Рабочая программа по химии 10 класс
календарно-тематическое планирование по химии (10 класс) по теме

Маслак Марина Николаевна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.С.Габриеляна (базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass.docx95.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2008).

Федеральный базовый учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения химии на базовом уровне в 10 классе, из расчета 1 учебный час в неделю. Из школьного компонента добавлен 1 час в неделю, то есть 35 часов за год. Таким образом на изучение химии отводится 70 часов в год, что соответствует 2 часам в неделю.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю: итого 70 часов.

Из них:

Плановых контрольных работ – 4

Практических работ - 2

Программа по химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений является логическим продолжением курса химии для основной школы. Поэтому она разработана с опорой на курс химии 8-9 классов. Результатом этого явилось то, что некоторые, преимущественно теоретические темы курса химии основной школы рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне  – с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной и старшей ступенями обучения в общеобразовательных учреждениях.

Курс четко делится на две части соответственно годам обучения: органическую (10 класс) и общую химию (11 класс).

Органическая химия рассматривается в 10 классе и строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. Поэтому ее изучение начинается с повторения важнейших понятий химии, рассмотренных в основной школе.

После повторения важнейших понятий рассматривается строение и классификация органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи (состав — строение — свойства) веществ является тема «Химические реакции в органической химии», которая знакомит учащихся с классификацией реакций в органической химии и дает представление о некоторых механизмах их протекания.

Полученные в первых темах теоретические знания учащихся затем закрепляются и развиваются на богатом фактическом материале химии классов органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения от более простых (углеводородов) до наиболее сложных (биополимеров). Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии.

Курс общей химии изучается в 11 классе и ставит своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса — единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его красочного многообразия, всеобщей связи явлений.

В свою очередь, это дает возможность учащимся не только лучше усвоить химическое содержание, но и понять роль и место химии в системе наук о природе. Такое построение курса позволяет в полной мере использовать в обучении операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение. 

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: 

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Данная рабочая программа может быть реализована  при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Лекционно-семинарская система обучения;

Лекционно-семинарская система обучения имеет следующие функции:
Информационную, выражающуюся в передаче учащимся специально отобранного и особым образом структурированного учебного материала. Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование системы знаний, подлежащих усвоению учащимися;
Мировоззренческую, содержащую решение задачи связанной с формированием мировоззрения учащихся. И дело не только в том, что учитель умело раскрывает логику развития науки и решение ее проблем, но и в том, что он управляет мышлением учащихся, вызывая их активность и сложные процессы предвосхищения возможных исходов тех или иных событий, процессов, явлений, результатов эксперимента и т. д. Особое место здесь занимает раскрытие методологии науки.

Технология формирования умений

В основе - теория поэтапного формирования умственных действий с заранее намеченными свойствами.

Технология способствует:

•   быстрому и безошибочному освоению действий по заданному алгоритму;

•   формированию навыка применения знаний в типовых условиях;

•   развитию умения применять знания в практической деятельности в условиях переноса.

Технология взаимообучения

Технология способствует:

•   развитию умения самостоятельно работать с источником информации (книгой, статьей, учебником и т.д.);

•   самостоятельному усвоению знаний, умений и навыков;

•   углублению понимания учебного материала, взаимной коррекции ошибок в процессе диалога;

•   активному закреплению знаний посредством их многократного повторения;

•   активизации деятельности учащихся;

•   формированию межличностных отношений, ответственности за результаты деятельности;

•   развитию коммуникативных и дидактических способностей учащихся.

Технология беседы

Беседа способствует:

•   активному освоению новых знаний;

•   расширению, углублению имеющихся знаний, осмыслению жизненного опыта;

•   контролю и корректировке знаний;

•   обобщению и систематизации знаний;

•   повышению внимания школьников, созданию атмосферы всеобщей заинтересованности;

•   активизации мышления (в процессе беседы мыслительная деятельность как бы выводится «наружу»)

•   развитию коммуникативных, познавательных и творческих способностей учащихся;

•   обучению коллективному поиску истины, воспитанию взаимопомощи, формированию общественного мнения;

•   развитию ценностного отношения к предмету беседы.

Вводная беседа — проводится перед началом учебной работы с целью выяснения понимания учащимися сути и значения предстоящей работы, их представления о последовательности действий: перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, перед самостоятельным изучением нового материала;

Закрепляющая (синтезирующую) беседа — используется для обобщения и систематизации имеющихся у школьников знаний;

Контрольно-корректировочная беседа — применяется для диагностики уровня знаний, а также в случае, когда необходимо уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания;

Сократическая беседа — допускает сомнения и возражения, выраженные в мягкой, почтительной форме;

Эвристическая беседа - с помощью специально подобранных и выстроенных в логической последовательности вопросов учитель подводит учащихся к «открытию» субъективно новых знаний

Технология проектно-исследовательской деятельности

Цель проектно-исследовательской деятельности – формирование УУД; развитие творчества и исследовательских навыков учащихся, получение продукта деятельности учащихся, формирование прочных и эффективных знаний

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могу быть следующими:
• урок-исследование, урок-лаборатория, урок—творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных, урок—защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка, анализ его результатов;
• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
ИКТ – технологии

Одна из основных целей  – способствовать тому, чтобы во всех странах, развитых, и развивающихся, был обеспечен доступ к самым совершенным образовательным ресурсам. Это позволит готовить во всем мире молодых людей, которые будут в состоянии полностью проявить себя в современном мире и внести свой вклад в формирование «общества глобальной компетентности» в своей стране. 

