Сценарий урока по теме: "Сложные эфиры. Жиры" в 9 классе
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Урок с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc78 КБ
Office presentation icon urok.ppt2.13 МБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ УРОКА ХИМИИ В 9 КЛАССЕ

по теме: «Сложные эфиры. Жиры»

Петухова Юлия Валентиновна,

учитель химии и биологии МБОУ СОШ с. Георгиевка

Цель: формирование представлений о сложных эфирах и наиболее важных представителей этого класса – жирах.

Задачи:

- обучающие:

знать о строение и свойствах сложных эфиров и жиров;

уметь осуществлять и составлять уравнение реакции этерификации;

иметь представление об областях применения жира и мыла;

- развивающие:

развивать коммуникативные действия и приёмы диалогической речи;

владеть способами взаимо- и самоконтроля при выполнении заданий;

уметь составлять вопросы;

делать выводы и умозаключения;

- воспитательные:

побудить к пониманию химических процессов, происходящих в окружающем нас мире.

Тип урока: формирование новых знаний.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, свободно распространяемый ПО – проигрыватель ресурсов версии 1.0 для воспроизведения электронных учебных модулей с сайта  www.fcior.edu.ru.  

Структура и ход урока:

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время,

мин.

1

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас проведу я – Петухова Юлия Валентиновна. Для меня это особый урок, т.к. я являюсь участником конкурса «Учитель года». Поэтому рассчитываю на вашу помощь и поддержку.

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя.

1

2

Ориентировочно-мотиваци-онный

1. В одной притче рассказывается о том, как боги, создав мир, задумались: а где бы понадежней спрятать от человека его самую главную тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее. На дне океана? Но в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. Может быть на небе, среди звезд? Но даже туда они со временем доберутся.  И решили боги спрятать тайну внутри самих людей. Уж в себя – то человек никогда не догадается заглянуть. И надо сказать во многом боги оказались правы. Мы знаем о себе самих гораздо меньше, чем о Земле, океане и далеких звездах. И вместе с тем боги ошиблись. Что бы ни изучал человек, какие бы объекты не выбирал для исследования, за этим всегда стоит его жгучее любопытство  по отношению  к самому себе.

2. Вот и наш сегодняшний урок по теме: «Сложные эфиры. Жиры» постараемся рассмотреть с позиций собственного «Я». Мы сегодня будем искать интересующие нас знания по теме урока в себе… с помощью ХИМИИ. Запишите тему урока.

3. Как вы думаете, что мы будем делать с вами в течение урока, чтобы изучить данную тему? По какому плану пойдёт изучение темы?

Эмоционально мобилизует на активную работу.

Формулирует тему урока.

Направляет на формулировку цели урока.

Настраиваются на работу.

Записывают тему.

Формулируют цель урока.

5

3

Информационно-поисковый

1. Задание: соотнесите общие формулы веществ и названия классов (спирт, простой эфир, карбоновая кислота, сложный эфир). Что вызывает затруднение? Что общего между сложным и простым эфиром; спиртом, карбоновой кислотой и сложным эфиром? Дайте определение.

2. Предположите реакцию получения сложного эфира из спирта и карбоновой кислоты. Она называется - этерификация. Как вы думаете, сложные эфиры могут реагировать с водой?

3. Свойства сложных эфиров: жидкость с запахом, горючи. Распространение в природе. Проделайте опыт.

4. Почему жиры изучают вместе со сложными эфирами?

Жиры – сложные эфиры глицерина (многоатомного спирта) и высших карбоновых кислот (более 10 атомов углерода в молекуле). Какие ассоциации у вас вызывает слово жир?

5. Какие вы знаете жиры в природе? Приведите примеры. Какое происхождение имеет маргарин?

6. Изучение жира проводил в первой половине XIX в. французский химик Мишель Эжен Шеврель, когда изучал состав мыла. Мыло – соль жирных кислот, которую получают щелочным гидролизом жира. Твёрдое (натриевые соли) и жидкое мыло (калиевые соли). Применение жира и мыла.

Выводит учащихся на вывод о строении формулы сложного эфира.

Направляет учащихся на выводы.

Демонстрирует опыты, модуль ЭОР.

Предлагает проблемный вопрос.

Даёт определение.

Схема «Животные и растительные жиры».

Демонстрация модуля ЭОР.

Предлагает найти области применения жира и мыла.

Сравнивают формулы, находят сходство и отличие. Дают определение сложного эфира.

Делают вывод об обратимости реакции этерификации.

Делают вывод о свойствах.

Предполагают сходство в строении.

Проводят ана-логии между жиром и сл. эфиром.

Вывод о предельном и непредельном строении.

Извлекают информацию из модуля.

Записывают в тетрадь области применения веществ.

15

4

Обобщение и систематизация

Вам предлагаются тестовые вопросы по материалу урока. На слайде критерии оценивания. Выполните задания. Запишите пример своего вопроса по теме урока.

Объясняет задание, наблюдает.

Отвечают на вопросы, производят самооценку.

5

5

Рефлексия

Что узнали нового? Что было известно? О чём хотели бы узнать поподробнее?

Как вы думаете, мы достигли поставленной цели урока?

Формулирует вопросы, помогает с ответами.

Отвечают на вопросы.

2

6

Домашнее

задание

1. §36 с. 219-220, §37.

2. По ссылке интернет ресурса пройдите тренажёр: http://www.fcior.edu.ru/card/7644/testy-po-teme-slozhnye-efiry-i-zhiry.html . Сделайте анализ усвоения пройденной темы.

