Урок по химии в 11 классе
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме

Кудинова Светлана Васильевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Значение элективных курсов

Концепция школьного образования по химии является концентрической. Она состоит из трех концентров: пропедевтического, основного и профильного.

Ориентация учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей, интересов и способностей школьников потребовала дифференциации среднего образования. Одним из направлений является профильный, который подразумевает создание специальных классов и общеобразовательных учреждений с гуманитарным, естественнонаучным, физико-математическим, технологическим и другими уклонами.

В соответствии с концепцией профильного обучения после завершения основной ступени каждый ученик, желающий продолжить образование в школе, должен выбрать профиль обучения.

Для того, чтобы выбор был обоснованным, осознанным и перспективным в плане подготовки к поступлению ВУЗ в 9 классе учащимся предлагается пройти курсы, задачами которых     является:

- дать возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;

- уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

- создать условия для подготовки ученика к экзаменам по выбору, т. е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования;

- создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий, познакомить учащихся со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

Особенностями курсов по выбору являются:

  1. краткосрочность;
  2. отсутствие отметок;
  3. инициативность выбора курса учеником;
  4. деятельный подход.

Курсы по выбору должны дать ученику возможность проявить творческую и интеллектуальную инициативу, реализовать свои способности.

Формы обучения на курсах могут быть как академическими, так и инновационными: коммуникативными, проектными, исследовательскими.

Курс «Химия окружающей среды» предназначен для учащихся 9 классов. Содержание данного курса не представлено в базовом курсе химии, а точнее, термин «Химия окружающей среды» вскользь упоминается в таких темах, как «Кислород», «Металлургия»,  «Химия элементов и их соединения».

Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, дидактический материал, справочная литература, фонд кабинета химии, сборники задач.

Наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки, учитывая интересы, склонности и способности учащийся, возможно через систему занятий в форме лекций, семинаров, практикумов, лабораторных работ и экскурсий. Эти формы работы призваны помочь учащимся соориентироваться в выборе профиля, дать возможность проявить себя, добиться успеха в выборе будущей сферы деятельности.

Предпочтительные виды деятельности – самостоятельная исследовательская работа, создание проектов защиты окружающей среды и реферативные работы.

2/3 части курса учащиеся работают самостоятельно. Возможность проявления инициативы состоит в выборе тем для исследовательской деятельности, создании проектов и написании реферативных работ.

Критериями, позволяющими педагогу и ученику оценить успехи в изучении данного курса являются: различные тесты, носящие контролирующий характер; степень активности на занятиях – участие в семинарах.

Динамика интереса к изучаемому курсу фиксируется методом анкетирования и тестирования.

Цели курса:

  1. через активные формы организации деятельности учащихся вызвать интерес к изменениям природы и социума в результате воздействия «Химии» окружающей среды;
  2. выявить возможность посильного участия учащихся в охране природы; способствовать формированию активной жизненной позиции в природоохранных вопросах;
  3. на основе личного опыта учащихся помочь сформировать представление о характере профессионального труда (химик-лаборант широкого профиля).

Задачи курса:

  1. выявление интересов и склонностей учащихся, формирование практического опыта, способствование сознательному выбору трудового пути и созданию основы профессиональной подготовки;
  2. осуществление развития определенного образа мышления на основе решения задач с производственным содержанием;
  3. формирование практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами как средство расширения политехнического кругозора;
  4. оказание посильной помощи в принятии адекватного решения в выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Структура курса.

I Теоретический блок (лекции, семинары) – 15 часов.

II Экспериментальный блок (практикум) – 8 часов.

III Блок решения расчетных  задач ( с экологическим и производственным содержанием) – 4 часа.

IV Защита рефератов – 3 часа.

V Аналитический блок (анализ деятельности, профессиональное анкетирование и тестирование) – 2 часа.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Липковская СОШ №2» мо Киреевский район

Программа курса по выбору:

«Химия в быту»

Для 9 класса

Количество часов 34

Программа разработана

Учителем химии и биологии

Кудиновой С.В.

Пояснительная записка.

Курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ, он является предметно-ориентированным. Курс рассчитан на 34 часа. Содержание данного курса не представлено в базовом курсе химии, а точнее             «Химия в быту» вскользь упоминается в таких темах как «Угольная кислота и ее соли», «Серная кислота и ее соли», «Соли щелочных металлов» и т. д.

Наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, возможно через систему занятий в форме лекций, семинаров, лабораторных занятий. Эти формы работ призваны помочь учащимся сориентироваться в выборе профиля, дать возможность проявить себя, добиться успеха в выборе будущей сферы деятельности.

Предпочтительные виды деятельности – самостоятельная исследовательская работа, реферативная работа.

2/3 части курса учащиеся работают самостоятельно. Возможность проявления инициативы состоит в выборе тем для исследовательской деятельности, написании рефератов.

Критериями, позволяющими учителю и ученикам оценить успехи в изучении данного курса, являются различные тесты, носящие контролирующий характер, степень активности на занятиях – участие в семинарах.

Динамика интереса к изучаемому курсу будет фиксироваться учителем методом анкетирования и тестирования.

Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, фонд кабинета химии, интернет, дидактический материал, справочная литература.

Изучение элективного курса завершается для учащихся зачетом – это реферативная работа.

