9 класс Тема: «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса»
план-конспект урока по химии (9, 11 класс)

Тема: «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель И.А. Романова

МБОУ СОШ №3 ст. Павловской                                                                                                      

9 класс

Тема: «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса»

Цели:

образовательные: закрепить умение определять степени окисления, окислительно-восстановительные свойства веществ, отработать  умение  составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса;

воспитательные: воспитание познавательной активности, формирование умения преодолевать трудности в учебном процессе;

развивающие: формирование умения применять теоретические знания для решения практических заданий, развитие внимания, памяти, логического мышления.

  1. План  урока:

№ п/п

Этап урока

Время (мин)

1

Организационный момент

2

2

Оъявление темы и постановка целей урока.

3

3

Домашнее задание

2

4

Проверка домашнего задания

7

5

Новая тема

10

6

Закрепление

12

7

Рефлексия

2

8

Подведение итогов урока

2

II.Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Оъявление темы и постановка целей урока.
  3. Домашнее задание §3, зад № 1, с. 16.
  4. Проверка домашнего задания

«Мозговой штурм» - вспомнить ключевые термины, которые используются в теме «Окислительно-восстановительные реакции». Учащиеся называют их, а учитель записывает их на доске:

- степень окисления;

- минимальная степень окисления;

- высшая степень окисления;

- окислительно-восстановительные реакции;

- окислитель;

- восстановитель;

- окисление;

- восстановление.

Каждое из этих определений проговаривается учащимися.

Упражнение «Химическая муха». Учитель словами «вверх», «вниз», «влево», «вправо» передвигает внимание учащихся по игровому полю. Остановившись на определенной клетке, учащиеся должны расставить степени окисления, указать окислителем или восстановителем будет являться данное вещество в окислительно-восстановительных реакциях.

NH3

Na

HI

H2S

S

Ca

Mg

O2

SO3

I вариант - записывает в тетрадь первый столбик веществ с указанием их роли в ОВР.

II вариант -  записывает в тетрадь второй  столбик веществ с указанием их роли в ОВР.

  1. Новая тема. Метод электронного баланса
  1. Вспомнить алгоритм действий при составлении ОВР методом электронного баланса (учащиеся просматривают «шпаргалку»)
  2. Проговорить порядок действий при составлении ОВР методом электронного баланса (один учащийся называет один шаг).
  3. Отметить главный принцип электронного баланса – приведение в баланс, то есть уравнять число отданных и присоединенных электронов.
  4. Учитель записывает пример на доске (каждое действие пишется только после правильного произнесения этого действия учащимися).

4Al + 3O2→2Al2O3

2Al0 - 6е →2Al+3          4            2              ок - ние,  Al0  - в - тель

O20 + 4е → 2O-2         6            3       в- ние, O02 – ок - тель

  1. Закрепление. Учащиеся работают у доски.

2SO2 + O2→2SO3

 S+4 - 2е →S+6                   4            2              ок - ние,  S0+4 - в - тель

O20 + 4е → 2O-2         2            1       в - ние, O02 – ок - тель

2Na + 2H2O →2NaOH + H2

2H+1 + 2е → H20        1        в - ние, H+1  – ок - тель

Na0 - 1е → Na+1        2        ок - ние,  Na0  - в – тель

Работа по карточкам:

для уверенных в себе – задания № 7, 8, 9.

для сомневающихся - задания № 4, 5, 6.

  1. Рефлексия. Мы с вами сегодня на уроке выполнили большой объем работы. Поднимите, пожалуйста, руку те, кому было комфортно и уютно на уроке, кто остался доволен своей работой. Спасибо. А теперь те, у кого что-то не получалось, и поэтому часть работы придется сделать дома. Спасибо.
  2. Подведение итогов урока.  Мы изучили  очень важный  вопрос - метод электронного баланса, который будет вам верным помощником при составлении уравнений химических реакций в неорганической  и органической химии.

Спасибо за урок.

Приложение

«Шпаргалка»

Степень окисления  (СО) - это условный заряд, который приобрели бы атомы в результате полного перехода электронов.

