Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

Антошина Ирина Анатольевна

рабочая прграмма по химии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_khimii_8_klass.docx91.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                              «Согласовано»                                  «Утверждено»

Руководитель МО                            Заместитель                                       Директор МБОУ СОШ п.Агроном

________________                         руководителя по УВР                          ___________________________

         ФИО                                        МБОУ СОШ п.Агроном                                        ФИО

Протокол №_____ от                       ___________________                       Приказ №___________ от

«__»___________20____г.             «___»__________20__г.                      «___»____________20____г.

    Рабочая программа педагога 

                            Малыхиной Ирины Анатольевны

по химии

8 класс

 

 

     

                                           

                                                                                               

                                                                           

                                                                                                               Рассмотрено на заседании

                                                                                                               педагогического совета

                                                                                                               протокол № ___________от

                                                                                                              «_____»_____________20____г.

                                                       

2013 — 2014 учебный год.

Пояснительная записка

к рабочей программе  по химии 8 класс

Рабочая программа по химии составлена в соответствии с  

 Законом РФ от 10.07.1992 г.№ 3266-1 «Об образовании»  (в редакции Федерального закона от 17.07.2009  № 148-Ф3),

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011  N 19644).

  За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор  Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.).

Рабочая  программа ориентирована  на  использование  учебника:

Рудзитис Г.Е. Ф.Г Фельдман Химия: Неорганическая химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2009.-198с.,  Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 68 часов, из расчета - 2 учебных часа в неделю.        

      Программа курса химии для 8 класса общеобразовательной школы, построена на основе линейной концепции школьного химического образования.    В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, в ней так же заложены предусмотренные стандартом возможности формирования у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.  

     Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложит фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде. Учащиеся получают сведения о конкретных мерах по защите окружающей среды.

     В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;  соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни. Программа по химии позволяет раскрыть ведущие идеи и отдельные положения, важные в познавательном и мировоззренческом отношении: зависимость свойств веществ от состава и строения, обусловленность применения веществ их свойствами.   Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно- молекулярное учение, периодический закон Д.И.Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изменения, внесенные в авторскую программу:

     Тема «Закон  Авогадро. Молярный объем газов»  изучается учащимися после тем «Кислород» и «Водород»  в объеме 2 часов. Такая последовательность изучения тем является логичной и позволяет учащимся освоить алгоритм решения задач на нахождение объемных отношений, относительной плотности газа, вычисления по химическим уравнениям  объема и количества вещества одного из продуктов реакции по по массе, объему или количеству исходного вещества.

      Тема  «Растворы. Вода» изучается в объеме 7 часов, вместо 6 часов. Дополнительный час отводится на расчетные задачи по нахождению массовой доли растворенного вещества в растворе; нахождению массы вещества или раствора по массовой доле вещества.

       Тема «Периодический закон» изучается в объеме 9 часов, вместо 8 часов.

Дополнительный час отводится на строение атома для  закрепления знаний и навыков заполнения электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

1) освоение важнейших знаний о химической символике, об основных химических понятиях, фактах, теориях и законах химии;       2)  овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

3) развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;     4) воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры;

5) овладение методами научного познания для объяснения химических   явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;  6)применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.  7) химическое образование необходимо также для создания у школьника отчетливых представлений о роли химии в решении экологических, cырьевых,  энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.

         Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

      Структура  программы:

пояснительная записка, требования к уровню подготовки обучающихся, проверка и оценка знаний и умений обучащихся , содержание учебной дисциплины, учебно-методический комплекс, календарно-тематическое планирование учебного материала по химии.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения химии ученик должен: знать/понимать:

 химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

 важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

 основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:  называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;

 объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

 характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

 определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

 составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов, формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;

 обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

 распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ,  растворы кислот и щелочей.

 вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 безопасного обращения с веществами и материалами;

 экологически грамотного поведения в окружающей среде;

 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

 критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

 приготовления растворов заданной концентрации.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

      Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.   Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
      глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);    полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
      При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
      Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
      Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).  Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;  ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий;материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу. Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы,   в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:  допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»: план решения составлен правильно;  правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»: задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:  в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:   в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:  имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»:   задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка

Отметка «4»:  ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибка.

Отметка «3»:работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»: работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

                                       

                                         СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

  Неорганическая химия

68 ч/ год (2 час/ неделю; 2 часа – резервное время)

     Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 часов).

     Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

     Предмет химии. Химия как часть  естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография.  Способы разделения смесей и их использование. Физические и химические явления, Химические реакции.. Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Понятие о скорости химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Химический элемент. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические).

 Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.

Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количества вещества, моль. Молярная масса.  Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Уравнение и схема химической реакции.  Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

     Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).

Химические соединения вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных  реакций. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.

Практические работы. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

2. Очистка загрязненной поваренной соли. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Расчетные задачи. Вычисление  относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества, по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

     Тема 2. Кислород (5 часов)

 Кислород. Простые вещества (металлы и неметаллы). Физические и химические свойства, получение и применение. Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества. Кислород. Нахождение в природе. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды.  Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.      Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Классификация химических реакций по поглощению или выделению энергии. Тепловой эффект химической реакции.

Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа. Получение и свойства кислорода. Получение, собирание и распознавание кислорода. Качественная реакция.

Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.

     Тема 3. Водород (3 часа)

Водород, физические и химические свойства, получение. Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества.

Водород. Нахождение в природе.   Водород-восстановитель. Получение, применение.

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

    Тема 4 Закон Авогадро. Молярный объем газов. (3 часа)

 Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях. Получение газообразных веществ.

Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Демонстрации.  Модель молярного объема газов.

    Тема 5. Растворы. Вода. (6 часов)

Вода и её свойства. Растворимость веществ в воде. Тепловые явления при растворении.Получение кристаллов солей (стандарт). Вода-растворитель. Растворимость веществ в воде. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.

Практическая работа.  Взвешивание. Приготовление растворов.

Определение массовой доли растворенного вещества.  Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

    Тема 6. Основные классы неорганических соединений (9 часов)

Основные классы неорганических веществ. Химические свойства основных классов неорганических соединений (требования к уровню подготовки)

     Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение.  Применение.

     Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция  нейтрализации. Получение. Применение.

     Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н.Н.Бекетова. Применение.

     Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований. Взаимодействие оксида магния с кислотами. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений

    Тема 7. Периодический закон и периодическая система химических элементов   Д.И.Менделеева. Строение атома.(8 часов)

     Химический элемент. Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный Варианты периодической таблицы.

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.

Строение атома. Состав атомных ядер: ядро (протоны, нейтроны). Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы).

Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

    Тема 8. Строение вещества. Химическая связь.(9 часов)

 Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

     Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Ионная связь как предельный случай полярной ковалентной связи (стандарт). Валентность элементов в свете электронной теории.  Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов.  Окислительно - восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.  Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная,

ионная и металлическая). Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико – химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

    Тема 9. Галогены (6 часов)

   Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.  Методы анализа веществ.Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов и иода.

Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.

Практическая работа. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств. Качественная реакция  на хлорид ион.

 Учебно-методический комплект:

  1. Учебник Рудзитис Г.Е. Ф.Г Фельдман Химия: неорганическая химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010.-198с.,
  2.  Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2010. -56с.
  3. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя. М.: Просвещение 2010 11 с.
  4. Журнал: «Химия в школе», «Химия»- приложение к газете «Первое сентября».
  5. Библиотечка газеты «Первое сентября»
  6. Электронные носители:
  7. Репититор. Химия.Полный школьный курс.
  8. Готовимся к ГИА и ЕГЭ. 

Дополнительная литература  для учителей:

     1.Брейгер Л.М.Химия Контрольные и самостоятельные работы, тесты. 9Класс.,2006.

     2.Городова Н.М.Сборник тестовых заданий по химии. 8-9 класс.

     3.Альбицкая В.М.Задачи и упражнения поорганической химии.

     4.Гара Н.Н.зуева М.В.Химия.Система заданий для контроля обязательного уровня   подготовки  выпускников основной школы.

      5.Суровцева Р.П.,Гузей Л.С. Контрольные работы по химии 8-9 класс.

  1. Сборники тестов. Химия. 8-9 классы
  2. Контрольные и проверочные работы. Химия. 8-9 классы..

     8.Габриелян О.С.. сборники задач для 8-9 классов общеобраз. учебных заведений.

     9.Габриелян О.С.Химия.Контрольные и проверочные работы.М.: Дрофа,2010.

     10.Габриелян О.С. Тесты по химии.8-9 класс.

      11. Новошинский И.И., Новошинская Н.С., Федосова Л.Ф. Сборник самостоятельных работ по     химии: 8-9 кл. - 176 с.
     12.Шмаков Ю.А. Тесты.Неорганическая химия.

      13. .Химия. ЕГЭ.2012 Сборник экзаменационных заданий.

      14.Химия. ГИА.2012 Сборник экзаменационных заданий.

для учащихся:

1.  Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 2009.

2.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. – М.: Экзамен, 2003.

3. Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов – М.: Химия, 1993.

4.  Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-9 класс. – М.: Издат-школа, 2009.

