Элективный курс «Химия вокруг нас»
элективный курс по химии (10 класс) по теме

Гербик Марина Александровна

Состояние химической подготовки в средней общеобразовательной школе вызывает тревогу не только школьных учителей, но и академического вузовского сообщества. Перед педагогами сейчас встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.  Предлагаемая программа элективного курса “Химия вокруг нас” рассчитана на 17 часов  и является логическим продолжением программного материала и имеет характер профессиональных проб.

Направленность программы заключается в формировании у учащихся понятий о применении химических знаний в современной жизни.Причем используется не только демонстрационная функция эксперимента, но и стимулирующая, проблемная. Это весомое дополнение к программе базового уровня, которое дает учащимся возможность получить опыт деятельности выполняемой с позиции определенной социально-профессиональной роли в реальных или модельных условиях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

Элективного курса «Химия вокруг нас»

(профессиональные пробы и социальные

практики)

Автор электива: учитель химии высшей категории

Гербик Марина Александровна        

Утверждено: Деканом инженерно-технологического факультета Самарского государственного аэрокосмического  университета,

к.т.н. М.В. Хардиным.

Новокуйбышевск, 2014


Элективный курс по химии для учащихся  10-11 классов

«Химия вокруг нас»

(профессиональные пробы и социальные практики)

Пояснительная записка

Состояние химической подготовки в средней общеобразовательной школе вызывает тревогу не только школьных учителей, но и академического вузовского сообщества. Это положение не может не настораживать, поскольку около 30% российского производства относится к предприятиям химического и нефтехимического профиля, заводам минеральных удобрений и фабрикам лекарственных препаратов, на которых должны работать люди высокообразованные в области химии.

Перед педагогами сейчас встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.  Мониторинг, проведенный в конце 2012-2013 учебного года среди учащихся старшей школы (Приложение 1), показал следующие результаты: 72% и 80% учащихся 10 классов базового  и профильного уровней выбрали наиболее интересным блоком школьной программы «Химия и производство» (Приложение 2).

Разработанный элективный курс предполагает реализацию данного социального запроса в образовательном учреждении.

Мониторинг проведенный в 10 классе на степень сформированности практических умений показал низкий уровень владения этими ключевыми компетенциями учащимися  10 класса (Приложение 9).

Предлагаемая программа элективного курса “Химия вокруг нас” рассчитана на 17 часов  и является логическим продолжением программного материала и имеет характер профессиональных проб.

Направленность программы заключается в формировании у учащихся понятий о применении химических знаний в современной жизни.

Особенность данной программы состоит в том, что на практические занятия отводится большое количество часов (Приложение 3,4,5,6). Причем используется не только демонстрационная функция эксперимента, но и стимулирующая, проблемная. Это весомое дополнение к программе базового уровня.

Актуальность программы состоит в важности включения материала, ориентирующего учащихся на выбор будущей специальности.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что возникает возможность изучать предмет на более высоком уровне, привлекая к этому заинтересованных учащихся, с последующим развитием у них творческих способностей.

Цель курса  дать учащимся возможность получить опыт деятельности выполняемой с позиции определенной социально-профессиональной роли в реальных или модельных условиях.

Задачи курса:

  • показать необходимость химических знаний для развития различных отраслей науки, промышленности, сельского хозяйства, медицины, сферы обслуживания, экологии;
  • развить мастерство проведения химического эксперимента для разработки научно – исследовательских проектов.
  • дать учащимся возможность проявить себя  в различных профессиональных пробах и добиться успеха;
  • сформировать у учащихся умения и навыки в проведении химического эксперимента, развить их учебную мотивацию;
  • выработать правильные навыки проведения химического эксперимента.

