Вода-простая и загадочная!
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Кудряшова Наталья Петровна

Цель урока:расширить представление о воде как уникальном веществе на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_8_klasse.voda-prostaya_i_zagadochnaya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Вода – простая и загадочная

Цель урока: расширить представление о воде как уникальном веществе на Земле.

Задачи урока:

  1. Образовательная:  
  • продолжить формирование представлений о свойствах воды;
  1. Развивающие:
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личную значимость учебного материала;
  • обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;
  • содействовать развитию умений использовать научные методы познания (наблюдение, эксперимент);
  1. Воспитательные:
  • воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешную творческую деятельность: увлеченность, наблюдательность, сообразительность, чуткость и уважительность;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Вид урока: беседа с элементами практической работы.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, схемы и таблицы, репродукции картин, фотоэтюды о воде; приборы и материалы  к демонстрациям.

Девиз урока:     «Вода – это жизнь»

Ход урока:

                                                                                    Все хорошо в природе, но

                                                                               вода – красота всей природы.

                                                                                                             С. Аксаков

  1.  Организационный  момент  

(создать на уроке условия для эмоционального погружения в тему; используя репродукции картин художников, фотоэтюды с изображением русской природы в разные времена года (оформление на доске)

Учитель:  Как много удивительного и интересного в мире! Мы не перестаем удивляться всему тому, что окружает нас. Предметы, которые мы используем в повседневной жизни хранят в себе столько  таинственного и загадочного! Сегодня мы должны вместе раскрыть тайну еще  одного природного вещества.

  1. Изучение нового материала

Учитель: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь!

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…».

        Перед  вами «черный ящик». Ваша задача - догадаться о каком веществе идет речь: это химически чистое вещество; у него есть свой день в календаре - 22 марта; это вещество может принимать разную форму, сейчас оно находится в расплавленном состоянии; это самое главное вещество для нас в окружающем мире.

        А вы знаете, космонавты свидетельствуют, что из космоса наша планета похожа на огромную  каплю именно этого вещества, и что это непередаваемое зрелище, когда созерцаешь Землю с иллюминатора космического корабля, которая притягивает к себе особой живой голубизной ― «голубая планета ― Земля».

          О каком же веществе идет речь? (ответы учащихся)

Учитель: Поэтому объектом нашего изучения на уроке будет  вода (слайд2)

 (задает вопрос учащимся) Почему вода является самым главным веществом на Земле? (ответы учащихся)

Чтобы ответить на такой вроде бы простой вопрос, необходимо рассмотреть его со всех сторон.

Вы, наверное, не раз слышали: «Вода – это эликсир  жизни», «Самое необыкновенное вещество в мире…», «Вода – чудо природы». Поэтому о воде не случайно слагали стихи, песни, писали картины и делали фотоэтюды. Вот какие наблюдения за природой записал Фет А.А.:

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности – только вода…

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана,

И все это – только вода.

                                                        (слайд 3)

А теперь обратите внимание на экран. Внимательно прочитайте слова: аквариум, акватория, акваланг, акварель (слайд 4).

(вопрос классу) Какое  отношение эти слова имеют к теме нашего урока? Почему? (ответы учащихся)

«Aqua» в переводе с латинского – «вода». Как  алфавит начинается с буквы «А», так и жизнь начинается с воды. Вода ― основа жизни, так как жизнь впервые зародилась в воде, поэтому воду считают колыбелью жизни.

Мы с вами, люди ― еще в утробе матери девять месяцев окружены водой.

        Вода содержится в каждом человеке (слайд 5). Если ваша масса тела 40 кг, то в нем 26 кг воды. Это почти 3 ведра, конечно, это не чистая вода. В среднем за свою жизнь при ее продолжительности 70 лет, человек потребляет и выделяет около 80000 кг воды. Доказано, что особенной чувствительностью к обезвоживанию отличается наш мозг, постоянно омывающийся спинномозговой жидкостью.

        Исходя из всего этого , девизом нашего урока можно взять такие слова: «Вода – это жизнь» (слайд 6)

(Учитель каждому раздает стаканы с водой) 

        Давайте  на  минутку   отвлечемся  от  внешнего мира,  забудем  о  том,    

что  нас   окружает,  послушаем  себя,  свои  мысли, свои чувства. У вас на

столах в стаканах вода. Чтобы ощутить, какая она, предлагаю поступить так.

Закройте глаза  и представьте себе (в классе звучит спокойная музыка), что

мы находимся в пустыне: нещадно палит солнце, на небе ни облачка. Мы

медленно передвигаемся по раскаленному обжигающему ноги песку. Наш

путь долог и утомителен. У каждого за плечами тяжелый рюкзак, все устали.

Пот льет ручьями,  во рту пересохло от жажды, до цели еще далеко. В

боковом кармане рюкзака лежит фляжка с  водой.  Идти больше  

невозможно, хочется присесть и выпить хотя бы глоточек воды. Рука сама тянется к карману рюкзака. Откройте глаза. Поднимите руку, кому захотелось пить. Отпейте глоток воды. А теперь подумайте, какая же она – вода? (сладкая, холодная, утоляющая жажду…) .

То, что вода входит в состав нашего с вами организма, свидетельствуют и ваши слезы, когда вы огорчены или чем-то расстроены, и выделения потовых желез, когда вам жарко, и чтобы восполнить потерю воды в организме вам необходимо напиться!

        Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, вспомните, что вы знаете о воде.

        Сегодня на уроке мы ,безусловно ,узнаем о необыкновенных свойствах воды. Такое непростое это «простейшее соединение» ― вода!

  Вода ― удивительная жидкость: у нее есть аномалии.

