Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Оксиды
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Умение характеризовать простое вещество -кислород

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lichnostno-orientirovannyy.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет  химия

Класс 8                                                                                                                                                                                                                                                                   Автор урока  Михайлютенко  Наталья  Викторовна

Муниципальное  бюджетное  образовательное   учреждение «Яготинская  средняя  общеобразовательная  школа»

Алтайский  край  Благовещенский  район  с. Яготино

Тема:    «Кислород,  его  общая  характеристика   и  нахождение  в  природе. Оксиды.»

Цели:  1. Обеспечить  усвоение  каждым  учеником  знаний  о  свойствах  химического  элемента  и  простого  вещества  кислорода,  начальных  

               сведениях  об  оксидах  и  умений  характеризовать  химический  элемент  и  простое  вещество  кислород.      

           2.  Создать  условия  для  усвоения  нового  материала,  используя  проблемное  обучение,  мотивационные  приемы.  Развивать  

                познавательный  интерес,  реализуя  межпредметные  связи  курсов  биологии,  химии,  литературы.

           3.  Воспитывать  эмоционально-ценностное  отношение  к  природе.  

 

Методы  обучения:  беседа,  объяснение,  самостоятельная  работа,  лабораторная  работа.

Средства  обучения:   Оборудование  для  лабораторной  работы:  образцы  металлов  и  неметаллов.

                                     Периодическая  таблица  Д.И.Менделеева

                                     Таблица «Распространенность  химических  элементов  в  природе»

                                     Диаграмма «Распространение  элемента  кислорода  в  природе»

Учебник.   Химия  8 класс.  Рудзитес  Г.Е.,  Фельдман Ф.Г.

Этапы  урока

Задачи

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Примечание

1.Организационный  момент



2. Мотивационно-целевой  этап







а)определение  темы  урока










б)целеполагание










в)актуализация  имеющих  знаний




3. Изучение  нового  материала. (организационно-деятельностный)

























































































4. Закрепление  знаний  учащихся





5.  Рефлексивно-оценочный  этап












Домашнее  задание

Организовать  ребят  для  работы



Обеспечить  мотивационную  активность,  положительный  эмоциональный  настрой  к  работе.


Конфуций











Разъяснить  целевые  ориентиры  учебного  занятия.







Создать  затруднение  в  индивидуальной  деятельности  учащихся


Актуализация  и  обогащение  субъективного  опыта.
























































































Проверить  уровень  усвоения  знаний




Контроль  и  оценка  учения  как  субъективной  деятельности.










Приветствие

Подготовка  класса  к  уроку

Наличие  учащихся

Наличие   школьных  принадлежностей

Вводное  слово  учителя.

Девиз  урока:  То,  что  не  ясно  следует  выяснить  то,  что  трудно  творить,  следует  делать  с  величайшей  настойчивостью»





Я  прочитаю  вам  выразительно  загадку:

Достоин  этот  газ  удивленья

Его  применяют  сейчас

Для  резки  металлов  и  в  сталеваренье

И  в  доменных  мощных  печах.

Берет  его  летчик  в  высотные  дали

Проводник  с  собою  берет.

Вы  наверное  уже  угадали

Что  это  газ…..

- О  каком  газе  идет  речь  в  данной  загадке?

-Какой  будет  тема  урока?

На  сегодняшнем  уроке  мы  должны  выяснить

  1. Какие  сведения  о  кислороде  уже  известны  вам?
  2. Почему  о  кислороде  говорят  так: «  Кислород  самый  распространенный  на  нашей  планете  элемент.  Он  рождает  теплоту  человеческого  дыхания  и  обжигающее  пламя  пожара»

Проблемный  вопрос.

-Как  вы  думаете,  почему  кислород  изучают  первым  среди  других  химических  элементов?



Где  мы  можем  взять  информацию  о  кислороде?

Я  предлагаю  вам  найти  кислород  в  таблице  и  охарактеризовать  его  на  основании  его  места  в  таблице.

Самостоятельная  работа

Прочтите  параграф 18 –изложенные  в  нем  сведения  представьте  в  виде  таблицы.






