Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

Зотова Ирина Алексеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта и авторской  программы курса химии для учащихся 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008.

 

Рабочая программа предусматривает обучение химии в объёме 2 часов в неделю  в течение 1 учебного года. Контрольных работ – 4 , практических работ - 6

 

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план: основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ; требования к уровню подготовки выпускников; типом урока ( УОНМ – урок объяснения нового материала, КУ – комбинированный урок, УПЗУ – урок применения знаний умений, УС – урок – семинар, К – урок контроля), перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.

В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, реактивов, коллекций, видеофильмов, компьютерных дисков и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_klass.doc300 КБ

Предварительный просмотр:

 «Согласовано»                                                                                                                                       «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР                                                                                                                           Директор

МБОУ СОШ № 1 г. Пушкино                                                                                         МБОУ  СОШ № 1 г. Пушкино

___________________Самарина И.В.                                                                       ___________________Зотова И.А.

Приказ № 11 от 01.09.2013г

                 

Рабочая программа

Зотовой Ирины Алексеевны

учителя химии

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 средняя общеобразовательная школа  № 1 города Пушкино

Пушкинского муниципального района

 Московской области

по  ХИМИИ

8 класс

                                                                                                                                                           Рассмотрено на заседании

        педагогического совета

        протокол  № 1 «от 28.08.2013 года»

2013 - 2014  учебный год

 

    Учебно-тематическое планирование

по химии

Класс  8 А, 8Б,8В

Учитель  Зотова И.А.

Количество часов

Всего 68ч; в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков 4, практических работ67, лабораторных работ 10,   с/р  10

Планирование составлено на основе:

Примерная программа по химии составлена на основе  федерального компонента государственного

 стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, по программе Габриеляна О. С. 2008 год.

Учебник

Химия . 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Автор: Габриелян О. С. – М. Дрофа 2006.. По ФПУ- № 1084

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта и авторской  программы курса химии для учащихся 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008.

Рабочая программа предусматривает обучение химии в объёме 2 часов в неделю  в течение 1 учебного года. Контрольных работ – 4 , практических работ - 6

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план: основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ; требования к уровню подготовки выпускников; типом урока ( УОНМ – урок объяснения нового материала, КУ – комбинированный урок, УПЗУ – урок применения знаний умений, УС – урок – семинар, К – урок контроля), перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.

В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, реактивов, коллекций, видеофильмов, компьютерных дисков и др.

    

 Цели и задачи изучения предмета в 8 классе:

Изучение  химии  на  базовом  уровне  на ступени основного  общего  образования  в 8 классе направлено  на  достижение  следующих  целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике, решении задач по уравнениям реакции,  основных классах неорганических веществ: оксидов, оснований, солей , кислот, об их номенклатуре, физических и химических свойствах;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

  • Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
  • Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
  • Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
  • Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
  • Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
  • Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнений.  
  • Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
  • Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

        Предполагаемые результаты обучения

  • Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
  • При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
  • Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
  • В результате изучения предмета учащиеся 8 класса должны:
  • знать/понимать
  • основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества); основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей; типы кристаллических решеток; факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации; названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления; важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.
  • уметь
  • а) применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная и молекулярная масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
  • б) разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранение массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;
  • в) обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правил техники безопасности; проводить простые химические опыты; выполнять химический эксперимент наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
  • г) производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
  • использовать
  • приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

              Общая характеристика учебного предмета

Особенности содержания обучения химии в 8 классе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

•вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

•химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

•применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

             Формы, методы, технологии обучения

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.

При преподавании курса химии я использую следующие технологии обучения: разноуровневого обучения, деятельностного подхода,  ИКТ, здоровьесберегающие технологии и игровые технологии.

Авторские цифровые образовательные ресурсы: презентации  PowerPoint к урокам

Оборудование:  - компьютеры; мультимедийный проектор;

Для приобретения  практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные опыт и практические работы. Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

          Используемые формы, способы и средства проверки результатов обучения

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды  контроля как текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, практическая работа, тестирование, химический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль.

 Текущий контроль (контрольные работы) по темам «Атомы химических элементов», «Простые вещества», «Административная контрольная работа», «Изменения, происходящие с веществами»,  «Итоговая контрольная работа».

Виды домашних заданий: Работа с текстом учебника,  выполнение упражнений,  решение задач, индивидуальные задания, подготовка докладов, сообщений, составление схем

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название  темы

Количество часов

1

Введение

5

2

Тема 1. Атомы химических элементов.

10

3

Тема 2. Простые вещества.

7

4

Тема 3. Соединение химических элементов

14

5

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами.

9

6

Тема 5. Практикум №1. Простейшие операции с веществом

5

7

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

17

8

Тема 7. Практикум №2. Свойства растворов электролитов.

