ОВР подготовка к ЕГЭ
учебно-методическое пособие по химии (11 класс) по теме

Артемьева Елена Юрьевна

Разработка включает все задания С1 прошлых лет с  решениями  и необходимый теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по химии по теме ОВР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovr._podgotovka_k_ege.docx894.47 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры выполнения задания части С1

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

Элементы ответа:

1) Составлен электронный баланс: 

 

2) Указано, что иод в степени окисления −1 является восстановителем, а азот в степени окисления +3 (или нитрит калия за счёт азота в степени окисления +3) — окислителем.

3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

C 1 № 41. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Определите окислитель и восстановитель.

1) определены недостающие в схеме реакции вещества и составлен

электронный баланс:

2 | Mn+7 + ē  Mn+6

1 | S+4 – 2ē  S+6

2) указано, что сера в степени окисления +4 является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца в степени окисления +7) – окислителем;

3) составлено уравнение реакции:

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

 

2) Указано, что кислород в степени окисления −1 является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца в степени окисления +7) — окислителем.

3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции 

C 1 № 50.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

Пояснение.

1) Составлен электронный баланс: 

2) Указано, что хлор в степени окисления −1 является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или перманганат-ион за счёт марганца в степени окисления +7) — окислителем.

3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

 

C 1 № 183. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Определите окислитель и восстановитель.

1) составлен электронный баланс:

2) указано, что сера в степени окисления +4 является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца в степени окисления +7) – окислителем;

3) определены недостающие вещества, и составлено уравнение реакции:

C 1 № 226. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что сера в степени окисления -2 (или сероводород за счёт серы -2) является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или марганцевая кислота за счёт марганца +7) — окислителем.

C 1 № 312. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что азот в степени окисления +2 (или оксид азота за счёт азота +2) является восстановителем, а хлор в степени окисления +7 (или хлорная кислота за счёт хлора +7) — окислителем.

C 1 № 355. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс: 

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что йодид калия является восстановителем (за счёт йода со степенью

окисления -1), а серная кислота — окислителем (за счёт серы со степенью окисления

+6).

 1 № 398. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что бром в степени окисления -1 (или бромид калия за счёт брома в степени окисления -1) является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца в степени окисления +7) — окислителем.

C 1 № 441. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс: 

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что азот в степени окисления +2 (или оксид азота за счёт азота +2) является восстановителем, а хлор в степени окисления +1 (или гипохлорит калия за счёт хлора +1) — окислителем.

C 1 № 484. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что азот в степени окисления +3 (или  за счёт азота в степени окисления +3) является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца в степени окисления +7) — окислителем.

C 1 № 527. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

 

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

 

3) Указано, что фосфор в степени окисления +3 (или оксид фосфора) является восстановителем, а диоксид азота за счёт азота в степени окисления +4 — окислителем.

C 1 № 570. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

 

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что сера в степени окисления +4 является восстановителем, а йод в степени окисления 0 — окислителем.

C 1 № 613. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

1) Составлен электронный баланс:

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что сера в степени окисления -2 (или сероводород за счёт серы -2) является восстановителем, а хлор в степени окисления +5 (или хлорноватая кислота за счёт хлора +5) — окислителем.

C 1 № 656. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс: 

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

3) Указано, что марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия) является окислителем, а железо в степени окисления +2 (или сульфат железа (II)) — восстановителем.

C 1 № 699. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что сера в степени окисления -2 (или сероводород за счёт серы в степени окисления -2) является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 — окислителем.

C 1 № 742. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что MnSO4 является восстановителем (за счёт марганца со степенью окисления +2), а KMnO4 — окислителем (за счёт марганца со степенью окисления +7).

C 1 № 785. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс: 

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что хром в степени окисления +3 является восстановителем, а азот встепени окисления +5 (или нитрат калия за счёт азота в степени окисления +5) — окислителем.

