тематическое планирование химии
календарно-тематическое планирование по химии (9 класс) по теме

Баланова Александра Викторовна

 

 

Данная программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по химии. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю.

           Рабочая программа  ориентирована на  учебно-методический комплект:.

 

1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений - М.: «Просвещение», 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_kl.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

стр.

1. Пояснительная записка                                                                                 3

2. Цели                                                                                                                   4

3. Календарно-тематический план                                                                  5

4. Критерии оценивания                                                                                   12

5. Ожидаемый результат                                                                                  13

6. Учебно-методический комплект                                                                 14

7. Лист внесения изменений и дополнений в программу                           15


Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по химии. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю.

           Рабочая программа  ориентирована на  учебно-методический комплект:.

1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений - М.: «Просвещение», 2009.

 2. Гара Н.Н. Примерная  программа по химии. 8-9 классы.- М.: Просвещение, 2009.

3. Федеральный базисный учебный план. Примерные программы по химии. – М.: Дрофа, 2008.


Цели

Изучение химии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В программе заложены условия для формирования социально-компетентной личности

школьников.

Новизна программы направлена, прежде всего, на повышение роли предмета в духовном

и гражданском становлении личности и одновременно на усиление практической направленности обучения. Представлен региональный компонент.

Применение современных образовательных технологий: технология проблемного обучения, технология критического мышления, ИКТ технология.

Перечень формируемых компетенций:

  1. Информационная: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, таблиц, схем и т.д.; умение работать со справочниками и словарями в поиске необходимых знаний.
  2. Познавательная: сравнение, сопоставление, классификация обьектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
  3. Коммуникативная: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
  4. Рефлексивная: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Формы проверки и оценки результатов обучения: проведение контрольных работ, семинаров, тестов.


Календарно – тематическое планирование уроков

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Тип урока

Методы обучения

Оборудование

Компетен-ции

9 класс

Повторение курса химии за 8 класс

2

1.

Виды химической связи

1

Уроки систематизации знаний за курс 8 класса

Беседа, самостоятельная работа

ПСХЭДИМ, модели, таблицы 8, 10, 13 «Строение вещества»

1, 2, 3

2.

Типы кристаллических решеток

1

Работа с таблицами, самостоятельная работа

Таблица 15 «Строение вещества», карточки

1, 2, 3

I.

Электролитическая диссоциация

6

1.

Сущность процесса электролитической диссоциации

1

Новых знаний

Проблема и её решение, эксперимент

Демонстрационное оборудование, таблицы 6-8 «Растворы», диски «ШХЭ. Химия и электрический ток», «Электролитическая диссоциация»

1, 2, 3

2.

Диссоциация кислот, щелочей и солей

1

Новых знаний

Самостоятельная работа, беседа

Демонстрационное оборудование, таблицы 7-9 «Растворы», диск «Электролитическая диссоциация»

1, 2, 3

3.

Слабые и сильные электролиты

1

Исследование

Практический

Демонстрационное оборудование, таблица 5 «Растворы», диск «Электролитическая диссоциация»

1, 2, 3

4.

Реакции ионного обмена

1

Исследование

Практический

Демонстрационное оборудование, таблица 10 «Растворы», диск «Электролитическая диссоциация»

1, 2, 3

5.

Окислительно-восстановительные реакции. Гидролиз солей

1

Совершенствова-ние знаний

Работа с тестами, задачами

Тесты, таблицы 10, 11 «Растворы» и 12 «Химические реакции», диск «Электролитическая диссоциация»

1, 2, 3

6.

Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных задач»

1

Практикум

Практический

Практическое оборудование

2, 4

II.

Кислород и сера

9

1.

Положение кислорода и серы в Периодической таблице, строение их атомов и простых веществ

1

Лекция

Рассказ, работа с таблицей

ПСХЭДИМ, таблицы 3, 4 «Неметаллы»

1, 2, 3

2.

Сера. Аллотропия. Физические свойства. Химические свойства серы. Применение серы.