Цели элективного курса:

1)через активные формы организации деятельности учащихся вызвать интерес к предмету;

2)способствовать формированию активной жизненной позиции в вопросах использования химических средств в быту в повседневной жизни;

3)помочь ученику в выборе будущего профиля обучения;

4)дать ученику возможность реализовать свои творческие способности, при выполнении реферативных работ;

5)продолжить формировать общеучебные умения и навыки учащихся планировать работу и поэтапно ее осуществлять, работать с дополнительной литературой, умение проводить презентацию своего проекта, идей.

Задачи элективного курса:

  1. выявление интересов и склонностей учащихся, формирование практического опыта, способствование сознательному трудового пути и созданию основы последующей профессиональной подготовки;

  1. осуществление развития определенного образа мышления на основе решения задач с производственным содержанием;

  1. формирование практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами как средства расширения политехнического кругозора;

  1. оказание посильной помощи в принятии адекватного решения о выборе дальнейшего    направления образования, пути получения профессии.

Структура курса.

  1. Теоретический блок (лекции, семинары) – 17 часов.
  2. Экспериментальный блок (лабораторный практикум)  - 7 часов.
  3. Блок решения задач с экологическим и производственным содержанием – 4 часа.
  4. Защита проектов или рефератов – 4 часа.
  5.  Аналитический блок (анализ деятельности, профессиональное анкетирование и тестирование) – 2 часа.

Содержание курса.

  1. Химия пищи – 3 часа.

Жиры, белки, углеводы. Соли в пище.

Практическая работа: «Качественные реакции на жиры, белки, углеводы»

  1. Химия и строительство – 2 часа.

Цемент. Известь. Почему клей клеит? «… для наружных и внутренних работ».

Лабораторная работа: «Знакомство с веществами, используемыми в строительстве».

  1. Химия в саду и огороде – 5 часов.

О минеральных удобрениях. Химические средства защиты растений.

Практическая работа: «Определение качественного состава удобрений».

  1. Моющие средства в быту – 5 часов.

Из истории моющих средств. Чем и как стирать, белить, крахмалить?

Химия в стиральной машине.

Лабораторная работа: «Знакомство с моющими средствами»

  1. Синтетические моющие средства помогают наводить порядок – 2 часа.

Безабразивные чистящие средства. Что такое образив? Что такое накипь и как ее удаляют?

Практическая работа: «Удаление накипи»

  1. Химия и косметика – 2 часа.

Носители запаха. Пудры. Аэрозоли. Волшебное превращение причесок.

Лабораторная работа: «Знакомство с запахами косметических средств»

  1. Химия -  помощник туристов – 4 часа.

Как получают водонепроницаемую ткань? Посуда туриста. Химия вокруг костра. Химия на страже здоровья туриста. Как подать сигнал друг другу с помощью химии.

Форма контроля.

Тесты, степень активности на занятиях – участие в семинарах, анкетирование, рефераты.

Используемая литература.

  1. Э. Шпаусус «Путешествие в мир химии».
  2. Г.Д. Харломович, А.С.Семенов «Многоликая химия».
  3. Л.Ю.Аликберова, Е.Н.Хабарова «Сведения об экологии в химических задачах». №6 «Химия в школе» -2000г.
  4. Т.Браун, Г.Лемей «Химия в центре наук»
  5. В.Н.Грамм-Осипова, О.Д.Арефьева «Расчетные задачи с экологическим содержанием» №7 «Химия в школе» -2000г.


Предварительный просмотр:

Активизация мыслительной деятельности на уроках химии.

( из опыта работы)

В своей практической работе я придаю большое значение формированию интереса к предмету, развитию у учащихся самостоятельности, логического мышления. Именно поэтому на уроках отвожу много времени самостоятельному изучению школьниками материала учебника, специальной и справочной литературы, выполнению лабораторных опытов, различных упражнений, экспериментальных задач, подготовке докладов, сообщений о последних достижениях в области химии и биологии.. Стараюсь создать обстановку, при которой ученик не может сидеть на уроке как отмечал  К.Д.Ушинский, «без мысли в голове, без дела в руках.»

Для более прочного усвоения содержания курса применяю неоднократное повторение пройденного материала, но каждый раз в новой ситуации. При этом показываю значение знаний по химии и биологии в практической жизни человека. Так при обобщении темы « Кислород. Оксиды. Горение.» (8 класс) предлагаю учащимся такие     задания:

  1. При производстве стали из чугуна избыток углерода. Кремния удаляют окислением. Запишите уравнения химических реакций и назовите полученные продукты.
  2. Некоторые металлы, например: алюминий, хром, цинк, при соприкосновении с воздухом образуют на поверхности оксидную пленку, которая защищает металл от дальнейшего разрушения. Запишите уравнения реакций взаимодействия металлов с кислородом воздуха, назовите полученные оксиды.

Нередко использую групповой метод организации работы учащихся. Для этого класс делю на группы по 4 человека. Возглавляет группу – консультант. Работа в группах строится по-разному: иногда задание делю на части, которые выполняются учащимися индивидуально, а затем они делают общий вывод. Иногда группа фронтально проговаривает и обсуждает трудные вопросы. Консультанту члены его группы могут задавать  любые вопросы. Если же ребята не получают от него ответа, то просят помощь у учителя.

Например, на уроке по теме «Коррозия металлов» организую групповую работу. Каждая группа получает свое задание:

  1. Докажите с помощью эксперимента, что анионы хлора усиливают коррозию. Составьте уравнение окислительно-восстановительных реакций.
  2. Докажите, что включение в реакционную среду примесей менее активного металла приводит к увеличению скорости коррозии.
  3. Объясните механизм кислотной коррозии. Предложите способы управления им.