Слушают  учителя

















Отвечают  на  вопрос.

Формулируют  тему  урока.



Работа  в  группах

Ребята  высказывают  свое  мнение






Работа  в  парах

Отвечают  на  вопрос





Отвечают  на  вопрос.(ПСХЭ)

Находят  кислород (возможна  взаимопомощь)




Работают с  текстом  учебника  и  заполняют  таблицу  совместно  с  учителем.




Отвечают  на  вопрос. ( Атмосфера,  гидросфера,  живая  природа)  составляют  и  записывают  опорную  схему  в  тетради.


               В  природе

Атмос   Земная   В  воде  живые

Фера       кора                    орган.

23%        47%        89%        65%


В целом: в виде  соединений 99.99%

В  свободном  виде   0,01%-1,5х1015тонн.






Работа  в  группах

Сначала  определяют  сами,  потом  обсуждают  в  группах. Затем  каждая  группа  высказывает  свое  мнение.

Каждая  группа  представляет  только  одно  задание.







Отвечают.  В  виде  газа  и  воды.

Уч-ся  отвечают6 кислород  содержащий  в  воде  необходим  для  дыхания, гниения.

Зеленые  растения


Ребята  делают  выводы.  «Чем  больше  растение,  тем  больше  кислорода  он  производит»


Сложное

Ребята  называют  углекислый  газ-СО2,  песок  ЅіО2  и  т.д.

Ответ:

Два

Ответ:

Кислород

То. Что  они  содержат  кислород  и  состоят  из  2х  элементов

Ребята  высказывают  свое  мнение.


Учащиеся  сами  выбирают  металл  или  неметалл- записывают  формулы

Работа  в  парах


Выполнение  опыта.



Заполнение  таблицы.


Один  из  пары  дает  характеристику  одного  оксида.






Выполнение  заданий







Ответы  детей











Записывают  задание  в  дневниках.





Девиз  написан  на  доске

















Записываем  на  доске



Учитель   каждое  мнение  одобряет,  если  надо  корректирует




В  помощь  висит  диаграмма  на  боковой  доске




ПСХЭ  расположена  на  переднем  плане(слева  от  доски)




























































Консультационная  поддержка  учителя.



Практическая  направленность
























См.  приложение

символ

Аr

валентность

группа

подгруппа

период







Где  в  природе  находится  кислород?




Рассказ.  Кислород  находится  в  атмосфере (23%  по  массе),  в земной  коре (47%),  в  живых  организмах (65%),  в  гидросфере (89%).  В  целом  99,99%  кислорода  «связано»  в  виде  соединений,  0,01%-  свободное  простое  вещество.  Кажется,  что  это  очень  небольшое  количество,  но  на  самом  деле  на  0,01%  приходится  1,5 х1015 тонн.  Весь  свободный  кислород  образуется  на  планете  благодаря  зеленым  растениям.  По  ходу  рассказа  записывается  опорная  схема  на  доске.


Самостоятельная  работа

Задание: Определите кислород  как химический элемент или простое вещество.

  1. Кислород входит в состав жизненно важных органических веществ: белков, жиров, углеводов.
  2. Все живые вещества на Земле дышат кислородом.
  3. В состав ржавчины входят железо и кислород.
  4. Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.
  5. При фотосинтезе зеленые растения выделяют кислород.

В  виде  чего  кислород  присутствует  в  гидросфере?

Что  вы  можете  сказать  о  связи  жизни  в  водоемах  с  содержанием  в их  воде  кислорода?


Назовите  источник  кислорода  на  Земле.

Работаем  с  рисунком  «Количество  продуцированного  кислорода  в  год  разными  растениями»  Сделайте  вывод.




Вода  простое  или  сложное  вещество?

Какие  еще  сложные  вещества  вы  знаете  в  состав  которых  входит  кислород?


Сколько  элементов  входит  в  состав  этих  соединений?

Какой  элемент  обязательно  входит  в  эти  соединения?

Что  общего  для  всех  этих  веществ?



