олимпиада по предметам
олимпиадные задания по химии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Согласовано «Утверждаю»
на заседании МК «ООД» Зам. директора по «ООД»
председатель МК «ООД» _____О. А. Шипилова
_______Р.Р. Зайнутдинов «___»_______2013
Протокол № ___
«____»______2013
ОЛИМПИАДА ПО ХИМИИ
Задача №1. Определить массу оксида магния, которая образуется при разложении 168г. карбоната магния.
Задача №2. Определите с помощью характерных реакций каждое из трех предложенных неорганических веществ:
А) азотная кислота;
Б) гидроксид натрия;
В) хлорид алюминия.
Задача №3. Вычислите массу сульфата меди (II) если в реакцию с серной кислотой вступило 0,8 моль оксида меди (II).
Задача №4. Определите с помощью характерных реакций каждое из трех предложенных органических веществ:
А) пропионовая кислота;
Б) белок;
В) крахмал.
Задача №5. Какой объем хлора понадобится для реакции взаимодействия с этиленом, чтобы получить 46 литров дихлорэтана при н.у.
Ответ: объем хлора 46 литров
Задача №6 (Опыт №1). Проведите реакции, подтверждающие характерные химические свойства кислот.
Задача №7. Определить массу карбоната кальция, которая образуется при взаимодействии 5 моль оксида кальция с углекислым газом.
Согласовано «Утверждаю»
на заседании МК «ООД» Зам. директора по «ООД»
председатель МК «ООД» _____О. А. Шипилова
_______Р.Р. Зайнутдинов «___»_______2013
Протокол № ___
«____»______2013
ОТВЕТЫ (ОЛИМПИАДА ХИМИЯ)
Задача №1. Определить массу оксида магния, которая образуется при разложении 168г. карбоната магния.
Дано: m(MgCO3)=168 г. | Решение: MgCO3 → MgO + CO2 |
m(MgO)=? |
Ответ: m(MgO)=80 г.
Задача №2. Определите с помощью характерных реакций каждое из трех предложенных неорганических веществ:
А) азотная кислота;
Б) гидроксид натрия;
В) хлорид алюминия.
Решение:
Вещества | Характерные качественные реакции |
Азотная кислота | Азотная кислота + метиловый оранжевый (индикатор)=красное окрашивание |
Гидроксид натрия | Гидроксид натрия + фенолфталеин (индикатор) = красное окрашивание раствора. |
Хлорид алюминия | AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3↓+NaCl (молекулярное уравнение) Al(OH)3 – студенистый осадок Al3++3OH-= Al(OH)3↓ (сокращенное ионное уравнение) |
Задача №3. Вычислите массу сульфата меди (II) если в реакцию с серной кислотой вступило 0,8 моль оксида меди (II).
Дано: m(CuO)=0,8 моль. | Решение: MgCO3 → CuSO4 +CO2 Ответ: масса оксида магния 80 грамм. |
m(CuSO4)=? |
Задача №4. Определите с помощью характерных реакций каждое из трех предложенных органических веществ:
А) пропионовая кислота;
Б) белок;
В) крахмал.
Решение:
Вещества | Характерные качественные реакции |
Пропионовая кислота | Пропионовая кислота + метиловый оранжевый (индикатор) = раствор окрашивается в красный цвет |
Белок (куриный белок) | Ксантопротеиновая качественная реакция К 1 мл белка + 0,2 – 0,3 мл НNO3 (нагревают) = раствор мутнеет, а через 1-2 минуты раствор окрашивается в ярко-желтый цвет. |
Крахмал | Крахмал + спиртовой раствор йода = раствор приобретает фиолетовый цвет |
Задача №5. Какой объем хлора понадобится для реакции взаимодействия с этиленом, чтобы получить 46 литров дихлорэтана при н.у.
Дано: V(C2H4Cl2)= 46 литра | Решение: C2H4 + Cl2 = C2H4Cl2 (1,2-дихлорэтан) Количества веществ равны: υ(C2H4Cl2) = υ(Cl2 ). Из равенства количеств получаем выражение: . Отсюда следует, что объемы равны. Объем хлора равен объему 1,2-дихлорэтана V(C2H4Cl2) =V(Cl2)=46 литров |
V(Cl2 )=? |
Ответ: объем хлора 46 литров
Задача №6 (Опыт №1). Проведите реакции, подтверждающие характерные химические свойства кислот.
Решение:
Реагирующие вещества | Характерные реакции |
Металл + кислота | Na + HCl=NaCl+H2↑ |
Основание + кислота | NaOH + HCl = NaCl + H2O |
Кислота + индикатор | Метиловый оранжевый (индикатор) + кислота = раствор приобретает красный цвет |
Задача №7. Определить массу карбоната кальция, которая образуется при взаимодействии 5 моль оксида кальция с углекислым газом.
Дано: υ (CaO) = 5 моль | Решение: CaO + CO2 = CaCO3 (карбонат кальция) Количества веществ равны: υ(CaO) = υ(CaCO3)=5 моль. Из равенства количеств получаем выражение: Ответ: масса карбоната кальция равна 500 грамм. |
m(CaCO3 ) =? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые вопросы к олимпиаде по предмету сельскохозяйственный труд
Данный материал содержит задания в форме вопросов и ответов, которые позволяют учащемуся самостоятельно проанализировать материал и выбрать один или несколько правильных ответов, что способствует разв...
Школьные олимпиады по предметам социально-гуманитарного цикла
Варианты олимпиадных заданий школьного этапа многопредметной олимпиады школьников....
Авторская программа кружка «Юный Олимпиец» по подготовке к олимпиаде по предмету «Физическая культура»
Данная программа рассмотрена и одобрена на заседании ученого совета Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма. Рецензия на авторскую программу Л.Ю. Котковой и Г.З. Кулаковой, подписана...
Задания олимпиады по предмету окружающий мир
Для учащихся начальных классов с целью организации преемственности олимпиадного движения в нашем районе много лет составлялись олимпиады школьного и муниципального этапов, в том числе по предмету окру...
Справка о проведённых школьных олимпиадах по предметам естественно – математического цикла 2013 – 2014 учебного года. Олимпиады проведены с 10 октября по 23 октября 2013 года среди учащихся 5 – 11 классов.
Справкао проведённых школьных олимпиадах по предметаместественно – математического цикла2013 – 2014 учебного года.Олимпиады проведеныс 10 октября по 23 октября 2013 годасреди учащихся 5 – ...
Олимпиада 4 класс: школьный этап Всероссийской олимпиады по предмету "Физическая культура"
Задания для школьного тура олимпиады по "Физической культуре" для 4 класса с ключом ответов...
Олимпиада 6-7 класс: школьный этап Всероссийской олимпиады по предмету "Физическая культура"
Задания для школьного тура олимпиады по "Физической культуре" для 6-7 класса с ключом ответов...