Приведенные задания взаимосвязаны и дополняют друг друга, поэтому в конце урока учащиеся легко делают выводы о влиянии условий на скорость разрушения металлов и способах защиты изделий от коррозии.

Без контроля знаний учащихся нельзя добиться их осознанности. Поэтому наряду с традиционными формами учета знаний применяю парный взаимоконтроль, суть его в том. Что учащиеся. Контролируя друг друга, учатся контролировать себя. Задания составляю таким образом. Чтобы под одним номером было два задания: у одного ученика практическое задание (задача, уравнение. Схема). А у соседа по парте – задание по контролю. Такой способ контроля эффективен потому. Что он не требует технических средств, и результативность его значительна: у учащихся довольно быстро формируется устойчивое внимание и навыки самоконтроля.

В старших классах применяю зачетную систему контроля знаний. Которая позволяет выявить пробелы в знаниях и оказать помощь в их ликвидации. Проводила зачеты по таким темам как «Алканы», «Белки», «Виды гибридизации» и другие.

Для слабых учеников разработала карточки – консультанты, в которых есть пример решения подобных заданий.

Например:

Карточка

  1. Осуществите следующие превращения:

Zn          ZnO         ZnCl2          Zn(OH)2

(см. на обороте)

На другой стороне:

Cu          CuO          CuSo4          Cu(OH)2

  1. 2Cu + O2        2CuO (c)
  2. CuO + H2SO4         CuSO4 + H2O (o)
  3. CuSO4 + 2KOH         Cu(OH)2 + K2SO4 (o)

Применяю карточки с дифференцированными заданиями.

Такие задания помогают учащимся решить задания, разобраться в материалах и поверить в свои силы, что повышает интерес к предмету.

Для быстрой проверки усвоения материала провожу тестирование. Например, по темам: «Алканы», «Электролитическая диссоциация веществ» и другие.

В 8классе при изучении темы: «Первоначальные химические понятия» ребята с удовольствием играют в игры: «Кто первый?», «Третий лишний».

В старших классах 9 – 11 ребята готовят доклады, что помогает привлекать дополнительный материал. Например: «Каучук», «Виды удобрений».

При решении проблемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках достигаются следующие цели:

  1. Обеспечение гармоничной подготовки по химии учащихся.
  2. Обеспечение связи между собой теоретических и прикладных аспектов химии.
  3. Решение экологического образования людей.


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Посвящение в химики».

Цели: Повысить интерес к изучаемому предмету. Расширить кругозор учеников.

            Воспитать коллективизм, внимание. Самостоятельность в подборе материала.

            Развить логическое мышление, внимание.

Оборудование: химические газеты, кроссворды, музыкальные записи.

Сценарий вечера.

Ведущие: 1-й вед. Здравствуйте! Мы -  химики! А химия – это бессонные ночи.

                   2-й вед. Это постоянный разговор о химии.

                   3-й вед. Это химические лаборатории.

                   4-й вед.  Это родители, которые говорят: « А наш ребенок – химик».

Все ведущие: И это счастье, и это жизнь!

                   1-й вед. Но вы можете спросить: «Почему же не все становятся химиками?» Да потому. Что химия – бес-сон-ные ночи.

                   2-й вед. Это пос-то-ян-ные разговоры о химии.

                   3-й вед. Это химические лаборатории (говорит, зажимая нос).

                   4-й вед. Это родители. Которые говорят: «А наш ребенок  (тьфу!) – химик!

Все ведущие: И это счастье, и это жизнь

                   1-й вед.   ( гордо ) Но все-таки мы-химики. Потому что это бессонные ночи!

                   2-й вед. Это постоянные разговоры о химии!

                   3-й вед. Это химические лаборатории!

                   4-й вед. Это родители, которые говорят: «А наш ребенок (бьет себя в грудь и гордо произносит) – химик!

Все ведущие: И это счастье, и это жизнь!

Все ведущие: Исполняют песню на мелодию «Феличита»

Химия – слово прекрасное.

Может, волшебное: химия.

Пусть даже хочется

Что-то душевное: химия.

Гипохлориты. Вода и оксиды-химия. химия, химия!

Химия – нету на свете

Прекрасней науки – химия.

С нею готов я

Терпеть даже муки – химия.

Может разрушить,

А может построить – химия, химия, химия!

Химия везде и повсюду

Тебя мы находим -    химия.

В тряпках и в каше.

А также в природе – химия.

Жизнь без тебя.

Что костер без огня – химия. химия. химия!

Припев.

Буду я правила эти учить.

И, возможно, я стану умен!

Может быть, даже открою какой-то закон!

С ней     навсегда жизнь свою я свяжу,

Потому что милей ее нет!

Пусть будут эти слова

Как священный обет! Химия!

1-й вед.  Сегодня – посвящение в химики. Перед этим мы бы хотели проверить профессиональную пригодность кандидатов в химики. И так, начинаем!

(гаснет свет,     музыка, сцена готовится к первому действию)

Действие первое.

Действующие лица:

Петя и Саша – школьники,

Злой дух Гидроверт

Добрая волшебница химии Сульфурия.

