Рабочая программа по химии. Габриелян 11 класс (1 час в неделю)
рабочая программа по химии (11 класс) по теме

Малинина Марина Владимировна

В данную рабочую программу включены коды КЭС и КПУ, а также осваиваемые учебные действия (умения) и модели

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по курсу «Химия, 11 класс базовый уровень» разработана в соответствии с авторской программой для общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2010.), без изменений и дополнений. 

Курс рассчитан на 34 учебных часа в год (1 час в неделю).

Программа базового курса химии 11 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.

Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.

Первая идея курса — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, — общая химия.

Изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.

Подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связаны с общей и неорганической химией, а потому в 11 выпускном классе логичнее изучать именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это серьезное испытание.

Вторая идея курса — это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным..

Третья идея курса — это интеграция хими ческих знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.

Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления:

  •  о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества);
  •  химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах);
  • фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.

Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Основное содержание программы:

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (3 ч)

Тема 2. Строение вещества (14 ч)

Тема 3. Химические реакции (8 ч.)

Тема 4. Вещества и их свойства (9 ч)

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса:

Учащиеся в результате усвоения раздела должны

знать/понимать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

 

Календарно-тематическое планирование 11 класс

(1 час в неделю)

урока

Содержание материала (тема урока)

Сроки изучения

Код КЭС

Код КПУ

Осваиваемые учебные действия (умения) и модели

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (3 ч) 

 Основные сведения о строении атома.

1.1.1

1.1.1

1.1.2

1.2.1

Применять основные химические понятия: вещество, химический элемент, атом; определять состав атома по положению элемента в периодической системе

Строение электронных оболочек, орбитали, электронные формулы, электронно-графические схемы.

1.1.1

1.1.1

1.1.3

1.2.1

1.2.2

Составлять электронно-графические схемы и электронные формулы атомов элементов малых периодов

Периодический закон и Периодическая система в свете строения атома.

Д,

л/о №1

1.2.1

1.2.3

2.3.1

2.4.1

Характеризовать элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ

Тема 2. Строение вещества (14 ч)

Ионная связь и ионная кристаллическая решетка.

1.3.1

1.3.3

1.1.1

1.2.1

2.2.1

2.2.2

2.4.2

Определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной)

Ковалентная связь. Атомные и молекулярные кристаллические решетки.

Л/о №2

1.3.1

1.3.2

1.3.3

1.1.1

1.2.1

2.2.2

2.4.2

Определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ковалентной)

Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка.

1.3.1

1.3.3

1.1.1

1.2.1

2.2.2

2.4.2

Определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной)

Водородная связь. Единая природа химической связи.

1.3.1

1.3.3

1.1.1

1.1.2

1.2.1

2.2.2

2.4.2

Определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (водородной)

Полимеры неорганические и органические.

Л/о №3

1.3.3

4.2.4

1.3.1

1.3.2

1.3.3

1.3.4

2.2.3

Определять зависимость свойств веществ от их состава и строения

Газовое состояние вещества. Природные газовые смеси (воздух, природный газ), состав, свойства.

1.3.3

4.2.3

4.3.2

1.3.2

1.3.3

2.4.3

Характеризовать вещества молекулярного строения в газовом состоянии по составу и свойствам

Представители газообразных веществ

2.3

4.3.3

1.3.2

1.3.4

Характеризовать состав и свойства типичных представителей газообразных веществ: кислорода, аммиака, углекислого газа, водорода

.Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.

Пр/р №1

4.1.1

4.1.6

1.3.4

2.5.1

 Получать, собирать и распознавать кислород, водород, аммиак, углекислый газ; применять на практике правила безопасной работы с приборами и веществами

Жидкое состояние вещества. Вода, растворы.

Л/о №4,5

1.3.3

2.8

4.1.3

4.3.1

1.4.5

1.3.2

1.3.3

1.3.4

2.4.3

2.4.4

Характеризовать особенности веществ в жидком состоянии, их отличия от газообразных и твердых веществ; способы выражения концентрации растворов

Дисперсные системы.

Л/о №6

1.1.1

1.3.3

Классифицировать дисперсные системы по составу и свойствам; понимать смысл понятий: истинные и коллоидные растворы, дисперсионная среда, дисперсная фаза, коагуляция, синерезис

Твердое состояние вещества. Аморфные вещества, жидкие кристаллы.

1.3.3

1.3.2

1.3.3

2.4.3

Характеризовать особенности веществ в  твердом состоянии, их отличия от газообразных и жидких веществ; различать аморфные и кристаллические вещества по строению и свойствам; иметь представление о жидких кристаллах

Состав вещества. Смеси.

1.3.3

4.1.2

4.3.9

1.1.1

1.1.3

1.3.1

2.4.3

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; применять знания об основных способах разделения смесей

Подготовка к контрольной работе.

2.5.2

Применять полученные знания и умения на практике

Контрольная работа №1. Теоретические основы химии.

К/р №1

 Тема 3. Химические реакции (8 ч.)

Классификация реакций в органической и неорганической химии.

Л/о

7-10

1.4.1

1.1.1

1.1.2

2.2.8

Устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификация

Скорость химических реакции и факторы, влияющие на нее.

