базисном учебном плане

Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Химия» отведено 68 часов в IX  классе, из расчета – 2 учебных часа в неделю  (Федеральный базисный учебный план)


Формы организации образовательного процесса и формы контроля

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент). Рабочей программой курса химии 9 класса предусмотрено проведение 6 практических работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для текущего контроля уровня усвоения учебного предмета использовать такие формы, как:

  • контрольные работы. (3 - за курс 9 класса)
  • самостоятельные проверочные работы;
  • срезовые работы в т.ч. в форме теста;
  • устные формы контроля, фронтальный опрос
  • защита проекта

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (9 класс)

Название темы

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

1

 Введение

6

2

Металлы

15

3

1

3

Неметаллы

23

3

1

4

Органические соединения

10

1

5

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

8

ВСЕГО

68

6

3

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

9 КЛАСС
(2 ч в неделю; всего 68 ч)

   Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 ч)

 

   Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
  Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
  Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
 
Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

 
   Тема 1
  Металлы (15 ч)
 


   Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
 
Общая характеристика щелочных металлов.  Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
 
Общая характеристика металлов II группы главной подгруппы.  Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
 
Алюминий.  Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
   Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
 
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
 
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. З. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fе3+.


 
Тема 2
  Практикум №1
  Свойства металлов и их соединений (3 ч)


   1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. З. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.


 
Тема 3
  Неметаллы (23 ч)

 
   Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
 
Водород.  Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
 
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений
в народном хозяйстве.
 
Сера.  Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
 
Азот.  Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
 
Фосфор.  Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

   Углерод.  Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
 
Кремний.  Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
 
Демонстрации. Образцы галогенов - простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

   Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

   Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
  Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
 
Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

   Тема 4
  Практикум № 2
  Свойства неметаллов и их соединений (3 ч)


 
4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов.

   Тема 5
  Органические соединения (10 ч)


  Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
  Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
  Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин.
  Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
  Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
  Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
  Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
  Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
 
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
 
Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.

   Тема 6
  Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 ч)

 
   Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
  Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
  Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
  Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Требования к уровню подготовки выпускников

Соблюдать правила:

  •  техники безопасности при обращении с химической посудой и лабораторным оборудованием (пробирками, химическими стаканами,

       воронкой, лабораторным штативом, спиртовкой); растворами кислот, щелочей, негашеной известью, водородом, метаном, бензином,

       ядохимикатами, минеральными удобрениями;

  •  личного поведения, способствующего защите окружающей среды от загрязнения;
  •  оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.                                        

Проводить:

  • нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание;
  • опыты по получению и собиранию кислорода, оксида углерода (IV), водорода;
  • распознавание кислорода, водорода, углекислого газа, растворов кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионов;
  • изготовление моделей молекул веществ (Н20, С02, НС1, СН4, С2Н6, С2Н4, С2Н2, СН3ОН, С2Н5ОН, СН3СООН);
  • вычисления: а) массовой доли химического элемента по формуле вещества, б) количества' вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из вступивших в реакцию или полученных веществ, в) массовой доли растворенного вещества.

Называть:

  • химический элемент по его символу;
  • вещества по их химическим формулам;
  • свойства неорганических и органических веществ;
  • функциональные группы органических веществ;
  • признаки и условия осуществления химических реакций;
  • факторы, влияющие на скорость химической реакции;
  • типы химических реакций;
  • биологически важные органические соединения (углеводы, жиры, белки).

Определять:

  • простые и сложные вещества;
  • принадлежность веществ к определенному классу;
  • валентность и (или) степень окисления химических элементов в бинарных соединениях;
  • вид химической связи между атомами в типичных случаях: а) щелочной металл — галоген, б) водород — типичные неметаллы, в) в молекулах простых веществ;
  • тип химической реакции: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, б) по характеру теплового эффекта, в) по изменению степеней окисления химических элементов.

Составлять:

  • формулы неорганических соединений (по валентности химических элементов или степени окисления);
  • молекулярные, структурные формулы органических веществ;
  • схемы распределения электронов в атомах химических элементов с порядковыми номерами 1—20;
  • уравнения химических реакций различных типов;
  • уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;
  • полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.  

