проект пропедевтического курса "приходите, удивим!"
методическая разработка по химии по теме

Алексеева Надежда Петровна

Я предлагаю вести пропедевтическую химическую подготовку учащихся осуществлять уже в начальной школе и в V-VII классах основной школы. Элементы химических знаний на этих этапах обучения могут быть включены в интегрированные курсы «Окружающий мир» (начальная школа), «Естествознание» (V-VII классы) Химические знания, вводимые на этих этапах обучения, служат решению задачи формирования у школьников первоначального целостного представления о мире. представлений о  веществах, которые нас лечат, одевают, помогают выращивать урожаи, строить и украшать наши жилища. Постепенное введение учащихся в мир этой удивительной науки способствует формированию у учащихся  навыков и умения в проведении химического эксперимента, что развивает их учебную мотивацию. Изучение веществ должно быть нацелено на применение учащимися полученных знаний и умений на практике. Учащиеся должны видеть вещества, наблюдать химические реакции не только на уроке, но и в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_khimiya.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

« Приходите, удивим!»

В рейтинге популярности среди школьных предметов химия занимает одно из последних мест. Один из этапов решения– постепенное введение учащихся в мир удивительной науки, т.е. пропедевтика химических знаний 

Я предлагаю вести пропедевтическую химическую подготовку учащихся осуществлять уже в начальной школе и в V-VII классах основной школы. Элементы химических знаний на этих этапах обучения могут быть включены в интегрированные курсы «Окружающий мир» (начальная школа), «Естествознание» (V-VII классы) Химические знания, вводимые на этих этапах обучения, служат решению задачи формирования у школьников первоначального целостного представления о мире. представлений о  веществах, которые нас лечат, одевают, помогают выращивать урожаи, строить и украшать наши жилища. Постепенное введение учащихся в мир этой удивительной науки способствует формированию у учащихся  навыков и умения в проведении химического эксперимента, что развивает их учебную мотивацию. Изучение веществ должно быть нацелено на применение учащимися полученных знаний и умений на практике. Учащиеся должны видеть вещества, наблюдать химические реакции не только на уроке, но и в повседневной жизни.

Основные цели курса:
- подготовить учащихся к изучению серьёзного предмета,
- показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии,
- интегрировать знания по предметам естественно научного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химии»

Практически каждый ребенок с интересом  встречается с новым предметом – химией, предвкушая знакомство с наукой чудес. И это отношение становится основой для познания окружающего мира.

Цели изучения : 

  • пробудить интерес к науке, давать серьезные объяснения всем превращениям, которые происходят вокруг нас.
  • Актуализировав материал, знакомый учащимся из повседневной жизни и знания, конкретизировать представления детей о веществах и их свойствах, а также об основных химических процессах, протекающих в природе.
  • Развивать наблюдательность.

Анализируя все полученные данные, я считаю, что все же необходим пропедевтический курс по химии. Но такую работу необходимо проводить совместно с учителями начальных классов в курсе «Окружающий мир», учителям физики в курсе «Физика-химия» в 5-6 классах. 1 раз в четверть проводятся часы занимательной химии

Примерные темы пропедевтического курса «Химия-добрая волшебница»

1-4 классы:

Тема1. Волшебные огни.  Свеча и волшебная палочка. Огненный дождь.

Тема2. Химические пейзажи. Деревья Сатурна и Юпитера. Зимний пейзаж на стекле

Тема3. Сюрпризы к празднику. Огненная надпись. Букет в банке. Апельсин, лимон, яблоко. Гирлянда из кристаллов

Тема5. Опыты для младшего брата. Волшебная картошка. Лакмус для цветов. Кислород из марганцовки.. Разноцветная смородина и чудесная капуста.

5-6 классы.

Тема 1. Химический «серпентарий». «Змея» зеленая. Содовая «гадюка». Черный «удав» из стакана. Уротропиновый «дракон»

Тема2. Настольные вулканы. Железный вулкан Лемери. Дымящий вулкан. Огнедышащая сера. Фиолетовый джинн.

Тема3. Водяные чудеса. Химическая хирургия. Малиновый фонтан. Вода поджигательница. Мармелад. Беспокойный металл.

Тема 4. Экспонаты химического музея. Облако из колбы. Гроза в стакане. Волшебное яйцо. Дым из воды

7 класс

Знакомство с химией как наукой о веществах и их превращениях, представленное в виде логически завершённых блоков, начинается в 7 классе. Изучение химии с 7 класса является одним из путей для формирования устойчивой положительной мотивации на изучение химии ребенком, его заинтересованности. Акцент делается на практическую направленность преподавания. Изучаются вещества используемые в быту, медицине, в сельском хозяйстве.  Важный резерв этого процесса при обучении – реализация связей между химией и биологией, математикой, физикой. Это позволяет видеть связи между изучаемыми предметами, научит в дальнейшем применять имеющиеся знания, умело использовать их при решении задач, выполнении практических и лабораторных работ, объяснять демонстрационные опыты, которые развивают у школьника наблюдательность и умение объяснять с точки зрения что химия – это часть естествознания.

Тема1. Химия как часть естествознания.

Тема 2. Кислоты: протоны в подарок. «Золотые кислоты» Загадка в бутылке

Тема3. Основания: химический баскетбол. И молоко, и вода Партизанский трофей. Таинственное исчезновение. Облако из колбы

Тема4. Оксиды – родители кислот и оснований. Химический аквариум. Оранжерея Пилиго. Небесный огонь.

Тема5. Соли- химический хоровод. Ферратный вулкан. Рука волшебница и платок - хамелеон

Тема6. Химия – волшебница! Сюрпризы к празднику. Настольные вулканы. Фокусы с металлами. Волшебные огни. Химические пейзажи

 Пропедевтический курс расширяет задачу - возбудить интерес учащихся к предмету и одновременно подготовить их восприятию понятий основного курса на уровне представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «ОН РОДИЛСЯ В СИБИРИ, ЧТОБЫ УДИВИТЬ ВЕСЬ МИР»К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРШАЛА АВИАЦИИ А.И.ПОКРЫШКИНА

Классный час посвящен  к 100-летию А.И Покрышкина. В разработке рассказывается о подвигах героя, его достижениях и наградах....

"Тот век нас многим удивил"

Разработка повторительно-обобщающего урока в форме мини-олимпиады...

«ОН РОДИЛСЯ В СИБИРИ, ЧТОБЫ УДИВИТЬ ВЕСЬ МИР»

6 марта исполнилось бы 100 лет со дня рождения выпускника 1932 года «Фабрично-Заводского училища» при заводе «Сибкомбайн», замечательному человеку, нашему земляку, маршалу авиации, Трижды Героя ...

Пропедевтический практико-ориентированный проект: « Нет – вредным привычкам!»

—Люди победили чуму, малярию, тиф…Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джины, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну рано или по...

Всех готовы победить, и Отвагой удивить!

Военно-патриотический клуб "Отвага"...