2

9

Итоговый урок

1

      10

ИТОГО

70

Поурочно-тематический  план  по  объему  скорректирован  в  соответствии  с  федеральным  компонентом  государственного  образовательного  стандарта  основного общего  образования  и  требованиями,  предъявляемыми  к  уровню  подготовки  выпускников  основной  школы и включает вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА

Введение (5 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

ТЕМА 1  Атомы химических элементов (10 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Изделия из стекла и алюминия. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Лабораторные работы. 1. Прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с соляной кислотой.

ТЕМА 2 Простые вещества (7ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный  объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Коллекции металлов. Образцы неметаллов. Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

ТЕМА 3 Соединения химических элементов (14 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния.

Бинарные соединения неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др. их состав и названия. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Возгонка иода. Примеры чистых веществ и смесей  

Лабораторные опыты. 2. Окисление меди в пламени спиртовки  3. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. 4. Разделение смесей. 5. Взаимодействие железа с сульфатом меди.

ТЕМА 4 Изменения, происходящие с веществами (9 ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами.

Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Возгонка иода, примеры химических реакций. Разложение перманганата калия. Горение магния.Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты.  5. Взаимодействие железа с сульфатом меди

ТЕМА 5 Практикум № 1. Простейшие операции с веществами ( 5 часов).

ПР №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

ПР №2. Наблюдения за изменениями происходящими с горящей свечой.

ПР № . Анализ почвы и воды

ПР № . Признаки химических реакций.(Демонстрационный эксперимент).

ПР №3. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли в растворе.

ПР №4. Очистка загрязненной поваренной соли.

ТЕМА 6. Растворение. Растворы.  Свойства растворов электролитов (17 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для  природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Образцы оксидов.

Лабораторные опыты. 6. Реакции характерные для растворов кислот. 7. Реакции характерные для растворов щелочей.8. Получение и свойства нерастворимого основания. 9. Реакции характерные для растворов солей. Получение кристаллов солей. 10. Реакции характерные для основных и кислотных оксидов

Тема 7. Практикум № 2.Свойства растворов электролитов ( 2 часа)

ПР № 5. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

ПР № 6.  Решение экспериментальных задач.

Итоговый урок  (1 час).

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методический комплекс химии как учебной дисциплины включает комплекты документов:

- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Химия»;

- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;

- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.

Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Химия»:

- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);

- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по химии;

- Перечень учебного оборудования по химии для средней школы;

- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;

-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания химического образования.

Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания химии.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006. – 270с. (имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год)

тетради с печатной основой:

Габриелян О.С.. Химия.8: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8». – М.: Дрофа, 2009

а также методических пособий для учителя:

  1. Габриелян О. С. Настольная книга учителя – М.: изд-во «Дрофа», 2003
  2. Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс. Поурочные разработки к учебникам химии. – М.: ВАКО, 2004
  3. Денисова В. Г.  Поурочные планы по учебнику Габриеляна - 2003
  4. Габриелян О. С. Химия 8 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8» - М.:  Дрофа, 2004

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.П.А.Гуревич.  Химия. Полезные сведения.Казань-2003.

2 .Б.Е.Абалонин. Избранные главы химической технологии.  Казань-2000.

3.  О.С. Габриелян. И.Г. Остроумов . Химия. Дрофа, М.-2008.

4. Д.Д. Дзудцова, Л.Б. Бестаева.  Окислительно- восстановительные реакции.  Дрофа, М.-2008.

5.Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рукк. Полезная химия:  задачи и истории. . Дрофа, М.-2008.

6. Н.С. Павлова. Дидактические карточки – задания по химии. К учебнику О.С.Габриеляна.8 класс. Экзамен, М-2007

7. Т.А. Боровских. Тесты по химии. К учебнику  Рудзитиса и Фельдмана. 8 класс. .  Экзамен, М-2010.

8.  Контрольные и проверочные работы . Химия . Габриелян О.С. и др , М.-2008.

9. Ю.Д. Третьяков, Ю.Г. Метлин. Основы общей химии. Просвещение, М-1980

10. Чунихина Л.Л. 230 тестов по химии. 8 класс. Москва «Издат-школа»1997.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Большой справочник для поступающих в ВУЗы. .Дрофа, М-2008.

2. Большой справочник ХИМИЯ для поступающих в ВУЗы. .Дрофа, М-1998.

3. Готовимся к Единому государственному экзамену. Химия .Габриелян и др. Дрофа, М.-2008

4.  Г.И .Штремплер. .Школьный словарь химических понятий и терминов. , М.-2008.

5. Химия в таблицах и схемах. С-Петербург, 2006.

6 .В.Г. Иванов, О.В. Гева. Химия в формулах.  Дрофа, М.-2008.