5.Слета Л.А., Холин Ю.В., Черный А.В. 1001 задача по химии с решениями. – Москва-Харьков: Илекса-гимназия, 2008.

6.Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 2009.

Справочная литература:

1. Химия. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. 784 с.

2. Химия. Краткий справочник школьника. 8-11 классы (авт. Е.А.Еремина, В.В.Еремин, Н.Е.Кузьменко. 208 с.

3. Химия. Справочник школьника и студента - 368 с.

4. Химия в формулах. 8-9 классы. (авт. В.В.Еремин) - 64 с.

5. Химия в таблицах. 8-9 классы. (авт. А.Е.Насонова) - 96 с.

MULTIMEDIA – поддержка предмета:

   1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004

  1. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.:ЗАО Просвещение - МЕДИА, 2010.

      Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 70 часов, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них:  для проведения контрольных - 5 часов, практических работ – 6 часов, лабораторных опытов – 14 часов.

     Изменения, внесенные в авторскую программу:

Тема «Закон  Авогадро. Молярный объем газов»  изучается учащимися после тем «Кислород» и «Водород»  в объеме 2 часов. Такая последовательность изучения тем является логичной и позволяет учащимся освоить алгоритм решения задач на нахождение объемных отношений, относительной плотности газа, вычисления по химическим уравнениям  объема и количества вещества одного из продуктов реакции по по массе, объему или количеству исходного вещества.

Тема  «Растворы. Вода» изучается в объеме 7 часов, вместо 6 часов. Дополнительный час отводится на расчетные задачи по нахождению массовой

доли растворенного вещества в растворе; нахождению массы вещества или раствора по массовой доле вещества.

Тема «Периодический закон» изучается в объеме 9 часов, вместо 8 часов.

Дополнительный час отводится на строение атома для  закрепления знаний и навыков заполнения электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

Количество учебных часов по рабочей программе  и авторской программе.

 


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Элементы содержания

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

фактически

1

3

5

Тема № 1.  «Первоначальные химические понятия»  (18часов)

1

Предмет и задачи химии. Вещества и их свойства.

Химия – наука о веществах, их строении и свойствах.

Наблюдение, описание, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Предмет химии. Вещества и их свойства.

предисловие,   §1, упр.2,4,5 с.13

3.09

2

Практическая работа №1

«Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории»

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

с. 48-50

с. 51-52

5.09

3

Чистые вещества и смеси.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Чистые вещества и смеси. Cпособы  очистки веществ.

§2, упр.6-7 c.13

10.09

4

Практическая работа  №2

«Очистка загрязненной поваренной соли».

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Практические занятия:

Очистка загрязненной поваренной соли.

с. 52-53

12.09

5

Физические и химические явления. Химические реакции.

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций.

Физические и химические явления. Признаки химических реакций, условия их возникновения и течения.

§3 упр.10 с.13

17.09

6

Молекулы и атомы

Атомно-молекулярное учение.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Качественный и количест-венный состав вещества. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ.

§4, 5, 13

Упр. 7,8с.25, упр. 8. с.37

19.09

7

Простые и

сложные вещества.  Химические элементы

Химический элемент. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические).

§5,6, упр.11-15 с.25

24.09

8

Химические элементы. Относительная атомная масса химических элементов.

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава. Относительные атомная и молекулярная массы.

Атомная единица массы.

§ 6,7,8. Табл.2 с.24

26.09

9

Закон постоянства состава веществ. Химические формулы.

Относительная молекулярная масса

Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества.

§9, упр.5,11 с.32

1.10

10

Вычисление по химическим формулам.

Решение расчетных задач.

Расчетные задачи

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

§10,

упр. 9, 10,с.32

3.10

11

Валентность химических элементов.

Определение валентности элементов по формулам их соединений.

Понятие о

 валентности химических элементов.

Составление формул  соединений  по валентности

Определение валентности элементов по формулам их соединений.

§11,12

 упр.4,5 с.37

8.10

12

Составление формул  соединений  по валентности

Составление формул  соединений  по валентности.

§11,12

упр.6,7 с.37

10.10

13

Закон сохранения массы веществ

Сохранение массы веществ  при химических реакциях.  Закон сохранения массы веществ.

§14

упр.1,2 с.47

15.10

14

Химические

 уравнения

химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций.

Химические уравнения.

§15, упр.4 с.47

17.10

15

Типы химических реакций

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ

§16,

упр.5,6 с.47

схема  6

22.10

16

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

Количество вещества, моль. Молярная масса.  

§17,

задачи

24.10

17

Вычисления по химическим уравнениям реакций.

Расчетные задачи

Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям массы или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества.

