Доклад "Профессиональная компетентность педагога"
учебно-методический материал по химии по теме

Выступление на педагогическом совете и конференции учителей химии и биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyuboe_obuchenie_cheloveka_est_ne_chto_inoe.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Любое обучение человека есть не что иное,

                                                                               как искусство содействовать стремлению

                                                                               природы к своему собственному развитию.

                                                                                                              И. Пестолоцци.

  Информационное общество создало свои проблемы, в частности, проблему информационной перегруженности учащихся и проблему ориентировки в избыточном количестве информации. В рамках уменьшения количества учебных часов по предмету объем информации, который должен усвоить ученик вырос на 30%. Логика любого предметника – добавить количество часов по своему предмету, и это естественно. Но возникает положение с перегрузкой детей. Ребенок в этой ситуации будет постоянно неуспешен, потому что он не может выучить всё, что от него требуют!

 Разделяю мнение исследователей о том, что перегруженные дети просто упускают большую часть информации, которую им не под силу усвоить.

 Как же быть? Как помочь ребенку сориентироваться в огромном потоке информации, не захлебнуться в нем, а научиться плавать?

 Общество на самом деле  интересует не степень информированности учащегося в различных образовательных областях, а адекватность выпускника школы требованиям сегодняшнего мира. Вывод напрашивается сам собой: объем предлагаемых школьных знаний необходимо сократить. Но при этом нельзя жертвовать качеством образования.

  Перегруженность обучающихся информацией привела к тому, что современная отечественная педагогика осознает необходимость смены образовательной парадигмы: «Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрыми темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всестороннее развитой личности) и перейти к новому идеалу максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию»

  В сложившихся условиях перед школой ставятся новые образовательные цели:

- усиливаются акценты в развитии потребностно – мотивационной сферы обучающегося;

- в эмоционально – волевой сфере выделяют значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности;

- в области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности – акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, которые позволяют самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации.

  Работа по методической теме «Комплексное развитие эмоционально – образной, когнитивной и деятельностной сфер личности на уроках биологии и хими в условиях новой образовательной парадигмы  на основе информационных (компьютерных) технологий», способствовала максимальному развитию способностей обучающихся на основе саморегуляции и самообразования; формированию целостной естественно – научной картины мира; научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности;  творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей; потребностей и возможностей человека.

  Целью образовательного процесса считаю развитие  личности, а именно овладение обучающимися такими мыслительными операциями как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и др.

 Для реализации данной цели, мной были определены следующие задачи:

- создание условий для появления у обучающихся мотива к самоизменению  и личностному росту;

- создание условий для возможности к реализации « Я – концепции» («Я –могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»);

- создание условий для приобретения учащимися средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.)

  В результате созданных условий – обязательной составляющей, обеспечивающей деятельность учителя и ученика, в новой образовательной парадигме –

1. Ученик испытывает радость от преодоления трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон или – выведенное самостоятельно понятие.

2. Ученик – открывает мир для себя - себя в этом мире.

3. Веду ученика по пути субъективного открытия, управляя  проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью обучающегося.

4. Отсутствует скука, принуждение и лень, пассивность и страх ожидания «палки» - двойки, «неуда на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее.

   Важным моментом в своей работе считаю:

- появление у обучающихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя;

- развитие эмоционально – образной сферы;

- приобретение опыта эмоционально ценностных отношений в коллективе, группе.

 

 

   Образовательный процесс на моих уроках соответствует следующим характеристика:

Характеристики образовательного процесса.

1

Цель

Развитие личности

2

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

Субъект – субъектный

3

Девиз

«Не навреди!»

