Главные вкладки

    Разработка урока химии в 8 классе на тему "Химические уравнения"
    план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

    Разработка урока химии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok1.doc69 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya_konkursnogo_uroka.ppt2.79 МБ

    Предварительный просмотр:

    КОНКУРСНЫЙ УРОК

    ПО ХИМИИ В  8 КЛАССЕ

    НА ТЕМУ «ХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ»

    В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КОНКУРСА

    «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

                                                               УЧИТЕЛЬ  ВАСИЛЕНКО Т.В.

    2013 г

    2013 год

    Урок № 17

    30.10

    Химия 8

    Тема урока: Химические уравнения

    Цели урока: Создать условия для восприятия, осмысления, первичного закрепления знаний о  химическом уравнении; способствовать   формирования навыка трансформировать текстовое описание химической реакции в его знаковую модель – химическое уравнение; способствовать  формированию  навыка читать химические уравнения и  характеризовать химическую реакцию по химическому уравнению. Способствовать     развитию  коммуникативных навыков: выслушать и принять мнение партнёра при работе в группе, строить монологические высказывания с применением химической терминологии при сообщении своего мнения и при обсуждении мнений одноклассников. Содействовать  воспитанию информационной культуры,  культуры учебного труда при выполнении  заданий и обсуждении их результатов

    Оборудование. презентация , индивидуальные карточки – задания,  карточки для проведения  зарядки для глаз, спиртовки и медная проволока для проведения опыта,  видеоопыты, ЭОР.

     Ход урока:

    1. Организационный момент. Готовность детей к уроку.

    Я рада нашей новой встрече,

     Мне с вами интересно, друзья!

     Интересные ваши ответы

      С удовольствием слушаю я.

      Мы сегодня будем наблюдать,

     Выводы делать и рассуждать  

     А чтобы урок пошёл каждому впрок

     Активно в работу включайся, дружок!

    Психологическая разминка

    Цель разминки – определить эмоциональное состояние учащихся. У каждого ученика на внутренней стороне обложки тетради приклеена табличка с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния (рис.). Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение.




    Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клеточку влево.
    Для этого нужно задуматься над вопросами: может ли человек полюбить не очень интересный ему учебный предмет? Что для этого нужно сделать?
    Начнём мы наш урок с химической разминки
    1-е задание:
    прочитать формулы из дидактического материала, который находится у вас на партах:


    СН
    4


    H
    2SO4


    BaO


    HNO
    3


    Mn
    2O7


    К
    2О


    ZnCl
    2


    LiOH


    AgCl


    Fe(NO
    3)3


    МgCO
    3


    Al(OH)
    3


    H
    2O


    Ba(OH)
    2


    Cu(OH)
    2


    CaCl
    2


    CO
    2


    FeCl
    3


    Na
    2SO3


    SiO
    2


    CuO


    NH
    3


    NaBr


    HgCl
    2


    PH
    3


    NaNO
    3


    K
    2SiO3


    CaCO
    3


    Au
    2O


    N
    2O5


    2-е задание: Цифровой диктант

    Контроль над выполнением диктанта учащиеся осуществляют методом взаимопроверки.

    Задание. Напротив правильных утверждений поставьте цифру 1, напротив неверных – 0.

    1. Химический элемент – это определенный вид атомов.

    2. Испарение воды -это химическое явление

    3. Водород-это простое вещество

    4. Валентность-это свойство атомов оттягивать на себя общие электронные пары.

    5. Выделение газа – это признак хим. реакции.

    6. Простыми называют вещества, состоящие из атомов одного элемента.

    7. Индекс – это число, показывающее количество взятых частиц (атомов или молекул) вещества.

    8. Массовая доля элемента показывает, какую часть (долю) составляет масса данного элемента от всей массы вещества.

    9. Относительная молекулярная масса воды Н
    2О равна 18.

    10. Массовая доля кислорода в воде составляет 10%.

    3-е задание: Разгадать анаграммы

    Анаграммы – это слова, в которых изменен порядок букв.

    Попробуйте разгадать некоторые из химических анаграмм. Переставьте буквы в каждом слове и получите название химического элемента. Обратите внимание на подсказку.

    «Одоврод» – у этого элемента самая маленькая относительная атомная масса.

    «Маилинюй» – этот элемент называют «крылатым» металлом.

    «Тьурт» – содержится в медицинском градуснике.