В комнате Петя и Саша сидят и рассматривают книги по истории химии, рядом стол с химическим  оборудованием  и реактивами: асбестовая сетка, металлический шпатель, спиртовка, спички,  экран с подсветкой. Тигельные щипцы, кусочек белой ткани, свеча, стеклянная палочка, фарфоровый тигель, химические стаканы, пробирки, прибор для получения газов, жестяная банка, лучинка, штативы, хромат аммония – твердый, раствор серной кислоты (1:3), раствор гидроксида калия или натрия, перекись водорода, алюминий – порошок, йод – твердый, ацетон, концентрированная серная кислота, перманганат калия – твердый, сахарная пудра. Цинк, раствор соляной кислоты.

Петя:

Я недавно прочел книгу о том, что раньше жили люди, которые пытались все металлы превращать в золото, а еще они пытались получить » эликсир жизни».

Саша:

Да их называли алхимиками. Еще за много лет до нашей эры в Египте, Индии, в Древней Греции было известно, что  золото можно сплавлять с разными металлами. Появились рецепты получения искусственного золота удвоением. Потом по приказу римского императора рецепты были сожжены, а алхимики сбежали в Сирию, Византию, Испанию и другие страны, и там устраивали свои лаборатории в заброшенных замках. Упорно продолжая поиски способа превращения разных металлов в золото.  Другие алхимики пытались получить "Эликсир жизни», который  лечит от всех  болезней; удлиняет жизнь и даже может воскресить мертвых. Попытки найти причину неудач привели алхимиков к новой идее, которая превратилась в учение о таинственном и всемогущем «философском  камне»; с помощью которого можно получить золото легко  и быстро. Хочешь прочту рецепт, как получить «философский камень»?

Петя:

Интересно. Давайте все вместе послушаем этот интересный рассказ..

Саша:

Чтобы сделать эликсир  мудрецов, называемый «философским камнем», возьми, сын мой, свинец и накаливай его, пока он не превратиться в «зеленого льва» . После этого накаливай сильнее. И он превратится в  «красного льва». Кипяти его на песчаной бане в кислом виноградном спирте, выпари продукт и получишь каменистое вещество, которое можно резать ножом. Положи его в замазанную глиной реторту и медленно дистиллируй. «Кимварийские тени» покроют реторту своим » покрывалом», и ты найдешь внутри ее «истинного дракона», потому что он пожирает свой хвост. Разотри его на камне и прикоснись к нему раскаленным углем.   Он загорится и приняв великолепный лимонный цвет, воспроизведет снова »зеленого льва». Сделай. Чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой очисти заботливо, и ты увидишь появление жгучей жидкости и человеческой крови. Конечно, никто из поверивших не получил «философского камня» ни по этому рецепту, ни по другому. Аналогично были описаны способы получения «эликсира жизни». Но все это оказалось лишь человеческим воображением, хотя многие ученые того времени серьезно отнеслись к этому.

Петя:

Саша, а  у тебя есть рецепт получения «эликсира жизни»?

Саша:

Есть.

Петя:

Слушай, давай попробуем, может вдруг получится. Люди сейчас НЛО увлекаются, астрологией, хиромантией, может, и нам повезет?

Саша:

Ну, что ты, это глупая затея.

Петя:

Саша, давай попробуем, а?

Саша

Давай, давай, уговорил:

(идут к столу с реактивами и проводят опыт  «Вулкан»; полученный раствор хрома растворяют в серной кислоте, добавляют избыток гидроксида калия, затем добавляют перекись водорода. На протяжении всего опыта происходят изменения окраски раствора).

Петя:

Ой! Получается!

(Вдруг треск, шум, мерцает освещение, звучит музыка).

Голос Гидроверта:

Ха – ха –ха! Теперь я вечно живой и вечно буду править! Ведь «эликсир жизни» у меня в руках!

Саша:

Кто вы?

Голос:

Я злой  дух Гидроверт! Ха-ха-ха!

(все затихает)

Петя:

Ты что-нибудь понял?! Что это было?

Саша:

Слушай, а, наверное, и вправду получилось, раз к нам пожаловал злой дух! Что же теперь делать?! Надо срочно забрать у него «эликсир», иначе он натворит много бед.

Петя:

Как же мы это сделаем? Ведь мы ничего не знаем, про ,как его, Гидроверта?

(музыка, появляется Сульфурия)

Сульфурия:

Я добрая волшебница химии Сульфурия! Нам предстоит путешествие по векам, нас ждут приключения и интересные встречи. И мы сможем поправить положение и освободить мир от злых сил. Вы согласны на мое предложение?

Саша и Петя:

Конечно! Согласны! Медлить нельзя!

Сульфурия:

А вы, ребята?

Ученики:

Да!

Сульфурия:

Тогда в путь! И поможет нам машина времени!

Действие второе.

Действующие лица:

Халиф.

Саша.

Петя.

Сульфурия..

Витязь.

(Багдат. Дворец Халифа. Халиф на троне перед ним красавицы исполняют восточный танец. Халиф заметил гостей, хлопает в ладоши, танец прекращается, девушки прячутся за трон.)

Халиф:

Вы, кто? Откуда?

Саша:

Мы ученики школы, а это Сульфурия - наша добрая помощница и волшебница химии.

Халиф:

Зачем пожаловали?

Петя:

Мы ищем злого духа Гидросверта, который унес «эликсир жизни» и поэтому может править злыми силами вечно.

Халиф:

Ну, что же, я помогу вам, если ваши друзья смогут объяснить результаты опытов, которые покажет Визирь (хлопает в ладоши, появляется Визирь)

(Визирь демонстрирует опыты: «Несгораемый платок», «Самовозгорание свечи», «Обугливание сахара». После каждого опыта ученики из зала объясняют наблюдаемые явления).