4

Характер и стиль взаимодействия

Демократичность, диалогичность, открытость, рефлективность

5

Формы организации

Групповые, коллективные

6

Преобладающие методы обучения

Проблемные:

- проблемного изложения

- частично – поисковый, эвристический

- исследовательский

7

Ведущий принцип

«выращивания»

8

Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником

Продуктивный

Творческий

Проблемный

9

Формула обучения

Проблемная деятельность-рефлексия - знания

10

Способы усвоения

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

11

Функции учителя

Организатор сотрудничества,

консультант

Управляющий поисковой работой учащихся, консультант

12

Позиция ученика

Активность

Наличие мотива к самосовершенствованию

Наличие интереса к деятельности

 Для того чтобы образовательный процесс стал развивающим я:

1. Мотивирую ученика, вызывая личностный интерес для освоения учебной деятельности.

2. Создаю психологический комфорт для ученика, создавая условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения.

3. Создаю среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями.

4. Применяю в образовательном процессе группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных.

5. Использую групповые формы организации учебного процесса, построенные на фундаменте субъект – субъектного характера взаимоотношений.

6. Обеспечиваю организацию поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях.

7. Образовательный процесс проектирую с опорой на зону ближайшего развития ученика  и осуществляю переход в зону ближайшего развития.

ДРУГИМИ СЛОВАМИ, ОБУЧЕНИЕ ДОЛЖНО СОЗДАВАТЬ ЗОНУ ЗАТРУДНЕНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ДАРИТЬ РАДОСТЬ ЕЕ ПРЕОДАЛЕНИЯ.

   Для этого в учебном процессе моделирую ситуации, проблемные для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога.

  В учебном процессе для эффективного развития обучаемого важно:

1.Создавать для каждого ученика своеобразный «банк ситуаций успеха», т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем. Важно, чтобы каждый ученик прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников.

2. Реализовать принцип относительной успешности. При оценивании учебных действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Ученики сравниваются не друг с другом в плане правильности и четкости выполнения каких – то действий, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами деятельности.

3. Строить учебный процесс путем «перевода информации извне – вовнутрь». За счет этого ученик формирует собственную осознаваемую точку зрения на какой – либо вопрос в результате деятельности.

4. При проектировании стратегии развития способностей опираться на механизм их развития, основными компонентами которого (по К.Коффке) являются: «операция – действие – способ деятельности – обобщенный способ, или способность».

    Комплексное развитие личности в современном мире невозможно без использования  информационных (компьютерных) технологий, которые являются наиболее эффективным средством саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля учащихся в учебном процессе. Мне пришлось отойти от традиционного распределения ролей между учителем и учеником и внести изменения в организацию учебного процесса, проведя глубокую содержательную интеграцию учебного материала. Использование компьютера в учебном процессе, позволило мне значительно расширить возможности предъявления разного типа информации, активизировать внимание учащихся, усилить их мотивацию, развивать познавательные процессы, мышление, внимание, воображение и  фантазию. Я заметила, что даже замкнутые дети раскрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в Интернете – у них повышается самооценка, статус среди сверстников.

          Модели применения информатизации в образовательном процессе.

Гипермедиареферат. В ходе подготовки реферата происходит:

  • создание новых информационных объектов на экране компьютера (текстов, изображений, звуковых фрагментов, компьютерной мультипликации, в том числе визуализирующий математическую модель процесса);
  • запись, фиксация объектов и процессов окружающего мира (в форме числовых изменений, в том числе компьютерных, записи наблюдений в текстовой форме, фотографировании, звуко – и видеозаписи);
  • поиск объектов на имеющихся в школе, у учащегося, в других местах носителях информации (бумажных, электронных),  в глобальном информационном пространстве;
  • анализ и отбор созданной, найденной и собранной информации, выяснение противоречий, проверка фактов через различные источники, выявление подтверждений, альтернативных позиций, разнообразия мнений, точек зрения и аспектов вопроса;

  • редактирование и организация системы информационных объектов – выбор фрагментов (цитат), образующих информационный массив реферата, установление связей, идущих от элемента одного информационного объекта к другому (как внутри массива, так и вовне);
  • представление информации в форме страниц в Интернете, печатных текстов и мультимедиапрезентаций.