Особое значение приобретают:
 способность к критическому мышлению;
 универсальные (широкие) знания;
 ключевые компетентности в области ИКТ;
способность принимать решения;
 умение управлять динамичными ситуациями;
умение работать в команде;
 навыки плодотворного общения

Использование ИКТ позволяет проводить уроки  на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Технология ИНТЕГРАТОР В системе интегрированных уроков с использованием знаний из областей разных наук обнаруживаются интеллектуальные мосты, связывающие различные дисциплины, каждая из которых опирается на свой собственный понятийный аппарат. Эти понятия называются интеграторами, через них появилась возможность осуществлять перевод знания с языка одной дисциплины на другие научные языки, что и обеспечивает освоение целостности картины мира.

Процесс формирования понятий-интеграторов обладает неиссякаемым культуротворческим потенциалом на всех стадиях обучения, так как он создает возможности для систематической переработки нового материала, требующего преодоления монодисциплинарного освоения мира. Это позволяет повышать интеллектуальную культуру школьников, создавать условия для личностно-ориентированного и развивающего обучения, формировать методологические подходы к интегративному, междисциплинарному освоению знаний и целостному восприятию мира.

Использование понятий-интеграторов превращает науку и образование в открытую терминологическую систему, объединяющую различные дисциплины.

В рабочую программу по 10 классу внесены некоторые изменения:

1. В разделе «Углеводороды  и  их  природные  источники» произошла перестановка тем:

  • тема «Природные источники углеводородов» изучается не в начале раздела, а после темы «Алкины» (как обобщающий материал по нахождению в природе и использованию предельных и непредельных углеводородов);
  • тема «Циклоалканы» изучаются после темы «Алканы», а не перед темой «Арены» (для подчеркивания как сходства их свойств с алканами)

2. Произошло изменение часов в темах:

- увеличено количество часов на изучение темы  «Углеводороды  и  их  природные  источники», так как при изучении этой темы формируются важнейшие понятия курса органической химии, и учащиеся именно в этой теме испытывают наибольшие затруднения;

- сокращено количество часов в теме «Биологически активные вещества», так как использование технологии проектов позволяет успешно овладеть знаниями в этом разделе курса органической химии;

- уменьшено количество резервного времени с 4 часов до 2 часов.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ как в традиционной, так и в  тестовой формах. 

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Химия» основных задач образовательной области «Естествознание»:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. 

                        В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций.

              Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения химии ученик должен:

Знать /понимать:

  • Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,  электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного стороения, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, изомерия;
  • Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • Основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • Важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

Уметь:

  • Называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • Объяснять: зависимость свойств веществ от их  состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • Характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов органических и  неорганических веществ; строением и химические свойства изученных органических соединений;
  • Определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель,  принадлежность веществ к различным  классам органических  соединений, типы химических связей в соединениях;
  • Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных  источников (научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета),; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для:

  • Безопасного обращения с горючими и токсичным веществами и лабораторным оборудованием;
  • Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • Критической оценки достоверности химической информации, поступающих из разных источников;
  • Приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.

Содержание программы
   (ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ)

   Введение (1 ч) 


  Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.


 
Тема 1
  Теория строения органических соединений
(6 ч) 


  Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

   Тема 2
  Углеводороды и их природные источники
(19 ч)


   Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
  А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
  А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
  А л к а д и е н ы  и  к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
  А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
  Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
  Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
 
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
 
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

    Тема 3
  Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники
 
(19 ч) 


   Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
  С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
  Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
  К а м е н н ы й  у г о л ь.  Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
  А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
  К а р б о н о в ы е  к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
  С л о ж н ы е  э ф и р ы  и  ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
  У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
  Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
  Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза
 полисахарид.
 
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
 
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.

 

    Тема 4
  Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (
/9 ч) 


  А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
  А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
  Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
  Генетическая связь между классами органических соединений.
  Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
 
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол  этилен этиленгликоль  этиленгликолят меди (II); этанол этаналь  этановая кислота.
 
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
 
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.

   Тема 5

   Биологически активные органические соединения (6 ч)

 

   Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
  В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
  Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

   Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
 
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

   Тема 6
  Искусственные и синтетические полимеры
(7 ч)


   И с к у с с т в е н н ы е  п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
  С и н т е т и ч е с к и е  п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
 
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химически реактивам.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.

Критерии и норы оценки знаний обучающихся:

  1.  Оценка устного ответа.

        Отметка «5»:

  • ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
  • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
  • ответ самостоятельный.

        Ответ «4»:

  • ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
  • материал изложен в определенной логической последовательности,  при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

        Отметка «З»:

  • ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

        Отметка «2»:

  • при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки,  которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

                Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

           Отметка «5»:

  • работа выполнена полностью и правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы;
  • эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
  • проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

        Отметка «4»:

  •  работа выполнена правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

        Отметка «3»:

  • работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении,  в оформлении работы,   в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием,   которая исправляется по требованию учителя.

        Отметка «2»:

  •  допущены две  (и более)  существенные  ошибки в ходе:  эксперимента, в объяснении,  в оформлении работы,  в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,  которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
  • работа не выполнена,  у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3.   Оценка умений решать расчетные  задачи.

        Отметка «5»:

  •  в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом;

        Отметка «4»:

  • в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

  • в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

        Отметка «2»:

  • имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
  • отсутствие ответа на задание.

4.  Оценка письменных контрольных работ.

        Отметка «5»:

  • ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

        Отметка «4»:

  • ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

  • работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

        Отметка «2»:

  • работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
  • работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

        Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

  • нет ошибок — оценка «5»;
  • одна ошибка - оценка «4»;
  • две ошибки — оценка «З»;
  • три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

  • 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
  • 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
  • 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
  • меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

  • соблюдение требований к его оформлению;
  • необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
  • умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
  • способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

О.С.Габриелян, Химия. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2009

а также методических пособий для учителя:

  • Габриелян О.С., А.В.Яшукова. Химия.  Методическое пособие 10 класс, базовый уровень. М.: Дрофа, 2008.
  • Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2004.
  • Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др.  Контрольные и проверочные работы по химии. 10 класс – М.: Дрофа, 2008.
  • Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа, 2003.