7.  А. Е. Насонова. Химия в таблицах. 8-11 классы. Дрофа, М.-2008.  

Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).

На  уроках использую самостоятельно разработанные презентации: «Атомы химических элементов», «Химические свойства неорганических соединений», « Классификация неорганических соединений», «Знаки химических элементов», «Сравнительная характеристика металлов и неметаллов», «Обобщение по теме строение атома», «Вычисления по химическим формулам», «Схемы строения атомов», «Уравнения реакций», «Химические элементы – названия, произношение»;

Мультимедийное учебное пособие;

  1. Химия 8-11 класс – диск;
  2. Химия 8-11 класс – Виртуальная лаборатория;
  3. Химия 8 класс –базовый уровень;
  4. Химические опыты со взрывом и без;
  5. Химия базовый курс – 8,9 класс.
  6. Самоучитель химии для всех XXI – решение задач.

Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации практической работы учащихся,)

- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания химического образования);

- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету

            Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

           www.bio.1september.ru – газета «Химия» -приложение к «1 сентября»

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мифодий»

Развернутый тематический план

8 класс

(базовый уровень)

п/п

Раздел про-
граммы

Тема урока

Кол-

во

часов

Тип

Урока

Виды учебной деятельности

Элементы

содержания

Планируемые результаты освоения материала

Вид

контроля.

Измерители

Элементы

дополнительного содержания

Домашнее задание

Оборудование

Дата

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Тема 1. Введение  (5 часов )

1

введение

(5 часов)

Правила поведения в кабинете химии. Инструктаж по ТБ

1

УОНМ

Записывают основные правила ТБ

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием

Нагревательные устройства различных типов

Выучить правила ТБ

Штатив, спиртовка, пробирка, химический стакан, колба, вода, мерный цилиндр, фарфоровая чашка, свеча, спички

2

Химия –
наука о веществах, их свойствах . Превращения веществ

1

УОНМ

Дают определение понятий простые и сложные вещества свойства веществ

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Атомы и молекулы. Простые вещества. Сложные вещества . Наблюдение описание, измерение, эксперимент, моделирование

Знать понятия: «химический элемент», «вещество», «атомы», «молекулы».

Различать понятия: «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент»

Текущий

Упр.1,2.3

Свойства веществ, формы существования химических элементов. Моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе

5 примеров тел и веществ

Д. Изделия из стекла и алюминия. Ноутбук

 Д. Горение Mg.

Л. Прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с соляной кислотой

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

3

введение

(5 часов)

Развитие химии.

Периодическая система. структура

1

УОНМ

Знакомят ся со структу-- рой ПС

Дают понятия период группа подгруппа

Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Группы и периоды

Знать знаки первых 20 химических элементов. 

Уметь: 

– определять положение химического элемента в Периодической системе;

– называть химические элементы

Фронтальный.

Таблица 1, с. 32

Происхождение названий знаков химических элементов

§ 4,

упр. 5

Таблица «Периодическая система химических элементов Менделеева»

4

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса

1

УОНМ

Учатся читать химические формулы расчитывают молекулярные массы веществ по формуле

Химические формулы. Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении

Знать:

– определение химической формулы вещества;

– формулировку закона постоянства состава.

Понимать и записывать химические формулы веществ.

Уметь: 

– определять состав веществ по химической формуле;

– принадлежность к простым и сложным веществам

Работа

с ДМ.

Упр. 1, 2, 6, 7, 8

Атомная единица массы

§ 5,

упр.7, 8.

ПСХЭ

5

Массовая доля элемента в соединении

1

УОНМ

Учатся рассчитывать массовую долю

Вычисление массовой доли элемента в хим соединении; установление простейшей формулы.

Уметь вычислять массовую долю химического элемента в соединении

СР

Работа

по карточкам

Упр. 6, 7

§ 5,

упр. 6

Карточки-задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Атомы химических элементов

(10 часов)

Тема 1.  Атомы химических элементов (10 часов)

6

Строение атомов

1

УОНМ

Знакомятся с планетарной моделью

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны, электроны)

Уметь объяснять физический смысл атомного номера

Текущий

Упр. 3,5 с.43

П.6,упр. 3,5

Слайд – лекция ,

ПК, модели атомов

7

Состав атомных ядер. Изотопы

1

УОНМ

Записывают понятия хим.элемент, изотоп

Изотопы

Знать определение понятия «химический элемент»

Фронтальный

Ядерные процессы

П. 7, упр.3

ПСХЭ,

таблицы

8

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов

1

КУ

Составляют эл.формулы элементов №1-20

Строение электронных оболочек атомов 1−20 элементов ПСХЭ
Д. И. Менделеева

Уметь:

– объяснять физический смысл атомного номера, номеров группы и периода;

– составлять схемы строения атомов 1−20 элементов

СР.