Характеризовать:

  • качественный и количественный состав вещества;
  • химические элементы малых периодов, а также калий и кальций по положению в периодической системе Д. И. Менделеева и строению их атомов;
  • свойства высших оксидов элементов с порядковыми номерами 1—20, а также соответствующих им кислот и оснований;
  • химические свойства органических и неорганических веществ;
  • химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов (на примере производства серной кислоты) и неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве;
  • способы защиты окружающей среды от загрязнений;
  • строение и общие свойства металлов;
  • связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением;                                      
  • области практического применения полиэтилена, металлических сплавов (чугун, сталь, дюралюминий), силикатных материалов (стекло, цемент);
  • свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (II), аммиака, хлора, озона, ртути, этилового спирта, бензина;
  • состав и применение веществ: пищевой соды, медного купороса, йода (спиртовой раствор), глюкозы, сахарозы, крахмала и клетчатки;
  • круговороты углерода, кислорода, азота в природе Земли (по схемам).

Объяснять:

  • физический смысл порядкового (атомного) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;
  • закономерности изменения свойств химических элементов малых периодов и главных подгрупп;
  • причины сходства и различия в строении атомов химических элементов одного периода и одной главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева;
  • причины многообразия веществ;
  • сущность процессов окисления и восстановления;
  • условия горения и способы его прекращения;
  • сущность реакции ионного обмена;
  • зависимость свойств веществ от вида химической связи.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся


Оценка «5» ставится в случае:
1.Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2.Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:
1. Знания всего изученного программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.


Оценка «3» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.


Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


Примечание.При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. 

Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание. — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.


Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.


Примечание.Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётам и являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
- орфографические и пунктационные ошибки.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С. Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / издание, переработанное – М.: Дрофа, 2011.

Данный учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы - это  целостная система, в ее состав входят учебная программа и учебник для учащихся.

Учебники данного автора   включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.

Рекомендуемая литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе.

Дополнительный список соответствует рекомендуемым   автором учебной программы.

   

Учебно-методический комплект

  1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл. - М.: Дрофа, 2007.
  2. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.

      3.  Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. М.: Блик плюс, 2004.

      4.  Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.

      5.  Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в школе. 8 кл. - М.: Дрофа, 2006
      6.  Габриелян О. С. «Химия 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. М.; Дрофа, 2011

      7. Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А.

          Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2007

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

6

1

1

Характеристика химического  элемента на основании его положения   в  периодической системе химических      элементов Д.И. Менделеева.

1

П.1,упр.1-3

04.09.

2

2

Свойства оксидов и кислот в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления.

1

§  1

06.09.

3

3

Свойства  оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления.

1

§ 1

11.09

4

4

Генетические ряды металла и неметалла

1

§  1

13.09

5

5

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного  элемента.

1

§  2, упр.1-3

18.09

6

6

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

1

§ 3, упр.1-3

20.09

Тема 1.    Металлы   (15 часов)

15

7

1.

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь.

1

§ 4 читать,

§ 5,упр.1-3;

25.09

8

2

Общие физические свойства металлов.

1

§ 6

27.09

9

3

Сплавы, их свойства и значение

1

§ 7

02.10

10

4

Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов.

1

§ 8,

упр.1,3

04.10

11

5

Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

1

§ 9,10

упр.1-5

09.10

12

6

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы  их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.

1

§ 11, до соединений

щелочных

Ме

упр.1-2

11.10

13

7.

Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения

1

§ 11,

Упр.3,4

16.10

14

8.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.

1

§ 12

Упр1,6

18.10

15

9.

Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды  и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их Свойства и применение в народном хозяйстве.

1

§ 12

Упр5,8

23.10

16

10.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.

1

§ 13

Упр.3,4,7

25.10

17

11.

Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

1

§ 13

30.10

18

12

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.