Халиф:

Вы справились с задачей, и довольно успешно .Идите к моему брату Геберу, знаменитому алхимику, он подскажет, что делать дальше. А я желаю вам успехов в вашем полезном деле, да пусть вам сопутствует удача!

Петя ,Саша, Сульфурия:

Спасибо, Галиф, до свидания.

Действие третье.

Действующие лица:

Гебер.

Петя.

Саша.

Сульфурия.

Гебер:

О, юные отроки, я вам покажу чудо – воду – поджигатель!

(демонстрируют опыт:  «Взаимодействие алюминия с йодом при добавлении нескольких капель воды»)

Саша:

Нет никакого чуда, просто вода является катализатором в этой реакции. Это у нас в школе изучают.

Гебер:

А, что такое катализатор?

Петя:

Давай спросим ребят. Они же наши помощники.

Гебер:

Ну, раз вы помогли мне, помогу и я вам. Ваш путь лежит в прекрасную страну – Францию, к профессору химии Николаю Лемери! Нас разделяет много веков, но с помощью машины времени, которая доставила вас сюда, это расстояние вы преодолеете за секунду .И так, в дорогу, юные отроки, успехов вам на этом интересном тернистом пути

Действие четвертое.

Действующие лица:

Лемери,

Петя,

Саша,

Сулльфурия.

Лемери:

Знаю, знаю, зачем вы сюда пришли. Злой дух похитил у вас «эликсир жизни», не так ли?

Петя:

Да, верно, а вы откуда знаете?

Лемери:

Запомните, друзья мои, химики – это великое братство, это дружные. Добрые и открытые люди. Поэтому вам все помогают, видя в вас единомышленников и друзей. Но помогают химики не всем,  а только тем, которые любят этот предмет и знают его. И, если вы оправдаете мои надежды, докажите, что интересуетесь химией, я с удовольствием скажу, что делать дальше.

Саша:

Мы согласны!

Лемери:

А ваши друзья?!

Сульфурия:

Ребята, выручайте!

Голос из зала:

Согласны!

Лемери:

Я хочу предложить вам обсудить одну проблему. Вы, знаете, химики любят озадачить своих друзей, поспорить с ними и понаблюдать, как они ищут ответы. И так, господин Роберт Бойль обнаружил, что при растворении железа в кислоте выделяется газ,  который ему удалось собрать. Он полагает, что сей газ не что иное, как воздух. Но так ли это? Я проведу, этот эксперимент, и мы  попробуем ответить, что это за газ.

(Лемери проводит опыт, собирая водород в банку.)

Если газ действительно воздух, он должен поддерживать горение. Проверим!

(подносит зажженную лучинку к отверстию в банке, раздается взрыв.)

Непонятно. Совершенно непонятно! Повторим опыт!

Петя:

Но ведь этот газ может опять взорваться!

Лемери:

Если вы боитесь, можете залезть под стол.

(Лемери поджигает водород, выходящий из газоотводной трубки)

Нет. Это не обыкновенный воздух. А какой-то другой газ. Я назову его горючим воздухом!

Петя:

Но почему он ведет себя так странно: то взрывается. То горит спокойно?

Лемери:

Так вот! Меня интересуют два вопроса:

1.Как называется этот газ на современном языке 21 веке?

2.Объясните, почему иногда он горит спокойным пламенем, а иногда взрывается?

Я вижу, что вы, Петя, и Саша, интересуетесь химией. А ваши помощники владеют знаниями по химии. Пусть они ответят на эти вопросы!

(Сульфурия спрашивает ребят из зала)

Лемери:

Молодцы! Вы оставляете приятное впечатление о себе! Ну, что же, таким людям с удовольствием помогу. Ваш путь лежит в Россию, в лабораторию Якова Дмитриевича Захарова, известного химика 18-19 вв. Кстати, он разработал способ промышленного получения водорода путем разложения воды раскаленным железом. Его большая заслуга в пропаганде в России химических знаний. Бегите к нему, а я прощаюсь с вами. Всего доброго, коллеги, удачи вам!

(звучит музыка)

Действие пятое.

Действующие лица:

Захаров,

Саша,

Сульфурия.

Захаров:

Я вам помогу, если вы  сможете доказать, что знаете историю химии в России. А для этого постарайтесь ответить на вопросы:

(вопросы через проектор на доске)

1.Вкакую эпоху впервые на историко-химической арене выступила Россия? В лице каких ученых?

2.Вкакую эпоху в России начались систематические исследования в области естествознания и математики?

3.Когда и где была основана Российская Академия наук?

4.По чьему плану было построено и когда вступило в строй одно из первых исследовательских учреждений России – химическая лаборатория?

5.Почему М.В.Ломоносова называют ученым – энциклопедистом?

6.Что является основой мировоззрения М.В.Ломоносова?

Ну, что же, молодцы! Отправляю вас в замок злого духа! Помните, что вам надо разгадать его кроссворд, тогда он погибнет. Внимание: рамус – такус – ликус!

(звучит музыка)

Действие шестое.

Действующие лица:

Петя,

Саша,

Сульфурия,

Гидроверт.

(ребята в замке, никого нет, раздается храп злого духа: фонограмма «Пинк Флойд»)

Саша:

Никого.

Сульфурия:

Гидросверт спит, надо скорее найти его кроссворд (ищут)

Петя:

Нашел! (разворачивает плакат) Ой! А здесь написано, что разгадать его могут лишь начинающие химики.