C 1 № 828. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

 

3) Указано, что фосфор в степени окисления +3 (или оксид фосфора (III) за счёт фосфора +3) является восстановителем, а азот в степени окисления +5 (или азотная кислота за счёт азота +5) — окислителем.

C 1 № 871. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

 

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что фосфор в степени окисления -3 (или фосфин за счёт фосфора в степе¬ни окисления -3) является восстановителем, а серебро в степени окисления +1 (или нитрат серебра за счёт серебра в степени окисления +1) — окислителем.

C 1 № 957. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что фосфор в степени окисления 0 является восстановителем, а хлор в степени окисления +5 (или хлорноватая кислота за счёт хлора +5) — окислителем.

C 1 № 1000. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

Указано, что хром в степени окисления +3 (или сульфат хрома (III)) является восстановителем, а бром в степени окисления 0 — окислителем.

C 1 № 1043. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что MnSO4 является восстановителем (за счёт марганца со степенью окисления +2), а  — окислителем (за счёт марганца со степенью окисления +7).

Спрятать пояснение 

C 1 № 1086. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что бром в степени окисления -1 (или бромид калия за счёт брома в степени окисления -1) является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца в степени окисления +7) — окислителем.

C 1 № 1129. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3)Указано, что фосфор в степени окисления -3 (или фосфин за счет фосфора -3) является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или марганцевая кислота за счет марганца +7) — окислителем.

C 1 № 1172. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что фосфор в степени окисления -3 (или фосфин за счёт фосфора -3) является восстановителем, а хлор в степени окисления +5 (или хлорноватая кислота за счёт хлора +5) — окислителем.

C 1 № 1215. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс: 

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

Указано, что хром в степени окисления +6 (или бихромат калия) является окислителем, а сера в степени окисления -2 (или сероводород) — восстановителем.

C 1 № 1258. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что сера в степени окисления -2 (или сероводород за счёт серы -2) является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или марганцевая кислота за счёт марганца +7) — окислителем.

C1

C 1 № 1344. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что йодид калия является восстановителем (за счёт йода со степенью

окисления -1), а серная кислота — окислителем (за счёт серы со степенью окисления

+6).

C1

C 1 № 1387. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что фосфор в степени окисления -3 (или фосфин за счёт фосфора в степе¬ни окисления -3) является восстановителем, а серебро в степени окисления +1 (или нитрат серебра за счёт серебра в степени окисления +1) — окислителем.

C1

C 1 № 1430. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

 

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

3) Указано, что азот в степени окисления +3 (или  за счёт азота в степени окисления +3) является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца в степени окисления +7) — окислителем.

C1

C 1 № 1517. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

 

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции

 

3) Указано, что сера в степени окисления -2 (или сероводород за счёт серы в степени окисления -2) является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 — окислителем.

C1

C 1 № 1607. Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции, используя метод электронного баланса:

Укажите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель —  восстановитель — 

3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

C1

C 1 № 1613. Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции, используя метод электронного баланса:

Укажите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель —  восстановитель — 

3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

C1

C 1 № 1772. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

К2МnO4 + КВr + ... = MnSO4 + ... + ... + Н2O

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

1 | Мn+6 + 4е  Мn+2

2 | 2Вr-1 - 2е  Вr2

2) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель - К2МnO4 (Мn+6), восстановитель - KBr (Вr-1).

3) Определены недостающие вещества, и составлено уравнение реакции:

К2МnO4 + 4KBr + 4H2SO4 = MnSO4 + 3K2SO4 + 2Br2 + 4H2O

C1

C 1 № 1815. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакци

Br2 + Mn(NO3)2 + ... = MnO2 + NaNO3 + ... + ...

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

1 | Вr2 + 2е  2Вr-

1 | Мn+2 - 2е  Мn+4

2) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель - Вr2 (Вr0),

восстановитель - Mn(NO3)2 (Мn+2).