1

§ 14

01.11

19

13

Генетические ряды Fe²ˉ  и    Fe³ .Качественные реакции на Fe²ˉ  и     Fe³ˉ. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве

1

§ 14

13.11

20

14

Обобщающее повторение  по теме «Металлы»

1

Повторить

с § 6 по

§ 14

15.11

21

15

Контрольная работа по теме «Металлы»

1

Повторить

с § 6 по§ 14

20.11

Тема 2. Практикум №1.  Свойства металлов и их соединений.

3

22

1

Практическая работа № 1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

1

Стр.84

22.11

23

2

Практическая работа № 2. Получение и свойства соединений металлов

1

Стр.84-85

27.11

24

3.

Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

1

Стр.86

29.11

Тема 3. Неметаллы.  

23

25

1.

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И.Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность. Кристаллическое строение неметаллов. Аллотропия. Физические свойства неметаллов.

1

§ 15

Упр.1-5

04.12

26

2

Водород

1

§ 17

Упр.2-4

06.12

27

3.

Общая характеристика галогенов.

1

§ 18

11.12

28

4.

Основные соединения галогенов

1

§ 19,20

Упр.1-6

13.12

29

5.

Кислород.

1

§ 21

Упр.1,2

18.12

30

6.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы.

1

§ 22

Упр.2,3

20.12

31

7.

Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты.

1

§ 23

Упр.1,2

25.12

32

8.

Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

1

§ 23

Упр.5

27.12

33

9.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества.

1

§ 24

Упр.1-4

10.01

34

10.

Аммиак, строение, свойства, получение и применение.

1

§ 25

Упр.1-5

15.01

35

11.

Соли аммония, их свойства и применение

1

§ 26

Упр.1-5

17.01

36

12.

Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение.

1

§ 27

Упр.1-2

22.01

37

13.

Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

1

§ 27

Упр.3-5

24.01

38

14.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение.

1

§ 27до кислотных

Соединений

фосфора

Упр.1-3

29.01

39

15.

Основные соединения: оксид фосфора(V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

1

§ 28

Упр.4-5

31.01

40

16.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение.

1

§ 29

Упр.1-3

05.02

41

17.

Качественная реакция на углекислый газ. Оксиды углерода(II) и (IV). Их свойства и применение

1

§ 30

До угольной кислоты.

07.02

42

18.

Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

1

§ 30

12.02

43

19.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение.

1

§ 31, стр178-180

Упр.1-2

14.02

44

20

Оксид кремния (IV), его природные разновидности.

1

§ 31, стр 181,упр.4

19.02

45

21

Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

1

§ 31, стр. 183-185,упр.5-6

21.02

46

22.

Обобщающее повторение по теме: «Неметаллы»

1

Повторить

§ 17- 31

26.02

47

23.

Контрольная работа по теме «Неметаллы»

1

Повторить

§ 17- 31

28.02

Тема 4.Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений.

3

48

1.

Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

1

Стр.187-188

05.03

49

2.

Практическая работа № 5.

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»

1

Стр.188-189

07.03

50

3.

Практическая работа № 6.

Получение, собирание и распознавание газов

1

Стр.189-192

12.03

Тема 5. Органические соединения

10

51

1.

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений.

1

§  32

Упр.1-3

14.03

52

2.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

1

§  33

Упр.1-2

19.03

53

3.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой.

§  34

Упр.1-2

21.03

54

4.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Трехатомный спирт – глицерин.

1

§  35

Упр.2-3

04.04

55

5.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

1

Записи в тетради

09.04

56

6.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение

1

§  35

Упр.2-3

11.04

57

7.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

1

§  36

Упр.1,3

§  37

16.04

58

8.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

1

§  38

Упр.1,3

18.04

59

9.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль.

1

§  39

Упр.1,3

23.04

60

10

Контрольная работа по теме «Органические соединения»

1

§  32-39

25.04

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

 

8

61

1

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы.

1

Записи в тетради

30.04

62

2.

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

1

Записи в тетради

02.05

63

3.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

1

Записи в тетради

07.05

64-65

4-5

Классификация химических реакций по различным признакам.

2

Записи в тетради

14.05

66

6

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного элемента.

1

Записи в тетради

16.05

67-68

7-8

Оксиды, гидроксиды и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

2

Записи в тетради

21.05

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....