Дополнительная литература для учителя

  • Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для  10-11 классов: пособие для учителя.  – М.: Просвещение, 2005. – 79 с.
  • Радецкий А.М. Проверочные работы по химии в 8-11 классах, пособие для учителя,Москва, «Просвещение», 2001 год, 208с.
  • Радецкий А.М. Химический тренажер, задания для организации самостоятельной работы учащихся, 8-9 и 10-11 классов, Москва, «Просвещение», 2008 г.,128с.
  • Единый государственный экзамен 2011, Химия, универсальные материалы для подготовки учащихся «Интеллект-Центр», 2011 год, 320с.

Дополнительная литература для учащихся

  • Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.. – М.: Дрофа, 2006. – 324 с.
  • Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
  • В.Б.Воловик, Е.Д.Крутецкая  Органическая химия, упражнения и задачи, пособие для старшеклассников, Санкт-Петербург, изд-во А.Кардаков, 2004г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
  • Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005.
  • Виртуальная химическая лаборатория, 9 класс,
  • Химия для всех, XXI (химические опыты со взрывами и без)
  • Органическая химия 10-11 класс
  • Уроки химии Кирилла и Мефодия, 10-11 класс
  • Химия в школе. Углерод и его соединения. Углеводороды
  • Химия в школе. Производные углеводородов
  • Химия в школе. Сложные химические вещества в повседневной жизни

            Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста или контрольной работы.

Формулировка названий разделов соответствует Примерной программе. Тема урока совпадает с названием параграфов учебника. Все демонстрации, лабораторные опыты, практические работы взяты из Примерной программы.

Средства обучения:

1.Печатные пособия.

  • Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
  • Таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.
  • Электрохимический ряд напряжений металлов.
  • Генетическая связь неорганических веществ

2.Информационно-коммуникационные средства

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
  • Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005.
  • Виртуальная химическая лаборатория, 8 класс, CD
  • Виртуальная химическая лаборатория, 9 класс, CD
  • Просвещение. Химия. Методические советы учителям, 10 класс, CD Химия для всех, XXI (химические опыты со взрывами и без)
  • Органическая химия 10-11 класс
  • Химия в школе. Вещества и их превращения CD
  • Химия в школе. Атом и молекула. CD

3).Технические средства обучения:

  • компьютер мультимедийный
  • проектор мультимедийный
  • доска мультимедийная

4).Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1).Приборы, приспособления:

комплект посуды и принадлежностей  для проведения практических и лабораторных работ (штативы с пробирками, колбы, стаканчики, мерные цилиндры, фильтровальная бумага, спиртовки, стеклянные палочки, фарфоровые чашки, газоотводные трубки, лучины, лабораторные штативы, воронки, весы, индикаторы) соответствует Типовым перечням

2)Реактивы и материалы:

комплект реактивов для базового уровня соответствует Типовым перечням.

5).Натуральные объекты:

Коллекции:

«Продукты переработки нефти», «Каменный уголь»,  «Продуктов переработки каменного угля», «Минералы и горные породы», «Минеральные удобрения», «Пластмассы»,  «Полимеры»,  «Волокна».

6).Модели:

Шаростержневые модели молекул органических веществ,

Наборы для составления молекул органических веществ.

Психолого – педагогическая характеристика 10 а класса.

Рабочая программа составлена с учетом специфики классного коллектива и индивидуальных особенностей учащихся.

В классе имеется большая группа обучающихся, имеющих высокий уровень подготовленности к обучению на 3-ей ступени. В классе есть учащиеся, выбравшие предмет химии для сдачи ЕГЭ и  отличается желанием и возможностью изучать науку на более высоком уровне.  Вследствие этого в программу включен материал повышенного уровня сложности из дополнительной  литературы.

 Небольшая группа детей не столь активна, с трудом вовлекается в  учебную деятельность  из – за слабого уровня подготовленности  и  недостаточно серьезной подготовки к урокам. Такие учащиеся легче всего  включаются в работу, связанную с выполнением творческих и проектно-исследовательских заданий, направленных на повышение интереса к предмету, формирование естественнонаучной компетентности. Частые смены различных видов учебной деятельности, использование нетрадиционных форм организации процесса обучения, применение лабораторного и демонстрационного эксперимента способствуют включению детей в работу.

Некоторые учащиеся отличаются слабой организованностью, иногда приходят на урок с невыполненным домашним заданием, не охотно переключаются с одного вида деятельности на другой, что вносит определенные трудности в процесс обучения и требует особого внимания при разработке специфических заданий, направленных на повышение интереса к предмету таких учеников.

В целом, учащиеся весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, мышления, воображения, темпа деятельности и уровня работоспособности, что обуславливает необходимость использования  в учебном процессе  разнообразных форм и методов работы.

Тематический план

п/п

Разделы, темы

Всего часов

Из них

Примечание

Практических

Контрольных

1.

Введение

1

-

-

2.

Тема 1. Теория строения органических соединений

6

-

-

3.

Тема 2. Углеводороды и их природные источники

19

-

1

4.

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения

19

-

2

5.

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

9

1

1

6.

Биологически активные органические соединения

6

-

-

7.

Искусственные и синтетические полимеры

7

1

1

Резерв

3

ИТОГО:

70

2

5


Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Раздел программы

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

Виды деятельности на уроке

Форма

контроля

Оборудование урока  (ЭСО, ТСО, эксперимент, наглядные пособия ит.п.)

Домашнее задание

План

Факт

Введение (1ч).

