Рабочая программа по химии 10 класс (1 ч. в неделю)
рабочая программа по химии (10 класс) по теме

Маркова Юлия Анатольевна

Настоящая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа соответствует региональному базисному плану и приказу 1312 Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 года.

Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_khimiya_10klass_1ch._v_nedelyu.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»            

  го Спасск-Дальний

Рассмотрена и рекомендована                                                                               Утверждено

на заседании методического совета                                                              приказом директора

МБОУ «Гимназия»                                                                                         Гридневой О.А.

Протокол №                                                                                                    МБОУ «Гимназия»

«      »                     2013г.                                                                               «      »                 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

для X класса

(гуманитарный профиль)

                                                                               Составитель:

                                                                                          учитель химии

                                                                                          Маркова Юлия

                                                                                       Анатольевна.

го Спасск-Дальний

2013-2014 учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………..…....................................................3

 2. Требования к уровню подготовки учащихся..............................................................................7

 3. Планирование учебного курса………………......………….......................................................8

4. Содержание.....................................................................................................................................9

5. Календарно – тематическое планирование……...................................................…………….12

6. Приложение...................................................................................................................................19

7. Литература……………………………………........................................................……………22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа соответствует региональному базисному плану и приказу 1312 Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 года.

Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков и ключевых компетенций.  Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о теории  строения  органических соединений . Фактическую основу курса составляют  темы- углеводороды и их природные источники, кислородсодержащие и азотсодержащие  органические соединения. Также отводится 4 часа на искусственные и синтетические полимеры. Такое построение курса органической  химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия веществ, всеобщей связи явлений .В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе. Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

Настоящая программа по химии построена на концентрической концепции химического образования для основной школы на основе  авторской программы О.С.Габриеляна по курсу химии 10 класса. Соответствует стандарту Федерального компонента основного общего образования, обязательному минимум содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки выпускников. При составлении данной программы были изучены программы и методические издания других авторов (Е.Е. Миченкова, Л.С. Гузей, Р.Г. Ивановой, Г.М. Чернобельской, О.С. Зайцева, А.И. Артеменко и т.д.). В целях реализации настоящей программы используется методический комплекс О.С.Габриеляна  

Программа построена с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (Габриелян О. С.. Химия 10класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2009. – 266 с.) и методические  для  учителя (Габриелян О. С.. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2011. – 78 с.). О.С. Габриелян « Химия 10 класс. Базовый уровень». Методические рекомендации.

1) Цели и задачи изучения предмета

Изучение  химии  на  базовом  уровне  на ступени среднего (полного)  образования  в 10 классе направлено  на  достижение  следующих  целей:

освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

  • Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
  • Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
  • Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
  • Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
  • Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
  • Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.  
  • Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
  • Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

2) Концепция, заложенная в содержании учебного предмета 

Данная программа построена по концентрической концепции.

3) Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской 

Поурочно-тематический  план  по  объему  скорректирован  в  соответствии  с  федеральным  компонентом  государственного  образовательного  стандарта  среднего (полного)  образования  и  требованиями,  предъявляемыми  к  уровню  подготовки  выпускников  средней  школы и включает вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся.

4) Сроки реализации.

Данная рабочая программа по предмету рассчитана на реализацию в 2013-2014 учебном году.

5) Формы, методы, технологии обучения

При преподавании курса химии я использую следующие технологии обучения:  технологии сотрудничества, разноуровневого обучения, технология системно-деятельностного подхода,  метод  проекта, метод ОК В.Ф. Шаталова, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и игровые технологии.

При использовании ИКТ учитываются здоровьесберегающие аспекты урока.

Авторские цифровые образовательные ресурсы: презентации  PowerPoint к урокам

Оборудование:

- компьютеры;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска.

Используемое программное обеспечение:

- Cyberlink Power DVD

- Word

- PowerPoint

- SMARTNotebook

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные опыт и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. Программа О.С. Габриеляна включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.

 Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

6) Предполагаемые результаты обучения

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов.   Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение  учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Текущий контроль -  позволяет дать оценку результатам повседневной работы. В процессе данного вида контроля устанавливается не только результат предшествующей работы, качество усвоения знаний, умений, навыков, но и готовность учащихся к восприятию нового материала. Основная цель данного контроля – анализ хода формирования ЗУН, что дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины, принять необходимые меры к устранению, возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям.

