Урок-презентация.Тема "Химия и Первая Мировая война"
видеоурок по химии (10 класс) по теме

Руснак Алла Петровна

Урок с использованием мультимедийной презентации в редакторе Microsoft PowerPoint. Презентация позволяет реализовать принцип научности, наглядности, доступности, повышает эффективность урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon khimiya_i_pervaya_mirovaya_voyna.ppt873.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Химия и Первая Мировая Война» Подготовила учитель химии ГБОУ школы №181 Руснак А.П.

Слайд 2

Цель: Познакомить с научными химическими достижениями во время Первой Мировой Войны и их последствиями. Расширить и обобщить представления о ядовитых и отравляющих веществах, их свойствах, способах нейтрализации. Познакомить со способами уничтожения химического оружия.

Слайд 3

Историческая справка Эта история произошла во время I мировой войны. Ещё было далеко до рассвета, но ветер дул с запада прямо в лицо, и это был не предутренний ветер, а знак перемены погоды. Как уверяют свидетели, многие французы с интересом наблюдали приближающийся фронт этого причудливого «желтого тумана», но не предавали ему значения. Вдруг они почувствовали резкий запах. У всех защипало в носу, глаза резало, как от едкого дыма. «Желтый туман» душил, ослеплял, жег грудь огнем, выворачивал наизнанку. Люди с воплями носились по окопам, сталкиваясь друг с другом падали, бились в судорогах, ловя воздух перекошенными ртами. Как вы думаете, о каком веществе идет речь в исторической справке, и какие вы знаете вещества, обладающие подобными свойствами? Что связывает химию с событиями I Мировой войны?

Слайд 4

Проблема Химия и Первая Мировая Война. Что связывает эти слова?

Слайд 5

Отравляющие вещества Знаю Хочу узнать Узнал Физические свойства хлора Физиологическое действие хлора на организм человека Химические свойства хлора Как вести себя при авариях с выбросами хлора и других ОВ Способы получения Какие ОВ были использованы в Первой Мировой войне ,их состав и свойства Применение хлора Какое физиологическое действие на организм человека оказывают другие ОВ Существует ли полезное применение ОВ

Слайд 6

Хлор Физиологическое действие хлора на организм человека По физиологическому действию на организм хлор относится к группе веществ удушающего действия. В момент контакта он оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку дыхательных путей и глаза. Проникая в глубокие дыхательные пути, хлор разрушает лёгочную ткань, вызывая отёк лёгких. Антидота против хлора не существует. Нейтрализуют хлор: раствором известкового молока,5% водным р-ром кальцинированной соды,5% водным р-ром гидроксида натрия, водой. Алгоритм действий при авариях с выбросом хлора 1.Сообщить о случившейся аварии по радиоприемнику. 2.Надеть средства индивидуальной защиты. 3.Закрыть все окна и двери. 4.Выйти из зоны заражения перпендикулярно ветру, обходя низкие участки, подвальные помещения.(Почему?) 5.При невозможности выйти из зоны заражения, подняться на верхние этажи.(Почему?)

Слайд 7

Нейтрализация хлора Основной способ нейтрализации – это взаимодействие с водой: Cl 2 + H 2 O = HCl + HClO 2HClO = 2HCl + O 2 Нейтрализация утечки хлора растворами щелочей: Cl 2 + 2NaOH = NaCl + NaClO + H 2 O

Слайд 8

Слезоточивый газ Химическое оружие I Мировой войны Фосген Иприт Хлор Синильная кислота

Слайд 9

Фосген Физические свойства Фосген (СG) при обычных условиях бесцветный газ, тяжелее воздуха в 3,5 раза, с характерным запахом прелого сена или гнилых фруктов. В воде растворяется плохо и легко ею разлагается, но легко растворим в органических растворителях. Боевое состояние - пар. Из-за высокого давления пара он даже при низких температурах обладает большой летучестью.