Планируемые образовательные результаты учащихся:

Знаниевые результаты:

  • понимают глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, — экологических, энергетических и сырьевых;
  • объясняют химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • оценивают влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • владеют навыками безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
  • определяют возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

Компетентностные результаты:

  • осуществляют самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
  • используют приобретенные знания и умения в практической деятельности;
  • организуют собственную деятельность, демонстрируя полученные профессиональные навыки при проведении практических работ;
  • ориентируются в выборе  дальнейшей профессии.

Способы оценки планируемых результатов

Теоретические зачеты практических работ, защита проектов. Общая аттестационная оценка - «зачтено»/«не зачтено»

Основания для отбора содержания образования

Для выполнения поставленных задач в процессе обучения необходимо основную часть учебного времени выделить на  практические работы под руководством педагога, самостоятельную работу, консультации. Решение этих задач невозможно без использования эффективных педагогических технологий. Одной из таких технологий стал метод проектов, относящийся к технологиям компетентностно- ориентированного обучения.  Учащиеся, работая над проектами (Приложение 7,8,9), овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

Занимаясь проектной деятельностью, учащиеся развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, школьники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. В обучении необходимо использовать уже имеющийся опыт учащихся полученный на других уроках, таких как: математика, информатика, физика, а в  реальной  повседневной  жизни  они  помогут  ученику  быть  успешным,  сохранить  своё  здоровье  и  здоровье  окружающих,  помогут  решать профессиональные  проблемы. Содержание программы предполагает также проведение экскурсии по результатам которой пишется отчет.

 Характеристика ресурсов

Образовательные ресурсы внутренней среды:

1) Информационные

http://pedsovet.su/load/169 - на этом сайте можно найти информацию о науке химия, краткую историческую справку, а также освещение проблем и перспектив современной химии;

http://abouthist.net/mir/ximiya-i-promyshlennost.html - сайт «Химическая энциклопедия», обозрение применения химических технологий в промышленности;

http://www.business-equipment.ru/tehnologiya/tehnologiya-proizvodstva-kislomolochnyh-produktov.html - статья о процессах, лежащих в основе производства кисло-молочных продуктов.

        

http://school.xvatit.com – обзор, синтез и анализ способов химизации сельскохозяйственного производства, определение роли неорганической химии в сельскохозяйственном образовании;

http://www.bibliotekar.ru/ohrana-sredy/56.htm - Статья 51 «Экологические требования при использовании химических веществ  в народном хозяйстве» закона РФ об охране окружающей природной среды.

http://www.ros-chimia.ru/manufacturers/shanghai-pearl/shanghai-pearl-cosmetic-series/ - описание базовых химических основ и средств косметической промышленности.

2) Материальные

Средства, необходимые для реализации программы: учебно-методическая литература и материально – техническое обеспечение химическим оборудованием и реактивами, а именно:

  1. комплект химических стаканов;
  2. комплект мерных колб;
  3. весы;
  4. электроплитка;
  5. штатив;
  6. химические реактивы;
  7. набор пробирок.

Кабинет оборудован всем необходимым для проведения  практических работ.

Для выполнения проектов необходима возможность выхода в глобальную сеть Интернет.

3) Организационные

Занятия элективного курса рекомендуется проводить не менее чем через час после основных уроков для того, чтобы дети смогли отдохнуть от учебного процесса. Количество часов элективного курса – 1 час в неделю

( 17 ч. в полугодие)


Тематическое планирование

Программа включает следующие разделы

1. Введение (1 час) Знакомство с химическим кабинетом. Инструктаж учащихся по правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете

Практическая работа. Правила техники  безопасности при проведении исследований в лабораториях

2. Пищевая промышленность (3 часа)

 Технология хранения и переработки зерна. Технолог производства  хлебобулочных изделий, технология бродильных производств, молочное производство. Процессы, лежащие в основе производства кисло-молочных продуктов. Перечень ВУЗов г.Самары, выпускающих специалистов по данным профессиям.

