Химия и жизнь
элективный курс по химии по теме

Программа элективного курса «Химия и жизнь» предназначена для учащихся 9-х классов и носит межпредметный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khimiya_i_zhizn.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

         Государственное образовательное учреждение           Тверской областной институт усовершенствования учителей

       «Химия и ЖИЗНЬ»  

 программа  

     элективного курса по химии для учащихся 9 класса

                                                                                                                     Разработали

                                                                                                                       учителя

                                                                                                              Торжокского района:                                                                                                                                                      

Кушенова С.А. Лобанова Т.П. Панова В.А. Терехина А.С.

                                                                                                                                               Руководитель:

главный методист по химии учебно-методического центраТвОИУУ  Политова С. И.

Торжок

2008год

                         Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Химия и жизнь» предназначена для учащихся 9-х классов и носит межпредметный характер. Она рассчитана на 15 часов (по 1 часу в неделю).

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой и свойствами важнейших для здоровья человека макро- и  микроэлементов, историей создания лекарственных веществ и механизмом их действия. Рассматривается действие витаминов и гормонов, проблемы, связанные с наркотиками и влияние этанола на организм человека. Разбирается вопрос о косметических средствах и их применении. В курсе предусмотрены практические занятия по обнаружению и определению макро- и микроэлементов, работа с лекарственными травами, косметическими средствами, домашней аптечкой. Экскурсия в аптеку позволит увидеть современное состояние фармацевтики. Всё это углубит представление учащихся по данной тематике и вооружит их практическими навыками, необходимыми для жизни, что делает данный курс особенно актуальным. Формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни - это важнейшая задача современной школы. Но на каждом конкретном уроке по химии этим вопросам уделяется недостаточное внимание. Индивидуальный подход к каждому при изучении этого курса в малых группах даёт ребёнку ещё один шанс найти себя, определиться с выбором дальнейшего профиля обучения.

Цель курса

  • Формировать стремление учащихся вести здоровый образ жизни.
  • Дать базу для ориентации учащихся в сложном мире современных лекарственных средств, познакомить с их влиянием на организм человека.
  • Расширить кругозор, вооружить знаниями, необходимыми для повседневной жизни.
  • Повысить интерес к химии и предметам естественнонаучного цикла, и тем самым помочь им в выборе профиля обучения в старшей школе и в выборе дальнейшего профессионального обучения (ориентация на медицинские специальности).

Задачи

  • Объяснить влияние макро и микро элементов на организм человека.
  • Научить ориентироваться в мире лекарств.
  • Убедить в опасности самолечения.
  • Дать понятие о влиянии витаминов и гормонов на организм человека.
  • Познакомить с классификацией и физиологическим влиянием наркотиков на организм человека, доказать опасность их применения.
  • Обучить правилам работы с лекарственными травами по применению их для профилактики заболеваний.
  • Научить грамотно составлять домашнюю аптечку и применять лекарства из неё для оказания первой медицинской помощи.
  • Закрепить знания правил личной гигиены и познакомить с особенностями важнейших косметических средств по уходу за полостью рта, волосами и кожей.

Предлагаемый материал может быть использован для работы с различными группами (категориями) школьников. Благодаря модульному принципу построения программы разработанные занятия могут быть использованы при проведении уроков, близких по тематике школьной программы. Возможно использование отдельных тем, например темы 5 «Я - за здоровый образ жизни!» при проведении мероприятий по наркотоксической профилактике. Тема 6 «Это должен знать каждый» может быть использована для проведения классных часов, в профориентационной работе с учащимися.

Ожидаемые результаты',

В результате обучения данного курса учащиеся »  Овладевают новыми знаниями по темам.

  • Узнают роль важнейших макро- и микроэлементов в жизни живых

организмов.

»   Должны научиться определять практически ряд важнейших макроэлементов.

  • Узнать механизм действия лекарств и некоторые важнейшие лекарственные травы родного края.
  • Знать важнейшие витамины и гормоны, и их влияние на человека.
  • Понимать, в чём опасность действия наркотиков и этанола на человека.
  • Стремиться вести здоровый образ жизни.
  • Знать правила гигиены и самые необходимые косметические средства и уметь грамотно их применять.
  • Уметь формировать домашнюю аптечку и применять   лекарства из неё для оказания первой медицинской помощи, соблюдая правила безопасности.

Всё это должно помочь учащимся:

  • Выбрать профиль дальнейшего обучения в школе и профессиональную ориентацию в будущем.

Диагностика результативности работы по программе:

  • В форме тестирования.

Учебно-тематический план элективного курса

«Химия и жизнь».

