Химическая мнемоника как способ повышения мотивации школьников к учению
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме

Хаустова Ольга Анатольевна

Каждый учитель заинтересован в повышении мотивации школьников к учению, формировании их логического мышления, интеллектуальных ресурсов личности. Одно из условий успешного развития учащихся – хорошая память.  Природная память у всех людей разная. Повышенные способности к запоминанию – это, как правило, не врожденное свойство и не следствие повышенного коэффициента умственного развития. Память можно улучшить. Единого рецепта нет, но есть разные способы увеличения ее объема. Представляю вашему вниманию «курсы повышения квалификации для памяти».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Химическая мнемоника

как способ повышения мотивации школьников к учению

 Хаустова О.А.

учитель химии

МКОУ «Богучарская средняя общеобразовательная школа №2» г. Богучар Российская Федерация

      Каждый учитель заинтересован в повышении мотивации школьников к учению, формировании их логического мышления, интеллектуальных ресурсов личности. Одно из условий успешного развития учащихся – хорошая память. Чем интенсивнее она используется, тем лучше функционирует и развивается. Если ее не использовать, память «ржавеет». Природная память у всех людей разная. Повышенные способности к запоминанию – это, как правило, не врожденное свойство и не следствие повышенного коэффициента умственного развития. Память можно улучшить. Единого рецепта нет, но есть разные способы увеличения ее объема. На своих уроках я систематически провожу «курсы повышения квалификации для памяти».

     В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина. От ее имени образовано слово «мнемоника», обозначающее совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский.

     Целесообразно в кабинете химии оформить стенд «Учись учиться» со сменной экспозицией, где должны быть  приведены  приемы запоминания основных понятий, правил, текста. Это поможет учащимся справиться с большим объемом фактической информации. Для осмысления учебного материала на уроках применяю различные схемы, таблицы, рисунки, алгоритмы, химические комиксы.

      В рабочих тетрадях на специальных страницах учащиеся ведут разделы «Условные сокращения», «Химические формулы», «Словарь терминов», «Схемы-конспекты». Все дети знают, что «повторение – мать учения».

     Чаще всего использую такие приемы запоминания, как ассоциации (мысленные связи между образами).

    Различают ассоциации по контрасту (антонимы): мокрый – сухой,

по сходству (синонимы): быстро – стремительно,

по звучанию: глаз – газ,

по корню слов: вода – водный,

часть  - целое: прибор – колба,

подчинительные ответы: химические элементы – натрий, хлор,

обобщающие: металлы, неметаллы – элементы,

дополняющие обстоятельства: оксиды – основные, кислотные, амфотерные,

определения: колба – коническая, плоскодонная, круглодонная.

      Главное, чтобы образ был ярким и мог двигаться. Легче запомнить колбу, убегающую со стола, чем стоящую на нем. Ассоциации должны быть нестандартными, невероятными и даже абсурдными, иначе они быстро забудутся. Например, можно запомнить, что молекула воды Н2О – ушастая. Эта ассоциация связана с уголковой формой молекулы воды.

      На основании таких ассоциаций для уроков изготовлены визитки - картинки, на которых  в юмористической форме изображена основная мысль урока.

     По количеству букв в словах можно запомнить заряды электродов: катод – минус (5 букв), анод – плюс (4 буквы). Формула стеариновой кислоты - С17Н35СООН (слова «семнадцать» и «стеариновая» начинаются с буквы с), формула пальмитиновой кислоты – С15Н31СООН (пятнадцать и пальмитиновая). Или «Отдать электроны – окислиться, взять – восстановиться» (слова начинаются с одной буквы).  Еще одна ассоциация: «Лакмус в кислоте красный» (три К – все слова начинаются с буквы К).

    С помощью этого метода можно запоминать и символы химических элементов. Например, чтобы запомнить знак золота Аu, можно использовать ассоциацию: многие ищут золото; когда кого-то ищут, кричат «Ау!» - это слово, написанное латинскими буквами и есть химический знак золота.

    Существует и такой прием запоминания,  как  мнемонические фразы.

Так, для запоминания последовательности цветов в спектре, используют фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». При запоминании последовательности электронных подуровней в атоме (s, p, d, f) запоминаем фразу: «Саша помогал дяде фотографировать».

     Еще один способ запоминания называется ритмизация и рифмование – перевод информации в стихи, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Зарифмованный учебный материал лучше запоминается. Например, в курсе 8 класса при изучении индикаторов можно использовать следующие рифмы:

             Фенолфталеин в щелочах малиновый,

             Но, несмотря на это, в кислотах он без цвета

Или:     Попасть в кислоту для него – неудача

    Но он перетерпит без вздохов, без плача

    Зато в щелочах у фенолфталеина

    Начнется не жизнь, а сплошная малина

    Индикатор лакмус красный

    Кислоту укажет ясно;

    Индикатор лакмус – синий,

    Щёлочь здесь, не будь  разиней.

   Развивать память можно и с помощью игр.

Первая игра «Бегунок»

Ребята в команде передают друг другу колбу или другой предмет химического оборудования и называют вещества, название которых начинается с последней буквы предыдущего названия. Например, гипс – сода – антрацит – тальк – купорос. Можно использовать металлы, неметаллы, химические элементы и т.д.

Вторая игра «Слушаю и вижу»

Развитие слуховой памяти: Один ученик читает ряд слов: кислота, галоген, нефть, керосин, крекинг, спиртовка, белок, осмий. Второй записывает слова, которые запомнил. Сверяют со списком, подсчитывают число совпадений.

Развитие зрительной памяти: Ученик читает список слов про себя, затем записывает их.

Так можно проверить, у кого лучше развит тот или иной вид памяти.

Эйдетические способности (образная память): В течение одной минуты рассмотреть находящиеся на столе предметы лабораторного оборудования. Затем ученик отворачивается, а его товарищ убирает некоторые предметы, а другие переставляет. Первый ученик должен определить, что изменилось. Чем больше найдено отличий, тем лучше развита образная память и тем больше склонность к эйдетическому восприятию.

     Эти способы развития памяти можно использовать для детей любой возрастной группы на уроках, классных часах и других мероприятиях развивающего характера.

     Научившись развивать память, - это и развить воображение для того, чтобы найти применение развитой памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Игра как способ повышения мотивации школьников на уроках немецкого языка»

едагогический проект «Игра как способ повышения мотивации школьников на уроках немецкого языка» для аттетстации на 1 категорию...

Способы повышения мотивации школьников к изучению английского языка

Данное выступление  предназначено для учителей инностранного языка....

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Более 97% учащихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием, но через некоторое время интерес значительно ослабевает, а к восьмому классу он пропадает у 86% учащихся.Как сохрани...

Применение игровых технологий на уроках русского языка как один из способов повышения мотивации школьников. Статья для выступления на МО.

  Статья для выступления на заседании методического  объединения учителей русского языка. Может быть использована для как для работы на уроке, так и во внеклассной работе....

Методическое пособие "Приемы повышения мотивации школьников к учению"

Мотивация к обучения естественна для любого человека: овладение новыми знаниями и умениями приводит к всплеску гормонов счастья. Это хорошо видно на совсем маленьких детях, которые искренне радуются л...

Мастер-класс на тему «Рефлексивно-сотворческие практики как способ повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка.»

Данный мастер-класс предназначен для педагогов различных предметных направлений, молодых специалистов, наставников, методистов, заместителей директоров по методической работе, на примере учителей инос...