Главные вкладки

    Конспект урока "Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса" (Химия, 8 класс)
    план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

    Ткаченко Алла Евгеньевна

    Цель урока: обеспечение условий для самостоятельного вывода учащимися и применения ими на практике алгоритма по составлению ОВР методом электронного баланса. Прилагается презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_ovr.doc54.5 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya_po_ovr.ppt885.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ткаченко Алла Евгеньевна

            

                         

                                                                         

                                                                 НОМИНАЦИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ»

    УРОК  ХИМИИ

                                                                                 

                                                                                             8   КЛАСС

                                     

                                     ТЕМА  « СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ
                                                 
      РЕАКЦИЙ (ОВР) МЕТОДОМ ЭЛЕКТРОННОГО  БАЛАНСА ».

                                     

                                     

                                                                                                                                   

                                                                                                                                 ТКАЧЕНКО АЛЛА ЕВГЕНЬЕВНА                
                                                                                                                             

                                                                                                                                 УЧИТЕЛЬ ХИМИИ

                                                                                                                               

                                                                                                                                 Г. ПЕРМЬ,      МАОУ «СОШ № 84»

                                                                                                                                 

                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                               2012г.

      Раздел химии «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции».

      Урок « Составление уравнений ОВР методом электронного баланса » - 8 класс.

      Цель: Обеспечение условий для самостоятельного вывода учащимися и применения

                  ими на практике алгоритма по составлению ОВР методом электронного баланса.

      Задачи: 1) Систематизировать знания учащихся о классификации хим. реакций согласно

                          электронной теории.

                      2) Закрепить умения применять понятия: степень окисления, восстановитель,    

                          окислитель, электронные уравнения- при составлении уравнений ОВР.

                      3) Развивать  логическое и творческое  мышление, самостоятельность учащихся

                       через преодоление проблемной ситуации.

     

      Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал на каждую парту с текстом задачи и

                                     трех уравнений хим. реакций (см. в конспект).

                                                     

                                                      Ход урока:

                      Актуализация опорных знаний учащихся.

    Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с химическими понятиями, такими как «степень окисления», «ОВР». Давайте их вспомним…

    Фронтальный опрос учащихся:

    Вопрос №1   Что такое степень окисления?                                   (показ слайда №2)

    Вопрос №2   Прокомментируйте и выполните задание (вместо «Х» подставить цифру, которая укажет на степень окисления хим. элемента).                               (показ слайда №2)

    Проверка правильности ответа .                                                       (показ слайда №3)

    Вопрос №3  Что такое ОВР ?                                                                (показ слайда №4)

    Вопрос №4  Прокомментируйте схемы уравнений реакций (вместо «Х» подставить цифру, которая укажет на число переходящих электронов).                                   (показ слайда №4)

    Проверка правильности ответа .                                                       (показ слайда №5) 

    Вопрос №5  Что такое окисление и восстановление?                  (показ слайда №6)                         

    Вопрос №6 Какой из процессов изображен на схемах (вместо «Х» подставить цифру, которая укажет число принятых или отданных электронов)?                   (показ слайда №6)

    Проверка правильности ответа                                                         (показ слайда №7),

    выставление оценок за устные ответы.

                                             

                      Создание проблемной ситуации и ее решение.

    Учитель: Зачем нам нужно знать о классификации хим. реакций в свете электронной теории?  Что бы ответить на этот вопрос, давайте решим расчетную задачу.

    Текст задачи:  Какой объем газа - оксида азота (II) - выделится при взаимодействии 32г  меди с раствором азотной кислоты?       (Запомните, что азотная кислота ,при взаимодействии с металлами, ведет себя по сравнению с другими кислотами иначе, окислителем будет азот со степенью окисления +5, которому все равно, где находится металл в ряду напряжений – до или после водорода).

    Ученик  у доски начинает решать задачу с составления уравнения хим. реакции:

     Cu + HNO3      ----    Cu(NO3)2 +  NO  +  H2O ,             при этом он и ученики видят, что расставить коэффициенты  в уравнении методом подбора, как это делали ранее,- дело не только трудное, даже невозможное …  Как же тогда быть?

    Учитель    задает наводящие вопросы учащимся:

    Какой это тип реакции? Что здесь будет окислителем и восстановителем? Как с помощью электронных уравнений показать переход электронов? Есть ли равновесие (баланс) в составленных схемах? Как поступить, если число принятых и отданных электронов не совпадает ( а ведь есть правило сохранения числа электронов в ОВР)?                                                                 (Это ОВР. Окислителем будет азотная кислота за счет азота со С.О.=+5,которую он понижает до С.О.=+2; а восстановителем будет медь, С.О. свою она повышает от 0 до +2. Электронные уравнения для данного процесса:   Cu0  - 2e = Cu+2  (окисление)  и    N+5  +  3e = N+ 2 (восстановление). Баланса в полученных электронных уравнениях нет. Найдем между принятыми и отданными электронами наименьшее общее кратное, а затем коэффициенты перед формулами веществ в исходном уравнении).