3) Определены недостающие вещества, и составлено уравнение реакции с коэффициентами:

Br2 + Mn(NO3)2 + 4NaOH = MnO2 + 2NaNO3 + 2NaBr + 2H2O

C1

C 1 № 1858. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

К3[Сr(ОН)6] + Сl2 + ... = К2CrO4 + КСl + ...

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

3 | Сl2 + 2е  2Сl-1

2 | Сr+3 - Зе  Сr+6

2) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель - Сl2 (Сl0),

восстановитель - К3[Сr(ОН)6] (Сr+3).

3) Определены недостающие вещества, и составлено уравнение реакции с коэффициентами:

2K3[Cr(OH)6] + ЗСl2 + 4КОН = 2K2CrO4 + 6КСl + 8Н2O

C1

C 1 № 1901. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

КIO3 + КI + ... = ... + K2SO4 + ...

Определите окислитель и восстановитель.

Элементы ответа:

1) Составлен электронный баланс:

1| I+5 + 5е  I0

5| I-1 - e  I0

2) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель - КIO3 (I+5),

восстановитель - KI (I-1)

3) Определены недостающие вещества, и составлено уравнение реакции с коэффициентами:

КIO3 + 5KI + 3H2SO4 = 3I2 + 3K2SO4 + 3H2O

C1

C 1 № 2018. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

As2O3 + HNO3 + ... = NO2 + ...

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

4 | N+5 + е  N+4

1 | 2As+3 - 4е  2As+5

2) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель - HNO3(N+5),

восстановитель - As2O3 (As+3).

3) Определены недостающие вещества, и составлено уравнение реакции:

As2O3 + 4HNO3 + Н2O = 4NO2 + 2H3AsO4

C1

C 1 № 2061. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

P2O3 + H2SO4 + ... = SO2 + ...

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2 | S+6 + 2е  S+4

1 | 2Р+3 - 4е  2Р+5

2) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель - H2SO4 (S+6),

восстановитель - Р2O3 (Р+3).

3) Определены недостающие вещества, и составлено уравнение реакции:

Р2O3 + 2H2SO4 + Н2O = 2SO2 + 2Н3РO4

C1

C 1 № 2104. Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции, используя метод электронного баланса:

K2S + КМnO4 + ... = S + MnSO4 + ... + ...

Укажите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2 | Mn+7 + 5е  Mn+2

5 | S−2 - 2е  S0

2) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель - KMnO4 (Mn+7),

восстановитель - K2S (S−2).

3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

5K2S + 2KMnO4+ 8H2SO4 = 5S + 2MnSO4 + 6K2SO4 + 8Н2O

C1

C 1 № 2147. Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции, используя метод электронного баланса.

Mg + HNO3  NO + ... + ...

Укажите окислитель и восстановитель.

1) Составлено уравнение реакции

3Mg + 8HNO3 = 3Mg(NO3)2 + 2NO + 4H2O

2) Составлен электронный баланс:

3  2|   Mg0 - 2e = Mg+2

  6

2  3|   N+5 + 3е = N+2

3) Указано, что Mg0 является восстановителем, а N+5 (в составе HNO3) является окислителем

C1

C 1 № 2190. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

МnO2 + KI + ... = MnSO4 + ... + ... + ...

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

1 | Мn+4 + 2 е  Mn+2

1 | 2I−1 - 2е  I2

2) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель - МnO2 (Мп+4),

восстановитель - KI (I−1).

3) Определены недостающие вещества, и составлено уравнение реакции:

МnO2 + 2KI + 2H2SO4 = MnSO4 + I2 + K2SO4 + 2H2O

C1

C 1 № 2233. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

МnO2 + FeSO4 + ... = MnSO4 + ... + ...

Укажите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

1 | Мn+4 + 2е  Mn+2

1 | 2Fe+2 − 2е  2Fe+3

2) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель - МnO2 (Мn+4),

восстановитель - FeSO4 (Fe+2).