СО простых веществ и свободных атомов = 0, например О20, Н20, Р0, Na0

В сложных веществах:

СО (Н) = +1, исключения – гидриды металлов Na+1H-1, Ca+2H-1

CO (F) = -1

СО (О) = -2, исключения  О+2F2-1, пероксиды Н2+1О2-1

СО (Ме IА) = +1

СО (Ме IIА) = +2

СО (Ме IIIА) = +3

        Минимальная СО  (низшая) (№ группы – 8) « - »

        только для атомов неМе

        

СО         промежуточная         СО

        Максимальная СО (высшая) (№ группы) « + »

        для атомов неМе и Ме

ОВР (окислительно-восстановительные реакции) – реакции, протекающие с изменением СО атомов, входящих в состав реагирующих веществ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ – процесс присоединения электронов

2H+1 + 2е → H20

S+6 + 2е → S+4

ОКИСЛЕНИЕ -  процесс отдачи электронов

Na0 – 1е →Na+1

S-2 – 8е →S+6

ОКИСЛИТЕЛИ – частицы, которые присоединяют электроны

К ним относятся: F0,  Oo,  соединения, в состав которых входят атомы в высшей степени окисления

По периоду слева направо ОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ  свойства увеличиваются,

по группе сверху вниз - уменьшаются

ВОССТАНОВИТЕЛИ - частицы, которые отдают  электроны

К ним относятся: металлы в свободном состоянии, чаще всего Н, соединения, в состав которых входят атомы в низшей  степени окисления

По периоду слева направо ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ   свойства уменьшаются ,

по группе сверху вниз - увеличиваются

ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНУЮ ДВОЙСТВЕННОСТЬ  проявляют вещества, которые в своем составе содержат атомы в промежуточной степени окисления

Примеры:

N-3H3+1 – восстановитель за счет атома азота в минимальной степени окисления

H2 +1S+6O4-2 – окислитель за счет атомов водорода и серы в высшей степени окисления

S0 – обладает ОВД за счет атома серы в промежуточной степени окисления

МЕТОД ЭЛЕКТРОННОГО БАЛАНСА

Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса

  1. Составить схему реакции.
  2. Расставить СО.
  3. Выписать атомы, которые поменяли СО:

- если простое вещество, писать полностью О20, Н20,

- если в  сложном веществе атомов больше, чем два, писать один

  1. Уравнять число выписанных атомов.
  2. Показать переход электронов

    -  если СО повышается, электроны отнимаем,

    - если СО понижается, электроны прибавляем

  1. Находим дополнительные множители.
  2. Определяем процессы и названия частиц.
  3. Переносим дополнительные множители в основное уравнение*.

*если атом с данной СО встречается в уравнении несколько раз, коэффициент перед ним может отличаться от найденного методом электронного баланса (его уравнивают позже)

Уравниваем атомы, не изменившие СО в следующем порядке:

 - металлы

- кислотные остатки

- неметаллы

- водород

- кислород

Например:

N20 + 3H20→ 2N-3H3+1

N02 + 6е →2N-3      2    1               в - ние, N02 – ок - тель

H20 - 2е → 2H+1    6    3        ок - ние,  H20  - в - тель

Zn0 + 2H+1Cl -1→Zn+2Cl2 -1 + H20

2H+1 + 2е → H20       2          1        в - ние, H+1  – ок - тель

Zn0 - 2е → Zn+2        2          1        ок - ние,  Zn0  - в – тель

Карточка для самостоятельной работы

Составить уравнения ОВР методом электронного баланса

  1. O2 + CO→CO2
  2. CH4→C + H2
  3. Fe2O3+ CO→FeO + CO2
  4. Al + CuCl2→AlCl3 + Cu
  5. Ca + O2→CaO
  6. H2SO4 + Mg→Mg SO4 + H2
  7. SiO2 + C→CO + Si
  8. C + HNO3→ CO2+ NO + H2O
  9. Si + HNO3 + HF→SiF4 + NO + H2O
  10.  SO2 + Cl2 + H2O→ H2SO4 +HCl


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уравнивание окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса.

В статье обсуждается возможность описания ОВР с участием органических веществ с помощью метода электронного баланса. Также даны рекомендации по составлению уравнений реакций....

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций

Тема урока: "Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций". Рассказ нового материала с использованием интерактивной доски...

Конспект урока "Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса" (Химия, 8 класс)

Цель урока: обеспечение условий для самостоятельного вывода учащимися и применения ими на практике алгоритма по составлению ОВР методом электронного баланса. Прилагается презентация....

Составление уравнений окислительно – восстановительных реакций методом электронного баланса.

Конспект урока по теме "Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций методом электронного баланса"...

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций

Презентацию можно использовать при изучении темы "Окислительно -восстановительные реакции. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса" в 8 классе...