Такое выступление, подготовленное учеником, служит основой для его выступления.  Принципиальной новизной, по сравнению с бескомпьютерным вариантом, обладает процесс изменения, исправления, совершенствования реферата. В бескомпьютерной ситуации даже незначительное исправление может потребовать несоразмерно больших усилий (переписывания целых страниц). В компьютерном же случае обычные операции вставки, перестановки фрагментов и т.д. выполняются почти мгновенно, в соответствии с интеллектуальной сложностью операции. Это открывает возможность для принципиально нового дидактического подхода, при котором улучшение, совершенствование реферата оказывается процессом не менее, а иногда и более важным, чем само написание. Моя позиция при этом преобразуется из преимущественно критической – регистрирующей ошибки, более редко, отмечающей достижения – в конструктивно сотрудничающую: учитель советует, как улучшить реферат, помогает сделать это, обсуждает результат снова. Естественно круг улучшений здесь может быть существенно шире, и оценке подлежит весь процесс и все результаты.

 Мультимедиавыступление.

  В ходе такого выступления, выступающий демонстрирует на экране:

- наименование разделов выступления и основные тезисы;

- неподвижные и подвижные иллюстрации (в том числе фотографии, видеофильмы, динамические компьютерные модели, мультипликацию).

 Звуковой компонент видеофрагментов и другие источники звука также могут быть использованы в выступлении. Такого рода выступления повышают эффективность личной (докладчик – аудитория) коммуникации.

Повышение эффективности учебного процесса происходит за счет следующего:

  • восприятие учащихся активизируется за счет использования зрения и слуха и выделения главных положений выступления на экран;
  • запас изобразительного и видеоматериала не ограничен, существенно большой объем материала может быть получен из Интернета и с компакт – дисков и воспроизведен на экране в формате, видимом всеми учащимися;
  • во время выступления не тратится время на выписывание тезисов или фрагментов текста на доске, докладчик не поворачивается время от времени к доске и таким образом не теряет контакт с аудиторией. Время, затрачиваемое на подготовку выступления, близко ко времени, затрачиваемому на подготовку выступления без ИКТ. При подготовке и переработке выступлений, обращении к предыдущему материалу время на подготовку выступления существенно сокращается;
  • учащиеся по ходу выступления могут готовить свои конспекты (в тетрадях или на компьютерном экране), в дальнейшем (после уроков) они могут перерабатывать свои конспекты, соединяя их с демонстрацией докладчика,  доступной через локальную сеть и в напечатанном (розданном на уроке) виде.

 Выступление учащегося помимо перечисленных дает принципиальные возможности в развитии коммуникативного измерения информационной компетенции учащегося. Поддержка в форме тезисов, цитат, изображения и звука, позволяет организовать свои мысли и речь даже учащимся, которые, кроме как выучив наизусть текст, не могли бы выступать перед классом более минуты, не поддерживаемые постоянно учителем и не отклоняясь от темы.

Естественнонаучное исследование.

 Естественнонаучный исследовательский проект предполагает некоторые или все из следующих этапов и компонентов:

  • содержательная формулировка цели исследования;
  • выбор конкретной системы объектов и процессов в окружающем мире или лаборатории, наблюдение за объектами;
  • качественная и количественная (численная) фиксация результатов наблюдений. Для количественной фиксации (измерения) наиболее продуктивно использование датчиков, присоединяемых к компьютеру, позволяющих выбирать интервал измерения в широком временном диапазоне (от миллисекунд до дней), отображать результаты на экране компьютера, автоматически их обрабатывать;
  • построение математического описания объекта (выбор существенных формализуемых компонентов процесса и величин, их характеризующих);
  • проведение математического эксперимента (вычисление);
  • представление результата (визуализация);
  • интерпретация результата, сравнение результата моделирования с реальностью.

  Примером может служить сбор экологической информации (например о кислотных дождях, в окрестностях школы, выяснения влияния загрязнения окружающей среды на живую природу, человека, исторические памятники, получение информации из СМИ, Интернета об источниках загрязнения, подготовка рефератов, выступлений для собрания учащихся, родителей, общественности, в перспективе контакт с другими школами региона и страны,  ведущих аналитическую работу.

