Первый школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2012/13 уч.года (8-9 класс)
олимпиадные задания по химии по теме
Ставропольский край. Первый школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2012 – 2013 учебного года. Химия. 8 -9 класс. РОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_khimii_8-9_klass_roo.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Ставропольский край
Первый школьный этап всероссийской олимпиады школьников
2012 – 2013 учебного года
Химия
8 -9 класс
1. В лунном грунте обнаружены минералы, известные на Земле, - энстатит MgSiО3, волластонит CaSiО3, ферросилит FeSiО3, альбит NaAlSi3О8, форстерит Mg2SiО4, ильменит FeTiО3. В лунном веществе также обнаружены минералы, которые не найдены на Земле. Например, минерал армолколит (Fe,Mg)Ti2О5, названный в честь Нейла Армстронга, первого человека, ступившего на Луну.
Выразите состав минералов, обнаруженных на Луне, через образующие их оксиды.
(10 баллов)
2. Какой элемент Периодической таблицы:
а) назван в честь России; г) открыт впервые на Солнце;
б) назван в честь Польши; д) открыт первым среди радиоактивных элементов;
в) назван в честь Франции; е) первым получен искусственно.
(10 баллов)
3. Железную пластинку массой 10,04 г некоторое время выдерживали в растворе массой 250 г с массовой долей сульфата меди (Il) 15%, после чего масса пластинки составила 10,81 г. Вычислите массовую долю сульфата меди в растворе после реакции.
(10 баллов)
4. Два элемента - элемент группы IA и группы IVА образуют соединения с водородом, в каждом из которых массовая доля водорода составляет - 12,5%. Какие это элементы?
(10 баллов)
5. Среднее содержание в теле человека натрия составляет 0,15%. Содержание хлора так же 0,1,5%. Каких атомов натрия или хлора больше в теле человека?
(10 баллов)
6. Из трёх элементов – назовём их А, Б, С – один принадлежит ко Il группе, другой к lV группе и третий к Vl группе. Элементы А и Б принадлежат к одному и тому же периоду и образуют друг с другом два соединения: одно горючее другое не горючее. Соединение всех трёх элементов широко распространено в природе и применяется в производстве строительных материалов. Какие элементы обозначены буквами А, Б, С.
(10 баллов)
7. В таблице в двух колонках приведены названия некоторых распространенных
соединений. Причем слева даны названия, принятые в промышленности, технике, медицине, быту (тривиальные названия), а справа - их химические формулы и названия, принятые в химии (химическая номенклатура). Приведите в соответствие эти два перечня терминов.
№ | Тривиальные названия | № | Химическая номенклатура |
1 | Белый мышьяк | 1 | NaOH- гидроксид натрия. |
2 | Бертолетова соль | 2 | СаО - оксид кальция |
3 | Бура | 3 | AgNО3 - нитрат серебра |
4 | Бурый газ | 4 | Na2SO4 ·1ОН2О- декагидратсульфата натрия |
5 | Веселящий газ | 5 | NH4Cl- хлорид аммония |
6 | Глауберова соль | 6 | NaNO3 - нитрат натрия |
7 | Едкий натр | 7 | KNO3 - нитрат калия |
8 | Известь гашеная | 8 | As2O3 - оксид мышьяка (III) |
9 10 | Известь негашеная Известь хлорная | 9 10 | SO2 - диоксид серы Са(ОН)2 - гидроксид кальция |
11 | Ляпис | 11 | SO3 - триоксид серы |
12 | Нашатырный спирт | 12 | Na2B4О7·10H2О - декагидраттетрабората натрия |
13 | Нашатырь | 13 | HF - фтороводород (раствор в воде) |
14 | Плавиковая кислота | 14 | К2СО3 - карбонат калия |
15 | Поташ | 15 | КСlО3 - хлорат (V) калия |
16 | Селитра натриевая | 16 | N2О - оксид диазота |
17 | Селитра калиевая | 17 | NО2 - диоксид азота |
18 | Сернистый газ | 18 | HCl - хлороводород (раствор в воде) |
19 | Серный ангидрид | 19 | NH3·H2О - раствор аммиака в воде |
20 | Сода кальцинированная | 20 | Ca(ClО)2-гипохлорит кальция или хлорат 1 кальция |
21 | Сода пищевая | 21 | HgC12 - хлорид ртути (11) |
22 | Соляная кислота | 22 | СО - монооксид углерода |
23 | Сулема | 23 | CO2 - диоксид углерода |
24 | Угарный газ | 24 | NаНСО3- гидрокарбонат натрия |
25 | Углекислый газ | 25 | Na2CО3 - карбонат натрия |
(10 баллов)
8. Для растворения 7,8 г металла требуется 40 мл 20%-ной соляной кислоты (плотность 1,095 г/мл), при этом образуется соль двухвалентного металла. Выделяющейся водород полностью реагирует с 6,4 г оксида трёхвалентного металла. Определите, какие металлы использовались в этих реакциях.
