Главные вкладки

    Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Оксиды
    план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

    Умение характеризовать простое вещество -кислород

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_lichnostno-orientirovannyy.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет  химия

    Класс 8                                                                                                                                                                                                                                                                   Автор урока  Михайлютенко  Наталья  Викторовна

    Муниципальное  бюджетное  образовательное   учреждение «Яготинская  средняя  общеобразовательная  школа»

    Алтайский  край  Благовещенский  район  с. Яготино

    Тема:    «Кислород,  его  общая  характеристика   и  нахождение  в  природе. Оксиды.»

    Цели:  1. Обеспечить  усвоение  каждым  учеником  знаний  о  свойствах  химического  элемента  и  простого  вещества  кислорода,  начальных  

                   сведениях  об  оксидах  и  умений  характеризовать  химический  элемент  и  простое  вещество  кислород.      

               2.  Создать  условия  для  усвоения  нового  материала,  используя  проблемное  обучение,  мотивационные  приемы.  Развивать  

                    познавательный  интерес,  реализуя  межпредметные  связи  курсов  биологии,  химии,  литературы.

               3.  Воспитывать  эмоционально-ценностное  отношение  к  природе.  

     

    Методы  обучения:  беседа,  объяснение,  самостоятельная  работа,  лабораторная  работа.

    Средства  обучения:   Оборудование  для  лабораторной  работы:  образцы  металлов  и  неметаллов.

                                         Периодическая  таблица  Д.И.Менделеева

                                         Таблица «Распространенность  химических  элементов  в  природе»

                                         Диаграмма «Распространение  элемента  кислорода  в  природе»

    Учебник.   Химия  8 класс.  Рудзитес  Г.Е.,  Фельдман Ф.Г.

    Этапы  урока

    Задачи

    Деятельность  учителя

    Деятельность  учащихся

    Примечание

    1.Организационный  момент



    2. Мотивационно-целевой  этап







    а)определение  темы  урока










    б)целеполагание










    в)актуализация  имеющих  знаний




    3. Изучение  нового  материала. (организационно-деятельностный)

























































































    4. Закрепление  знаний  учащихся





    5.  Рефлексивно-оценочный  этап












    Домашнее  задание

    Организовать  ребят  для  работы



    Обеспечить  мотивационную  активность,  положительный  эмоциональный  настрой  к  работе.


    Конфуций











    Разъяснить  целевые  ориентиры  учебного  занятия.







    Создать  затруднение  в  индивидуальной  деятельности  учащихся


    Актуализация  и  обогащение  субъективного  опыта.
























































































    Проверить  уровень  усвоения  знаний




    Контроль  и  оценка  учения  как  субъективной  деятельности.










    Приветствие

    Подготовка  класса  к  уроку

    Наличие  учащихся

    Наличие   школьных  принадлежностей

    Вводное  слово  учителя.

    Девиз  урока:  То,  что  не  ясно  следует  выяснить  то,  что  трудно  творить,  следует  делать  с  величайшей  настойчивостью»





    Я  прочитаю  вам  выразительно  загадку:

    Достоин  этот  газ  удивленья

    Его  применяют  сейчас

    Для  резки  металлов  и  в  сталеваренье

    И  в  доменных  мощных  печах.

    Берет  его  летчик  в  высотные  дали

    Проводник  с  собою  берет.

    Вы  наверное  уже  угадали

    Что  это  газ…..

    - О  каком  газе  идет  речь  в  данной  загадке?

    -Какой  будет  тема  урока?

    На  сегодняшнем  уроке  мы  должны  выяснить

    1. Какие  сведения  о  кислороде  уже  известны  вам?
    2. Почему  о  кислороде  говорят  так: «  Кислород  самый  распространенный  на  нашей  планете  элемент.  Он  рождает  теплоту  человеческого  дыхания  и  обжигающее  пламя  пожара»

    Проблемный  вопрос.

    -Как  вы  думаете,  почему  кислород  изучают  первым  среди  других  химических  элементов?



    Где  мы  можем  взять  информацию  о  кислороде?

    Я  предлагаю  вам  найти  кислород  в  таблице  и  охарактеризовать  его  на  основании  его  места  в  таблице.