Проектирование объектов и процессов.

  Результатом образовательного проекта может быть некоторый объект или процесс в реальном мире. При создании осуществляются следующие этапы и компоненты:

  • осознание, формулирование потребности и цели (назначения);
  • описание ресурсов и ограничений;
  • групповое обсуждение, формирование общего видения результата;
  • ряд стадий последовательно уточнения проекта и создания виртуальных моделей;
  • реализация проекта в моделях и объектах реального мира;
  • представление результатов проекта в виде реферата.

 Отработка технических навыков.

Компьютер использую для отработки до уровня автоматизма психофизических реакций, а именно навыка клавиатурного ввода. Достижение скорости, превосходящей среднюю скорость письма ручкой взрослого человека, требует затрат времени, существенно меньших, чем обычно расходуется на освоение письма ручкой, тем самым возникает возможность развивать коммуникативные способности ребенка не после развития психомоторных навыков письма, а параллельно с ними.

Тестовые  программы.

  В компьютер закладываю тестовые программы, позволяющие использовать тестовый метод. Применение такого метода способствуют мгновенному получению результата деятельности.

Компьютерная психодиагностика и компьютерные коррекционные и развивающие программы.

 Для реализации личностно ориентированного обучения важен учет индивидуально – психологических особенностей каждого учащегося. Для того чтобы получить эти данные, необходимо автоматизировать процедуру психодиагностики. Для учета индивидуально – психологических особенностей использую методы компьютерной психодиагностики, которые позволяют в достаточно короткие сроки получать данные об индивидуальных особенностях психологических характеристик учащихся. При выявлении дефицита тех или иных психологических функций (нарушения способности к обучению, нарушения внимания, памяти и др.) применяю коррекционные и развивающие компьютерные программы, которые позволяют скомпенсировать выявленные нарушения.

 

  Критерием  развития эмоционально – образной сферы является комфортность учащегося в образовательном процессе, подтверждаемая результатами диагностики.

Учебный год

Место предмета по значению на начало учебного года

(ср. значение по учащимся изучающих предмет)

Место предмета по значению на конец учебного года

(ср. значение по учащимся изучающих предмет)

% детей чувствующих себя комфортно на уроке

(на начало года)

% детей чувствующих себя комфортно на уроке

(на конец года)

2005-2006

12

10

31

70

2006-2007

10

7

73

82

2007-2008

7

4

82

94

Учебный год

% обучающихся у которых на уроках присутствует

скука, лень

испытываю принуждение

пассивны

страх перед двойкой

страх перед контрольной

2005-2006

10

15

11

46

53

2006-2007

7

14

10

15

22

2007-2008

1

0

4

2

3

 

  Критерием развития деятельностной сферы является умение осуществлять деятельность в нетиповой нестандартной ситуации.

Наименование состязаний

% участников (от общего числа изучающих предмет)

Результативность (количество призеров)

2005

2006

2007

2005

2006

2007

Олимпиада:

- школьная

- районная

- зональная

- региональная

- всероссийская

10

3

-

-

-

21

7

3

-

-

29

10

5

-

-

3

1

-

-

-

6

2

-

-

-

9

3

1

-

-

Научно – практические конференции

- школьная

- районная

- региональная

2

-

-

3

2

-

6

3

1

2

-

-

3

1

-

4

2

1

Интернет -конференции

3

6

10

Мультимедиавыступления

4

8

9

Исследовательские проекты

1

2

3

  Таким образом, в учебном процессе, ориентированном на развитие определенных способностей, свойств и качеств личности ученика, важно помнить, что использование компьютерных технологий является решающим фактором при организации учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Методическая работа  в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности  педагогической д...

Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов

Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

«От компетентного педагога к компетентному обучающемуся». Методический семинар.

Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе, а в дополнительном образовании – педагоге дополнительного обра...

Анкета оценки ИКТ- компетентности педагога. Анкета «ИКТ-активность педагога»

данные анкеты позволяют определить уровень ИКТ - активности и компетентности любого педагога школы...