1/1

Вводный инструктаж по ТБ. Предмет органической химии. Органические вещества.

1

Знать понятия: органическая химия, природные, искусственные и синтетические органические соединения, вещества молекулярного и немолекулярного строения. Понимать особенности, характеризующие органические соединения.

Моделирование структурных формул, сравнение, выбор изомеров, гомологов, работа с текстом

Текущий УО

Д. Коллекция органических вешеств. материалов и изделий из них.

§1 упр. 1,2,4, 5

02.09

Тема 1. Теория строения органических соединений (6 ч).

1/2

Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова.

1

Знать теорию строения органических соединений.
Называть основные положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова.
Определять гомологи и изомеры: принадлежность веществ к соответствующему классу.
Объяснять сущность основных положений теории химического строения А. М. Бутлерова.
Уметь определять валентность и степень окисления химических элементов, изомеры и гомологи.

Составление структурных формул, химических формул и моделей молекул органической химии, сравнивание, выбор гомологов и изомеров, работа с текстом.

Текущий, УО

Д. 1. Шаростержневые и объемные модели (модели Стюаота-Боиглеба) этанола и диэтилового эфира.
Д. 2. Демонстрационная таблица «Kруговорот углерода в природе».

§2, упр. 2, 3, 7, 6

07.09

2/ 3

Строение атома углерода.

1

Знать понятия: атом, атомные s-, р-, d- орбитали.
Уметь: -объяснять природу и способы образования химической связи.

Составление опорного конспекта, групповое и индивидуальное выполнение упражнений

Текущий, УО

Д. Таблица «Строение атома углерода».

Конспект

09.09.

3/ 4

Валентные состояния атома углерода.

1

Знать понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул.

Уметь:
-определять тип химической связи, пространственное строение молекул;
-объяснять природу и способы образования химической связи.

Составление опорного конспекта, индивидуальное и фронтальное выполнение упражнений

Текущий, УО

Таблицы «строение метана», «Строение этилена», «Строение ацетилена»

Конспект

14.09

4/5

Классификация органических соединений.

1

Знать и понимать принципы классификации органических веществ, химические понятия: функциональная группа. Уметь определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

Составление структурных формул, химических формул и моделей молекул органической химии, сравнивание, выбор гомологов и изомеров, работа с текстом учебника, тестовая работа.

Текущий, УО

Презентация «Классы органических соединений»

Конспект

16.09

5/6

Изомерия и номенклатура органических соединений.

1

Уметь называть вещества по тривиальной номенклатуре  и номенклатуре ИЮПАК, определять вещества изомеры и виды изомерии.

Моделирование структурных формул, сравнение, выбор изомеров, гомологов, работа с текстом

Текущий, УО

Таблицы и презентация «номенклатура органических соединений»

Конспект

21.09

6/7

Значение теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова

1

Знать основные положения теории А.М.Бутлерова; понимать её значение. Знать понятия гомолог, гомологический ряд, изомерия, валентность. Уметь находить изомеры и гомологи.

Моделирование структурных формул молекул органических соединений, сравнивание, выбор гомологов и изомеров, работа с текстом учебника.

Текущий, УО

Презентация «Теория строения органических соединений»

§2, № 11

23.09

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (19ч.)

1/8

2/9

Алканы: гомологический ряд, строение, номенклатура, физические свойст-ва, получение

2

Знать понятия: радикал, атомные S-,P- орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул алканов, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия;
классификацию и номенклатуру алканов.
Уметь: называть алканы;
определять: валентность, степень окисления, тип химической связи, пространственное строение, изомеры и гомологи;  проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям.

Моделирование структурных формул, сравнение, выбор изомеров, гомологов, работа с текстом, составление опорного конспекта

Текущий, УО

Д. модели молекул углеводородов.

Л.О.№ 1. Определение элементарного состава органических соединений.

Л.О. № 2. Изготовление моделий молекул углеводородов

§3,№ 5 - 7

28.09

30.09

3/ 10

Химические свойства алканов

1

Знать основные типы реакций, характерных для алканов.

Уметь:  определять типы химических реакций алканов; характеризовать строение и свойства углеводородов;

Работа с тестом, составление опорного конспекта, наблюдение, анализ демонстрационного эксперимента

Текущий, УО

Д.  Отношение предельных углеводородов к растворам кислот, щелочей. перманганата калия.

§3, № 8

05.10

4 /11

Применение и способы получения алканов

1

Знать вещества и материалы. широко используемые в практике: углеводороды.

Составление опорного конспекта, групповое и индивидуальное выполнение упражнений

Текущий, УО

Презентация «Алканы»

§3, № 9 - 11

07.10

5/ 12

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Алканы».

1

Знать: -понятия: радикал, атомные S-,P- орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул алканов, углеродный скелет, гомология, структурная

-классификацию и номенклатуру алканов; -вещества и материалы, широко используемые в 1практике, углеводороды. У1меть:

-о1пределять: валентность, степень окисления, тип химической связи, пространственное строение, изомеры и гомологи; -проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

-определять типы химических реакций алканов;

-характеризовать строение и свойства углеводородов;

-объяснять природу и способы образования химической связи.

Понимать основные типы реакции алканов.

Составление опорного конспекта, групповое и индивидуальное выполнение упражнений

Текущий, УО

Раздаточный дидактический материал по теме «Алканы»

Повт. §3

12.10

6/ 13

Циклоалканы: строение,изомерия, номенклатура, способы получения, свойства».

1

Знать:

-понятия: пространственное строение молекул, углеродный скелет, гомология, структурная и пространственная изомерия; -основные теории химии, строение органических соединений.

Уметь определять: изомеры, гомологи, типы реакций в органической химии.