Упр. 1, 2

Особенности больших периодов

§ 8,

упр. 1, 2.

ПСХЭ,

таблицы

9

Периодическая система химических элементов и строение атомов

1

УПЗУ

дают соответс. Место элемента в ПС и строение атома

Периодический закон и Периодическая система химических элементов. Группы и периоды. Строение атома. Простые вещества

(Ме и НеМе)

Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп

Текущий.

Упр. 3, 4, 5, с. 53.

Таблица, с. 55

§ 8, 9,

упр. 3, 4, 5.

ПСХЭ

10

Ионная связь

1

КУ

Дают понятие хим. связи, хар-т ионную связь

Ионная химическая связь

Знать:

– понятие «ионы», «химическая связь»;

– определять тип химической связи в соедин

Текущий.

Упр. 2.

 

Водородная связь

§ 9,

упр. 2.

Таблицы,
компьютерная презентация темы, ПК

11

Ковалентная неполярная химическая связь

1

КУ

Дают понятия ковалентность, кратность связи

Ковалентная неполярная химическая связь строение молекул

Уметь определять тип химической связи в соединениях

Текущий. Упр.1, 2, 3, 4, 5.

Кратность связи, длина связи. Электронные и структурные формулы

§ 10,

упр. 1−5.

Таблицы,
компьютерная презентация темы, ПК

12

Атомы химических элементов

(10 часов)

Ковалентная полярная химическая связь

1

КУ

Составл. схемы образ. связи

Ковалентная полярная химическая связь

Уметь определять тип химической связи в соединениях

Текущий.

Упр. 1, 2, 3, 4.

Электроотрицательность

§ 11,

упр. 1−4.

Таблицы,
компьютерная презентация темы, ПК

13

Металлическая связь

1

КУ

Дают хар-ку Ме связи

Металлическая связь

Уметь определять тип химической связи в соединениях

СР

Текущий.

Упр. 1, 3.

§ 12,

упр. 1, 3.

Таблицы,
модели
атомов Ме

14

Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов»

1

УПЗУ

Систематизируют знания и ликвидируют пробелы по пройденной теме

Решают задачи и упр.

Периодический закон и строение атомов. Типы химической связи

Уметь:

– объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

– определять тип химической связи в соединениях

Тематический

Водородная связь

Подготовка к КР

Таблицы,
компьютерная презентация темы, ПК

15

КР№ 1. Атомы хим. элементов

1

К

Контроль и учет знаний

Периодический закон и строение атомов. Типы химической связи

Контрольная работа 1

Индивидуальные задания*

ДМ, карточки-задания


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Тема 2. Простые вещества  ( 7 часов )

16

Простые вещества

(7 часов)

Простые вещества − металлы

1

КУ

На основе положения Ме в ПС дают общ.хар-ку

Простые вещест-

ва – металлы

Уметь:

– характеризовать химические элементы на основе положения в Периодической системе и особенностей строения их атомов;

– объяснять связь между составом, строением и свойствами веществ

Текущий.

Упр. 1−3,

§ 13,

упр. 1, 3.

Д. Коллекция металлов.

Слайд-лекция, ПК,
проектор

17

Простые вещества − неметаллы

1

КУ

На основе положения не Ме в ПС дают общ.хар-ку

Простые вещест-

ва − неметаллы

Текущий. Упр. 3

Аллотропия

§ 14,

упр. 3.

Образцы
неметаллов

18

Количество вещества. Моль. Молярная масса

1

УОНМ

Дают понятия моль, молярная масса

Количество вещества, моль. Молярная масса

Знать понятия «моль», «молярная масса». Уметь вычислять количество вещества, массу по количеству вещества

Упр. 2 (а, б), 3 (а, б).

Постоянная Авогадро,
киломоль, миллимоль

§ 15,

упр. 2 (а, б), 3 (а, б).

Д. Химические соединения количеством вещества 1 моль

19

Молярный объем газообразных
веществ

1

УОНМ

Выполняют задачи на моляр. объем

Молярный объем

Знать понятие «молярный объем».

Уметь вычислять объем по количеству вещества или массе

Текущий.

Упр. 1 (а), 2 (а, в), 4, 5

Миллимолярный и киломолярный объемы газов

§ 16,

упр. 1 (а),
2  (а,  в),  4,  5.

Д. Модель

молярного объема газов

20

Решение задач по формуле

1

УПЗУ

Выполняют задачи

Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем

Знать изученные понятия.

Уметь производить вычисления

СР

Письменный.

§ 15, 16.

Таблицы

с формулами

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

21

Простые вещества

(7 часов)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества»

1

УПЗУ

Систематизируют знания и ликвидируют пробелы по пройденной теме

Решают задачи

Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем

Знать понятия «моль», «молярная масса», «молярный объем».