  • Устный контроль – предназначен для проверки умения воспроизводить изученное, обосновывать отдельные понятия, законы, явления.

  При фронтальной работе опрашивается весь класс. Желающие отвечают на вопросы с места, уточняя, дополняя друг друга.

   Индивидуальная форма представляет ответы на серию вопросов. Ученики следят за ответами друг  друга, расширяют, углубляют их, дают про себя оценку уровню сформированности знаний

Беседа — форма организации урока, при которой ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития.

  • Письменный контроль -  осуществляется в конкретные отрезки времени. Находясь в жестком лимите времени, ученики должны проявить готовность мобилизовать усилия, знания и умение на безошибочное выполнение работы. Уроки письменного контроля обладают большой мобилизирующей силой, требуя от каждого ученика проявления наибольшей активности в выполнении предложенных заданий, что содействует формированию ответственного отношения к учебе.

Контрольная работа – используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.

 Практическая работа, лабораторная работа – используется для формирования практических умений по проведению и описанию опытов, наблюдений, исследований с целью закрепления теоретических знаний

Формами  промежуточной аттестации являются задания, нацеленные на проверку трех уровней усвоения.

      1 уровень воспроизведения (вопросы репродуктивного характера). Обучаемый может воспроизвести (повторить) информацию, операции, действия, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией.

      2 уровень умений и навыков (вопросы на  установление последовательности,  соответствия, задачи на применение ЗУН в стандартной ситуации). На этом уровне усвоения обучаемый умеет выполнять действия, общая методика и последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые.

    3 уровень применения ЗУН в нестандартной ситуации,  прогнозирования, творчества (проблемные, исследовательские задачи).

При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

        Урок – лекция - излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. 

        Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

        Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида. 

        Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

        Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

        Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

        Урок – самостоятельная работа -  предлагаются разные виды самостоятельных работ.

  Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки  и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

         Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения химии в 10 классе на базовом уровне ученик должен

знать

  • важнейшие химические понятия: изомерия, гомология, электроотрицательность, валентность, вещества молекулярного и немолекулярного строения, молярная концентрация раствора
  •  теорию структурного строения органических соединений.
  • вещества и материалы, широко используемые на практике: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол,  бензин, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, искусственные волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
  • определять изомеры и гомологи различных классов органических соединений;
  • характеризовать химическое строение и свойства изученных органических соединений ;
  • объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  • выполнять химический эксперимент: по получению и распознаванию важнейших  органических веществ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений происходящих в природе, быту, и на производстве; глобальных проблем, стоящих перед человечеством (сохранение озонового слоя, парниковый эффект, энергетические и сырьевые проблемы); для понимания роли химии в народном хозяйстве страны;
  • безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, нагревательными приборами; выполнения расчетов, необходимых при приготовлении растворов заданной концентрации, используемых в быту и на производстве.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА X КЛАССА.

Класс

Содержание программы

Количество часов

10

 I.  Введение.

Л/О №1.

Д/О -1

            2

II.  Углеводороды.

Л/О №2-5

 Д/О №2-5  

          10

           

III. Кислородосодержащие органические соединения.

Л/О №6-13

 Д/О №6

          9

IV.  Азотосодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе.

  П/Р№1

Л/О №14

          7

V. Искусственные и синтетические полимеры

П/Р№2

Л/О №15

          4

Резервное время 2 час.

СОДЕРЖАНИЕ

(1ч. в неделю; всего 34ч)  

Введение (2 ч)

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. Теория строения органических соединений.Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии, гомологах, изомерии и изомерах.Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Демонстрациирганические вещества и изделия из них.

Лабораторный опыт. Определение элементарного состава органических соединений.

Тема 2. Углеводороды  и их природные источники (10 ч)

Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): Горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола).

Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1, 3 и изопрена:  обесцвечивание бромной воды и полимеризации в каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакции полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид, его применение.

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галагенирование, нитрирование. Применение бензола на основе свойств.

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин. Понятие об октановом числе.

Демонстрации.

Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси; Плавление парафина и его отношение к воде. Модели молекул алкенов. Получение из этена этилового спирта; а из этилового спирта этена. Обесцвечивание этеном бромной воды и марганцовки. Горение этена.

Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена. Физические и химические свойства бензола.

Лабораторные опыты.

2.  Изготовление моделей алканов. 3. Обнаружение в керосине непредельных соединений. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (9 ч)

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Спирты.   Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
 
Каменный  уголь.  Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
 
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза  полисахарид.

Демонстрации. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором щелочи.

Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.

Тема 4.   Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (7 ч)

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.    Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК.

Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.

Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.

Тема 5.    Биологически активные органические соединения (4 ч)

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

Тема 6.    Искусственные и синтетические полимеры (4часов).

Искусственные  полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Синтетические  полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химически реактивам.

Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.

Обобщение. 1ч.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

В 10 классе проводится 2 практические  работы согласно инструктивным карточкам, изложенным в учебнике: Габриелян О. С.. Химия 10 класс (базовый уровень) Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2011. – 216 с.

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Запланировано проведение  3 письменных контрольных работ и 4 проверочных.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО КУРСУ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ - X КЛАСС.

34 часа.

Дата

Тема урока

Цель раздела

Основные понятия раздела.

ЗУН по разделу.

Химический эксперимент

I. Введение. (2часа).

1.

Предмет органической химии.

Деструктивные теории. ТХС органических соединений.

Формирование общих представлений о предмете органической химии, ее целях, задачах, базовой теории, значении и пути развития.

Типы реакционно-способных частиц. Положения ТХСОС. Изомерия. Гомология. Номенклатура.

Знать. Общие представления о предмете органической химии, ее целях, задачах, значении и пути развития. Теорию строения химических соединений А.М. Бутлерова: предпосылки создания, основные положения теории и направления в развитии. Типы реакционно-способных частиц и механизмы химиических реакций.

 Уметь. Доказывать основные положения ТХСОС., объяснять механизм химических реакций. Решать расчетные задачи по теме.

Д/О органические вещества и изделия из них.

Л/О№1«Определение элементарного состава органических соединений»

2.

Доказательство основных положений ТХСОС, ее значение и основные направления развития.

Выполнение упражнений по теме «Изомеры. Гомологи».

_____________________

II. Углеводороды и их природные источники (10часа).

1.

Природный газ. Алканы.

  • Строение метана, гомологический ряд., номенклатура и их физические свойства.
  • Изомерия и номенклатура алканов. Выполнение упражнений по теме.
  • Нахождение в природе, получение и практическое значение.

Формирование знаний о природных источниках углеводородов; о гомологическом ряде, номенклатуре, общей формуле, изомерии, строении, гибридизации, свойствах, применении, получении, нахождении в природе алканов, алкенов, алкинов, алкодиенов, циклоалканов, аренов.

Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ. Каменный уголь. Реакции присоединения, отщепления, дегидрирования, дегидратации, дегидрогалогенирования, гидрогалогенирования замещения, полимеризации. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной связи. Нуклеофил, электрофил. Крекинг алкенов и деполимеризация полимеров. Реакции изомеризации. Галагенирование алканов и аренов. Реакция Вюрца, Кучерова, тримеризации. Правила Зайцева,  Морковникова. Виды изомерии. Виды гибридизации. Натуральный и синтетический каучук, вулканизация каучука, резина. Работы Лебедева.

Знать. Понятия о природные источники углеводородов. Нефть, ее промышленная переработка. Природный газ, его практическое использование. Коксование каменного угля. Гомологический ряд, общую формулу, изомерию, строение, гибридизация, свойства, применение, получение, нахождение в природе алканов, алкенов, алкинов, алкодиенов, циклоалканов, аренов. Понятие о натуральном и синтетическом каучуке, вулканизации каучука, резине. Работы Лебедева. Сопряжение π – связей.

Уметь. Решать расчетные задачи на вывод формул. Выполнять упражнения на генетическую связь, получение и распознавание углеводородов; по составлению уравнений реакций

Составлять формулы и названия углеводородов, их гомологов, изомеров. Выполнять химический эксперимент по теме.

Д/О Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси; Плавление парафина и его отношение к воде.

Л/О№2 «Изготовление модели алканов»

____________________

2.

Химические свойства алканов. Взаимное влияние атомов в молекулах галогенпроизводных алканов.

_____________________

3.

Проверочная работа по теме «Алканы».

Алкены. Строение этилена. Гомологический ряд номенклатура и физические свойства. Изомерия, номенклатура. Получение и применение алкенов.

