Развитие познавательных УУД у обучающихся на уроках химии
презентация к уроку по химии по теме

Третьякова Вера Вениаминовна

«Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно,

 а учитель руководил этим самостоятельным процессом

и давал для него материал»

 К.Д. Ушинский

 

В современных условиях развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через  формирование  универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить  школьников основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего  совершенствования химических знаний, а также способствовать развитию безопасного поведения в окружающей среде  и  бережного к ней отношения.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon uud_na_urokakh_khimii.zip461.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на РМО учителей естественных наук

Тема: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ  ДЕЙСТВИЙ (УУД) У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

26 февраля 2013 г. 

«Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно,

 а учитель руководил этим самостоятельным процессом

и давал для него материал»

 К.Д. Ушинский

СЛАЙД 1: В современных условиях развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через  формирование  универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

СЛАЙД 2-3: Напомню, что под универсальными учебными действиями (УУД) понимают обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью.

УУД модно сгруппировать в четыре основных блока:

Познавательные - включающие действия поиска, отбора, исследования и структурирования нужной информации, а также моделирование изучаемого содержания.

Личностные - позволяют сделать учение более осмысленным, связывая его  с реальными жизненными целями и ситуациями.

Регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью путем  постановки целей, контроля, коррекции своих действий, а также оценки успешности усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, четко  выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

СЛАЙД 4: Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить  школьников основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего  совершенствования химических знаний, а также способствовать развитию безопасного поведения в окружающей среде  и  бережного к ней отношения.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Более подробно остановлюсь на познавательных УУД.

СЛАЙД 5: Функции познавательных УУД 

Познавательные УУД обеспечивают обучающимся  организацию своей учебной деятельности через:

- целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекцию — внесение необходимых  дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценку — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- саморегуляцию - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

СЛАЙД 6: В блоке познавательных универсальных действий выделяют:

- общеучебные действия, включая знаково-символические;

- логические

- действия постановки и решения проблем.

1.  Общеучебные действия (+ знаково-символические)

В число общеучебных действий входят:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- знаково-символические действия, включая моделирование;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной  информации;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Так,  при изучении нового материала учащиеся самостоятельно изучают материал по тексту параграфа или с помощью информационных листов и выполняют  письменно задание: составить план ответа, подтвердив каждый пункт плана соответствующим тезисом. Результат работы записать в таблицу:

План ответа

Тезисы

1.                                                               

                                                               

2.

 

3.

2. Наряду с общеучебными также выделяют универсальные логические действия:

-  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений, доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Особое значение среди многих учебных умений имеют следующие: умение проводить анализ и синтез, умение осуществлять сравнение; умение обобщать изученное; умение классифицировать объекты. Все эти умения необходимы для формирования знаний не только по химии, но и по другим предметам. Однако для понимания химии они особенно важны.

Анализ и синтез – это две стороны единого мыслительного процесса: анализ – мысленное расчленение объекта на характерные части; синтез – мысленное соединение составных частей или сторон (свойств) изучаемого объекта в единое целое (примеры заданий в приложении № 1).

 Сравнение – важнейшая операция сознательного усвоения знаний, оказывающая сильное влияние на формирование познавательных способностей, таких качеств ума, как наблюдательность, критичность, целеустремленность. В процессе обучения химии прием сравнения используют очень часто. Уже на первых уроках школьники сравнивают физические и химические явления, что приводит к пониманию общих черт и различий. Сравнение состава веществ постепенно подводит к пониманию необходимости их классификации. Пониманию сущности периодического закона Д.И. Менделеева служит сравнение изменяющихся (при постоянном возрастании масс атомов) свойств простых веществ и их соединений. Большое число примеров показывает, что без умения сравнивать эффективное изучение химии невозможно. При этом важно знать, что:

 сравнивать можно только однородные объекты;

 необходимо правильно выбирать основу сравнения;

 общее между сравниваемыми объектами можно устанавливать только тогда, когда между ними существуют и различия и, наоборот, определять различия можно лишь при наличии сходства.