Саша:

Ребята, помогайте, иначе все погибло!

(быстро произносит вслух вопросы, ученики в зале отгадывают. После каждого ответа раздается голос Гидроверта.)

1.Вещества, в растворах которых синий лакмус меняет окраску на красную.

Гидроверт:

Ой!

2.Соли угольной кислоты?

Гидроверт:

Ой! Ой!

3.Самый легкий газ.

Гидроверт:

Ай!

4.Сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород.

Гидроверт:

Ой! Ой!

5.Фамилия ученого, открывшего водород.

Гидроверт:

Ай! – ай –ай -!

6.Кислота, входящая в состав царской водки.

Гидроверт:

Ух ты!

7.Название соединения химического элемента с водородом, которым богаты источники курорта Мацеста.

(раздается шум, Грохот, мигает свет, затем все стихает)

Петя, Саша, Сульфурия:

Ура! Злого духа больше нет!

Петя:

А как же, «эликсир жизни»?

Саша:

А, «эликсиры жизни» готовят в аптеке люди, которые знают и любят химию. Они несут добро во многие дома, помогают людям. У нас все впереди. Может быть, те, кто сидят в этом зале, посвятят химии всю свою жизнь, будут носителями добра.

Петя:

А, может, кто-то будет крупным ученым и придумает действительно такое лекарство, которое будет продлять жизнь людей.

Сульфурия:

А мне очень-очень хочется, чтобы все, кто находится в этом зале. Были добрыми людьми, даже если и не будут химиками!

Вот и закончилось наше путешествие. Вернее, почти закончилось. Вы все справились с трудностями. Которые вас поджидали, вы доказали, что годитесь в химики. А поэтому мне выпала честь посвятить вас в химики.

(звучит музыка. Зажигают свечи, Сульфурия освещается..Все ученики опускаются на колени. Сульфурия произносит клятву, ребята повторяют: «Клянусь».

Заключение.

(все участники выходят на сцену)

Учитель химии:

Я поздравляю всех с этим знаменитым событием в вашей жизни. Отныне вы настоящие химики, и мы надеемся. Что с честью пронесете это звание. Мы хотим закончить наш вечер гимном химиков!

Гимн химиков ( на мотив песни «Все выше, и выше, и выше»)

Нам суждено пролить все то, что льется,

Просыпать то, что нельзя пролить!

Наш кабинет химическим зовется!

Мы рождены, чтоб химию любить!

Все выше, и выше, и выше

Летит рыжий бром в небеса,

И кто этим бромом подышит, тот

Тот рыжим становится сам!

Литература:

1.Алексинский В.Н.  «Занимательные опыты по химии». М: Просвещение, 1980г.

2.Левашов В.Н «Занимательная химия». М: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФР., 1962г.

3.Тыльдсит А.А. «Мы изучаем химию», М.: Просвещение, 1988г.

4.Ходаков Ю.В. «Рассказ – задача по химии». М: Просвещение 1965г.    

     

 

 .

 



Предварительный просмотр:

Экзамен по выбору (из опыта работы).

Сейчас все больше склоняются к дифференцированному подходу в обучении учащихся. К концу 9 класса основной минимум знаний учащимися уже усвоен. И как результат обучения проводится экзамен, который показывает степень усвоения школьной программы за неполный курс средней школы. Проводятся 2 обязательных экзамена: русский язык и математика и экзамены по выбору. Это позволяет проверить склонности ученика и       помогает уже сделать первые шаги к выбору будущей специальности.

Все ученики разделяются на гуманитариев и естественников. Поэтому в выборе экзаменов прослеживается четкая     граница между ними.

Выбор экзамена для ученика – это первый самостоятельный шаг,  сделанный во взрослую жизнь, уверенность в знаниях по предмету, в свои силы.

В 9 классе многие выбирают для сдачи экзамены по биологии (почти 50%). Материал, изученный ранее интересен для учащихся и несложен по содержанию. К экзамену начинаем готовиться  сначала III четверти. Подготовка проводится на консультациях во внеурочное время и состоит из 3 этапов:

I этап – сообщение учителем дополнительного материала по теоретическим вопросам и оказание помощи в нахождении ответов по тексту учебника;

II этап – ответы на вопросы учащихся по теоретическим вопросам;

III этап – разбор практической части экзаменационного материала и решение тестов.

Выбор экзамена по биологии показывает заинтересованность учащихся предметом, стремление узнать окружающий мир и самих себя. Успеваемость по предмету высокая – 68-70% .Это учащиеся, которые успевают на 4 и 5.

Некоторые из ребят поступают в медицинские колледжи и химические техникумы.

Совсем по-другому обстоит дело с экзаменом по химии. Сдают экзамен ребята очень сильные, хорошо подготовленные и их бывает 2-4 человека не более. Далее это ребята, которые активно участвуют в олимпиадах по предмету и связывают дальнейшее обучение с химией.

Почему же мало ребят сдают экзамен по химии? Это связано со сложностью предмета (ведь – это последний предмет, который вводится в школе для изучения), большим объемом материала.

К экзамену по химии начинаем готовиться с начала III четверти на консультациях во внеурочное время. Я помогаю учащимся соориетироваться в изученном материале, ликвидировать пробелы в знаниях, разбираем практическую часть, решаем тесты.

Сложность данного предмета показывает успеваемость учащихся – всего 40-45%. Это учащиеся, которые успевают на 4 и 5.