3) Определены недостающие вещества, и составлено уравнение реакции:

МnO2 + 2FeSO4 + 2H2SO4 = MnSO4 + Fe2(SO4)3 + 2H2O

C1

C 1 № 2364. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель —  восстановитель — 

3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

C1

C 1 № 2450. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

 

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

.

2) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель — , восстановитель — .

3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

.

C1

C 1 № 2493. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

 

Определите окислитель и восстановитель.

Пояснение.

Элементы ответа.

1) Составлен электронный баланс:

2) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель —  восстановитель — 

3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

C1

C 1 № 2579. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

 

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель —  восстановитель — 

3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

C1

C 1 № 2622. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

 

Определите окислитель и восстановитель.

Пояснение.

Элементы ответа.

1) Составлен электронный баланс:

2) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель —  восстановитель — 

3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

C1

C 1 № 2665. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

 

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель —  восстановитель — 

3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

C1

C 1 № 2751. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

 

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель —  восстановитель — 

3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

C1

C 1 № 3095. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

 

  

Определите окислитель и восстановитель.

1) Составлен электронный баланс:

2) Указаны окислитель и восстановитель:

окислитель —  восстановитель — 

3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

C1

C 1 № 3310. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Определите окислитель и восстановитель.

1) составлен электронный баланс:

2 |   

1 |   

2) указано, что сера в степени окисления +4 является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца в степени окисления +7) – окислителем;

3) определены недостающие вещества, и составлено уравнение реакции:

C1

C 1 № 3377. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Определите окислитель и восстановитель.

а) Электронный баланс

1| 

2| 

б) окислитель — , восстановитель — 

в) уравнение реакции — 

C1

C 1 № 3419. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Определите окислитель и восстановитель.

а) Электронный баланс

2| 

3| 

б) окислитель — , восстановитель — 

в) уравнение реакции — 

Теоретические сведения.

Перманганат калия как окислитель.

 + восстановители 

в кислой среде 

в нейтральной среде 

в щелочной среде 

(соль той кислоты, которая участвует в реакции)

Манганат  или  -

Дихромат и хромат как окислители.

 (кислая и нейтральная среда),  (щелочная среда) + восстановители  всегда получается 

кислая среда

нейтральная среда

щелочная среда

Соли тех кислот, которые участвуют в реакции: 

 в растворе,  или  в расплаве

Повышение степеней окисления хрома и марганца.

 + очень сильные окислители  (всегда независимо от среды!)

, соли, гидроксокомплексы

+ очень сильные окислители:
а)
, кислородсодержащие соли хлора (в щелочном расплаве)
б) 
 (в щелочном растворе)

Щелочная среда:

образуется хромат 

, соли

+ очень сильные окислители в кислой среде  или  

Кислая среда:

образуется дихромат  или дихромовая кислота 

 — оксид, гидроксид, соли

+ очень сильные окислители:
, кислородсодержащие соли хлора (в расплаве)

Щелочная среда: 

 — манганат

 — соли

+ очень сильные окислители в кислой среде  или 

Кислая среда: 

 — перманганат
 — марганцевая кислота

Азотная кислота с металлами.

— не выделяется водород, образуются продукты восстановления азота.

Чем активнее металл и чем меньше концентрация кислоты, тем дальше восстанавливается азот

Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислота
Неметаллы + конц. кислота

Неактивные металлы (правее железа) + разб. кислота

Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + конц. кислота

Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + кислота среднего разбавления

Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + очень разб. кислота

Пассивация: с холодной концентрированной азотной кислотой не реагируют:

Не реагируют с азотной кислотой ни при какой концентрации:

Серная кислота с металлами.

— разбавленная серная кислота реагирует как обычная минеральная кислота с металлами левее  в ряду напряжений, при этом выделяется водород;
— при реакции с металлами 
концентрированной серной кислоты не выделяется водород, образуются продукты восстановления серы.

Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислота
Неметаллы + конц. кислота

Щелочноземельные металлы + конц. кислота

Щелочные металлы и цинк + концентрированная кислота.