    Самостоятельная  работа

    Прочтите  параграф 18 –изложенные  в  нем  сведения  представьте  в  виде  таблицы.






    Слушают  учителя

















    Отвечают  на  вопрос.

    Формулируют  тему  урока.



    Работа  в  группах

    Ребята  высказывают  свое  мнение






    Работа  в  парах

    Отвечают  на  вопрос





    Отвечают  на  вопрос.(ПСХЭ)

    Находят  кислород (возможна  взаимопомощь)




    Работают с  текстом  учебника  и  заполняют  таблицу  совместно  с  учителем.




    Отвечают  на  вопрос. ( Атмосфера,  гидросфера,  живая  природа)  составляют  и  записывают  опорную  схему  в  тетради.


                   В  природе

    Атмос   Земная   В  воде  живые

    Фера       кора                    орган.

    23%        47%        89%        65%


    В целом: в виде  соединений 99.99%

    В  свободном  виде   0,01%-1,5х1015тонн.






    Работа  в  группах

    Сначала  определяют  сами,  потом  обсуждают  в  группах. Затем  каждая  группа  высказывает  свое  мнение.

    Каждая  группа  представляет  только  одно  задание.







    Отвечают.  В  виде  газа  и  воды.

    Уч-ся  отвечают6 кислород  содержащий  в  воде  необходим  для  дыхания, гниения.

    Зеленые  растения


    Ребята  делают  выводы.  «Чем  больше  растение,  тем  больше  кислорода  он  производит»


    Сложное

    Ребята  называют  углекислый  газ-СО2,  песок  ЅіО2  и  т.д.

    Ответ:

    Два

    Ответ:

    Кислород

    То. Что  они  содержат  кислород  и  состоят  из  2х  элементов

    Ребята  высказывают  свое  мнение.


    Учащиеся  сами  выбирают  металл  или  неметалл- записывают  формулы

    Работа  в  парах


    Выполнение  опыта.



    Заполнение  таблицы.


    Один  из  пары  дает  характеристику  одного  оксида.






    Выполнение  заданий







    Ответы  детей











    Записывают  задание  в  дневниках.





    Девиз  написан  на  доске

















    Записываем  на  доске



    Учитель   каждое  мнение  одобряет,  если  надо  корректирует




    В  помощь  висит  диаграмма  на  боковой  доске




    ПСХЭ  расположена  на  переднем  плане(слева  от  доски)




























































    Консультационная  поддержка  учителя.



    Практическая  направленность
























    См.  приложение

    символ

    Аr

    валентность

    группа

    подгруппа

    период







    Где  в  природе  находится  кислород?




    Рассказ.  Кислород  находится  в  атмосфере (23%  по  массе),  в земной  коре (47%),  в  живых  организмах (65%),  в  гидросфере (89%).  В  целом  99,99%  кислорода  «связано»  в  виде  соединений,  0,01%-  свободное  простое  вещество.  Кажется,  что  это  очень  небольшое  количество,  но  на  самом  деле  на  0,01%  приходится  1,5 х1015 тонн.  Весь  свободный  кислород  образуется  на  планете  благодаря  зеленым  растениям.  По  ходу  рассказа  записывается  опорная  схема  на  доске.


    Самостоятельная  работа

    Задание: Определите кислород  как химический элемент или простое вещество.

    1. Кислород входит в состав жизненно важных органических веществ: белков, жиров, углеводов.
    2. Все живые вещества на Земле дышат кислородом.
    3. В состав ржавчины входят железо и кислород.
    4. Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.
    5. При фотосинтезе зеленые растения выделяют кислород.

    В  виде  чего  кислород  присутствует  в  гидросфере?

    Что  вы  можете  сказать  о  связи  жизни  в  водоемах  с  содержанием  в их  воде  кислорода?


    Назовите  источник  кислорода  на  Земле.

    Работаем  с  рисунком  «Количество  продуцированного  кислорода  в  год  разными  растениями»  Сделайте  вывод.




    Вода  простое  или  сложное  вещество?

    Какие  еще  сложные  вещества  вы  знаете  в  состав  которых  входит  кислород?


    Сколько  элементов  входит  в  состав  этих  соединений?