    Ученик , составляя электронные уравнения , находит коэффициенты для данного уравнения реакции :          3 Cu + 8 HNO3      ----   3 Cu(NO3)2 + 2 NO  +  H2O

    Учитель:  Итак, мы поставили в данном уравнении коэффициенты, опираясь на знания электронной теории, т.е. методом электронного баланса. Теперь можно было бы решить задачу, это будет ваше домашнее задание. Так, зачем же нам нужны сведения об ОВР? Давайте попробуем предложить алгоритм действий при составлении ОВР методом электронного баланса.

    Ученики рассуждают ….                                                                                       (показ слайда № 8)

                                                  Закрепление знаний учащихся.

    Учитель предлагает ученикам расставить коэффициенты в следующих уравнениях  хим. реакций методом электронного баланса, опираясь на предложенный алгоритм :

           S  +  KNO3  ----  SO2  +  KNO2

           NH3  +  O2  -----  NO  +  H2O

           KMnO4  +  HCl  ------    KCl  +  MnCl2  +  Cl2  +  H2O

    Работа осуществляется на доске и в тетрадях учащихся. Учащиеся у доски комментируют свои действия, учащиеся класса проверяют правильность выполнения, сверяя со своими записями.

       Тестовое задание     ( если позволяет время)                                          ( показ слайда № 9)                                                           

                                                                  Заключение.

    Учитель: Ребята, с каким важным понятием вы познакомились на сегодняшнем уроке? В каких учебных ситуациях вы будете использовать это новое понятие?          (показ слайда № 10)

                                        Домашнее задание.

    1. Решить задачу (см. в раб. тетрадь).
    2. Знать алгоритм расстановки коэффициентов в хим. уравнениях методом электронного баланса.
    3. Стр. 190 (учебник  Н.Е.Кузнецовой ) № 3.

                                                                                                                             

         

                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ:

                                    См. презентацию по ОВР.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Метод электронного баланса Цель: научиться использовать метод электронного баланса при записи уравнений химических реакций. Учитель химии: Ткаченко Алла Евгеньевна, МОУ СОШ № 84, г. Пермь, 2009 г .

    Слайд 2

    Что такое С.О. элемента? 0 x +1 x -2 x x -2 О 2 ; Al ; HNO 3 ; CaCO 3 x x x Ba(OH) 2

    Слайд 3

    Что такое С.О. элемента? 0 0 +1 +5 -2 +2 +4 -2 О 2 ; Al ; HNO 3 ; CaCO 3 +2 -2 +1 Ba(OH) 2

    Слайд 4

    Что такое ОВР ? 0 +1 +2 0 Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 +2 -2 0 0 2HgO = 2Hg + O 2 2+ 2- + - 2+ - + 2- CuSO 4 + 2NaOH = Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4 x x

    Слайд 5

    Что такое ОВР ? 0 +1 +2 0 Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 +2 -2 0 0 2HgO = 2Hg + O 2 2+ 2- + - 2+ - + 2- CuSO 4 + 2NaOH = Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4 2e 4e

    Слайд 6

    Что такое окисление и восстановление? + 1 0 0 + 2 2H + 2ē H 2 ; Zn - 2ē Zn 0 +6 +5 -3 S – x ē S ; N + x ē N

    Слайд 7

    Что такое окисление и восстановление? + 1 0 0 + 2 2H + 2ē H 2 ; Zn - 2ē Zn 0 +6 +5 -3 S – 6 ē S ; N + 8 ē N

    Слайд 8

    Алгоритм : 1) Определяем С.О. элементов до и после реакции. 2) Выписываем элементы , в которых изменилась С.О. 3) Составляем уравнение электрон- ного баланса ( помни! что число при- нятых и отданных ē равно) . 4) Находим коэффициенты и расстав- ляем их в ур-е р-и . 5) Определяем ок-ль и восст-ль .

    Слайд 9

    C умма всех коэффициентов в молекулярном уравнении реакции равна: Mg + H 2 SO 4 = MgSO 4 + H 2 S + H 2 O 1 . 22 2. 18 3. 16 4. 20

    Слайд 10

    Основные выводы: Метод электронного баланса позволяет понять сущность окислительно-восстановительных процессов и помогает в расстановке коэффициентов при записи уравнений химических реакций.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций

    Тема урока: "Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций". Рассказ нового материала с использованием интерактивной доски...

    Составление уравнений окислительно – восстановительных реакций методом электронного баланса.

    Конспект урока по теме "Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций методом электронного баланса"...

    Конспект урока "Химические уравнения. Типы химических реакций." 8 класс

    Урок изучения нового материала "Химические уравнения.Типы химических реакций" с использованием ИКТ...

    9 класс Тема: «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса»

    Тема: «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса»...

    План-конспект урока на тему "Окислительно-восстановительные реакции"

    Материал обосновывается актуальностью данной темы и её связью с жизнью, так как  окислительно-восстановительные процессы принадлежат к чис­лу наиболее распространенных химических реакций и им...