§17,задачи 1,2 с.48

29.10

18

Контрольная работа № 1

по теме: «Первоначальные химические понятия»

Повторить §§ 2-17

31.10

Тема № 2 «Кислород»  (5 часов)

19/1

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе.

Получение кислорода

кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

Получение газообразных веществ.

Качественные реакции на газообразные вещества.

Кислород. Нахождение в природе.

§18,19, упр.2,3 с.59

12.11

20/2

Свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

Простые вещества (металлы и неметаллы)

Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды

§20, §21,упр.5,6 с.60

14.11

21/3

Воздух и его состав

Топливо и способы его сжигания.

Воздух и его состав.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

§22, упр.10 с.60

19.11

22/4

Тепловой эффект химической реакции.

Классификация химических реакций по поглощению или выделению энергии. Тепловой эффект химической реакции

§23,

задачи 1,2. с.69

21.11

23/5

Практическая работа № 3

«Получение и свойства кислорода».

Практические занятия:

Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа). Получение газообразных веществ.

Качественные реакции на газообразные вещества.

С.70 оформление работы.

26.11

Тема № 3 «Водород»  (3 часа)

24/1

Водород, его общая характеристика, нахождение в природе. Получение.

Водород, физические и химические свойства.

Качественные

Водород. Нахождение в природе.

§25,26

упр.5,6,7 с.76-77

28.11

25/2

Химические свойства и применение водорода.

химические свойства, получение и применение.

Получение газообразных веществ.

Качественные реакции на газообразные вещества. Водород – восстановитель.

§27

упр.5,9 с.76-77

3.12

26/3

Повторение и обобщение по темам «Кислород»,»Водород».

водород, физические и химические свойства, получение и применение.

Получение Качественная реакция на водород.

Повторить §25-27

5.12

Тема № 4 «Закон Авогадро. Молярный объем газов» (2 часов)

27/1

Закон Авогадро. Молярный объем газов

Относительная плотность газов

Молярный объем газов.

Закон Авогадро

Относительная плотность газов. Получение газообразных веществ.

§44, задача 1 с.156

10.12

28/2

Объемные отношения газов при химических реакциях

Объемные отношения газов при химических реакциях. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей

§45, задача 4 с.156

12.12

Тема № 5 «Растворы. Вода»  (7 часов)

27/1

Вода – растворитель. Растворы.

Вода и её свойства. Растворимость веществ в воде.

Получение кристаллов солей (стандарт).

Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде.

§28

упр.1-4 с.81

17.12

28/2

Массовая доля растворенного вещества в растворе.

Взвешивание. Приготовление растворов.

Определение массовой доли растворенного вещества.  

§28

упр.3,4 с.81

19.12

29/3

Вода и ее свойства.

Вода и ее свойства.

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические и химические свойства воды.

§29

упр.5,6 с.87

24.12

30/4

Практическая работа №4

«Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».

Взвешивание. Приготовление растворов.

Практические занятия:

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

§28-

§29

26.12

31/5

Применение воды и растворов

Круговорот воды в природе.

Вода в природе и способы её очистки.

§29

Схема 9, с.88

Подготовить сообщения по темам 2,3,4.

14.01

32/6

Обобщение знаний по темам: «Кислород. Водород. Вода. Растворы».

Водород, кислород: физические и химические свойства, получение и применение.

Молярный объем газов.

Закон Авогадро

Относительная плотность газов.

Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

§28-

§29

Подготовится к к/р

16.01

33/7

Контрольная работа № 2 по темам: Кислород, водород, закон Авогадро,

вода и растворы.

21.01

Тема № 6 «Основные классы неорганических соединений»  (9 часов)

34/1

Оксиды:

состав, классификация и химические свойства.

Основные классы неорганических веществ.

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Химические свойства основных классов неорганических соединений (требования к уровню подготовки).

§30, упр. 2-4 с.92-93.

23.01

35/2

Основания: состав

и классификация.

Основные классы неорганических веществ.

Основания. лассификация. Номенклатура.

§31,  упр.2,3 с.99

28.01

36/3

Химические свойства оснований.

Основные классы неорганических веществ.

Основания. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации.

Химические свойства основных классов неорганических соединений.

§31,  упр.5 с.99

30.01

37/4

Кислоты: состав, классификация, химические свойства.

Основные классы неорганических веществ.

Определение характера среды. Индикаторы.

Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд Н.Н.Бекетова. Применение.

Химические свойства основных классов неорганических соединений (требования к уровню подготовки).

§32,  упр.1. с.104

§32,  табл.13, с.103, упр.8. с.104 -105

(по вариантам).

4.02

38/5

Соли: состав, классификация

Основные классы неорганических веществ. Соли. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей.