Д/О Модели молекул алкенов

Л/О №3 «Обнаружение в керосине непредельных соединений».

Д/О Получение из этена этилового спирта; а из этилового спирта этена.

4.

Химические свойства алкенов.

Решение расчетных задач на основе химических свойств.

Д/О  Обесцвечивание этеном бромной воды и марганцовки. Горение этена.

Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена».

5.

Проверочная работа «Алканы. Алкены».

 Алкадиены. Каучуки.

_____________________

6.

Алкины. Ацетилен. Гомологический ряд. Номенклатура. Физические свойства.

Химические свойства алкинов. Получение и применение.

Л/О №4 «Получение и свойства ацетилена».

7.

Проверочная работа «Алканы. Алкены. Алкины.» Арены. Строение молекулы бензола. Изомерия и номенклатура. Физические свойства получение и применение.

Химические свойства аренов, взаимное влияние атомов в молекуле толуола.

Д\/О Физические и химические свойства бензола.

8.

Генетическая связь между углеводородами.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды». Решение расчетных задач.

_____________________

9.

К/Р№1 «Углеводороды».

_____________________

10. .

Анализ К/ Р.

Семинар «.Нефть и способы ее переработки. Проблемы охраны окр. среды». Решение задач.

Л/О №5 Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

III. Кислородосодержащие органические соединения.(10 часа).

1.

Одноатомные спирты. Физические свойства, классификация, изомерия. Получение и применение спиртов

Химические свойства предельных одноатомных спиртов.

Формирование знаний о природные источники углеводородов; о гомологическом ряде, номенклатуре, общей формуле, изомерии, строении, гибридизации, свойствах, применении, получении, нахождении в природе спиртов, фенолов, карбонильных соединениях и других кислородосодержащих органических соединений

Спирты. Фенолы. Классификация спиртов, фенолов, карбонильных соединений, карбоновых кислот, жиров, эфиров, углеводов. Карбонильные соединения. Альдегиды. Кетоны. Карбоновые кислоты и их разнообразие. Мыла, их классификация. Реакция этерификации. СМС. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы.

Знать. Состав классификацию, номенклатуру, изомерию, свойства, качественные реакции, важнейших представителей  кислородосодержащих органических соединений.

Уметь. .Решать расчетные задачи по теме. Выполнять упражнения на генетическую связь, получение и распознавание кислородосодержащих органических соединений; по составлению уравнений реакций с участием кислородосодержащих органических соединений, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами кислородосодержащих органических соединений их гомологов, изомеров. Объяснять взаимное влияние в молекулах кислородосодержащих органических соединений. Составлять формулы и названия кислородосодержащих органических соединений. Выполнять химический эксперимент по теме.

Л/О №6 «Свойства этилового спирта».

2.

Многоатомные спирты состав физические и химические свойства.

Л/О№7 «Свойства глицерина. Качественные реакции на многоатомные спирты»..

3.

Фенол. Строение, взаимное влияние атомов в молекуле, физические и химические свойства. Применение. Охрана окр. среды.

Д/О Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором щелочи.

4.

Классификация карбонильных соединений. Альдегиды и кетоны.

Л/О №8 «Свойства формальдегида».

5.

Карбоновые кислоты. Классификация, номенклатура, гомология, физические свойства.

6.

Химические свойства. Получение и применение карбоновых кислот. Отдельные представители кар. кислот.

Л/О №9 «Свойства уксусной кислоты».

7.

Семинар «Сложные эфиры. Мыла. Жиры. СМС.»

Л/О№10,11. «Свойства жиров. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка».

8.

Углеводы. Моносахариды.

Л/О №12 «Свойства глюкоз».

9.

Дисахариды и полисахариды.

Л/О№13 «Свойства крахмала».

IV.   Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе

(7часов).

1.

Проверочная работа. «Кислородосодержащие органические соединения».

Амины. Анилин.

Формирование знаний об природе азотосодержащих органических соединениях (гомологическом ряде, номенклатуре, общей формуле, изомерии, строении, гибридизации, свойствах, применении, получении, нахождении в природе азотосодержащих органических соединений); о классификации, особенностях строения, значении биологически активных веществ..