Моделирование структурных формул, сравнение, выбор изомеров, гомологов, работа с текстом, составление опорного конспекта

Текущий, УО

Л.О. № 2. Изготовление моделий молекул углеводородов

Конспект

14.10

7/ 14

Апкены: гомологический ряд, строение, номенклатура, изомерия, физические свойства.

1

Знать понятия:

гибридизация орбиталей, пространственное строение молекулы этилена, углеродный скелет, гомология, структурная и пространственная изомерия.

Уметь:

-называть алкены по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять пространственное строение алкенов, изомеры и гомологи, типы реакций в органической химии; -характеризовать строение и свойства алкенов.

Моделирование структурных формул, сравнение, выбор изомеров, гомологов, работа с текстом, составление опорного конспекта

Текущий, УО

Л.О. № 2. Изготовление моделий молекул углеводородов

Презентация «Алкены»

§4, № 2 - 4

19.10

8/ 15

Химические свойства алкенов.

1

Знать понятия:  основные типы реакций, механизм реакции.

Уметь:

выполнять химический эксперимент по обнаружению непредельных соединений

Работа с тестом, составление опорного конспекта, наблюдение, анализ демонстрационного эксперимента, выполнение лабораторного экспримента

Текущий, УО

Д. получение этилена и его отнощение к раствору перменганата калия и бромной воде.

Л.О. № 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

§4

21.10

9/ 16

Способы получения и применение алкенов.

1

Знать важнейшие способы получения алкенов и его гомологов,

 вещества и материалы, получаемые на основе алкенов.

Работа с тестом, составление опорного конспекта, наблюдение, анализ демонстрационного эксперимента

Текущий, УО

Д. получение этилена дегидратацией этанола и деполимеризацией полиэтилена

§4, № 6

11.11

10/ 17

Алкины. Гомологический ряд, химические свойства».

1

Знать:

-важнейшие химические понятия: s-, р- орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная изомерия, основные типы реакций в органической химии. Уметь:

- называть изученные вещества; -определять пространственное строение молекулы, изомеры и гомологи, тип реакций;

-характеризовать строение и свойства органических соединений.

Моделирование структурных формул, сравнение, выбор изомеров, гомологов, работа с текстом, составление опорного конспекта

Текущий, УО

Д. Получение аиетилена (каобидным способом), горение его. взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия.

Презентация «Алкины»

§6, № 2, 4

16.11

11/18

Способы получения и применение алкинов

1

Знать:

-вещества и материалы, широко используемые в практике, - углеводороды (ацетилен).

Уметь:

-определять тип хим. реакции; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, сырьевых, энергетических.

Работа с тестом, составление опорного конспекта, наблюдение, анализ демонстрационного эксперимента

Текущий, УО, проверочная  работа

Д. Получение ацетилена (карбидным способом), горение его. взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия.

Л.О. № 4. Получение и свойства ацетилена

§6, № 6

18.11

12/19

Алкадиены: строение, изомерия, номенклатура, получение.

1

Знать правила составления названий алкадиенов, уметь называть алкадиены по международной номенклатуре.

Моделирование структурных формул, сравнение, выбор изомеров, гомологов, работа с текстом, составление опорного конспекта

Текущий, УО

Презентация «Каучук»

§5, № 2 - 4

23.11

13/20

Химические свойства алкадиенов. Каучук и резина.

1

Знать химические свойства алкадиенов, аналогия в химических свойствах алкинов и алкадиенов.

Работа с тестом, составление опорного конспекта, наблюдение, анализ демонстрационного эксперимента

Текущий, УО

Д. коллекции «Каучук», разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность.

§5

14/21

Ароматические углеводороды. Строение молекулы бензола. Физические свойства и способы получения.

1

Знать важнейшие химические понятия: s-, р-орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул. Уметь объяснять поиооду и способы образования химической связи.

Моделирование структурных формул, сравнение, выбор изомеров, гомологов, работа с текстом, составление опорного конспекта

Текущий, УО, проверочная работа

Д. Отношение бензола к раствору КМnО4и бромной воде

§7

25.11

15/22

Химические свойства бензола. Применение бензола его гомологов.

1

Знать важнейшие химические свойства бензола. Уметь характеризовать химические свойства бензола, объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения.

Работа с тестом, составление опорного конспекта, наблюдение, анализ демонстрационного эксперимента

Текущий, УО

Д. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде

§7, № 2 - 4

30.11

16/23

Генетическая связь между различными классами углеводородов.

1

Уметь решать задачи и составлять уравнения химических реакций при взаимодействии органических веществ.

Составление опорного конспекта, групповое и индивидуальное выполнение упражнений

Текущий, УО, проверочная работа

Раздаточный дидактический материал по теме «Генетическая связь классов углеводородов»

конспект

02.12

17/24

Природные источники углеводородов

1

Знать способы безопасного обращения с горючими и                                                                                        

токсическими веществами. Уметь объяснять явления,

происходящие при переработке нефти, оценивать

влияние химического загрязнения нефтью и

нефтепродуктами на состояние окружающей среды.

Текущий, УО

Л.О. № 5 Ознакомление с коллекцией «Нефть и нефтепродукты»

§4, 8, № 4 - 7

07.12

18/25

Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды и их природные источники».

1

Уметь решать задачи и составлять уравнения химических реакций при взаимодействии органических веществ; составлять формулы и давать названия веществам

Составление опорного конспекта, групповое и индивидуальное выполнение упражнений

Текущий, УО

Раздаточный дидактический материал по теме «Углеводороды»

§4 - 8

09.12

19/26

Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды и их природные источники».

1

Уметь решать задачи и составлять уравнения химических реакций при взаимодействии органических веществ; составлять формулы и давать названия веществам.

