Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) по теме

Рабочая программа по химии 9 класс по учебнику О.С.Габриелян 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9klass.docx37.76 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по химии 9 класс(базовый уровень)

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

УМК О.С.Габриеляна

                                                                Составила: Панфилова Г.Н.                                              

«Пояснительная записка

Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004.
  •  Базисный  учебный план общеобразовательных учреждений Чувашской Республики приказ № 473 МО и МП ЧР от 10.06.2005
  • Учебный план МБОУ «СОШ№9» на 2013-2014уч.год
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 20013/2014 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 1067 от 19.12.2012 г.;

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: «Глобус»).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»О.С.Габриелян М.: Дрофа,  

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи раздела «Химия-9»

Обучение

Привить познавательный интерес к изучению химии через систему разнообразных по форме уроков: урок – практикум, урок – лекция, урок – конференция, интегрированный урок,    урок – тест,  урок – решение задач, проектная деятельность учащихся.  Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-  исследовательской компетентностей, обеспечить усвоение учащимися знаний по химии в соответствии со стандартом химического образования.  

Развитие

Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер.

Воспитание

   Способствовать воспитанию социально успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной компетентности,  химической грамотности и ответственного отношения к окружающей среде.

Требования к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны знать:

положение металлов и неметаллов в периодической системе Д. И. Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

Учащиеся должны уметь:

а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

б) характеризовать свойства классов химических элементов, групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;

в) распознавать важнейшие катионы и анионы;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

г) решать расчетные задачи с использованием изученных понятий.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.

Требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы по органической химии

Учащиеся должны знать:

а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (ординарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

б) строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных

и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;

в) понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

Учащиеся должны уметь:

а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и  контрольных работ, как в традиционной, так и в  тестовой формах

Основное содержание 9 класс (68 часов)

Повторение основных вопросов курса 8 класса.(7ч)

Элементарные основы неорганической химии(43ч):

Металлы (18ч)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.  Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).

Неметаллы (25ч)

Водород, физические и химические свойства, получение и применение.

Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.

Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.

Демонстрации

Взаимодействие натрия и кальция с водой.

Образцы неметаллов.

Аллотропия серы.

Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Распознавание соединений хлора.

Кристаллические решетки алмаза и графита.

Получение аммиака.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).

Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.

Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.

Практические занятия

Получение, собирание и распознавание газов .

Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».

Первоначальные понятия об органических соединениях(20ч)

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

Демонстрации

Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Модели молекул органических соединений.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Образцы изделий из полиэтилена.

Качественные реакции на этилен и белки.

Практические занятияЭкспериментальное решение задач по распознаванию органических соединений.

Химия и жизнь (по всему разделу 9 класса)

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Демонстрации

Образцы лекарственных препаратов.

Образцы строительных и поделочных материалов.

Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ как в традиционной, так и в  тестовой формах.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на изучение тем:

-тема 1 «Введение» вместо 6 часов – 7 часов, включен вводный контроль знаний –контрольная работа№1.

-тема 2-«Металлы» вместо 16 часов -18часов, за счет включения  урока по решению задач и практической работы№2.

-тема 3 «Неметаллы» вместо 24 часов – 25часов. Практическая работа по получению газов разделена на 3 отдельных практических работы№3,№5,№6, куда вошли экспериментальные задачи из практической работы «Подгруппа азота и угдерода».

 -тема 4 «Органические соединения» вместо 11 часов - 18часов, включены 2 часа решения расчетных задач по нахождению молекулярной формулы органичесих соединений, практическая работа №7 «Экспериментальное решение задач по распознаванию органических соединений»,2часа по обобщению и коррекции знаний органических соединений,1ч- на изучение темы «Ацетилен» и 1час на изучение темы «Альдегиды».

2.Тема «Химия и жизнь» распределена по всему курсу 9 класса.

Учебно-методическое обеспечение

   а) литература для учащихся: 

Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс»,

Габриелян О.С. Учебник «Химия» 9 класс, М. «Дрофа»,

Габриелян О.С.; А.В. Яшукова, Рабочая тетрадь «Химия» 9 класс, М. Дрофа,  

Еремин Е.А., Кузьменко Н.Е. «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа»,

б) литература для учителя:

Габриелян О.С.,  Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. – М.: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя.

Комисарова Л.В., И.Г, Присягина «Контрольные и проверочные работы по химии 9 класс», М., «Экзамен»,

в) электронные пособия:

СD диски «Общая и неорганическая химия»,Органическая химия»

«Виртуальная лаборатория»

Интернет-ресурсы:http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html

http://bril2002.narod.ru/chemistry.html .,http://www.chemel.ru/ и др.