Амины, алифатические амины. Анилин, Реакция Зинина.  Синтетические волокна. Белки. Пептиды. Пептидная связь. Структуры белков. Денатурация. Гидролиз. Ренатурация. Качественные реакции на белки. ДНК. РНК. Генная инженерия, биотехнология. Витамины, гормоны, лекарства и ферменты, их классификация. Авитаминоз.

Знать. Состав, классификацию, номенклатуру, изомерию, свойства, качественные реакции, важнейших представителей азотосодержащих органических соединений. Строение, структуру, биологические функции белков, их значение. Строение и значение молекул ДНК и РНК. Классификацию, особенности строения, значение биологически активных веществ.

Уметь. .Решать расчетные задачи по теме. Выполнять упражнения на генетическую связь, получение и распознавание азотосодержащих органических соединениях; по составлению уравнений реакций с участием азотосодержащих органических соединений, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами азотосодержащих органических соединений, их гомологов, изомеров. Объяснять взаимное влияние в молекулах азотосодержащих органических соединений.  Составлять формулы и названия азотосодержащих органических соединений. Выполнять химический эксперимент по теме.

Д/ОВзаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой.

2.

Аминокислоты. Белки.

Д/О Горение птичьего пера и шерстяной нити. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков.

Л/О №14 «Свойства белков».

3.

Нуклеиновые кислоты.

Д/О Модель молекулы ДНК.

4.

П\Р №1 «Идентификация органических соединений».

П\Р №1 «Идентификация органических соединений».

5.

Семинар «Ферменты.  Витамины. Гормоны. Лекарства»

6.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотосодержащие органические соединения». Решение расчетных задач.

________________

7.

К/Р№2 «Кислородо- и азотосодержащие органические соединения».

________________

Искусственные и синтетические полимеры (4часов)

1.

Анализ К/Р. Искусственные полимеры

Синтетические органические полимеры.

Формирование знаний о способах получения искусственных синтетических полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья, их свойства и применение; о представителях синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид.

Искусственные  полимеры. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза). Синтетические  полимеры. Реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Знать. Способы получения искусственных синтетических полимеров, их свойства и применение; представителей синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид.

Уметь  распознавать важнейшие  органические вещества, безопасно обращаться с горючими и токсическими веществами, нагревательными приборами; выполнять химический эксперимент по теме.

Д/О Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химически реактивам. Л/О №15 «Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков».

2

П\Р №2 «Распознавание пластмасс и волокон».

П\Р №2 «Распознавание пластмасс и волокон».

3

Обобщение и систематизация курсу органической химии.

_______________

4.

Годовая контрольная работа по курсу органической химии

________________

Резервное время 2 час.


Приложение

Характеристика цифровой отметки и словесной оценки.

         Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Следует не допускать тенденции формального «накопления» отметок, ориентировки на «среднюю» отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Она  выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик имеет право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость.

         С учетом современных требований к оценочной деятельности в школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо»                  (отметка «1»).

Нормы оценок (итоговые и текущие) по предметам  соответствует общим требованиям.

Критерии оценки ЗУН учащихся

Балл «5»  ставится, когда  ученик обнаруживает  усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебной программы; выделяет главные положения  в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных работах,   выполняет их уверенно и аккуратно.

Балл «4» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательно и частично повышенного уровня сложности учебной программы; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.

         Знания, оцениваемые «5» и «4» баллами, как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них обобщений.

Оценка «3» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебной программы, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую, находятся на уровне представлений, сочетающихся с элементами научных понятий.

Балл «2»  ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебной программы не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.

Контрольная  работа № 1 по теме:

 «Углеводороды и их природные источники»

I вариант

  1. Напишите неполные структурные  формулы следующих веществ:
  • 2,3,3- триэтил,4-бутил октан
  • 3,3- метил пентил, 5- пропил гексен 1
  • пентадиен 1,3
  • 4,4- диэтил гептин 1
  • хлорбензол
  1. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

СН4 → С2Н2 → С2Н2Br2

                     → С2H3Cl

     3.  Задача

Органическое вещество содержит углерод с массовой долей 84,21% и водород -15,79%. Плотность паров вещества по воздуху составляет 3,93 (29*D возд). Определите формулу этого вещества.