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Влияние макро и микро элементов на организм человека.

2 часа

Беседа, практикум.

2.

Лекарства.

2 часа

Беседа.

3.

Витамины и гормоны.

2 часа

Беседа, сообщения учащихся.

4.

Растения - природные источники лекарств.

2 часа

Беседа, лабораторная работа, практикум.

5.

«Я за здоровый образ жизни».

3 часа

Лекция, деловая игра, конкурс рисунка, сообщения учащихся.

6.

Это должен знать каждый.

3 часа

Лабораторный практикум, экскурсия, беседа.

7.

Итоговое занятие

1 час

Тестирование.

1

Итого 15 часов.

Содержание программы:                                                                  Тема 1 Влияние макро и микро элементов на организм человека. (2 часа) Занятие 1 Макро и микроэлементы (1 час) Беседа.

Занятие 2 Практикум. Определение ионов Са Mg К Na CI Fe Fe I. (1час) Практическая работа.

Демонстрации: таблицы содержания макро и микроэлементов в земной коре, морской воде, в растительных объектах.

Практическая работа: качественные реакции на определение важнейших ионов Са Mg Fe Fe Со Na К CI I

Роль химических элементов в жизни живых организмов. Элементарный химический состав земной коры, морской воды и живых организмов. Макро, микро и ультраэлементы по количеству их в живых организмах. Закономерности положения этих элементов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Физиологическая роль макро и микро элементов, последствия их избытка и недостатка в организме. Растения- концентраторы важнейших микроэлементов, (обитатели нашего региона). Практическое определение, наличие макро и микроэлементов.                                                                                              Результат по данной теме:

учащиеся должны: определять понятия: элементы — органогены, макро, микроэлементы, ультраэлементы, характеризовать физиологическое значение важнейших макро и микроэлементов (таблица), проводить качественные реакции на ионы Mg Са Na   К       Fe Fe Со CI I (записи в тетради)

Тема 2 Лекарства (2 часа)

История возникновения лекарств. Современные лекарства, рождённые химией. Как действуют лекарства? Лекарства и яды. Яды и противоядия. Лечение без опасности.

Занятие 1 Откуда пришли лекарства? (1 час) Беседа.            Занятие 2 Лекарства и яды. Антидоты. Опасность самолечения. (1 час*) Беседа.

Демонстрации: Таблица классификации лекарств. Образцы препаратов из арсенала современной фармацевтики.                                                     Результат: учащиеся должны знать:

  • Об истории возникновения фармацевтики.
  • Основные группы лекарственных препаратов и их действия на организм человека (таблица).
  • Способы оказания помощи человеку при отравлениях некоторыми ядами (конспект).
  • Осознавать опасность самолечения.

Тема 3 Витамины и гормоны.

Знакомство с витаминами. История их открытия, влияние недостатка и избытка их на организм человека. Роль микроэлементов в работе витаминов и гормонов.

Гормоны. Важнейшие из них и их физиологическая роль.

Пища - источник витаминов, макро и микроэлементов.

Занятие 1 Витамины - ликвидатор страшного. Пища - источник витаминов.

(1 час) Сообщения учащихся. Беседа.

Занятие 2 Гормоны - чудесные регуляторы.

Современные достижения науки в производстве гормонов и витаминов.

(1час) Беседа.

Демонстрации - продукты питания богатые витаминами. Современные витаминные препараты необходимые для профилактики различных заболеваний.                                                                                                  Результат: учащиеся должны:

  • Узнать историю открытия витаминов.
  • Важнейшие витамины, их химический состав, влияние на организм человека (таблица)
  • Некоторые гормоны, их физиологическое значение (таблица)
  • Роль продуктов питания в восполнении дефицита витаминов.

Тема 4 Растения - природные источники лекарств. (2 часа) Растения - это первые лекарства человека. Растения - целители нашей местности. Овощи и фрукты и их лечебное действие.                                                                  Занятие 1 Знакомство с лекарственными травами. Овощи и фрукты и их лекарственное действие. (1 час) Беседа, работа с гербарием.                        Занятие 2 Практическая работа. Приготовление соков и отваров для профилактики простудных заболеваний. (1 час)

Демонстрации: Гербарий лекарственных трав, аптечные препараты из трав. Овощи и фрукты нашего края, обладающие лечебным действием. Практическая работа. Приготовление отвара из листьев подорожника, мать-и-мачехи, мяты. Приготовление свежего сока из яблок и апельсинов.                                                  . Результат: учащиеся должны узнать:

  • Важнейшие лекарственные дикорастущие травы родного края и способы их применения (таблица).
  • Овощи и фрукты, обладающие лечебным действием (таблица).
  • Как грамотно приготовить отвар из лекарственных трав, с использованием водяной бани.