Эти  вещества  называются  оксидами.

Попробуйте  дать  собственное  определение  оксидам.

Попробуйте  привести  примеры  оксидов  металлов  и  неметаллов.


А  сейчас  я  предлагаю  вам  познакомиться  с  оксидами.

Лабораторный  опыт.

Ознакомление  с  образцами  оксидов.

Инструктаж  по  технике  безопасности.

Заполнить  таблицу.


Проверка  результатов  лабораторного  опыта  и  заполнение  таблицы.

Формула  и  название

Агрегатное  состояние

Цвет





Используя ,  полученные  знания  на  уроке, сделайте  следующее  задание.

(учащиеся  работают  в  парах.  Каждая  пара  получает  карточку  с  заданием )  После  решения  ребята  оглашают  ответ.


А  сейчас  давайте  подведем  итог  работы  на  уроке.  Предлагаю  вам  для  начала  оценить  свою  работу  самостоятельно.

-Какова  была  цель  урока?

-Как  вы  считаете,  достигли  мы  этой  цели?

-Были  ли  трудности  и  какие?

-Что  помогло  в  достижении  цели?

-Что  помешало?

-Чему  новому  ты  научился,  что  приобрел?

Ребята!  Вы  хорошо  потрудились  на  уроке  и  несомненно  заслуживаете  положительные  оценки.  Молодцы!  


Для  всех  параграф  18,  записи  в  тетради.

По  желанию:  найти  или  придумать  загадки,  поговорки  о  кислороде;

Составить  кроссворд  или  написать  сказку  о  кислороде.

                                         ПРИЛОЖЕНИЕ.

Карточки- задания для закрепления полученных знаний.

Карточка – задание паре № 1.

1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

   их валентность:H, C, Na.

2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:

    H2O,  CH4,  NaOH,  Al2O3.

  Карточка – задание паре № 2

1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

   их валентность  Mg, P,Ca.

2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды

   MgSO4,  CO2,  SiO2,    H2O2 .

 

 Карточка – задание паре № 3

1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

   их валентность: S, Al, Li.

2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:

   H3PO4,  SO2,  Ca(OH)2,  К24.

__________________________________________________________________

Карточка – задание паре № 4

1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

   их валентность: Сu, Fe, Н.

2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:

   CaО,  Сu NO3,  Сr2О3,  Н2 SО4.

__________________________________________________________________

Карточка – задание паре № 5

1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

   их валентность:Zn,  К, Вr.

2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:

      SO3,  Fe2О3,  Na2СО3, Сu(ОН)2.

 

Карточка – задание паре №6.

1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

   их валентность:  Fe,  I,  Ca.

2.Назовите лишнее вещество:   SO2,  Н2 SО4,  SiO2,  Н2SiO3.

__________________________________________________________________

Карточка – задание паре №7.

1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

   их валентность: N,  К,  S.

2.Назовите лишнее вещество:  Си SО4, СuО, Сu2О.

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме Оксиды - оксид водорода

Тема "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды", на примере "Вода"...

« Оксиды. Классификация оксидов на основные и кислотные, их свойства. Важнейшие оксиды в природе и жизни людей».

Цель: - Обеспечить усвоение понятий « оксиды», « классификация оксидов», «свойства оксидов». - Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций, знаний о значении оксидов в ...

Оксиды, классификация, свойства оксидов. 8 класс

Из-за небольшого количества учебного времени и  определенных трудностей для учащихся в изучении нашего предмета, особое внимание  приходится  уделять  наглядности изучаемых тем. Но...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Оксиды. Химические свойства оксидов

Целью урока является изучение химических свойств оксидов. Урок комбинированный. Даются ссылки на использованные ЭОР по данной теме....

Тест по теме: "Оксиды. Состав и классификация оксидов"

Тест по теме: "Оксиды. Состав и классификация оксидов". 5 заданий. 2 варианта...

Оксиды, их классификация и свойства. Свойства основных оксидов

Понятие, что такое оксид. Классификация оксидов. Что такое основные оксиды. Химические свойства основных оксидов...