Тематический, К.Р. № 1

Дидактический материал К.Р. № 1

Индивидуальные задания

14.12

Тема 3.Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (19 ч)

1/ 27

Единство химической организации живых организмов.

Спирты.

1

Знать строение, гомологические ряды спиртов различных типов, основы номенклатуры спиртов, химические понятия, функциональная группа спиртов; вещества: этанол, физиологическое действие на организм метанола и этанола. Уметь называть спирты по «тривиальной» или международной номенклатуре. Определять принадлежность веществ к классу спиртов.

Моделирование структурных формул, сравнение, выбор изомеров, гомологов, работа с текстом, составление опорного конспекта

Текущий, УО. Защита презентаций и рефератов

Д.1.Модели молекул алканов и спиртов.

§9, № 1, 3

16.12

2/ 28

Предельные одноатомные спирты

1

Знать основные химические свойства одноатомных спиртов. Уметь составлять уравнения реакций с участием спиртов, характеризовать строение и химические свойства спиртов. Объяснять зависимость свойств спиртов от их состава и строения.

Моделирование структурных формул, сравнение, выбор изомеров, гомологов, работа с текстом, составление опорного конспекта

Текущий, УО

Л.О.№ 6 Свойства этилового спирта. Модели молекул

Д.1.Модели молекул.

2.Горение этанола.

3.Взаимодействие этанола с натрием.

4.Получение этилена из этанола.

§9, № 5 - 8

21.12

3/ 29

Многоатомные спирты

1

Знать вещества: глицерин. Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию многоатомных веществ.

Работа с тестом, составление опорного конспекта, наблюдение, анализ демонстрационного эксперимента, выполнение лабораторного опыта

Текущий, УО

Л.О.№ 7Свойства глицерина

Д. 1.Физические свойства глицерина и этиленгликоля. 2.Качественная реакция на многоатомные спирты

§9, № 11, 13

23.12

4/ 30

Получение спиртов. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

1

Знать основные способы производства спиртов. Представлять физиологическое действие метанола и этанола.

Составление опорного конспекта, групповое и индивидуальное выполнение упражнений, выполнение презентаций и исследований

Текущий, УО. Защита презентаций и рефератов

§9, индивидуальные задания

13.01

5/ 31

Каменный уголь. Фенол: строение, свойства, получение и применение.

1

Знать особенности строения молекулы фенола и его свойства. Использовать приобретённые знания и умения для безопасного обращения с фенолом; для оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы.

Работа с тестом, составление опорного конспекта, наблюдение, анализ демонстрационного эксперимента

Текущий, УО

Д. 1.Коллекции «» Каменный уголь и продукты его переработки

2.Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании

2.Качественная реакция на фенол

§10, № 1, 3, 4

18.01

6/ 32

Альдегиды: строение, классификация, изомерия, номенклатура, физические свойства.

1

Знать строение, гомологические ряды альдегидов, основы номенклатуры альдегидов. Уметь называть альдегиды по тривиальной и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к классу альдегидов.

Моделирование структурных формул, сравнение, выбор изомеров, гомологов, работа с текстом, составление опорного конспекта

Текущий, УО

Д. Окисление спирта в альдегид.

§11

20.01

7/ 33

Химические свойства альдегидов. Качественная реакция на альдегиды.

1

Знать химические свойства альдегидов; объяснять зависимость свойств альдегидов от состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов.

Работа с тестом, составление опорного конспекта, наблюдение, анализ демонстрационного эксперимента, выполнение лабораторного опыта

Текущий, УО

Л.О.№ 8. «Свойства формальдегида»

Д.  1. Реакция «серебряного зеркала » альдегидов.

2. Окисление альдегидов в кислоты с помощью гидроксида меди (+2)

§11, № 3, 4, 6

25.01

8/ 34

Решение расчётных и экспериментальных задач по теме «Спирты. Фенолы. Альдегиды».

1

Знать ключевые вопросы по изученным темам.

Составление опорного конспекта, групповое и индивидуальное выполнение упражнений

Текущий, УО

Д. Переходы: этанол—этилен—этиленгликоль—этиленгликолит меди (+2);

Этанол—этаналь—этановая кислота

§11

27.01

9/ 35

Обобщение и систематизация знаний о спиртах, фенолах и альдегидах.

1

Уметь составлять уравнения реакций с участием спиртов, фенола, альдегидов, а также составлять генетическую связь между классами органических соединений.

Составление опорного конспекта, групповое и индивидуальное выполнение упражнений

Текущий, УО. Защита презентаций и рефератов

Раздаточный дидактический материал по теме «Спирты. Фенолы. Альдегиды»

§9 - 11

01.02

10/36

Контрольная работа №2 по теме «Спирты, фенолы, альдегиды».

1

Уметь составлять уравнения реакций с участием спиртов, фенола, альдегидов, а также составлять генетическую связь между классами органических соединений.

Тематический, К.Р. № 2

Дидактический материал К.Р. № 2

03.02

11/37

Карбоновые кислоты: строение, классификация, номенклатура, физические свойства, получение.

1

Знать строение, гомологические ряды карбоновых кислот, основы номенклатуры карбоновых кислот. Уметь называть карбоновые кислоты по международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот.

Моделирование структурных формул, сравнение, выбор изомеров, гомологов, работа с текстом, составление опорного конспекта

Текущий, УО

Д. 1. Физические свойства карбоновых кислот, изучение их растворимости в воде

2. Этанол—этаналь—этановая кислота

§12, № 1

08.02

12/38

Химические свойства карбоновых кислот.

1

Знать общие свойства карбоновых кислот. Уметь составлять уравнения реакций с участием карбоновых кислот, объяснять зависимость свойств уксусной кислоты от состава и строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот.