 

Тематическое планирование по химии, 9 класс

(2 часа в неделю, всего68 часов)УМК О.С.Габриеляна.

п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Тема1.Введение.

7

№1.Осуществление цепочки превращений.

          №1

2.

Тема 2.

Металлы

18

№2. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов.

№ 2

3.

Тема 3.

Неметаллы

25

№3Получение газов: водорода, кислорода и хлороводорода , их свойства.

№4.Подгруппа кислорода.

№5.Получение аммиака и его свойства.

№ 6. Получение углекислого газа и его свойства. Распознавание карбонатов.

№ 3

4.

Тема 4.

Органические соединения

18

№7 .Экспериментальное решение задач по распознаванию органических соединений.

№4

5.

Итого

68

7

4

Поурочное планирование по химии, 9 класс

(2 часа в неделю, всего 68 часов)УМК О.С.Габриеляна

№№ п/п

Тема урока

Тема1.Введение (7часов)

1

Характеристика хим. элемента на основании его положения в ПСХЭ.

2

Характеристика хим. элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений.

3

Переходные элементы и их  амфотерные соединения.

4

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева .

5

Свойства оксидов, оснований, кислот, солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления и восстановления.

6

Практическая работа№1.Осуществление цепочки хим. превращений.

7

 Контрольная работа №1.Вводный контроль знаний.

Тема 2.

Металлы (18часов)

1(8)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов .

2(9)

Физические свойства металлов.

3(10)

Сплавы, их свойства и значение.

4(11)

Химические свойства металлов.

5(12)

Способы получения металлов.

6(13)

Коррозия металлов.

7(14)

Общая характеристика щелочных металов.

8(15)

Соединения щелочных металлов.

9(16)

Общая характеристика элементов гл.подгруппы IIгруппы.

10(17)

Соединения щелочноземельных металлов.

11(18)

Алюминий, его физические и химические свойства.

12(19)

Соединения алюминия.

13(20)

Железо, его физические и химические свойства.

14(21)

Генетические ряды железа(II) и железа (III).

15(22)

Решение задач на определение выхода продукта реакции.

16(23)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы».

17(24)

Практическая работа №2. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов.

18(25)

Контрольная работа № 2 по теме «Металлы»

Тема 3.

Неметаллы(25 часов)

1(26)

Общая характеристика неметаллов.Кислород,озон,воздух.

2(27)

Водород, его физические и химические свойства.

3(28)

Общая характеристика галогенов.

4(29)

Соединения галогенов.

5(30)

Получение галогенов,их значение и применение.

6(31)

Кислород, его физические и химические свойства, получение .

7(32)

Практическая работа№3.Получение газов: кислорода и водорода , хлороводорода и изучение их свойств.

8(33)

Сера, её физические и химические свойства.

9(34)

Соединения серы.

10(35)

Практическая работа№4. Подгруппа кислорода.

11(36)

Азот и его свойства.

12(37)

Аммиак и его свойства.

13(38)

Соли аммония и их свойства.

14(39)

Практическая работа № 5. «Получение аммиака и его свойства»

15(40)

Оксиды азота.Азотная кислота.

16(41)

Соли азотной кислоты,минеральные удобрения.

17(42)

Фосфор . Соединения фосфора.

18(43)

Углерод, его физические и химические свойства.

19(44)

Кислородные соединения углерода

20(45)

Практическая работа № 6. « Получение оксида углерода (IV), его свойства. Распознавание карбонатов.

21(46)

Кремний и его соединения.

22(47)

Силикатная промышленность

23(48)

Решение комбинированных  расчетных задач.

24(49)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

25(50)

Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы»

Тема 4.

Органические соединения (18часов)

1(51)

Предмет органической химии.

2(52)

Предельные углеводороды (метан, этан).

3(53)

Непредельные углеводороды (этилен).

4(54)

Непредельные углеводороды(ацетилен)

5(55)

Ароматические углеводороды. Бензол.

6(56)

Решение задач на нахождение молекулярной формулы орг.соединений.

7(57)

Обобщение и систематизация знаний по углеводородам.

8(58)

Спирты.

9(59)

Альдегиды.

10(60)

Карбоновые кислоты.

11(61)

Понятия о сложных эфирах и  жирах.

12(62)

Понятия об аминокислотах и белках.

13(63)

Понятия об углеводах.

14(64)

Решение задач на нахождение мол.формул  орг.веществ по продуктам сгорания.

15(65)

Обобщение и систематизация знаний по кислородосодержащим орг.соединениям.

16(66)

Практическая работа№7.Экспериментальное решение задач по распознаванию органических соединений.

17(67)

Полимеры.

18(68)

Контрольная работа 4 по теме «Органические вещества»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....