Разбавленная серная кислота ведет себя как обычная минеральная кислота (например, соляная)

Пассивация: с холодной концентрированной серной кислотой не реагируют:

Не реагируют с серной кислотой ни при какой концентрации:

Диспропорционирование.

Реакции диспропорционирования — это реакции, в которых один и тот же элемент является и окислителем, и восстановителем, одновременно и повышая, и понижая свою степень окисления:

Диспропорционирование неметаллов — серы, фосфора, галогенов (кроме фтора).

Сера + щёлочь  2 соли, сульфид и сульфит металла (реакция идёт при кипячении)

 и 

Фосфор + щелочь  фосфин  и соль гипофосфит (реакция идёт при кипячении)

 и 

Хлор, бром, иод + вода (без нагревания)  2 кислоты, 
Хлор, бром, иод + щелочь (без нагревания) 
 2 соли,  и  и вода

 и 

Бром, иод + вода (при нагревании) 2 кислоты, 
Хлор, бром, иод + щелочь (при нагревании)
 2 соли,  и  и вода

 и 

Диспропорционирование оксида азота (IV) и солей.

 + вода  2 кислоты, азотная и азотистая
 + щелочь  2 соли, нитрат и нитрит

 и 

сульфид и сульфат калия

 и 

2 соли, хлорид и перхлорат 

 и 

Активность металлов и неметаллов.

Для анализа активности металлов используют либо электрохимический ряд напряжений металлов, либо их положение в Периодической таблице. Чем активнее металл, тем легче он будет отдавать электроны и тем более хорошим восстановителем он будет в окислительно-восстановительных реакциях.

Электрохимический ряд напряжений металлов.

Li Rb K Ba Sr Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Pb  H  Sb Bi Cu Hg Ag Pd Pt Au

Активность неметаллов так же можно определить по их положению в таблице Менделеева.

Запомните! Азот — более активный неметалл, чем хлор!

Более активный неметалл будет окислителем, а менее активный будет довольствоваться ролью восстановителя,если они реагируют друг с другом.

Ряд электроотрицательности неметаллов:

увеличение электроотрицательности

Особенности поведения некоторых окислителей и восстановителей.

а) кислородсодержащие соли и кислоты хлора в реакциях с восстановителями обычно переходят в хлориды:

б) если в реакции участвуют вещества, в которых один и тот же элемент имеет отрицательную и положительную степени окисления — они встречаются в нулевой степени окисления (выделяется простое вещество).

Необходимые навыки.

  1. Расстановка степеней окисления.
    Необходимо помнить, что степень окисления — это 
    гипотетический заряд атома (т.е. условный, мнимый), но он должен не выходить за рамки здравого смысла. Он может быть целым, дробным или равным нулю.

Задание 1: Расставьте степени окисления в веществах:

  1. Расстановка степеней окисления в органических веществах.
    Помните, что нас интересуют степени окисления только тех атомов углерода, которые меняют своё окружение в процессе ОВР, при этом общий заряд атома углерода и его неуглеродного окружения принимается за 0.

Задание 2: Определите степень окисления атомов углерода, обведённых рамкой вместе с неуглеродным окружением:

2-метилбутен-2: =

ацетон: 

уксусная кислота: 

  1. Не забывайте задавать себе главный вопрос: кто в этой реакции отдаёт электроны, а кто их принимает, и во что они переходят? Чтобы не получалось, что электроны прилетают из ниоткуда или улетают в никуда.

Пример: 

В этой реакции надо увидеть, что иодид калия  может являться только восстановителем, поэтому нитрит калия  будет принимать электроны, понижая свою степень окисления.
Причём в этих условиях (разбавленный раствор) 
азот переходит из  в ближайшую степень окисления .