Работа с тестом, составление опорного конспекта, наблюдение, анализ лабораторного опыта

Текущий, УО, проверочная работа

Л.О. № 9. Свойства уксусной кислоты.

§12, № 3 - 5

10.02

13/39

Сложные эфиры.

1

Знать строение, получение, номенклатура и использование в быту сложных эфиров. Уметь называть сложные эфиры по тривиальной или международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров.

Работа с тестом, составление опорного конспекта, наблюдение, анализ демонстрационного эксперимента

Текущий, УО. Защита проектно-исследовательских работ

Д. 1. Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров

2. Коллекция эфирных масел

§13, № 1 - 4

15.02

14/40

Жиры. Применение жиров на основе свойств.

1

Знать состав, классификацию, свойства, получение и применение жиров. Уметь определять принадлежность веществ к классу жиров, мылам; характеризовать строение и химические свойства жиров.

Работа с тестом, составление опорного конспекта, наблюдение, анализ лабораторного опыта

Текущий, УО

Л.О. № 10. Свойства жиров.

Л.О. № 11 сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка

§13, № 5 - 7

17.02

15/41

Углеводы, их классификация и значение.

1

Знать важнейшие углеводы, их строение, классификацию, значение. Уметь объяснять химические явления происходящие с углеводами в природе.

Моделирование структурных формул, сравнение, выбор изомеров, гомологов, работа с текстом, составление опорного конспекта

Текущий, УО. Защита проектно-исследовательских работ

Презентация «Углеводы»

§ 14

22.02

16/42

Моносахариды. Гексозы. Глюкоза.

1

Знать моносахариды. Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы.

Работа с тестом, составление опорного конспекта, наблюдение, анализ демонстрационного и лабораторного эксперимента

Текущий, УО. Защита проектно-исследовательских работ

Л.О. № 12. Свойства глюкозы

Д. 1. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы.

2. Окисление глюкозы с помощью гидроксида меди (+2)

§14, № 1 - 3

24.02

17/43

Дисахариды и полисахариды.

1

Знать дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза). Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию полисахаридов.

Работа с тестом, составление опорного конспекта, наблюдение, анализ демонстрационного и лабораторного эксперимента

Текущий, УО. Защита проектно-исследовательских работ

 Л.О. № 13. Свойства крахмала

Д. Качественная реакция на крахмал

§15, № 1 – 5, индивидуальные задания

01.03

18/44

Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородосодержащие органические соединения».

1

Уметь составлять уравнения и решать задачи по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

Составление опорного конспекта, групповое и индивидуальное выполнение упражнений, выполнение презентаций, исследований

Текущий, УО. Защита проектно-исследовательских работ

Д. Переходы: этанол—этилен—этиленгликоль—этиленгликолит меди (+2);

Этанол—этаналь—этановая кислота

§9 - 15

03.03

19/45

Контрольная работа №3 по теме «Кислородосодержащие органические соединения».

1

Уметь составлять уравнения и решать задачи по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

Тематический, К.Р. № 3

Дидактический материал К.Р. № 3

10.03

Тема 4.Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (9 ч)

1/ 46

Амины – органические основания.

1

Знать строение, классификацию, номенклатуру и свойства аминов. Уметь определять принадлежность веществ; характеризовать строение и химические свойства аминов.

Моделирование структурных формул, сравнение, выбор изомеров, гомологов, работа с текстом, составление опорного конспекта

Текущий, УО

Д. Свойства аммиака

§ 16

15.03

2/ 47

Анилин – представитель ароматических аминов, его практическое применение.

1

Знать реакцию Зинина, свойства анилина. Уметь характеризовать строение и химические свойства анилина.

Моделирование структурных формул, сравнение, выбор изомеров, гомологов, работа с текстом, составление опорного конспекта

Текущий, УО

Д. 1. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.

2. Реакция анилина с бромной водой.

§ 16, № 1 - 5

17.03

3/ 48

Аминокислоты – амфотерные органические соединения.

1

Знать состав, строение, классификацию, свойства аминокислот. Уметь называть аминокислоты по тривиальной или международной номенклатуре. Определять принадлежность веществ к классу аминокислот.

Работа с тестом, составление опорного конспекта, наблюдение, анализ демонстрационного эксперимента

Текущий, УО

Д. Доказательство наличия функциональных групп а растворах аминокислот

§17, № 1 - 5

22.03

4/ 49

Белки – природные высокомолекулярные соединения.

1

Знать строение, химические и биологические свойства  белков. Качественные реакции на белки. Уметь характеризовать строение и химические свойства белков. Выполнять химический эксперимент по распознаванию белков.

Работа с тестом, составление опорного конспекта, наблюдение, анализ демонстрационного и лабораторного  эксперимента

Текущий, УО, проверочная работа

Л.О. № 14 Свойства белков

Д. 1. Растворение и осаждение белков.

2. Цветные реакции белков: биуретовая и ксантопротеиновая

3. Таблица «Первичная, вторичная и третичная структурв белка»

§ 17 до конца

05.04

5/ 50

Генетическая связь между классами органических соединений.

1

Уметь записывать уравнения химических превращений.

Составление опорного конспекта, групповое и индивидуальное выполнение упражнений

Текущий, УО

Д. Переходы: этанол—этилен—этиленгликоль—этиленгликолит меди (+2);

Этанол—этаналь—этановая кислота

Схема генетической связи, индивидуальные задания

07.04

6/ 51

Нуклеиновые кислоты.

1

Знать составные части нуклеотидов ДНК и РНК. Уметь определять последовательность нуклеотидов на комплементарном участке другой цепи.

Составление опорного конспекта, групповое и индивидуальное выполнение упражнений, составление презентаций , исследований

Текущий, УО. Защита проектно-исследовательских работ

Д. Модель молекулы ДНК

§18, индивидуальные задания

12.04

7/ 52

Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотсодержащие соединения».