Ребята, которые приходят учиться в 10 класс, уже имеют представление о своей будущей профессии. Поэтому многие из них более широко изучают предметы, которые им пригодятся для поступления в ВУЗ или колледж.

В 11 классе ученики сдают 2 обязательных экзамена, а остальные – необходимые для поступления в ВУЗ.

Вводя экзамены по выбору ребятам позволяют уделять больше внимания любимым предметам, а так же облегчают дорогу в получении аттестата. Так гуманитарий не вынужден учить формулы по физике и химии, которые даются ему с трудом, а естественникам не надо учить даты по истории или темы по иностранному языку при подготовке к экзаменам.

В 11 классе просматривается следующая тенденция в выборе экзамена по химии и биологии.

Количество учащихся, которые сдают биологию резко падает – это связано со сложностью материала, его объемом, а так же то, что биологию сдают в ограниченном количестве ВУЗов.

Количество учащихся, которые сдают химию практически не изменяется. Обычно это те же ученики, которые сдавали экзамен в 9 классе.  Это говорит о том, что эти ребята сделали свой выбор еще в 9 классе и не потеряли интерес к предмету.

В этом году прослеживается следующая связь выбора экзамена с дальнейшим обучением:

9класс – 1человек поступил в медицинский колледж, а сдавали экзамен 5 человек, 3 из них продолжают обучение в 10 классе. 11 класс – 1 человек поступил в медицинский колледж, 1 человек – в медицинский университет, а сдавали экзамен 4 человека.

В прошлом году в11 классе сдавал биологию 1 ученик, Он поступил в медицинский колледж.

А в 2010-2012 учебном году сдавали экзамен 3 человека. 1 – учится в медицинском колледже, 2 – в медицинском университете.

Для того, чтобы повысить интерес к предмету провожу беседы о значении химии в народном хозяйстве, поручаю готовить доклады, рефераты с привлечением дополнительной литературы. Провожу викторины, вечера по химии, биологии, экологии. Ежегодно принимаем активное участие в школьных и районных олимпиадах. Выполняем исследовательские работы с последующим выступлением на районной научной конференции «Шаги в науку».



Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая диагностика качества знаний в ситуации модернизации образования.

Проблемы управления качеством образования предполагает,  в первую очередь, определяющую роль педагогического и психологического мониторинга, который учитывает необходимость наличия    прогностического блока. Однако полный учет результатов отслеживания должен опираться не только на базу данных уровня обученности учащихся при постоянном сравнительном анализе полученных и прогнозируемых показателей, но и удобно выстроенную систему внутриучрежденческого контроля, которая должна учитывать все стороны учебно-воспитательного процесса (назначение и содержание образования, индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка, инновационную деятельность педагогов).

Эффективность учебного процесса или осуществление повышения качества уровня образования достигается различными средствами. Это решение задач интеллектуального воспитания ребенка, диагностика эффективности деятельности учителя, получение своевременной, достоверной, непрерывной и систематической информации образовательного мониторинга, правильное использование данных о состоянии обучения и воспитания школьников.

На современном этапе развития системы образования понятие целостный общеобразовательный процесс включает в себя, в первую очередь. Единые требования к организации учебно-воспитательной работы в каждом образовательном учреждении. Эти требования исходят из нормативно-правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней, которые предопределяют внутри школьный уровень как обобщенный системный подход в деятельности школы по достижению поставленной цели образования. Данный подход является формой организации внутри учрежденческого контроля (инспектирования) представляющей целое единство закономерно функционирующих взаимообусловленных компонентов: назначение и содержание образования (передача социального опыта при реализации психологической функции и адаптация содержания школьного образования к индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся), критерии эффективности форм и методов обучения, роль школьного учебника, функции учителя в современной школе (разработка индивидуальных стратегий обучения, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование). Являясь необходимым условием обязательным для выполнения максимально возможного качества педагогической деятельности, требования способствуют интенсивному развитию личности ученика, ее познавательных интеллектуальных способностей, формированию высоко развитых умственных качеств общего характера, что. В конечном итоге, направлено на реализацию рациональных приемов применения знаний на практике.

Требования в качестве правил обязательного выполнения осуществляется через компетентность учителя, качество преподавания. Творчески работающий учитель стремится лучше узнать психологические          характеристики ученика и в процессе построения урока опирается на его индивидуальность.

Данные требования включают в себя следующие аспекты:

- опора на научно-методическую базу педагогической       теории;

- взаимосвязь и взаимообусловленнсть деятельности учителя и ученика, отражающие интегративную основу процесса управления;

- контроль качества знаний должен осуществляться с учетом рациональной последовательности предъявления требований учителя к деятельности ученика: от репродуктивных мер, направленных на актуализацию имеющейся деятельности по контролю, к частично поисковым, ориентировочными на овладение обобщенными приемами контрольного инспектирования, а затем к творческим – позволяющим рассматривать контролируемый объект с разных сторон как администрацией, так и самим учителем;

- необходимость сочетания профессиональной свободы педагога с требованиями, условиями и правилами диагностико - аналитической деятельности. Например, тесты подобранные с целью изучения особенностей познавательных процессов подростков дают наибольший эффект при индивидуальном применении. Необходимое условие тестирования – хорошая подготовка тестолога к проведению обследования.

В центре внимания современной школы ставится актуальная задача: реализация синтеза двух процессов – личностно-ориентированного подхода в обучении и создание целостного образовательного подхода. От определенного уровня организации зависит общий духовный облик школы, общее развитие ребенка, его интеллектуально-познавательного мира.