  §33,  табл.15, с.111, упр.2,3. с.112.

6.02

39/6

Химические свойства солей.

Основные классы неорганических веществ.

Соли. Физические и химические свойства. Химические свойства основных классов неорганических соединений (требования к уровню подготовки).

§33,  табл.15, с.111, упр.9 с.112

11.02

40/7

Связь между отдельными классами неорганических соединений.

Основные классы неорганических веществ.

Химические свойства основных классов неорганических соединений (требования к уровню подготовки).

Повтор.

§30-33,

упр.10 с.112

(по вариантам).

13.02

41/8

Практическая работа № 5

Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

Практические занятия:

Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений

с.114, оформление работы

18.02

42/9

Контрольная работа № 3

По теме
«  Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений»

Основные классы неорганических веществ.

Химические свойства основных классов неорганических соединений (требования к уровню подготовки).

Повторить  §30-

§33.

20.02

Тема № 7  «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. Строение атома» (9 часов)

43/1

Классификация химических элементов.

Химический элемент.

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов.

§34,  упр.2,3 с.122

25.02

44/2

Периодический закон Д.И. Менделеева

Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева.

§35,  упр.3,4 с.122

27.02

45/3

Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Короткий и длинный варианты периодической таблицы

§36,  упр.2 с.125

4.03

46/4

Строение атома

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы.

Состав атомных ядер

§37,  упр.1,3,4, с.138

6.03

47/5

Строение атома

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева

§37,  составить схемы строения атомов первых 20 элементов

11.03

48/6

Состояние электронов в атомах.

Периодическое изменение  свойств химических элементов в периодах и  главных подгруппах.

§37,

13.03

49/7

Значение периодического закона

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Значение периодического закона.

§38, творческие проекты

18.03

50/8

Жизнь и деятельность

Д.И.Менделеева

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Жизнь и деятельность

Д.И.Менделеева

§39

20.03

51/9

Обобщение знаний по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Повторить  

§34 -39

1.04

Тема № 8 «Строение вещества. Химическая связь» (9 часов)

52/1

Электроотрицательность  химических элементов.

Основные виды химической связи.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи.

§40, 41, упр.1-4 с.152

3.04

53/2

Основные виды химической связи. Ковалентная связь.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная, ионная).

§41, примеры.

8.04

54/3

Основные виды химической связи. Ковалентная связь: полярная и неполярная.

Химическая связь. Ковалентная связь (полярная и неполярная)

§41, задача 1 с.152

10.04

55/4

Основные виды химической связи. Ионная связь

Ионная химическая связь

§41, при-меры веществ с разным типом связей

15.04

56/5

Кристаллические решетки

Кристаллические и аморфные вещества.

Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая). Закономерность свойств веществ от типов кристаллической решетки.

§42

17.04

57/6

Степень окисления

Понятие о степени окисления. Составление формул соединений по степени окисления.

Валентность и степень окисления.Валентность элементов в свете электронной теории. Правила определения степени окисления элементов

§43 упр.5,6 с.152

22.04

58/7

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов.Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

§43, упр.7 с.152

24.04

59/8

Повторение и обобщение знаний по теме:

Строение атома

Химическая связь. Строение веществ

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Повторить §§ 40-43

Подготовится к к/р

29.04

60/9

Контрольная работа №4

«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома

Химическая связь.»

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная

Повторить §§ 40-43

6.05

Тема № 9 « Галогены» (6 часов)

63/1

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор.

Галогены.

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение

§46-47, упр.1,2 с.164

8.05

64/2

Хлороводород

Соляная кислота и её соли

Хлороводород.

Соляная кислота и её соли.

Методы анализа веществ.

§48,49,упр.2,3. с.169

13.05

65/3

Сравнительная характеристика галогенов

Галогены. Сравнительная характеристика галогенов по физическим и химическим свойствам.

§50,упр.5 с.172

15.05

66/4

Практическая работа № 6

Получение соляной кислоты и ее свойства.

Практические занятия: Выполнение опытов по получению соляной кислоты и изучению ее свойств.

Повтор.. §46-50

20.05

67/5

Итоговая контрольная работа №5

Генетическая связь между классами неорганических соединений; Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева; строение атома химическая связь; окислительно-восстановительные реакции; галогены, химические свойства.

Повторить §40-50

22.05

68/6

Обобщение знаний по курсу химии 8 класса.

Итоговый урок.

Вычислять количество вещества, объем или массу вещества, массовую долю вещества в растворе. Основные классы неорганических соединений. Строение атома, химическая связь, степень окисления.

§32,33,27,41,43,45.

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....