1

Новых знаний

Рассказ, беседа, эксперимент

Демонстрационное оборудование, таблицы 3, 4 «Неметаллы», диск «ШХЭ» Сера 1, 2, 3

1, 2, 3

3.

Сероводород. Сульфиды

1

Новых знаний

Рассказ, беседа, эксперимент

Демонстрационное оборудование, таблица 4 «Неметаллы», диск «ШХЭ» Сера 4

1, 2, 3

4.

Оксид серы (IV). Сернистая кислота. Оксид серы (VI). Серная кислота

1

Лекция

Словесно – наглядный

Лабораторное оборудование, таблица 4 «Неметаллы», диск «ШХЭ» Сера 5, 6

1, 2, 3

5.

Практическая работа № 2 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

1

Практикум

Практический

Практическое оборудование

2, 4

6.

Скорость химических реакций. Химическое равновесие

1

Лекция

Словесно – наглядный

Лабораторное оборудование таблицы 5-9 «Химические реакции»

1, 2, 3

7.

Обобщение знаний по темам «Электролитическая диссоциация. Кислород и сера»

2

Обобщающий

Самостоятельная работа

Дифференцированные карточки

1, 2, 3

8.

Контрольная работа № 1 по темам «Электролитическая диссоциация. Кислород и сера»

1

Контролирующий

Контроля

Контрольные задания

1, 2

III.

Азот и фосфор

7

1.

Положение азота и фосфора в Периодической таблице, строение их атомов. Свойства азота

1

Лекция

Словесно – наглядный

Лабораторное оборудование, таблица 5 «Неметаллы»

1, 2, 3

2.

Аммиак. Соли аммония

1

Семинар

Самостоятельная работа, эксперимент

Лабораторное оборудование, карточки, таблица 5 «Неметаллы», диск «ШХЭ» Азот и фосфор 1-4

1, 2, 3

3.

Практическая работа № 3 «Получение аммиака и опыты и ним»

1

Практикум

Практический

Практическое оборудование

2, 4

4.

Азотная кислота. Соли азотной кислоты

1

Лекция

Беседа, рассказ, коллекция

Коллекции, таблица 7 «Неметаллы», диски «ШХЭ» МПП 5, 6; Азот и фосфор 6, 11-13

1, 2, 3

5.

Фосфор. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота. Ортофосфаты

1

Комбинирован-ный

Беседа, самостоятельная работа

Лабораторное оборудование, таблица 8 «Неметаллы», диск «ШХЭ» Азот и фосфор 7, 8, 9, 10

1, 2, 3

6.

Минеральные удобрения

1

Семинар

Работа с учащимися, эксперимент

Лабораторное оборудование, таблицы 9, 10 «Неметаллы»

1, 2, 3

7.

Практическая работа № 4 «Определение минеральных удобрений»

1

Практикум

Практический

Практическое оборудование, таблицы 9, 10 «Неметаллы»

2, 4

IV.

Углерод и кремний

8

1.

Положение углерода и кремния в Периодической таблице, строение их атомов. Углерод

1

Лекция

Словесно-наглядный

Таблица 11 «Неметаллы», лабораторное оборудование, диск «ШХЭ» Углерод и кремний 1-3

1, 2, 3

2.

Оксид углерода(II). Оксид углерода(IV)

1

Комбинирован-ный

Беседа, самостоятельная работа

Лабораторное оборудование, диск «ШХЭ» Углерод и кремний 4, 5-9, 12, 13

1, 2, 3

3.

Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе

1

Лекция

Словесно-наглядный

Оборудование, диски «ШХЭ» Углерод и кремний 10, 11, 14, 15, 19

1, 2, 3

4.

Практическая работа № 5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

1

Практикум

Практический

Практическое оборудование

2, 4

5.

Кремний и его свойства. Оксид кремния(IV)

1

Исследование, новых знаний

Практический, беседа

Таблицы 13, 15 «Неметаллы», лабораторное оборудование, диск «ШХЭ» Углерод и кремний 16

1, 2, 3

6.