Для воды будто законы не писаны! Самое поразительное её свойство заключается в том, что вода ― единственное вещество на нашей планете, которое в обычных, естественных условиях температуры и давления, может находиться в трех агрегатных состояниях!

А теперь я предлагаю вам записать в тетрадь физические свойства воды (учащиеся заполняют таблицу).

(слайд 7)

Учитель:  Сегодня любой школьник знает формулу воды. Впервые ее установил итальянский ученый Амедео Авогадро . (Ученик выходит к доске и пишет формулу воды). В научном мире это вещество известно под названием «оксид водорода».  Давайте вспомним, какую информацию о веществе можно получить по его химической формуле.

(Ответы учащихся: качественный состав; количественный состав 2 атома водорода и 1 атом кислорода; относительная молекулярная масса равна 18)

Учитель: Ученым удалось узнать, как выглядит молекула воды. А может кто –  то из вас сможет показать наглядно молекулу воды (учащиеся пробуют построить шаростержневую модель молекулы воды на, а затем изобразить на доске). Эту модель придумал английский ученый Джон Бернал в аэропорту под шум дождя (слайд 8).

        Вода – химически активное вещество, поэтому она взаимодействует со многими другими веществами. Самое известное и наглядное из таких взаимодействий – растворение веществ в воде .

        Да, действительно, вода ― уникальное вещество; при всей своей простоте, таящее в себе много тайн, загадок.

Растворяющее  ее  действие, которому в той или иной мере подвластны и твердые тела, и жидкости, и газы – еще одна из аномалий воды.

Вода представляет собой универсальный растворитель, в чем предлагаю вам  убедиться, проделав следующий эксперимент. (слайд 9).

       После  работы вы должны будете  обсудить и ответить на следующие вопросы:

А) Что произошло с вашим веществом?

Б) Что произошло с водой? Куда она исчезла?

В) Какое свойство проявила вода?

Г) Сделать вывод по свойствам воды (слайд 10, слайд 11).

(Учащиеся выводы записывают в тетрадь)

Безусловно, разговор наш не является исчерпывающим, так как роль воды в жизни нашей планеты и ее уникальные, загадочные свойства исследованы и раскрыты еще не до конца!

        Но одно можно сказать однозначно: Вода ― самое уникальное вещество на Земле, такая простая и загадочная!

  1. Закрепление материала

Учитель: Приведите в систему все те знания, которые вы получили на уроке. И сейчас проверим, что вы усвоили.

Задание – игра «Удивительная цифра». Обвести верные ответы кружком (слайд 12, у учащихся карточки ).

  1. Формула воды – Н2О.
  2. Относительная молекулярная масса воды равна 18
  3. Тип химической реакции образования воды из простых веществ – реакция соединения.
  4. Соль медный купорос хорошо растворяется в воде.
  5. Соль можно выделить из раствора фильтрованием.
  6. Вода – хороший растворитель.
  7. Чтобы выделить соль из раствора, его необходимо выпарить.
  8. Вода – летучая жидкость
  9. Вода взаимодействует с активными металлами.
  10. В воде растворяется железный гвоздь.
  11. Вода имеет вкус и запах.
  12. Вода не имеет вкуса и запаха.
  13. Вода может существовать в трех агрегатных состояниях.
  14. Процесс растворения – это физическое явление.
  15. Взаимодействие активного металла натрия с водой – это химическое явление.
  1. Домашнее задание.

Сочинить произведение о воде (стихотворение, сказку, рассказ)

  1. Рефлексия.

Учитель: Расставаясь с вами, я хочу, чтобы вы проанализировали, все то, что происходило сегодня на уроке.

- Считаете ли вы для себя этот урок полезным?

- На все ли вопросы вы смогли найти ответ?

- Чувствовали ли вы поддержку учителя и товарищей?

        Прежде чем вы покинете кабинет, я прошу вас сделать следующее: на столе стоят три сосуда с жидкостью разного цвета. Разбавьте, пожалуйста, ту воду в емкости, цвет которой соответствовал вашему настроению на уроке (слайд 13).

Вода… Разве это не счастье

В зной прохладу ее ощутить?

Оказавшись у жажды во власти,

Силу чистой воды оценить.

Разве это не счастье, скажите,

Когда в ритме мирской суеты

Вы у моря беспечно лежите,

Наслаждаясь мерцаньем воды?

Или просто, устав в одночасье

От метелей и длинных ночей,

Вас вернет в состояние счастья

Своей песней весенний ручей.

Когда пылью окутает город

И в полях засыхают хлеба,

Каждой каплею дождик нам дорог.

Разве это не счастье ― вода?

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слет специалистов оптики: загадочные оптические явления

Тема урока:            Слет специалистов оптики: загадочные оптические явления. Предмет:...

Презентация на тему "загадочная Антарктида"

Знакомство с Антарктидой. Просто и наглядно....

Театрализация логопедического занятия "Загадочный город у устья Невы..."

Подобраны красивые стихи о городе Санкт - Петербурге: об архитектуре, о памятниках, о парках и прудах.Разработана инсценировка в стихах о городе. В разработку входят упражнения для развития слоговой с...

Урок "Антарктида - загадочный край"

Разработка урока в 7 классе по теме "Антарктида - загадочный край!" Урок знакомит учащихся с особенностями природы и исследованием Антарктиды. Урок оснащен  дополнительным материалом, который акт...

Вода-простая и загадочная

О свойствах воды, о  её аномалиях...

7 класс проверка знаний - игра (агрегатные состояния воды, простые механизмы, формулы давления)

Маленькая игрушка "Физяшки 7", сделана на платформе etreniki.ru. Состоит из трех заданий. За борт необходимо выбросить лишние слова, не относящиеся к указанным темам: агрегатные состоян...