Практические работы:

Получение сахара из корней сахарной свеклы( приложение 3,4,5,6)

Исследование свойств кисломолочных продуктов

3.Косметическая промышленность (2 часа)

Профессия косметолог. Понятие – косметология. Разновидности косметологии. Химические средства гигиены. Классификация химических средств гигиены. Косметические средства. Применение косметических средств.

Практические работы:

Защита яичной скорлупы от кислой среды.

 Перекись водорода – бактерицидное веществ, отбеливатель.

4.Химия и производство (4 часов)

Физические процессы горного и  нефтегазового производства.  Охрана  окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.  Металлургия. Разновидности металлургии. Текстильное производство. Виды тканей, их классификация. Востребованные специальности. Перечень ВУЗов г. Самары, выпускающих специалистов по данным профессиям.

Практические работы:

Способы получения металлов из их соединений

 Коррозия металлов и способы защиты от нее.

 Стирка. Химчистка.

5. Химия и экология (4 часа)

Озоновый “щит” планеты. Озоносфера. Экология. Водоочистка. Существующие способы очистки воды. Живой “фильтр” окружающей среды. Природоохранные мероприятия.

Практические работы:

Качественны и количественный состав воды

 Сбор  нефтепродуктов с поверхности воды

 Выращивание саженцев каштана, дуба

6. Агрохимия (2 часа)

Агрономия, садоводство.Состав почвы. Классификация почв Самарской области. Плодородие почв. Профессия – агроном. Удобрения. Классификация удобрений. Применение удобрений. Вред от внесения лишних удобрений. Перечень ВУЗов г.Самары, выпускающих специалистов по данным профессиям.

Практические работы:

Исследование почвенных растворов различных проб.

Заполнение таблицы применения удобрений.

7.Защита проектов ( 1час)

8.Итоговое занятие– экскурсия «Самара студенческая»

Учебно - тематическое планирование

Тема

Количество  часов

Формы контроля

всего

аудиторных

внеаудиторных

В т.ч. на практичес-

кую деятель

ность

1.Введение

1

1

1

Зачет по ТБ

2. Пищевая промышленность

3

2

1

3

Отчет по практической работе

3. Косметическая промышленность

2

2

1

2

Отчет по практической работе

4 Химия и производство

4

2

2

3

Отчет по практической работе

5. Химия и экология

3

2

1

3

Отчет по практической работе

6. Агрохимия

2

1

1

2

Отчет по практической работе

7. Защита проектов

1

1

зачет

8. Итоговое занятие

1

1

Список литературы

  1. Программы элективных курсов. Химия 10-11 классы. Профильное обучение. Г.А. Шипарева. Дрофа 2007
  2. Химический практикум в средней в школе. Методическая разработка для  студентов- практикантов и учителей.  Самара 1992 год.
  3. http://pedsovet.su/load/169
  4. http://abouthist.net/mir/ximiya-i-promyshlennost.html
  5. http://www.academs.ru/cat/gigienicheskie_sistemy/himiya_dlya_promyshlennyh_ob_ektov
  6. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3015/
  7. http://in1.com.ua/article/13804/
  8. http://www.bibliotekar.ru/ohrana-sredy/56.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс " Химия вокруг нас"

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса, увлекающихся химией. Расширяет  дополнительные знания по предмету....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»

Рабочая программа элективного курса химии 8 кл....

Рабочая программа элективного курса Физика вокруг нас 8 класс

Рабочая программа по   факультативному курсу «Физика вокруг нас» 8 классВоротневой Натальи Андреевны...

Адаптационная программа элективного курса "Экономика вокруг нас"

Адаптационная программа элективного курса «Экономика вокруг нас» для учащихся 5-ых классов» актуальна по содержанию, направлена на пропедевтику экономических знаний, которые направлены на ра...

Программа элективного курса - Химия вокруг нас

Программа элективного курса - Химия вокруг нас...

Программа элективного курса "Химия вокруг нас"

Программа элективного курса для 8 класса знакомит с химическими веществами, с которыми обучающиеся встречаются в быту....