Уметь вычислять количество вещества, массу, объем по известному количеству вещества, массе, объему

Темати-
ческий

Повторить

§ 13−16

ДМ

22

Контрольная работа 2. 

Простые вещества

1

К

Контроль и учет знаний

Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем

Знать понятия «моль», «молярная масса», «молярный объем».

Уметь вычислять количество вещества, массу, объем по известному количеству вещества, массе, объему

Контрольная работа 2

Индивидуальные задания*

ДМ, карточки-задания

Тема 3. Соединения химических элементов (14 часов)

23

Соединения химических

элементов 
(14 часов)

Сложные вещества

Степень окисления. Бинарные соединения

1

УОНМ

Составляют формулы по с.о.

Понятие о степени окисления. Составление формул по степени окисления

Уметь:

– определять степень окисления элемента в соединении;

– называть бинарные соединения

Текущий.
Упр. 1, 2, 4

валентность

§ 17,
упр. 2, 5, 6.

ПСХЭ

24

Оксиды. Летучие водородные соединения

1

КУ

Составляют формулы

оксидов

Оксиды

Уметь:

– называть оксиды,

– определять состав вещества по их формулам, степень окисления

Текущий.
Упр. 1, 5.

Гидриды

§ 18,
упр. 1, 4, 5.

Д. Образцы оксидов.

Л. Окисление меди в пламени спиртовки

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

25

Соединения химических элементов 

(14 часов)

Основания

1

КУ

Составляют формулы

Производят расчеты

Основания. Ионы. Катионы и анионы. Определение характера среды. Индикаторы

Уметь:

– называть основания;

– определять состав вещества по их формулам, степень окисления;

– распознавать опытным путем растворы щелочей

Текущий.
Упр. 2, 3, 4; таблица 4.

Рабочая тетрадь:

упр. 7−11,
с. 64

§ 19,
упр. 2, 3, 4, 5, 6.

Д. Образцы оснований.

Л.. Взаимодействие углекислого
газа с известковой водой

26

27

Кислоты

2

КУ

Составляют формулы

Производят расчеты

Кислоты. Определение характера среды. Индикаторы

Знать формулы кислот.

Уметь:

– называть кислоты;

– определять степень окисления элемента в соединении;

– распознавать опытным путем растворы кислот

СР. Работа

с ДМ.

Упр. 1−5;
таблица 5,
с. 109.

Рабочая тетрадь:

упр. 8,
с. 68

§ 20,
упр. 1, 3, 5, таблица 5.

Д. Образцы кислот, нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикаторов

28−29

Соли

2

КУ

Составляют таблицу, дают названия солей

Соли. Составление формул по степени окисления

Уметь называть соли; составлять формулы солей

Работа

с ДМ.

Упр. 1, 2, 3; таблица 5,
с. 109

§ 21,

упр. 1, 2, 3.

Д. Образцы солей. Таблица растворимости

30

Основные классы неорганических веществ

1

УПЗУ

Решают задачи

Выполняют упр.

Основные классы неорганических соединений

Знать формулы кислот.

Уметь:

– называть соединения изученных классов;

– определять принадлежность вещества к определенному классу;
– составлять формулы веществ

Обобщающий. СР.

§ 18−21.

Слайд-презентация, проектор, ПК


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

31

Соединения химических элементов 

(14 часов)

Аморфные и кристаллические вещества

1

УОНМ

Дают новые понятия

аморфность кристаллы

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Закон постоянства состава

Знать классификацию веществ.

Уметь использовать знания для критической оценки информации о веществах, применяемых в быту

Текущий.
Упр. 1, 2, 5, 6

Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая)

§ 22 Подготовка к КР

Таблица «Кристаллические решетки», модели кристаллических решеток.

Д. Возгонка йода

32

Админис-

тративная контрольная работа

1

КР

Контроль и учет знаний

Уметь решать задания по пройденной теме

тематический

Индивидуальные задания*

ДМ,задачники

33

Чистые вещества

и смеси

1

КУ

Предлагают способы разделения смесей различного состава

Чистые вещества

и смеси веществ

Уметь использовать знания для критической оценки информации о веществах, применяемых в быту

Текущий.
Упр. 1, 2

Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды

§ 23.

Д. Примеры чистых веществ и смесей.

Л. «Разделение смесей»
(сера, железные стружки, вода, магнит)

                                                                                                                                                                                                                                                                                        Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

34

Соединения химических элементов 

(13 часов)

Массовая

и объемная доля компонентов смеси

1

УОНМ

Используя новые понятия решают задачи

Массовая доля растворенного
вещества

Уметь вычислять массовую долю вещества
в растворе, вычислять
m, V,  продукта реакции по m, V,  исходного вещества, содержащего примеси

Текущий.
Упр. 2.