    «Цалький» – без него наши кости были бы непрочными и хрупкими.

    «Росфоф» – веществом, состоящим из атомов этого элемента, была намазана шерсть собаки Баскервилей.

    Если вы легко разгадали слова-анаграммы, скажите себе: «Я – молодец!»
    Физминутка для глаз  Вы же знаете, что составить химическое уравнение невозможно без знаков химических элементов, а они в нашем классе попрятались. Найдем их все вместе.

    Химический знак азота, железа, меди, фосфора, калия, углерода
    Операционно-исполнительный этап
    1. Вводное слово
    Все многообразие химических веществ возникло благодаря процессам, называемым химические реакции. Они – подлинная душа химии, ее главное содержание. Невозможно даже приблизительно подсчитать, сколько химических реакций происходит в мире, скажем, в течение всего лишь одной секунды. Мы говорим, думаем, радуемся, печалимся – и за всем этим скрываются миллионы химических реакций.

    Вы – исследователи, которым необходимо ответить на один-единственный вопрос: что такое химическое уравнение?

     В нашу исследовательскую лабораторию пришел заказ изучить и создать общее представление о химическом уравнении.

    2.Фронтальная беседа

    1. 
    Kакие явления называют химическими?

    Химическими явлениями называют такие явления, при которых из одних веществ образуются другие, новые.)

    2. 
    Чем химические явления отличаются от физических?

    При физических явлениях происходит изменение агрегатного состояния, формы, размера частиц, но не меняется состав веществ, а при химических явлениях)

    3. Kогда вещества вступают во взаимодействие друг с другом, они обычно дают знать об этом. Назовите признаки, по которым мы можем определить, что произошла химическая реакция.

    изменение цвета;выделение газа; появление или исчезновение запаха  ;выпадение или исчезновение осадка;    выделение света;   выделение или поглощение теплоты
    А что вам известно об уравнении вообще? На каких предметах вы встречались с уравнениями? (Учащиеся говорят, что используют уравнения на математике и физике.)
    Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами. Что такое, по-вашему, химическое уравнение? (Версии учащихся.)
    3.Демонстрационный опыт.
    Взаимодействие железа с серой

    Возьмем железо и серу в соотношении по массе 7:4. В семи частях железа находится столько же атомов, сколько в четырех частях серы. Нагреем смесь. 
    Что произошло? (Протекает химическая реакция.)
    По каким признакам мы судим, что произошла реакция? 
    Какие условия необходимы для проведения опыта? (Нагревание, тесное соприкосновение исходных веществ.)
    Как можно записать химическую реакцию? Оказывается для этого и существуют химические уравнения.
    Составим уравнение реакции на доске: Fе +S= FеS
    При составлении химических уравнений следует соблюдать закон сохранения массы веществ,
     (сформулируйте этот закон)
    т.е. учитывать, что масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе образующихся веществ.

    ФИЗМИНУТКА

    4 Опыт.
    Прокаливание медной проволоки

    Теперь вы проведёте   опыт. Я напоминаю вам правила по  ТБ.
    Задание: внесите в пламя спиртовки медную проволоку. Что вы наблюдаете?
    ( на проволоке появляется налёт чёрного цвета - это оксид меди(II))
    Выразим этот процесс химическим уравнением, для этого - обозначим медную проволоку знаком Cu, кислород воздуха – О
    и будем соблюдать следующий

    Химическое уравнение – это условная запись хода химической реакции с помощью формул и коэффициентов.

    Рассмотрите видеофрагмент и запишите увиденное с помощью химического уравнения.

    Закрепление:

    Выполнение заданий на расстановку коэффициентов

    Согласны ли вы?

    Итак, сегодня мы узнали, что такое химическое уравнение. На   примерах рассмотрели, что нужно для составления химического уравнения. Пока остается неясным, зачем нужны уравнения реакций. Вот мы и обозначили задачу, над которой будем работать на последующих уроках.
    Рефлексия. Определение настроя в конце урока.