1

Знать строение, классификацию, свойства изученных классов.

Составление опорного конспекта, групповое и индивидуальное выполнение упражнений

Текущий, УО. Защита проектно-исследовательских работ

Раздаточный дидактический материал по теме «Азотсодержащие органические соединения»

§ 16 - 18

14.04

8/ 53

Контрольная работа №4 по теме «Азотсодержащие соединения».

1

Знать строение, классификацию, свойства изученных классов.

Тематический, К.Р. № 4

Дидактический материал К.Р. № 4

Подготовка к практической работе

19.04

9/ 54

Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений». Инструктаж по ТБ.

1

Знать основные правила ТБ при работе в химическом кабинете. Знать качественные реакции на органические соединения. Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.

Работа с текстом, описание химических реакций, наблюдаемые в ходе  эксперимента, оформление практической работы, наблюдение, составление уравнений реакций, делать выводы.

Тематический, контрольная практическая работа

№ 1

Оборудование и реактивы, необходимые для выполнения практической работы № 1.

Карточки-инструкции по ТБ.

Карточки-инструкции по выполнению П.Р.

№ 1

Индивидуальные задания

21.04

Тема 5.Биологически активные органические соединения (8 часов)

1-2

55-56

Витамины.

1

Знать важнейшие витамины, классификация витаминов, применение.

Составление опорного конспекта, групповое и индивидуальное выполнение презентаций и исследований

Текущий, УО. Защита проектно-исследовательских работ

Д. 1. Иллюстрации с фотографиями животных  с различными формами авитаминозов.

2. Коллекция витаминных препаратов.

3. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты  индикаторной бумагой.

§20, индивидуальные задания

26.04

3/

57

Ферменты.

1

Знать ферменты, роль ферментов в организме.

Составление опорного конспекта, групповое и индивидуальное выполнение презентаций и исследований

Текущий, УО. Защита проектно-исследовательских работ

Д. 1. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля.

2. Коллекция СМС, содержащих энзимы

3. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.

§19, индивидуальные задания

28.04

4/ 58

Гормоны.

1

Знать гормоны, значение.

Составление опорного конспекта, групповое и индивидуальное выполнение презентаций и исследований

Текущий, УО. Защита проектно-исследовательских работ

Д. 1. Испытание аптечного инсулина на белок.

§ 20, индивидуальные задания

03.05

5-6

59-60

Лекарства.

1

Знать лекарства. Использовать приобретённые знания и умения.

Составление опорного конспекта, групповое и индивидуальное выполнение презентаций и исследований

Текущий, УО. Защита проектно-исследовательских работ

Д.  2. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка

§20, индивидуальные задания

05.05

Тема 6.Искусственные и синтетические полимеры (7 ч).

1/ 61

Полимеры, их классификация, способы получения.

1

Знать строение, классификацию, свойства полимеров. Знать сущность реакций полимеризации и поликонденсации. Уметь характеризовать строение полимеров.

Составление опорного конспекта, групповое и индивидуальное выполнение упражнений в применении знаний по курсу органической химии

Текущий, УО.

Л.О. № 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

Д. 1. Коллекция пластмасс и изделий из них.

2. Коллекция искусственных и синтетических волокон и изделий из них.

§21, индивидуальные задания

10.05

2 / 62

Искусственные полимеры.

1

Знать важнейшие искусственные полимеры, их свойства и применения.

Составление опорного конспекта, групповое и индивидуальное выполнение презентаций и исследований

Текущий, УО. Защита проектно-исследовательских работ

Л.О. № 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

Д. 1. Коллекция пластмасс и изделий из них.

2. Коллекция искусственных и синтетических волокон и изделий из них.

§21, индивидуальные задания

12.05

3/ 63

Синтетические полимеры.

1

Знать свойства синтетических полимеров, области их применения.

Составление опорного конспекта, групповое и индивидуальное выполнение презентаций и исследований

Текущий, проверочная работа. Защита проектно-исследовательских работ

Л.О. № 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

Д. 1. Коллекция пластмасс и изделий из них.

2. Коллекция искусственных и синтетических волокон и изделий из них.

3. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.

§22, подготовка к практической работе

17.05

4/ 64

Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон» Инструктаж по ТБ.

1

Знать основные правила ТБ при работе в химическом кабинете.

Работа с текстом, описание химических реакций, наблюдаемые в ходе  эксперимента, оформление практической работы, наблюдение, составление уравнений реакций, делать выводы.

Тематический, контрольная практическая работа № 2

Оборудование и реактивы, необходимые для выполнения практической работы № 2.

Карточки-инструкции по ТБ.

Карточки-инструкции по выполнению П.Р.

№ 2

19.05

5/ 65

Обобщение и систематизация знаний по курсу органическая химия.

1

Уметь выполнять упражнения и решать задачи в соответствии с уровнем подготовленности по курсу органическая химия.

Групповое и индивидуальное выполнение упражнений в применении знаний по курсу органической химии

Текущий, УО.

Раздаточный дидактический материал по теме «Органические вещества. Обобщение»

Тесты по курсу органической химии

24.05

6/ 66

Итоговая контрольная работа.

1

Уметь выполнять упражнения и решать задачи в соответствии с уровнем подготовленности по курсу органическая химия.

Итоговый К.Р.

Дидактический материал итоговая К.Р. по курсу органической химии

26.05

7/ 67

Анализ контрольной работы.

1

Уметь выполнять упражнения и решать задачи в соответствии с уровнем подготовленности по курсу органическая химия.

Групповое и индивидуальное выполнение упражнений в применении знаний по курсу органической химии

31.05

Резерв 3 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...