Слайд 10

Химические свойства фосгена - фосген хорошо гидролизуется, особенно в щелочной среде СОС l 2 + 4 NaOH → Na 2 CO 3 + 2 NaCl + 2 H 2 O -энергично взаимодействует с аммиаком с образованием нетоксичных продуктов СОС l 2 + 4 NH 3 → CO ( NH 2 ) 2 + 2 NH 4 Cl Эта реакция используется при дегазации. Получение СО + С l 2  COCl 2 + Q Физиологическое действие на организм: Появление сладковатого привкуса во рту, чувство саднения в горле, кашель, головокружение, общая слабость, падение давления, тошнота, рвота, болезненность в эпигастральной области. Защита от фосгена — противогаз, убежище и техника, оснащенные фильтровентиляционными установками

Слайд 11

Иприт Иприт – это разновидность химического вещества боевого действия группы кожно-нарывных веществ, которые вызывают появление нарывов на коже и слизистых оболочках при контакте с ними. Иприт известен также как «горчичный газ» . Иприт имеет иногда запах чеснока, лука или горчицы, а иногда не обладает никаким запахом. Он может существовать в форме испарений (газообразное состояние), маслянистой жидкости или твердого вещества. Иприт легко растворяется в органических растворителях. В природе в естественном состоянии не существует.

Слайд 12

Химические свойства иприта При обычной температуре иприт представляет собой устойчивое соединение. При нагревании выше 170 °C он разлагается с образованием неприятно пахнущих ядовитых продуктов различного состава. При температуре выше 500 °C происходит полное термическое разложение. Кратковременное нагревание даже выше 300 °C почти не приводит к образованию продуктов разложения, По отношению к металлам при обычной температуре иприт инертен. Получение Из этилена CH 2 =CH 2 и хлоридов серы, например S 2 Cl 2 или SCl 2 : SCl 2 + 2 C 2 H 4 → (ClCH 2 CH 2 ) 2 S Под действием ультрафиолетового облучения винилхлорид реагирует с сероводородом CH 2 =CH Cl + H2S → HSCH2-CH2Cl

Слайд 13

Физиологическое действие на организм Иприт воздействует на организм, разрушая клеточные мембраны, нарушая обмен углеводов. Иприт поражает слизистые оболочки глаз, носоглотки и верхних дыхательных путей .При более высоких концентрациях происходит общее отравление организма. Иприт имеет скрытый период действия (2—8 ч). Поражение кожи начинается с покраснения, которое проявляется через 2—6 ч после воздействия иприта. Через сутки на месте покраснения образуются мелкие пузыри . Для защиты органов дыхания и кожных покровов от действия иприта используются противогаз и специальная защитная одежда.

Слайд 14

Синильная кислота Физические свойства бесцветная, прозрачная, очень подвижная жидкость с запахом горького миндаля (при малых концентрациях),смешивается с водой в любых соотношениях, легко сорбируется разными материалами Химические свойства. медленно гидролизуется до муравьиной кислота и аммиака окисляется всеми окислителями: сильные окислители окисляют синильную кислоту до циановой 3 HCN + 2 KMnO 4 → 3 HOCN взаимодействует с серой и тиосульфатом натрия HCN + S → HCNS ; Реакция протекает легко и используется для обезвреживания синильной кислоты. Пары в смеси с воздухом образуют взрывоопасные смеси.

Слайд 15

Получение СН 4 + NH 3 +1,5 O 2 → HCN + 4 H 2 O в присутствии катализаторов Физиологическое действие на организм Синильная кислота поражает организм при вдыхании ее пара, при приеме с водой и пищей, путем резорбции через кожу, при попадании в кровь через раневые поверхности. Симптомы отравления синильной кислотой: ощущение запаха горького миндаля, металлический привкус во рту, ярко-розовая окраска слизистых оболочек, тошнота, рвота, учащенное дыхание, боль в груди, потеря сознания, сердечная аритмия, паралич дыхании. Защита: противогаз и защитный костюм.