Предлагает выбрать задание.

Выбирают вариант задания исходя из личных предпочтений.

1

7

Итог урока

Жизнь дарит миллионы красок,

Добра она, безудержно щедра.

Любое проявление её прекрасно,

Когда в ней место есть для света и тепла!

Мы, в многоцветье мира растворяясь,

Свое, родное – трепетно храним.

И с детства, постоянно удивляясь,

К ГАРМОНИИ приблизиться хотим!

Организованно заканчивает урок, благодарит учащихся за активную работу.

Выходят их класса.

1

Источники:

1. О.С. Габриелян. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2005.

2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова. «Химия». 9 класс. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2003.

3. Официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru.

4. Электронная химическая энциклопедия www.himik.ru.

АНАЛИЗ УРОКА ХИМИИ В 9 КЛАССЕ

по теме: «Сложные эфиры. Жиры»

Петухова Юлия Валентиновна,

учитель химии и биологии МБОУ СОШ с. Георгиевка

1. Данный урок  является 6-м в теме «Органические соединения». Обучение основам органической химии в 9 классе имеет кратко-ознакомительный характер, и в 10-м классе эти же темы рассматриваются более глубоко и подробно. Данный урок построен с учётом личностного и метапредметного подхода.

2. Исходя из выше сказанного, цель урока: формирование представлений о сложных эфирах и наиболее важных представителей этого класса – жирах.

3. Задачи:

- обучающие:

знать о строение и свойствах сложных эфиров и жиров;

уметь осуществлять и составлять уравнение реакции этерификации;

иметь представление об областях применения жира и мыла;

- развивающие:

развивать коммуникативные действия и приёмы диалогической речи;

владеть способами взаимо- и самоконтроля при выполнении заданий;

уметь составлять вопросы;

делать выводы и умозаключения;

- воспитательные:

побудить к пониманию химических процессов, происходящих в окружающем нас мире.

4. Тип урока: формирование новых знаний на основе личного опыта. Считаю, что данный тип урока является наиболее оптимальным для рассмотрения этой темы, учитывая специфику преподавания «Органических соединений» в 9 классе и личных предметных знаний учащихся.

5. Я постаралась показать метапредметный урок, что отражается в поставленных задачах к нему. Опыт проведения подобных уроков имею небольшой: ФГОС второго поколения только на подходе в основной школе. Для подготовки сценария урока пользовалась материалами курсов (2011 г.) и статьёй в «Учительской газете» Н.В. Громыко, заместителя директора Института инновационных стратегий развития общего образования «Смысл и назначение метапредметного подхода в образовании».

6. В организационном моменте я постаралась создать спокойную психологическую обстановку в  классе. Вступлением в виде притчи вызвала интерес ребят и одновременно ориентацию на личные  предметные знания каждого учащегося. Исходя из темы урока, учащимся предложено самостоятельно сформулировать цель и результаты урока.

7. В информационно-поисковом этапе присутствует совместная деятельность учителя и учеников по достижению результатов урока (направляет – делают выводы, демонстрирует ЭОР – извлекают информацию, предлагает схему – обобщают материал и т.д.). Более подробно вы можете увидеть в сценарии урока. Я не оговорилась – умение сценировать урок входит в компетенции учителя на современном этапе обучения. Дидактические приёмы обучения: схема, ЭОР, практические опыты, записи уравнений реакций направлены на формирование базовых способностей учащихся (анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, аналогия и др.), которые при этом образуют индивидуальную траекторию восприятия учебного материала.

8.  На этапе обобщения урока я предложила ученикам вопросы по изученному материалу. Кроме того,  дополнительно предложено задание на умение самостоятельного построения вопросов по предметной области – есть способ определения учащимся личного уровня обучения. Так же, я ввела самооценку знаний по кретериям.

9. На этапе рефлексии (обязательном в метапредметном уроке) мы выходим с учащимися  на вывод о достижении результативности урока и личного понимания материала урока.

10. Домашнее задание носит разноуровневый характер, ученик может определить свою траекторию домашнего повторения: параграф, если что-то недопонял на уроке или предметный тренажёр для базовой подготовки к ГИА.

11. Я думаю, что время на различных этапах урока использовалось рационально. Для эмоционального  снятия напряжения учащимся было предложено в начале урока притча, и в конце стихотворение. Учитывая лимит конкурсного урока 30 мин. Я посчитала не целесообразным делать в середине урока эмоциональную паузу.

12. Были продуманы следующие запасные варианты для непредвиденных ситуаций: работа с модулями ЭОР практическое задание или контрольный тренажёр. Я думаю, что мне удалось реализовать все поставленные цели и задачи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Сложное предложение" в 5 классе

Урок систематизации и обобщения изученного по теме "Сложное предложение" проводится в игровой форме. Содержание урока включает материал по краеведению. Данная форма урока легко переносится на другой м...

Разработка урока по теме: "Сложное предложение" 5 класс

Разработка урока по теме: "Сложное предложение" 5 класс...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Урок на тему "Сложное предложение" по русскому языку в 5 классе.

Урок в 5 классу на тему "Сложное предложение" представляет собой урок-исследование, на котором ученики самостоятельно усваивают новый материал и проверяют свои знания....

Конспект урока по теме "Сложные эфиры"

Конспект урока. "Сложные эфиры"Цель урока:Образовательные: дать учащимся понятие о составе и строении сложных эфиров; отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которы...