(10 баллов)
Практическая часть
В четырёх пробирках без этикеток находятся растворы сульфида калия, карбоната калия, нитрата серебра и соляная кислота. Не используя других реактивов, определите, в какой пробирке находится каждое из веществ. Опишите свои наблюдения при смешивании растворов в форме таблицы. Приведите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
(20 баллов)
Ответы
Первый школьный этап всероссийской олимпиады школьников
2012 – 2013 учебного года
Химия
(8 -9 класс)
№1 MgSiО3 - MgО · SiО2
CaSiО3 - CaО · SiО2
FeSiО3 - FeО · SiО2
NaAlSi3О8 – 0,5Na2О · 0,5Al2О3 · 3SiО2
или Na2О · Al2О3 · 6SiО2
Mg2SiО4 - 2MgО · SiО2
FeTiО3 - FeO · TiО2
(Fe,Mg)Ti2О5 - FeO(MgО) · 2TiО2
№2 а) Ru; б) Ро; в) Fr; г) Не; д) Ra; е) Те.
№3 Расчет массы CuSО4 в растворе до реакции:
m (CuSО4 ) = w · m (p-p) = 0,15 · 250 г = 37,5 г.
Данные для определения массы сульфата меди, израсходованного в реакции:
x у
Уравнения реакции CuSО4 + Fe = FeSО4 + Cu
160 г/моль 56 г/моль 152 г/моль 64 г/моль
Расчет массы сульфата меди, израсходованного в реакции:
Изменение массы пластинки: 10,81 - 10,04 = 0,77(г).
Разница молярных масс меди и железа: 64 – 56 = 8(г/моль).
X__ = __0,77_
160 г/моль 8 г/моль Х = 15,4 г (CuSО4)
8 г/моль
Расчет массы FeSO4, образовавшегося в реакции:
___У = __0,77_
152 г/моль 8 г/моль У = 14,63 г (FeSО4)
Масса CuSО4 после реакции: 37,5 - 15,4 = 22,1(г).
Масса раствора после реакции: 250 - 15,4 + 14,63 = 249,2(г).
Массовая доля CuSО4 в растворе после реакции 22,1 г ·100% = 8,87%.
249,2 г
№4 Формула соединения, образованного элементом группы IA и водородом: АН.
Данные для определения формулы соединения АН:
Элемент | А | Н |
W | 0,875 | 0, 125 |
Ar | X | 1 |
Расчёт атомной массы X элемента группы IA:
0,875 - X
0,125 - 1 X = 7 (литий)
Формула соединения, образованного элементом группы IVA и водородом: БН4
Элемент | Б | Н |
W | 0,875 | 0, 125 |
Ar | X | 1 |
Расчёт атомной массы X элемента группы IVА:
0,875 - X
0,125 - 4·1 X = 28(кремний)
№5 Так как атом натрия легче, при одинаковой массе число его атомов будет большим.
№6 А – углерод (С); Б – кислород (О); С – кальций (Са).