Слайд 16

Производство химических волокон, пластмасс, каучука Синильная кислота Извлечение благородных металлов из руд Производство гербицидов, стимуляторов роста Гальванопластика Производство ароматических веществ Использование веществ в мирных целях

Слайд 17

Самостоятельная работа 1.Это произошло в солнечный день 22 апреля 1915 года. Солдаты увидели желтый туман, от которого щипало в носу и резало глаза. Этот туман душил французов. Это было первое применение хлора и спастись от него можно было повязкой, смоченной раствором соды. 2.В июне 1915 года был применен бром , его употребляли в минометных снарядах, а артиллерийские снаряды наполнялись слезоточивым средством бромистый бензил. 3.Не малой популярностью во время войны пользовался фосген из-за своей дешевизны, простоты приготовления, сильных отравляющих свойств и недолгой стойкости (запах выветривался через 2 часа). 4.В ночь с 12 на 13 июля 1917 года немцы применили одно из самых ядовитых веществ на тот момент – иприт . 5.В нашей истории появилось химическое оружие, с одной стороны – это достижение человечества ,а с другой проявление жестокости человека .

Слайд 18

Соотнесите исторические события с используемыми ОВ Отравляющие вещества Фосген Хлор Синильная кислота Слезоточивый газ Иприт Историческое событие Битва при Болимове (январь 1915г.) Битва при Ипре (22 апреля1915г.) Обстрел у г. Ипр (12 июля 1917 г.) Обстрел немцев французскими войсками в 1915 г.

Слайд 19

Применение знаний в новых ситуациях Решите задачу: При аварии на химическом заводе произошла утечка 400 кг. хлора, рассчитайте массу 5% раствора гидроксида натрия, необходимую для нейтрализации всего хлора. Осуществите превращения: CH 4→ C 2 H 2→ CH 2= CHCl → S ( CH 2 CH 2 Cl )2

Слайд 20

Итоги урока Знаю Хочу узнать Узнал Физические свойства хлора Физиологическое действие хлора на организм человека Физиологическое действие на организм человека ОВ Химические свойства хлора Как вести себя при авариях с выбросами хлора и других ОВ Как вести себя в экстренных ситуациях Способы получения Какие ОВ были использованы в Первой Мировой войне ,их состав и свойства Состав, свойства ОВ Применение хлора Какое физиологическое действие на организм человека оказывают другие ОВ Способы оказания первой помощи при отравлении ОВ Существует ли полезное применение ОВ Применение в мирных целях

Слайд 21

Проблема уничтожения химического оружия Использование химического оружия в наши дни запрещено. Уничтожение арсеналов отравляющих веществ - процесс сложный и довольно долгий. России, к примеру, потребовался не один год, чтобы утилизировать большую часть запасов химического оружия, которое хранилось на складах ещё со времён холодной войны. В соответствии с федеральной целевой программой, полностью ликвидировать эти боеприпасы планируется к концу 2015 года. В нашей стране сейчас действуют сразу несколько заводов по уничтожению химоружия. Там применяют технологии, позволяющие сделать этот процесс безопасным для окружающей среды. Хотелось бы надеяться, что эти проблемы будут решены и мощь химической науки будет направлена не на разработку новых отравляющих веществ, а на благо мирной жизни.

Слайд 22

СОХРАНИМ СВОЮ ПЛАНЕТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».

Предмет – историяКласс – 11Цель урока-  создать условия для формирования  у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...

учебная презентация "Забытая война", посвященная 100-летию со дня начала Первой мировой войны

В представленной учебной презентации, рассказывается об основных событиях Первой мировой войны и добавлен краеведческий материал об участниках Владимирской земли. Первая мировая война действительно уж...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...

К 100- летию Первой мировой войны. Из истории авиации. Первый русский авиатор.

Материал основан на данных историко- краеведческого музея, архивных данных и подробно рассказывает о жизненом пути Ткачева В.М....