II вариант

  1. Напишите неполные структурные  формулы следующих веществ:
  • 2,3,3- триметил, 5- гексил нонан;
  • 2,3- метил пропил  гептен 1
  • гексадиен 2,4
  • 3,4 – пропил гексил октин 1
  • нитробензол
  1. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

С2Н6 → С2Н4 → С2Н5ОН

                     → С2H4Br2

     3.  Задача

Массовая доля углерода в углеводороде составляет 83,33%. Плотность паров вещества по водороду составляет 36 (2*DH2). Определите формулу этого вещества.

Проверочная работа по темам «Алканы» и «Алкены»

I вариант

  1. Напишите формулы следующих веществ:
  1. 2,3,3- триэтил,4,4-пропил бутил октан;
  2. 3,3- метил пентил гексен 1
  1. Назовите по систематической номенклатуре следующее соединение:

                         СН3             СН2 – СН2 – СН2 – СН3   

              СН3 – С   -  СН2 – С – СН3

                         СН2-СН3     СН2 – СН3

  1. Задача

Какой объём  при  н.у.  занимают 3 моль этена?

II вариант

  1. Напишите формулы следующих веществ:
  • 2,3,3- триметил,4,5- бутил гексил нонан;
  • 2,3- метил бутил гептен1
  1. Назовите по систематической номенклатуре следующее соединение:

                            СН3             СН2 – СН2 - СН3

                 

              СН3 – СН - СН2 – С – СН3

                                             СН2 – СН3

3.Задача

Какой объём при н.у. занимают 0,5 моль гексена?

ЛИТЕРАТУРА
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Габриелян О. С.. Химия 10класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2011. – 266 с.

2. Габриелян О. С.. Воскобойкикова Н. П., Яшукова А. В. Химия. 8 класс. Настольная книга учителя. — М.: дрофа, 2011.
3.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия. 9 класс. Настольная книга учителя. — М.: дрофа, 2011.
4.
Габриелян О. С., Остчроумов И. г. Химия. 10 класс. Настольная книга учителя. М.: дрофа, 2011.
5.
Габриелян О. С.. Лысова Г. Г.. Введенская А. Г. Химия. 11 класс. Настольная книга учителя. В 2 ч. Ч. Т. — М.: дрофа, 2011.
6.
Габриелян О. С., Лысова Г. Г., Введенская А. Г. Химия. 11 класс. Настольвая книга учителя. В 2 ч. Ч. II. М.: дрофа, 2011. 

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гольфарб Я. Л., Ходаков Ю. В., Додонов Ю. Б. Сборник задач и упражнений по химии. М.: Просвещение, 2001.

2. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия, 8.— М.: Просвещение, 2002.

3. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия, 10.— М.: Просвещение. 2003.

4. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия, 11.—М.: Просвещение, 2003.

5. Фельдман Ф. Г., Рудзатис Г. Е. Химия, 9.— М.: Просвещекие, 2004. Химия. Справочные материалы / Под ред. Н. Д. Третьякова, 3-е изд.— М.: Просвещение, 2004.

6. Цветкова Л. А. Органическая химия. М.: Просвещение, 2000.

7. Ахметов Н. С. Неорганическая химия. В 2 ч.— М.: Просвещение, 2001.

8. Рэмсден Э. Н. Начала современной химии.— Л.: Химия, 2005.

9.Химия: для школьников старших алассов и поступающих в вузы / Н. Е Кузьмелко, В.  В. Еремив, В. А. Попков.— М.: дрофа, 2003.

10. Хомченко Г. П. Химия для постулающих в вузы.— М.: Высшая школа, 2006.

11.Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии для поступаюших в вузы. М.: Высшая школа, 2006.

MULTIMEDIA – поддержка курса:

  • Химия. 8-11 класс. Виртуальная лаборатория. – Мультимедиа, МарГТУ, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю

Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...

Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.

Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....

Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю

Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику  Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б.  Сотский Н.Н  ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе,  М: Просвещение ...

Рабочая программа Биология 8 класс 2 часа в неделю

Рабочая программа по биологии для 8 класса общеобразовательной школы по учебнику Биология 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев  Количество часов – 68 часов (2 ч в неделю)Программа составле...

Рабочая программа для 10 класса ,2 часа в неделю (по Мякишеву)

Данное планирование создано для 10 классов,изучаемых физику 2 часа в неделю по учебнику Мякишева...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...