Кремниевая кислота и ее соли. Силикатная промышленность

1

Комбинирован-ный

Беседа, самостоятельная работа

Таблицы 13, 14 «Неметаллы», 7 «Химическое производство», лабораторное оборудование, диск «ШХЭ» Углерод и кремний 17, 18, 20-23

1, 2, 3

7.

Обобщение знаний по темам «Азот и фосфор. Углерод и кремний»

1

Обобщение и систематизация знаний

Самостоятельная работа

Задания

1, 2, 3

8.

Контрольная работа № 2 по темам «Азот и фосфор. Углерод и кремний»

1

Контролирующий

Контроля

Контрольные задания

1, 2

V.

Общие свойства металлов

5

1.

Положение металлов в Периодической таблице, строение их атомов

 Металлы: положение в ПТХЭДИМ, строение атомов,

1

Новых знаний

Словесно-наглядный

Лабораторное оборудование, ПСХЭДИМ

1, 2, 3

2.

Нахождение металлов в природе и способы получения

1

Лекция

Рассказ, наглядные пособия

ПСХЭДИМ, коллекция

1, 2, 3

3.

Физические и химические свойства металлов

2

Новых знаний

Рассказ, практика

Лабораторное оборудование, таблица 10 «Металлы», диск «ШХЭ» ОСМ 2, 4

1, 2, 3

4.

Сплавы

1

Исследовательс-кий

Рассказ, эксперимент

ПСХЭДИМ, коллекция, диск «ШХЭ» ОСМ 3

1, 2, 3

VI.

Металлы IА-IIIА групп Периодической таблицы

7

1.

Щелочные металлы

2

Исследовательс-кий

Рассказ, эксперимент

ПСХЭДИМ, коллекция, таблицы 1, 2 «Металлы»,  8 «Химическое производство», диск «ШХЭ» МГП ч.1 1-3

1, 2, 3

2.

Магний. Кальций и его соединения

2

Исследовательс-кий

Рассказ, эксперимент

Соединения кальция, таблицы 3, 4 «Металлы», диск «ШХЭ» МГП ч.1 4-7, ч.2 8,9

1, 2, 3

3.

Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач»

1

Практикум

Практический

Практическое оборудование

2, 4

4.

Алюминий

2

Исследовательс-кий

Рассказ, эксперимент

Соединения алюминия, таблицы 5, 6 «Металлы»,  9 «Химическое производство», диск «ШХЭ» МГП ч.2 10-14

1, 2, 3

VII.

Железо

3

1.

Железо и его соединения

2

Семинар

Самостоятельная работа с учебником, эксперимент

Соединения железа, таблица 7 «Металлы», диск «ШХЭ» МПП 1-3

1, 2, 3

2.

Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач»

1

Практикум

Практический

Практическое оборудование

2, 4

VIII.

Металлургия

5

1.

Металлургия. Производство чугуна и стали

2

Лекция

Словесно-наглядный, кинофильм

Кинофильм, модель, таблицы  10, 12 «Химическое производство», диск «ШХЭ» МПП 4

1, 2, 3

2.

Обобщение знаний по темам «Общие свойства металлов. Металлы IА-IIIА групп Периодической таблицы. Железо. Металлургия»

2

Обобщение и систематизация знаний

Самостоятельная работа с  заданиями

Задания, таблица 10 «Металлы»

1, 2, 3

3.

Контрольная работа № 3 по темам «Общие свойства металлов. Металлы IА-IIIА групп Периодической таблицы. Железо. Металлургия»

1

Контролирующий

Контроля

Контрольные задания

1, 2

IX.

Важнейшие органические вещества

14

1.

Органическая химия и теория строения органических соединений А.М. Бутлерова

1

Лекция

Рассказ, беседа

Таблица, демонстрационное оборудование

1, 2, 3

2.

Классификация органических соединений

1

Лекция

Изложение нового материала, самостоятельная работа

Коллекции

1, 2, 3

3.

Предельные, непредельные и циклические углеводороды

1

Новых знаний

Словесно-наглядный

Таблицы, модели

1, 2, 3

4.

Природные источники углеводородов

1

Комбинирован-ный

Закрепляющая беседа, работа по сообщениям

Сообщение, коллекции

1, 2, 3

5.