Рабочая тетрадь: упр. 1−14,
с. 79−84

Объемная
доля

§ 24,
упр. 2,

5–7.

Таблицы

35

Количественные расчеты, связанные с понятиями массовая и объемная доли

1

УПЗУ

Решают задачи, выполняют упр.

Доля примесей

Уметь применять полученные знания при решении задач и упражнений с использованием новых понятий

Тематический

Задания в тетради*.

Таблицы

36

Урок- упражнение по теме

1

УПЗУ

Ликвидируют пробелы в знаниях

Уметь вычислять массовую долю вещества
в растворе, вычислять
m, V,  продукта реакции по m, V,  исходного вещества, содержащего примеси

Тематический. СР.

Задания в тетради*.

ДМ, карточки-задания

37

Изменения, происходящие
с веществами

(9 часов)

Химические реакции

1

КУ

Выполняют задания по условиям и признакам хим. реакций

Тема 4. Изменения

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Классификация химических реакций по поглощению или выделению энергии

 происходящие с  вещес

Знать понятия «химическая реакция», «классификация химических реакций»

твами

Текущий.
Упр. 1−3

 ( 9часов )

§ 26,
упр. 1−3.

Слайд-лекция, ПК,
проектор.

Д. Возгонка йода, примеры химических реакций

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

38

Изменения, происходящие
с веществами

(9 часов)

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

1

КУ

Выполняют упр. по новой теме

Сохранение массы веществ при химических реакциях. Уравнение и схема химической реакции

Знать закон сохранения массы веществ

Текущий, работа

с ДМ.

Рабочая тетрадь:
упр. 6−7,
с. 92

§ 27.

ДМ

39

Составление уравнений химических реакций

1

УПЗУ

Составляют уравнения

Уравнение и схема химической реакции

Уметь составлять уравнения химических реакций

СР.

Письменный.
Упр. 1−3

§ 27,
упр. 1−3

Карточки

40

Расчеты
по химическим уравнениям

1

УПЗУ

Решают задачи

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества

Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции

Текущий.

§ 28,
упр. 3.

§ 27,
упр. 4.

§ 28,

упр. 3, 4.

Задачники

41

Реакции
разложения

Реакции
соединения

1

КУ

Составляют реакции

Реакции разложения. Получение кислорода

 Реакции соединения

Уметь составлять уравнения химических реакций

– определять тип химической реакции

Текущий.
Упр. 1, 4 Текущий.
Упр. 1−3, 8.

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты

§ 29,

упр. 1, 4, 5.

 § 30,
упр. 1−3, 8.

Д. Разложение перманганата калия

Д. Горение магния


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

42

Реакции
замещения

Реакции обмена

1

УОНМ

Составляют реакции

Реакции замещения. Общие химические свойства металлов: реакции с кислотами, солями. Ряд напряжений металлов

 Реакции обмена

Уметь:

– составлять уравнения химических реакций;

– характеризовать химические свойства металлов (взаимодействие с кислотами,

солями)

– определять тип реакции, возможность протекания реакций ионного обмена

Работа

с ДМ. Упр. 1, 2, 3.

Текущий.
упр. 1, 3, 4.

§ 31,
упр. 1, 2, 3.

§ 32,
упр. 2, 3, 4, 5.

Л. Взаимодействие железа с сульфатом меди (II)

Д. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора

43

Типы химических реакций на примере свойств
воды

1

КУ

На примере воды приводят разные типы  хим. реакций

Классификация химических реакций по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции». Вода и ее свойства

Уметь:

– составлять уравнения химических реакций;

– определять тип реакции;

– характеризовать химические свойства воды

Текущий.
Упр. 1

Гидролиз

§ 33,
упр. 1.

Видеофрагменты презентации «Вода», ПК, проектор

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

44

Изменения, происходящие
с веществами

(9 часов)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»

1

УПЗУ

Систематизируют знания и ликвидируют пробелы по пройденной теме

Решают задачи

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Химические реакции. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Уравнения химических реакций

Уметь:

– определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

– составлять формулы веществ, уравнения химических реакций;

– определять тип химической реакции;

– решать расчетные задачи на установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов

Темати-
ческий

Повторить

§ 27−33.

Подготовка к КР

45

Контрольная работа 3. 