    Какой  элемент  обязательно  входит  в  эти  соединения?

    Что  общего  для  всех  этих  веществ?



    Эти  вещества  называются  оксидами.

    Попробуйте  дать  собственное  определение  оксидам.

    Попробуйте  привести  примеры  оксидов  металлов  и  неметаллов.


    А  сейчас  я  предлагаю  вам  познакомиться  с  оксидами.

    Лабораторный  опыт.

    Ознакомление  с  образцами  оксидов.

    Инструктаж  по  технике  безопасности.

    Заполнить  таблицу.


    Проверка  результатов  лабораторного  опыта  и  заполнение  таблицы.

    Формула  и  название

    Агрегатное  состояние

    Цвет





    Используя ,  полученные  знания  на  уроке, сделайте  следующее  задание.

    (учащиеся  работают  в  парах.  Каждая  пара  получает  карточку  с  заданием )  После  решения  ребята  оглашают  ответ.


    А  сейчас  давайте  подведем  итог  работы  на  уроке.  Предлагаю  вам  для  начала  оценить  свою  работу  самостоятельно.

    -Какова  была  цель  урока?

    -Как  вы  считаете,  достигли  мы  этой  цели?

    -Были  ли  трудности  и  какие?

    -Что  помогло  в  достижении  цели?

    -Что  помешало?

    -Чему  новому  ты  научился,  что  приобрел?

    Ребята!  Вы  хорошо  потрудились  на  уроке  и  несомненно  заслуживаете  положительные  оценки.  Молодцы!  


    Для  всех  параграф  18,  записи  в  тетради.

    По  желанию:  найти  или  придумать  загадки,  поговорки  о  кислороде;

    Составить  кроссворд  или  написать  сказку  о  кислороде.

                                             ПРИЛОЖЕНИЕ.

    Карточки- задания для закрепления полученных знаний.

    Карточка – задание паре № 1.

    1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

       их валентность:H, C, Na.

    2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:

        H2O,  CH4,  NaOH,  Al2O3.

      Карточка – задание паре № 2

    1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

       их валентность  Mg, P,Ca.

    2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды

       MgSO4,  CO2,  SiO2,    H2O2 .

     

     Карточка – задание паре № 3

    1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

       их валентность: S, Al, Li.

    2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:

       H3PO4,  SO2,  Ca(OH)2,  К24.

    __________________________________________________________________

    Карточка – задание паре № 4

    1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

       их валентность: Сu, Fe, Н.

    2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:

       CaО,  Сu NO3,  Сr2О3,  Н2 SО4.

    __________________________________________________________________

    Карточка – задание паре № 5

    1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

       их валентность:Zn,  К, Вr.

    2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:

          SO3,  Fe2О3,  Na2СО3, Сu(ОН)2.

     

    Карточка – задание паре №6.

    1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

       их валентность:  Fe,  I,  Ca.

    2.Назовите лишнее вещество:   SO2,  Н2 SО4,  SiO2,  Н2SiO3.

    __________________________________________________________________

    Карточка – задание паре №7.

    1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

       их валентность: N,  К,  S.

    2.Назовите лишнее вещество:  Си SО4, СuО, Сu2О.

    __________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классификация сложных неорганических веществ, оксиды

    По УМК Новошинского И.И. основные классы неорганических соединений изучаются в два этапа: на первом дается определение, классификация...В конце учебного года знания расширяются: изучаются химические с...

    Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. Оксиды.

    Особенности программы под редакцией Новошинского И. И.  состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному). В основе программы лежит идея зависи...

    Оксиды азота

    Презентация к уроку...

    Презентация по теме Оксиды - оксид водорода

    Тема "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды", на примере "Вода"...

    « Оксиды. Классификация оксидов на основные и кислотные, их свойства. Важнейшие оксиды в природе и жизни людей».

    Цель: - Обеспечить усвоение понятий « оксиды», « классификация оксидов», «свойства оксидов». - Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций, знаний о значении оксидов в ...

    Оксиды, классификация, свойства оксидов. 8 класс

    Из-за небольшого количества учебного времени и  определенных трудностей для учащихся в изучении нашего предмета, особое внимание  приходится  уделять  наглядности изучаемых тем. Но...