1.4.2

1.4.3

4.3.4

1.1.1

1.1.3

2.4.5

Применять понятия: скорость химической реакции, катализ, катализаторы; характеризовать зависимость  скорости химической реакции от различных факторов; составлять термохимические уравнения и производить расчеты по ним

Обратимые реакции. Химическое равновесие и его смещение.

1.4.4

1.1.1

2.4.5

Классифицировать химические реакции (обратимые и необратимые); применять знания об условиях смещения химического равновесия

Основные положения ТЭД, реакции ионного обмена.

1.4.5

1.4.6

1.1.1

1.2.1

1.2.2

2.4.4

Понимать сущность механизма электролитической диссоциации, основные положения ТЭД; определять характер среды раствора неорганических соединений

Гидролиз органический и неорганический.

Л/о №11

1.4.7

1.1.1

1.1.3

2.2.4

2.4.4

Характеризовать типы гидролиза солей и органических соединений; составлять уравнения гидролиза солей, определять характер среды

Водородный показатель, рН.

1.4.7

2.2.4

Определять рН среды различными методами; знать константу диссоциации воды

Окислительно-восстановительные реакции.

1.4.8

1.1.1

2.2.5

2.4.4

Составлять уравнения ОВР методом электронного баланса; использовать знания о важнейших окислителях и восстановителях

Электролиз расплавов и растворов электролитов. 

1.4.9

1.1.1

1.3.4

2.4.4

Понимать сущность процесса электролиза, составлять уравнения реакций электролиза веществ

Тема 4. Вещества и их свойства (9 ч)

Металлы в органической и неорганической химии.

2.1

2.2

1.2.1

2.3.2

2.4.1

Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; уметь характеризовать общие химические свойства металлов

Неметаллы в органической и неорганической химии. Естественные группы неметаллов.

2.1

2.3

1.2.1

2.3.2

2.4.1

Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; уметь характеризовать общие химические свойства неметаллов

Кислоты органические и неорганические.

Л/о 12-15

2.1

2.6

1.3.1

2.1.1

2.2.6

2.3.3

2.4.3

Определять принадлежность веществ к изученным классам, называть их; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ

Основания органические и неорганические.

Л/о 16

2.1

2.5

1.3.1

2.1.1

2.2.6

2.3.3

2.4.3

Определять принадлежность веществ к изученным классам, называть их; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ

Соли органических и неорганических кислот.

Л/о 17-18

2.1

2.7

1.3.1

2.1.1

2.2.6

2.3.3

2.4.3

Определять принадлежность веществ к изученным классам, называть их; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ

Генетическая связь в органической и неорганической химии.

2.8

1.1.2

2.2.6

2.3.3

2.3.4

Составлять уравнения реакций по схемам превращений; составлять и решать схемы генетической связи классов неорганических и органических соединений

Подготовка к контрольной работе.

2.5.2

На практике применять полученные знания и умения

Контрольная работа №2. Химические реакции. Вещества.

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

4.1.1

4.1.4

4.1.5

2.5.1

Осуществлять исследовательскую работу по идентификации органических и неорганических соединений

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2008. - 223с.
  2. Химия 11 класс. Рабочая тетрадь. Габриелян О.С., Яшукова А.В. – М.: Дрофа.
  3. Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 220с.
  4. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: методическое пособие. - М.: Дрофа.
  5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Книга для учителя. Химия.11 кл. базовый уровень: методическое пособие. - М.: Дрофа.
  6. Химия. 11 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
  7. Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
  8. Энциклопедия для детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по химии 7 класс 1 час в неделю Габриелян

это рабочая программа ,составленная на основе Примерной программы О.С.Габриеляна для изечения предмета "Химия" в 7 классе ,расчитанная на 1 час в неделю....

Рабочая программа по химии 10 класс (1 ч. в неделю)

Настоящая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа соответствует региональному бази...

Рабочая программа по химии 11 класс 1 час в неделю

Рабочая программа курса химии для 11 «В» класса универсального обученияГБОУ школы №580 Приморского района Санкт-Петербурга(1 час в неделю, 34 часа; базовый уровень) Пояснительная запискаДанная ра...

Рабочая программа по химии 11 класс 1 час в неделю

Рабочая программа курса химии для 11 «В» класса универсального обученияГБОУ школы №580 Приморского района Санкт-Петербурга(1 час в неделю, 34 часа; базовый уровень) Пояснительная запискаДанная ра...

Рабочая программа по химии 11 класс 1 час в неделю

Рабочая программа курса химии для 11 «В» класса универсального обучения Санкт-Петербурга(1 час в неделю, 34 часа; базовый уровень)  Данная рабочая программа составлена на основании:Ø...

Рабочая программа по химии 8 класс, 2 часа в неделю. К учебнику Г.Е.Рудзитис 8 класс

Пояснительная записка Нормативная правовая основа программы  Нормативно-правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Химия» составляют следующие документы:Федеральны...

Рабочая программа по химии 9 класс, 2 часа в неделю. К учебнику Г.Е.Рудзитис 9 класс

Пояснительная записка Нормативная правовая основа программы Нормативно-правовую основу настоящей программы по учебному предмету« Химия» составляют следующие документы:Федеральный...