Измененияпроисходящие с ве-ществами

1

КР

Контроль и учет знаний

Основные классы неорганических веществ. Химические реакции. Уравнения химических реакций

Контрольная работа 3

Повторить

§ 27−33

ДМ, карточки-задания

Тема 5. Практикум №1. Простейшие операции с веществом  ( 5 часов )

46

ПРОС-

ТЕЙ-ШИЕ ОПЕРАЦИИ С ВЕЩЕСТВОМ

(  5 ЧАСОВ)

ПР №1. Приемы обращения с лаборатор ным оборудова нием и нагревательными приборами

1

ПР

Самостоятельно выполняют опыты, записывают уравнения реакций

Приемы обращения с лабораторным оборудованием

Знать основные правила ТБ, работы с лабораторным оборудованием

ПР №1

Оформить отчет. Подготовка к ПР №2

Лабораторное оборудование

47

ПРОС

ТЕЙ-ШИЕ ОПЕ-РА-ЦИИ С ВЕЩЕСТВОМ

(  5 ЧАСОВ)

ПР №2. Наблюде-

ния за изменения-

ми, происходящими с горящей свечой их описание

1

ПР

Самостоятельно выполняют опыты, записывают уравнения реакций

Строение пламени

Знать основные правила ТБ, самостоятельно проводить опыты

ПР №2

Оформить отчет. Подготовка к ПР №3

Лабораторное оборудование

ПР №3 Анализ почвы и воды

1

ПР

Самостоятельно выполняют опыты, записывают уравнения реакций

Анализ почвы и воды

Знать основные правила ТБ, самостоятельно проводить опыты

ПР №3

Оформить отчет. Подготовка к ПР №4

Лабораторное оборудование

Демонстрация

Признаки химических реакций

1

ПР Самостоятельно выполняют опыты, записывают уравнения реакций

Признаки химических реакций:

выделение света , тепла, запаха

Знать основные правила ТБ, самостоятельно проводить опыты и записывать уравнения реакций

ПР №4

Оформить отчет. Подготовка к ПР №4

Лабораторное оборудование

48

ПР №5. Приготовление раствора сахара и определе-

ние массовой доли в растворе

1

ПР Самостоятельно выполняют опыты, записывают уравнения реакций

Взвешивание. Приготовление растворов

Уметь производить расчеты, взвешивание

ПР №5

Оформить отчет.

Лабораторное оборудование

Тема 6. Растворение растворы. Свойства растворов электролитов (17 часов)

49

Растворение. Растворы. свой-
ства растворов элементов
(17часов)

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость

1

УОНМ

Записывают определения новых понятий растворение, растворимость, насыщенный и ненасыщенный раствор

Растворимость
веществ в воде

Знать классификацию веществ по раствори-
мости

Текущий.
Упр. 2

Физическая и химическая теория растворов. Гидраты и кристаллогидраты. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы

§ 34,
упр. 2.

ПСХЭ, таблица растворимости

.

50

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов 

(17 часов)

Электролиты и неэлектролиты

1

КУ

Записывают определения новых понятий электролиты и неэлектролиты

Электролиты
и неэлектролиты

Знать понятия «электролиты» и «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация»

Текущий.
Упр. 1, 4, 5

Механизм ЭД, степень ЭД, сильные и слабые электролиты

§ 35,
упр. 1, 4, 5.

ПСХЭ, таблица растворимости

51

Основные положения теории ЭД

1

КУ

Записывают основные положения ТЭД, классифицируют ионы по заряду и составу

Электролитическая диссоциация  кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы

Знать понятия «ион», «электролитическая диссоциация»

Фронтальный.
Упр. 2, 3, 4, 5

Ионы простые и сложные, гидратированные и негидратированные ионы

§ 36,
упр. 2, 3, 4, 5.

Портреты Аррениуса

и Менделе-

ева

52-

53

Ионные уравнения

2

КУ

Пишут реакции с использованием таблицы растворимости

Реакции ионного обмена

Уметь:

– составлять уравнения реакций;

– определять возможность протекания реакций ионного обмена;

– объяснять сущность реакций ионного обмена

Работа

с ДМ.
Упр. 1−3.

Рабочая тетрадь:

упр. 1−2,
с. 126

Реакция нейтрализации

§ 37,
упр. 1−3.

54−

55

Кислоты в свете ТЭД, их классификация, свойства

2

КУ

Повторяют химические свойства кислот, пишут характерные для кислот химические реакции

Дают определение кислот

Кислоты. Электролитическая диссоциация кислот. Реакции ионного обмена. Определение характера среды. Индикаторы. Ряд напряжений металлов

Знать формулы кислот.

Уметь:

– называть кислоты;

– характеризовать химические свойства кислот;

– составлять уравнения химических реакций;

– распознавать опытным
путем растворы кислот

Текущий.
Упр. 1, 2, 3, 4.

Рабочая тетрадь:

упр. 8−14,

с. 134

§ 38,

упр. 1, 2, 3, 4, 6.

Л. реакции характерные для растворов кислот

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

56-57

Растворение. Растворы

Свойства растворов электролитов 

(17 часов)

Основания в свете ТЭД; их классификация, свойства

2

КУ

Повторяют  свойства оснований, пишут  реакции

Основания. ЭД щелочей. Определение характера среды. Индикаторы. Реакции ионного обмена

Уметь:

– называть основания;

– характеризовать химические свойства оснований;

– составлять уравнения химических реакций;

– распознавать опытным путем растворы щелочей

СР.