Интеграция и дифференциация – две противоположные тенденции, не чуждые педагогической действительности. Ведь в рамках и под воздействием ее формируется современный человек и как индивидуальность. И как определенный тип личности.

Проблема современной школы состоит в первую очередь в повышении уровня обученности учащихся. В достижении максимальных результатов усвоения знаний, т. е. в понимании, где находится та планка между целью образования и качественным результатом, которая называется «качество образования».

Качество образования – это характеристика общего умственного развития ребенка в процессе обучения, которая позволяет отличить индивидуум по психологическим, возрастным и познавательно-интеллектуальным аспектам.

Диагностико-аналитические материалы.

Способы диагностики.

  1. По среднему арифметическому показателю успеваемости каждого учащегося класса, определенному по итоговым оценкам за год, выставленным в классном журнале – этот способ не обладает точностью.
  2. По среднему арифметическому показателю успеваемости каждого учащегося класса, определенному по текущим оценкам за год – этот способ обладает необходимой точностью, но трудоемкий.
  3. По диагностической таблице с применением метода вертикальной компетенции – этот метод трудоемкий, но точный.
  4. По диагностической таблице с использованием метода групповых экспертных оценок (ГОЭ), т. е. диагностическую карту заполняет каждый работающий учитель, необходимые показатели выводятся по среднему арифметическому полученных данных.
  5. Комплексный подход. Показатели определяются с помощью данных, 2-3 способов, для большей надежности.

Показатели эффективности учебного процесса.

а) результативность РЕЗ

б) объективность оценивания ОЦ

в) состояние работы с «сильными» учениками УСВ

г) уровень реализации учебных возможностей УРВ

д) состояние работы со слабо успевающими, неуспевающими

а) РЕЗ=(Ф *100%) / Д

Ф – фактически выполненное количество заданий учащимися

Д – данное учителем количество заданий

б) ОЦ = (сумма оценок * 100%) / («5» * количество учащихся)

в) УСВ= (количество учащихся, получивших «4» и «5» * 100%) / (количество учащихся)

г) УРВ= (РЕЗ * 100%) / ИРВ

ИРВ – индекс возможностей учащихся

д) неусп = 100% - РЕЗ

Количественные признаки

  1. РЕЗ> или=ИРВ
  2. РЕЗ= ОЦ или отличается на10%
  3. УСВ= или > ИУСВ
  4. УРВ= или >100%
  5. Неусп< или = инеусп

Хороший уровень школьной успешности может достигаться при недостаточной сформированности отдельных характеристик познавательной сферы, что объясняется их  скомпенсированностью в познавательной деятельности (например, низкий уровень развития механической памяти при хорошем уровне развития логической).

Хороший результат обучения, как правило, достигается при гармоничном  познавательном развитии, когда стиль познавательной деятельности определяется оптимальным развитием ее отдельных характеристик.

Обучение и воспитание, построенные с учетом сильных сторон психического развития учащегося, будут способствовать оказанию позитивного влияния на становление его личности.

Наиболее объективное представление об актуальном развитии такого рода деятельности учащегося дает успешность выполнения им задач, не имеющих репродуктивного содержания, умение переносить принцип решения в нестандартную ситуацию, прогнозирование вариативности ответа.

Учет индивидуального стиля деятельности, стиля обучения ребенка – самый сложный путь в работе с детьми, но самый продуктивный.

В качестве свойств мышления, характеризующих особенности               протекания мыслительных процессов и обеспечивающих продуктивность умственной деятельности, выделяются следующие:

а) гибкость мыслительных процессов;

б) темп развития мыслительных процессов;

в) быстрота;

г) самостоятельность;

д) экономичность мышления;

е) широта ума;

ж) глубина;

з) последовательность;

и) критичность.

На основе учета типичных характеристик школьников  осуществляется дифференцированная работа с ними на уроках, в группах и др. Кроме того каждый ребенок имеет отличительную особенность поэтому надо изучать и то. Что присуще только ему одному. На этой основе осуществляется индивидуальная работа с детьми в школе. Знание общего, типичного и индивидуального и определяет объекты педагогической диагностики.

Первый важный показатель результативности учебного процесса – это объем и качество знаний. Знания составляют основной фундамент человеческой культуры, на базе которого реализуется любая деятельность людей.

Практические навыки и умения - второй показатель эффективности урока.

Интеллектуальное развитие ребенка – третий показатель эффективности урока. Подрастающее поколение учится систематизировать, обобщать, использовать полученные сведения для практических целей.

Умение применять теорию на практике – это четвертый показатель эффективности урока.

Применение знаний одновременно характеризует и качество их усвоения уровень развития интеллекта школьника, и его практический опыт, сформированных умений и навыков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульной урок по химии 8 класс. Решение задач по химическим уравнениям

Технологическая карта урока по химии 8 класс .Решение задач по химическим уравнениям...

Конспект открытого урока по химии 9 класс

Урок по химии 9класс. Тема урока : "Факторы, влияющие на скорость химических реакций"...

открытый урок по химии 8 класс

На уроке ученики познакомились с понятием кислоты, классификациии др....

Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"

Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

Урок по химии 10 класс"Введение в органическую химию"

Урок "Введение в органическую химию" знакомит учащихся о таком предмете,  как органическая химия, рассказывается  этапы станавления этой науки и почему органическая химия изучается отдельным...