Спирты. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры

2

Лекция

Изложение нового материала, самостоятельная работа

Коллекции

1, 2, 3

6.

Углеводы. Аминокислоты. Белки. Полимеры. Лекарства

2

Лекция

Рассказ, беседа

Таблица, демонстрационное оборудование

1, 2, 3

7.

Обобщение знаний по теме «Важнейшие органические вещества»

1

Обобщение и систематизация знаний

Самостоятельная работа по заданиям

Задания

1, 2, 3

8.

Контрольная работа № 4 по теме «Важнейшие органические вещества»

1

Контролирующий

Контроля

Контрольные задания

1, 2

9.

Обобщение знаний по курсу химии 9 класс

3

Обобщение и систематизация знаний

Самостоятельная работа по карточкам

Дифференцированные карточки

1, 2, 3

10.

Итоговая контрольная работа № 5

1

Обобщение и систематизация знаний

Самостоятельная работа по карточкам

Карточки

1, 2

Итого:

66

В резерве 2 часа


Критерии оценивания

1. Критерии оценок устного ответа:

Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

 

2. Критерии оценки качества выполнения практических работ:

«5» - работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые источники знаний, показывают теоретический знания, практические умения и навыки. Работа выполняется аккуратно.

«4» - работа выполняется самостоятельно в полном объеме. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

«3» - работа оформляется и выполняется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знание теоретического материала, но испытывают затруднения при самостоятельной работе.

 «2» - учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

3. Критерии оценки за проверочные тесты:

1) тест из 10 вопросов, время выполнения 20-25 мин.

«5» - 10 правильных ответов

«4» - от 7 до 9 правильных ответов

«3» - от 5 до 6 правильных ответов

«2» - менее 5 правильных ответов.

2) тест из 5 вопросов, время выполнения 10-15 мин.

«5» - 5 правильных ответов

«4» - 4 правильных ответа

«3» - 3 правильных ответа

«2» - менее 3 правильных ответов.


Ожидаемый результат

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

важнейшие химические понятия: ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, элетролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

называть: соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, валентность и степени окисления элемента в соединениях;

составлять: ионные уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.


Используемый учебно-методический комплект:

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2009.

Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам: О.С. Габриеляна; Л.С. Гузея, В.В. Сорокина, Р.П. Суровцева; Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 9 класс. – М.: «Вако», 2008.

Гольдфарб Я.В., Ходаков Ю.В. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы: учебное пособие для учащихся - М.: «Просвещение», 1978.

Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии. Дидактические материал для 9 класса: пособие для учителя - М.: «Просвещение», 1990.

Используемый УМК позволяет на уроках широко использовать современные личностно-ориентированные педагогические технологии, вовлекать учащихся в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей химической информации. Сборник задач позволяет повторить, закрепить и систематизировать полученные знания.

Использование дополнительной литературы:

Саенко О.Е. Репетитор по химии для поступающих в вузы и колледжи. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009.

Лист дополнений и изменений к рабочей программе

 

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внёсшего запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование химия 9 класс по программе Новошинского И И

Тематическое планирование химия 9 класс по программе Новошинского И.И....

Тематическое планирование (химия)

Тематическое планирование уроков химии (78 часов) в училище строительного профиля...

Тематическое планирование (химия)

Тематическое планирование по химии (I курс)78 часов для училищ технического профиля 2011-2012 уч.год....

Календарно- тематическое планирование химия 9 класс по программе О.С.Габриеляна.

Календарно-тематическое планирование химия 9 класс по программе О.С.Габриеляна...

календарно-тематическое планирование химия 10 класс Габриелян

Календарно-тематическое планирование.Курс «Органическая химия» 10 класс (базовый уровень)...

календарно-тематическое планирование химия 9 класс Габриелян

Календарно-тематическое планирование.  Курс «Неорганическая химия» 9 класс (базовый уровень)...

календарно-тематическое планирование химия 8 класс Габриелян

Календарно -тематическое планирование.  Курс «Неорганическая химия» 8 класс (базовый уровень)...