CO2 - не горюч; CO – горюч; СаCO3 - строительный материал
№7 1 - 8; 2 - 15; 3 - 12; 4 - 17; 5 - 16; 6 - 4; 7 - 1; 8 -10; 9 - 2; 10 - 20;
11 - 3; 12 - 19; 13 - 5; 14 - 13; 15 - 14; 16 - 6; 17 - 7; 18 - 9; 19 -1 1; 20 - 25;
21 - 24; 22 - 18; 23 - 21; 24 - 22; 25 - 23.
№8 1) Определяем количество вещества водорода
m (HCl) = w · ρ · v = 0,2 · 1,095 · 40 = 8,76 г
ν (HCl) = m в-ва/ М в-ва = 8,76/36,5 = 0,24 моль
2) Ме + 2HCl = МеCl2 + H2
а) ν(Ме) = ν(H2) = 0,5ν (HCl) = 0,5 · 0,24 = 0,12 моль
б) М (Ме) = m в-ва/ ν = 7,8 / 0,12 = 65г/моль Металл – цинк
3) Ме2О3 + 3 H2 = 2Ме + H2О
а) ν(Ме2О3) = 1/3ν(H2) = 0,12/3 = 0,04 моль
б) М (Ме2О3) = m в-ва/ ν = 6,4 / 0,04 = 160г/моль
160 = 2Аме + 3 · 16 Аме = 56 Металл – железо
Практическая часть
K2S | K2CO3 | AgNO3 | HCl | |
K2S | ------ | изменений нет | Ag2S↓, чёрного цвета | H2S, запах тухлых яиц |
K2CO3 | изменений нет | ------ | Ag2CO3↓ желтоватого цвета | CO2, газ без запаха |
AgNO3 | Ag2S↓, чёрного цвета | Ag2CO3↓ желтоватого цвета | ----- | AgCl↓, белого цвета |
HCl | H2S, запах тухлых яиц | CO2 газ без запаха | AgCl↓, белого цвета | ------ |
Составляем уравнения реакций, которые могут протекать при попарном смешивании растворов.
1. а) K2S + K2CO3 ≠
K2S+ 2AgNO3 = 2KNO3 + Ag2S↓,
S2- + 2Ag+ = Ag2S↓ (Ag2S – нерастворимое в воде и кислотах вещество чёрного цвета)
б) K2S + 2HCl = 2KCl + H2S
2Н+ + S+ Ag2CO32- = H2S (H2S – бесцветный газ с резким запахом тухлых яиц)
2. а) K2CO3 + AgNO3= 2KNO3 + Ag2CO3↓
2Ag+ + CO32- = Ag2CO3↓ (Ag2CO3 – нерастворимое в воде вещество желтого цвета)
б) K2CO3 + 2HCl = 2KCl + H2О + СO2
2Н+ + CO32- = H2О + СO2 (СO2 - газ без цвета и запаха)
3. AgNO3+ HCl = AgCl + НNO3
Ag+ + Cl- = AgCl↓
(AgCl – нерастворимое в воде и растворах кислот вещество белого цвета)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии(обслуживающий труд) 8-9 класс
Предлагаю тестовые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (обслуживающий труд) 8-9 классы....
Результаты моих учеников: Замалиева Ильзира 10 класс, Батуров Виктор 8 класс-призёры муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012-2013 уч.года.
В данном документе отражены результаты моих детей....
Аналитическая справка по итогам школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2012-2013 уч. г
В аналитической справке представлены результаты проведения всероссийской олимпиады по физической культуре (школьный этап)...
Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012/2013 учебного года по технологии
Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012/2013 учебного года по технологии...
Задания к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по экологии для учащихся 7-8 классов
тестовое теоретическое задание для учащихся 7-8 классов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с ответами и формой оценки работ...
Пресс – релиз Первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Олимпиада...
Приказ "О проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2017-2018 году".
Приказ №94 от 13.09. 2017 г....