  1. Составление электронного баланса сложнее, если формульная единица вещества содержит несколько атомов окислителя или восстановителя.
    В этом случае это необходимо учитывать в полуреакции, рассчитывая число электронов.
    Самая частая проблема — с дихроматом калия 
    , когда он в роли окислителя переходит в :

Эти же двойки нельзя забыть при уравнивании, ведь они указывают число атомов данного вида в уравнении.

Задание 3: Какой коэффициент нужно поставить перед  и перед 



Задание 4: Какой коэффициент в уравнении реакции будет стоять перед магнием?

  1. Определите, в какой среде (кислой, нейтральной или щелочной) протекает реакция.
    Это можно сделать либо про продуктам восстановления марганца и хрома, либо по типу соединений, которые получились в правой части реакции: например, если в продуктах мы видим 
    кислотукислотный оксид — значит, это точно не щелочная среда, а если выпадает гидроксид металла — точно не кислая. Ну и разумеется, если в левой части мы видим сульфаты металлов, а в правой — ничего похожего на соединения серы — видимо, реакция проводится в присутствии серной кислоты.

Задание 5: Определите среду и вещества в каждой реакции:

  1. Помните, что вода — вольный путешественник, она может как участвовать в реакции, так и образовываться.

Задание 6: В какой стороне реакции окажется вода? Bо что перейдёт цинк?

Задание 7: Мягкое и жесткое окисление алкенов.
Допишите и уравняйте реакции, предварительно расставив степени окисления в органических молекулах:

 (хол. р-р.) 

 (водн.р-р)  

  1. Иногда какой-либо продукт реакции можно определить, только составив электронный баланс и поняв, каких частиц у нас больше:

Задание 8: Какие продукты ещё получатся? Допишите и уравняйте реакцию:

  1. Во что переходят реагенты в реакции?
    Если ответ на этот вопрос не дают выученные нами схемы, то нужно проанализировать, какие в реакции окислитель и восстановитель — сильные или не очень?
    Если окислитель средней силы, вряд ли он может окислить, например, серу из 
     в , обычно окисление идёт только до .
    И наоборот, если 
     — сильный восстановитель и может восстановить серу из  до , то  — только до .

Задание 9: Во что перейдёт сера? Допишите и уравняйте реакции:

 (конц.) 

  1. Проверьте, чтобы в реакции был и окислитель, и восстановитель.

Задание 10: Сколько ещё продуктов в этой реакции, и каких?

  1. Если оба вещества могут проявлять свойства и восстановителя, и окислителя — надо продумать, какое из них более активный окислитель. Тогда второй будет восстановителем.

Задание 11: Кто из этих галогенов окислитель, а кто восстановитель?

  1. Если же один из реагентов — типичный окислитель или восстановитель — тогда второй будет «выполнять его волю», либо отдавая электроны окислителю, либо принимая у восстановителя.

Пероксид водорода — вещество с двойственной природой, в роли окислителя (которая ему более характерна) переходит в воду, а в роли восстановителя — переходит в свободный газообразный кислород.

Задание 12: Какую роль выполняет пероксид водорода в каждой реакции?

Последовательность расстановки коэффициентов в уравнении.

Сначала проставьте коэффициенты, полученные из электронного баланса.
Помните, что удваивать или сокращать их можно 
только вместе. Если какое-либо вещество выступает и в роли среды, и в роли окислителя (восстановителя) — его надо будет уравнивать позднее, когда почти все коэффициенты расставлены.
Предпоследним уравнивается водород, а 
по кислороду мы только проверяем!

  1. Задание 13: Допишите и уравняйте:

Не спешите, пересчитывая атомы кислорода! Не забывайте умножать, а не складывать индексы и коэффициенты.
Число атомов кислорода в левой и правой части должно сойтись!
Если этого не произошло (при условии, что вы их считаете правильно), значит, где-то ошибка.

Возможные ошибки.