    Задание на дом: п.15 №4


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    СН 4 H 2 SO 4 BaO HNO 3 Mn 2 O 7 К 2 О ZnCl 2 LiOH AgCl Fe(NO 3 ) 3 МgCO 3 Al(OH) 3 H 2 O Ba(OH) 2 Cu(OH) 2 CaCl 2 CO 2 FeCl 3 Na 2 SO 3 SiO 2 CuO NH 3 NaBr HgCl 2 PH 3

    Слайд 2

    ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ ДА – 1; НЕТ - 0 1. Химический элемент – это определенный вид атомов. 2. Испарение воды -это химическое явление 3. Водород-это простое вещество 4. Валентность-это свойство атомов присоединять к себе определенное количество атомов другого вида 5. Выделение газа – это признак хим. реакции. 6. Простыми называют вещества, состоящие из атомов одного элемента. 7. Индекс – это число, показывающее количество взятых молекул вещества. 8. Массовая доля элемента показывает, какую часть (долю) составляет масса данного элемента от всей массы вещества. 9. Относительная молекулярная масса воды Н 2 О равна 18. 10. Массовая доля кислорода в воде составляет 10%.

    Слайд 3

    ВЗАИМОПРОВЕРКА 1 – 1 2- 0 3- 1 4- 1 5 – 1 6 – 1 7- 0 8 – 1 9- 1 10-0

    Слайд 4

    АНАГРАММЫ Переставьте буквы в каждом слове и получите название химического элемента. Обратите внимание на подсказку. «Одоврод» – у этого элемента самая маленькая относительная атомная масса. «Маилинюй» – этот элемент называют «крылатым» металлом. «Тьурт» – содержится в медицинском градуснике. «Цалький» – без него наши кости были бы непрочными и хрупкими. «Росфоф» – веществом, состоящим из атомов этого элемента, была намазана шерсть собаки Баскервилей.

    Слайд 6

    Химические уравнения

    Слайд 7

    Химические уравнения - Это условная запись химической реакции с помощью химических формул, коэффициентов и математических знаков

    Слайд 8

    Железо + сера → сульфид железа ( II ) Fe + S → FeS

    Слайд 9

    Алгоритмом расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения химической реакции. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти НОК. Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить их перед формулами. Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить. Последним проверить количество атомов кислорода.

    Слайд 10

    Расставьте коэффициенты в уравнениях: Mg + HCl → MgCl 2 + H 2 Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + H 2 O Ca + O 2 → CaO HgO → Hg + O 2 Br 2 + KI → KBr + I 2

    Слайд 11

    Согласны ли вы, что: 1.В реакции Ca + Cl 2 → CaCl 2 коэффициенты не нужны. 2. В реакции Zn + HCl → ZnCl 2 + H 2 коэффициент у цинка 2. 3.В реакции Ca + O 2 → CaO коэффициент у оксида кальция 2. 4.В реакции CH 4 → C + H 2 коэффициенты не нужны. 5. В реакции CuO + H 2 → Cu + H 2 O коэффициент у меди 2. 6. В реакции C + O 2 → CO коэффициент 2 надо поставить и у оксида углерода ( II ) , и у углерода. 7. В реакции CuCl 2 + Fe → Cu + FeCl 2 коэффициенты не нужны. да нет нет нет да да да

    Слайд 12

    Домашнее задание §15 , упр. 4 страница 27

    Слайд 13

    Таблица настроения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс по химии "Расстановка коэффициентов в химических уравнениях"

    Данный мастер класс был представлен мной в рамках городского конкурса "Педагог года 2009", на котором в результате я заняла 1 место...

    Модульной урок по химии 8 класс. Решение задач по химическим уравнениям

    Технологическая карта урока по химии 8 класс .Решение задач по химическим уравнениям...

    Презентация к уроку по химии 8 класс "Расчёты по уравнениям неорганических реакций"

    Презентация к уроку по химии  8 класс "Расчёты по уравнениям неорганических реакций" Презентация приведённого ниже урока наглядно показывает методику применения алгебраического метода решени...

    Конспект урока по химии в 8 классе "Расчёты по уравнениям неорганических реакций"

    Конспект урока по химии в 8 классе "Расчёты по уравнениям неорганических реакций"            Решение задач является одним из приёмов обучения, посредством которого о...

    урок по химии 8 класс: "Решение расчетных задач по уравнениям реакций протекающих в растворах"

    урок по химии для 8 класса разработан на основе программы И.И. Новошинского...

    Конспект урока "Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса" (Химия, 8 класс)

    Цель урока: обеспечение условий для самостоятельного вывода учащимися и применения ими на практике алгоритма по составлению ОВР методом электронного баланса. Прилагается презентация....

    урок химии 8 класс "Ионные уравнения"

    Урок химии 8 класс по теме "Ионные уравнения" УМК Рудзитис. Фельдман...