в   Как приготовить свежий сок из фруктов.

Тема 5 «Я - за здоровый образ жизни!» (3 часа)

Наркотик - лекарство, или яд? Алкоголь и его влияние на организм человека. Опасность применения наркотиков и борьба за здоровый образ жизни.

Занятие 1 Что такое наркотики и чем они опасны. (2 часа) Лекция, деловая

игра, конкурс плакатов.

Занятие 2 Алкоголь и подросток. (1 час) Беседа, сообщения учащихся. Результат: учащиеся должны узнать:

  • Что такое наркотики. Какие виды наркотиков существуют и чем они опасны (таблица).
  • Физиологическое действие алкоголя и его роль в разрушении личности (доклады учащихся).
  • Стремиться вести здоровый образ жизни.

Тема 6  Это должен знать каждый.

Правила личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами и кожей. Косметические средства, помогающие в этом. Домашняя аптечка. Важнейшие лекарственные препараты для оказания первой медицинской помощи и техника безопасности при их применении. Современная аптека.                             Занятие 1 Косметика. (1 час) Лабораторная работа.                                      Занятие 2 Домашняя аптечка. Умей оказать помощь. (1 час) Беседа, практическое занятие.

Занятие 3 Современная аптека. (1 час) Экскурсия. Демонстрации: Важнейшие косметические средства: мыло, шампуни, лосьоны, кремы. Предметы для макияжа: губная помада, тушь для ресниц, тональный крем.

I фактическое занятие: комплектация домашней аптечки и применение препаратов из неё для оказания первой медицинской помощи.                      Результат: учащиеся должны научиться:

»  Определять тип своей кожи и подбирать косметические средства с учётом своих особенностей.

  • Должны узнать минимальный набор лекарств для домашней аптечки (конспект) и уметь применять их для оказания первой медицинской полмощи, соблюдая правила техники безопасности.

Итоговое занятие. Тестирование по материалу курса.

                     Литература.

  • Энциклопедия для детей т. 17 М, Аванта-плюс. 2000 г.
  • Макаров Н.И. Химия и медицина. М., Просвещение, 1981 г.
  • Казаков Б.И. Лаборатория внутри нас. М., Знание 1984 г.
  • Кемпинскас В. Лекарства и человек. М., Знание 1984 г.
  • Крылов Ю.Ф. Смирнов П.А. Путешествие в мир фармакологии. М., Знание 1988 г.
  • Прозоровский В.Б. Рассказы о лекарствах. М., Медицина 1986
  • Терлецкий Е.Д. Металлы, которые всегда с тобой (микроэлементы и жизнеобеспечение организма). М., Знание, 1986 г.
  • Скурихин И.М. Нечаев А.П. Всё о пище с точки зрения химика М., Высшая школа, 1998 г. „
  • Г. Матье С витаминами к здоровью! М., Покупки на дом, 2001
  • Без секрета всему свету... Издание научно-методического центра «Диагностика. Адаптация. Развитие» имени Л.С. Выгодского. Серия «Работающие программы» выпуск 6, М., 2003 г.
  • Профилактика наркомании. ВИЧ инфекции и болезней, передаваемых половым путём. ТО ИУУ Составители Раненсон О.Д., Захарова Г.А. Тверь 2001 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклеты на тему "Химия и жизнь"

Данные буклеты мы представили на всероссийский конкурс "Химия и жизнь"...

Программа кружка по химии "Химия и жизнь"

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу химического кружка "Химия и жизнь".Программа разработана для обучающихся общеобразовательных классов....

Интеллектуальная игра по химии и технологии «Химия и жизнь»

Интеллектуальная игра по химии и технологии «Химия и жизнь» решает задачи обобщения и систематизации знаний по технологии (раздел «Технология ведения дома») и химии;  повышения интереса к п...

Внеклассное мероприятие к недели химии "Химия и жизнь"

Химия окружает нас повсюду. Что бы мы ни делали, ни держали в руках, что бы мы ни наблюдали вокруг – всюду нас сопровождают разнообразные вещества и превращения этих веществ. Химию называют «индустрие...

Конспект урока химии в 11 классе на тему: « Химия в жизни человека».

Конспект урока в 11 классе на туму: "Химия в жизни человека"....

Программа дополнительного образования по химии "Химия и жизнь"

Направленность программы: естественнонаучная.Программа «Химия и жизнь» предназначена для проведения занятий, не входящих в рамки основной образовательной деятельности (в рамки основных обр...