  1. Расстановка степеней окисления: проверяйте каждое вещество внимательно.
    Часто ошибаются в следующих случаях:
  2. а) степени окисления в водородных соединениях неметаллов: фосфин  — степень окисления у фосфора — отрицательная;
    б) в органических веществах — проверьте ещё раз, всё ли окружение атома 
     учтено;
    в) аммиак и соли аммония — в них азот 
    всегда имеет степень окисления ;
    г) кислородные соли и кислоты хлора — в них хлор может иметь степень окисления 
    ;
    д) пероксиды и надпероксиды — в них кислород не имеет степени окисления 
    , бывает , а в — даже ;
    е) двойные оксиды: 
     — в них металлы имеют две разные степени окисления, обычно только одна из них участвует в переносе электронов.
  3. Задание 14: Допишите и уравняйте:

Задание 15: Допишите и уравняйте:

  1. Выбор продуктов без учёта переноса электронов — то есть, например, в реакции есть только окислитель без восстановителя или наоборот.

Пример: в реакции  свободный хлор часто теряется. Получается, что электроны к марганцу прилетели из космоса…

  1. Неверные с химической точки зрения продукты: не может получиться такое вещество, которое вступает во взаимодействие со средой!

а) в кислой среде не может получиться оксид металла, основание, аммиак;
б) в щелочной среде не получится кислота или кислотный оксид;
в) оксид или тем более металл, бурно реагирующие с водой, не образуются в водном растворе.

Задание 16: Найдите в реакциях ошибочные продукты, объясните, почему они не могут получаться в этих условиях:

Ответы и решения к заданиям с пояснениями.

Задание 1:

Задание 2:

2-метилбутен-2: =

ацетон: 

уксусная кислота: 

Задание 3:

Так как в молекуле дихромата 2 атома хрома, то и электронов они отдают в 2 раза больше — т.е. 6.

Задание 4:

Так как в молекуле  два атома азота, эту двойку надо учесть в электронном балансе — т.е. перед магнием должен быть коэффициент .

Задание 5:

Если среда щелочная, то фосфор  будет существовать в виде соли — фосфата калия.

Если среда кислая, то фосфин переходит в фосфорную кислоту.

Задание 6:

Так как цинк — амфотерный металл, в щелочном растворе он образует гидроксокомплекс. В результате расстановки коэффициентов обнаруживается, что вода должна присутствовать в левой части реакции:

Задание 7:

Электроны отдают два атома  в молекуле алкена. Поэтому мы должны учесть общее количество отданных всей молекулой электронов:

 (хол. р-р.) 

Обратите внимание, что из 10 ионов калия 9 распределены между двумя солями, поэтому щелочи получитсятолько одна молекула.

Задание 8:

В процессе составления баланса мы видим, что на 2 иона  приходится 3 сульфат-иона. Значит, помимо сульфата калия образуется ещё серная кислота (2 молекулы).

Задание 9:


(перманганат не очень сильный окислитель в растворе; обратите внимание, что вода 
переходит в процессе уравнивания вправо!)

 (конц.) 
(концентрированная азотная кислота очень сильный окислитель)

Задание 10:

Не забудьте, что марганец принимает электроны, при этом хлор их должен отдать.
Хлор выделяется в виде простого вещества.

Задание 11:

Чем выше в подгруппе неметалл, тем более он активный окислитель, т.е. хлор в этой реакции будет окислителем. Йод переходит в наиболее устойчивую для него положительную степень окисления , образуя йодноватую кислоту.

Задание 12:


(пероксид — окислитель, т.к. восстановитель — 
)


(пероксид — восстановитель, т.к. окислитель — перманганат калия)


(пероксид — окислитель, т.к. роль восстановителя более характерна для нитрита калия, который стремится перейти в нитрат)

Задание 13:

Задание 14:

В молекуле  из трех атомов железа только один имеет заряд . Он окислится в .

Задание 15:

Общий заряд частицы  в надпероксиде калия  равен . Поэтому он может отдать только .

Задание 16:

 (водный раствор)

 (щелочная среда)

 (водный раствор)

 (кислая среда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...