Письменный.
Упр. 3, 5.

Рабочая тетрадь:

упр. 8−11,
с. 145

§ 39,
упр. 3, 5.

Л. Реакции характерные для растворов щелочей

Л. получение и свойства нерастворимого основания

58

Соли в свете ТЭД, их свойства

1

КУ

Повторяют  свойства солей, пишут  реакции

Соли. ЭД солей в водных растворах. Ряд напряжений металлов

Уметь:

– называть соли;

– характеризовать химические свойства солей;

– определять возможность протекания реакций ионного обмена

Устный.
Упр. 2, 4.

Рабочая тетрадь:

упр. 6−10,
с. 150

Соли кислые и основные. Диссоциация кислых и основных солей

§ 41,
упр. 2, 4.

Л. Реакции характерные для растворов солей

Получение кристаллов солей

59

Оксиды, их классификация, свойства

1

КУ

Повторяют  свойства оксидов, пишут  реакции

Оксиды

Уметь:

– называть оксиды;

– составлять формулы, уравнения реакций

Текущий.
упр. 1, 2, 3

Оксиды

несолеобразующие и солеобразующие

§ 40, упр.1, 2, 3.

Д. Образцы оксидов

Л. Реакции характерные для основных и кислотных оксидов

60

Генетическая связь между классами неорганических веществ

1

УПЗУ

Составляют реакции для  Ме и неМЕ

Основные классы неорганических веществ

Уметь:

– называть соединения изученных классов;

– составлять уравнения химических реакций

СР.

Работа

по карточкам.

§ 42,
упр. 1−4.

Практические работы 8−9,

с. 241

Таблицы

61-

62

Растворение. Растворы

Свойства растворов электролитов 

(17 часов)

Окислительно-восстановительные реакции

2

УОНМ

Составляют реакции ОВР, расставляют коэффициенты методом эл.баланса

Классификация реакций по изменению степени окисления: окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель

Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление» и «восстановление».

Уметь:

– определять степень окисления элемента в соединении;

– составлять уравнения
химических реакций

Текущий.
Упр. 2, 3

§ 43,
упр.1, 2, 3

Слайд-презентация ПК, проектор

63

Упражнения в составлении  окислительно-восстановительных реакций

1

УПЗУ

Составляют реакции

Классификация реакций по изменению степени окисления: окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель

Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление» и «восстановление».

Уметь:

– определять степень окисления элемента
в соединении;

– составлять уравнения химических реакций

Работа

с ДМ.

Рабочая тетрадь:

упр. 10−13,

с. 161

§ 43.
упр. 4−8.

ДМ

64

Растворение. Растворы

Свойства растворов ЭЛЕКТРОЛИТОВ(17 часов)

Обобщение и систематизация знаний по курсу 8 класса, решение расчетных задач

1

УПЗУ

Систематизируют знания и ликвидируют пробелы по пройденной теме

Решают задачи

Уметь:

– вычислять массу, объем и количество вещества по уравнениям реакций;

– определять степень окисления элемента
в соединении;

– составлять уравнения химических реакций

Темати-
ческий

Подготовка к КР

ДМ

65

Итоговая контрольная работа

1

К

Контроль и учет знаний

Уметь:

– вычислять массу, объем и количество вещества по уравнениям реакций;

– определять степень окисления элемента
в соединении;

– составлять уравнения химических реакций

Обоб-
щающий

Индивидуальные задания*

Подготов-

ка к ПР №6

ДМ

Тема 7. Практикум №2. Свойства растворов электролитов  ( 2 часа )

66

ПРАКТИ-

КУМ № 2

СВОЙСТВА РАСТВО-

РОВ ЭЛЕКТРО-

ЛИ-

ТОВ (2 ЧАСА)

ПР №6

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

1

ПР

Самостоятельно выполняют опыты, записывают уравнения реакций

Методы анализа веществ

Уметь:

– обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

– распознавать опытным путем растворы кислот, щелочей

ПР №6

Оформить отчет Подготов-

ка к ПР №7

Соляная и серная кислоты, гидроксид натрия, лакмус, оксид меди, железный гвоздь, сульфат меди, спиртовка, спички, карбонат кальция, известковая вода

67

ПР №7

Решение экспериментальных задач

1

ПР

Самостоятельно выполняют опыты, записывают уравнения реакций

Уметь:

– обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

– распознавать опытным путем растворы кислот, щелочей

ПР №7

Оформить отчет

Лабораторное оборудование

Вещества

68

Итоговый урок

1

УПЗУ

Уметь: применять полученные знания в быту

Летние задания*


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...