Сравнение делает процесс изучения нового материала более доступным, живым, наглядным. Сравнение помогает представить и понять предметы и явления, выходящие за рамки жизненного опыта и недоступные воображению. Сравнение становится своего рода мостом между неизвестным и известным. Сравнение помогает углублять и уточнять изучаемый материал, «открывать в нем новые признаки» (примеры заданий в приложении № 2).

При изучении химии важное место занимает обобщение – логический процесс перехода от единичного, менее общего, к более общему знанию, например, от характеристики свойств одного конкретного вещества к общей характеристике свойств класса веществ, к которому принадлежит данное вещество (примеры заданий в приложении № 3).

Умение классифицировать также является одним из важнейших при изучении химии методов. Классификация - самый древний и самый простой научный метод. Он служит предпосылкой всех типов теоретических конструкций, включающих сложную процедуру установления причинно-следственных отношений, которые связывают классифицируемые объекты. Определить некий класс объектов (например, кислоту) - значит установить те существенные характеристики (состав, свойства), которые являются общими для всех составляющих этот класс элементов. При проведении классификации используются почти все мыслительные операции, и особенно анализ, синтез, сравнение и обобщение, т.к. от них зависит выделение общих признаков объектов, включение отдельных групп объектов в общий класс, расчленение общего на частное, лаконичная и предельно четкая формулировка названия групп (примеры заданий в приложении № 4).

Очевидно, что основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение ―обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Реализация изменений в ориентации обучения возможна в условиях проблемно-деятельностного обучения, использования проектных и исследовательских технологий (пример учебного проекта представлен в приложении № 5).

3. Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Этому способствуют краткосрочные тематические проекты.

Пример: Информационная карта по теме «Классификация веществ»

Источник информации

Содержание

Формула вещества

Надпись на тюбике

В составе зубной пасты есть карбонат кальция

CaCO3

Надпись на бутылке с чистящим средством

В составе чистящего средства «Санфор» есть фосфорная кислота

H3PO4

Учебник химии

Основа фосфоритов и апатитов- фосфат кальция

Ca3(PO4)2

Энциклопедия для детей издательства «Аванта+», т.17, «Химия»

Сернистый газ проявляет сильное отбеливающее действие: красная роза, опущенная в колбу с газом, теряет свой цвет. Цвет линии, проведенный фломастером, меняется при нанесении раствора кислоты(уксуса) или основания (раствора соды)

SO2

Урок биологии

В состав плазмы крови входят соли натрия, кальция и другие.

Na+       Ca2+

Урок химии

В составе одеколонов, туалетной воды, дезодорантов, ликеро - водочных изделий встречается этиловый спирт

C2H5OH

Газета «Аргументы и факты»

Оказывается, нет большой разницы- курить или дышать у выхлопной трубы. В обоих случаях в кровь попадает окись углерода, которая замещает собой кислород во всех тканях и органах. Недостаток кислорода у курящих мальчиков в будущем может привести к импотенции, а у курящих девочек- к землистому цвету лица, а их родители в итоге лишаются возможности нянчить здоровых внуков.

CO

Произведение Л.Буссенара «Похитители бриллиантов»

Известно, что рудничный газ, или углеводород, обладает свойством воспламеняться под действием света и, смешиваясь в определенной пропорции с атмосферным воздухом, дает мощный взрыв.

CH4

Энциклопедия «Проверьте свои знания»- ИКФ «Сталкер», 1997.

В настоящее время темперные краски иногда готовят на поливинилацетатной  эмульсии (ПВА).Помимо пигмента и ПВА, в состав краски обычно вводят небольшое количество фенола, наличие которого определяется по запаху краски.

(CH3COOCH-CH2-)n

Химический энциклопедический словарь, -М.: «Советская энциклопедия», 1983.

Анизол (метоксибензол, метилфениловый эфир) применяется в производстве душистых веществ, дисперсных красителей. Слабо раздражает слизистую оболочку глаз и кожу.

C6H5OCH3

СЛАЙД 7: Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

– «Найди отличия» (можно задать их количество);
– «На что похоже?»
– Поиск лишнего
– «Лабиринты»
– Упорядочивание
– «Цепочки»
– Хитроумные решения
– Составление схем-опор
– Работа с разного вида таблицами
– Составление и распознавание диаграмм
– Работа со словарями, справочниками

Результатом формирования познавательных УУД будут являться умения:

- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

- уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

- уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;

- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- уметь устанавливать аналогии;

- владеть общим приемом решения учебных задач;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Мы все знаем, что наиболее распространенным  и популярным у большинства учителей типом урока является комбинированный. Попробуем рассмотреть его с новыми изменениями, которых требует современный подход к уроку и  выделить самые распространенные универсальные учебные действия (УУД), которые при этом формируются:

п/п

Этап урока

Содержание деятельности учащихся (учителя)

Формируемые УУД

1

Начало урока.

Учащиеся сами формулируют тему урока (функцией учителя будет подвести их к этому).

общеучебные,  коммуникативные, регулятивные.

2

Постановка целей и задач.

Их ставят сами учащиеся, при этом четко понимая границы своих знаний и незнаний.

регулятивные, коммуникативные, целеполагания

3

Планирование

Учащиеся сами (учитель только направляет и советует) составляют план достижения цели.

планирования, регулятивные.

4

Практическая работа учащихся 

Учащиеся осуществляют учебные действия по составленному плану (здесь модно работать как индивидуально, так и в группах).

познавательные, коммуникативные, регулятивные.

5

Осуществление контроля 

Контроль осуществляют сами учащиеся (это само- и взаимоконтроль).

регулятивные контроля и самоконтроля, коммуникативные .

6

Осуществление коррекции

 Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы, вызвавшие у них затруднения и находят ответы (функция учителя- консультации и советы, в случае сильное затруднении я- помощь.)

коммуникативные, регулятивные, коррекции.

7

Оценивание учащихся

Исходя из результатов, учащиеся дают оценку и себе (самооценка) и товарищам.

регулятивные оценивания и самооценивания, коммуникативные.

8

Итог урока

Проводится рефлексия  (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…, было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… я приобрел… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…).

познавательные,  коммуникативные, регулятивные.

9

Домашнее задание 

За учеником оставляется право выбирать из заданий, предложенных учителем с учетом индивидуальных особенностей каждого.

познавательные,  коммуникативные, регулятивные.

 Все изложенное  выше - это УУД в обобщенном виде. При планировании  каждого конкретного урока необходимо учитывать, на каком этапе урока нужно так организовать деятельность учащихся, чтобы достичь максимального результата по формированию УУД.

СЛАЙД 8: Исходя из сказанного, можно сделать вывод: различие состоит в деятельности на уроке как учителя, так и ученика, причем ученик на уроке становится главным. Здесь уместно вспомнить слова Уильяма Уорда «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Великий учитель вдохновляет». 

Каждый учитель- творец своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, дает нам почву для новых идей и новых творческих изюминок.  

СЛАЙД 9: Желаю успеха!

Общая характеристика ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

Познавательные УУД

Составляющие

1. Общеучебные  универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов  деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

+ Знаково - символические

действия

- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково -

символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

2. Логические универсальные

действия

- анализ объектов с целью выделения  признаков (существенных, несущественных);

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Постановка и

решение проблемы

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии...

Формирование развития познавательной активности обучающихся на уроках химии посредством опытно - экспериментальной деятельности

Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обуче...

Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы"

Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы" на школьном методическом объединении естественно-математическог...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В КОЛЛЕДЖЕ.

В данной статье рассматривается проблема мотивации  на уроках химии в среднем профессиональном образовательном учреждении....

Статья по теме «Технология развития познавательного интереса у обучающихся на уроках Истории через систему разноуровневых творческих заданий»

Статья по теме «Технология развития познавательного интереса у обучающихся на уроках Истории через систему разноуровневых творческих заданий»...

Практико-ориентированные задания с применением национально-регионального компонента как средство развития творческих способностей у обучающихся на уроках химии.

Применение национально-регионального компонента в обучении химии позволяет увидеть «живую химию», а не сухую бездушную науку.   Изучение химии в органической связи с окружающим, ...