Применение информационно-коммуникативные технологии на уроках химии для формирования познавательных универсальных учебных действий
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

 

профессиональная  проблема-слабо сформированы познавательные УУД-активности на уроках химии.

Решение этой проблемы носит комплексный характер. Одно из них - внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий с целью интенсификации образовательного процесса и создания индивидуальных условий на уроке.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_samarskoy_oblasti_1.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Применение информационно-коммуникативные технологии на уроках химии для формирования познавательных универсальных учебных действий»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с  9.09  по 13.09. 2013 года

2 сессия с 16.09 по 20.09.2013 года

Выполнила: Егорова Ирина Владимировна

Учитель химии

Старо-Семенкинский филиал

ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш

Муниципального района Клявлинский

2013г.

Оглавление

1. Актуальность проблемы

2.Цель и задачи

3. Ожидаемые результаты                                            

4. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)                                                                                          

5. Содержательно-технологический блок

6. Контрольно-оценочный блок

7. Условия                                                  

8. Выводы

9. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)

Актуальность проблемы Одним из требований нового федерального государственного образовательного стандарта  является введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий.

На сегодняшний день у обучающихся пониженная мотивация  к изучению химии. И тем имением много  внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. То количество часов, выделяемых базисным учебным планом РФ, не всегда достаточно для усвоения государственного стандарта основной ступени обучения по химии. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся  в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания  и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями.

Учащиеся 8-9 класса слабо подготовлены  к самостоятельной  деятельности в условиях информационного общества.

Так же учащиеся  не имеют визуального  представления  химического эксперимента и химических реакций, так как в сельских общеобразовательных школах не позволяют условия для проведения несложного опыта, и отсутствие химических оборудований. А значит учащиеся, затрудняются мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы и т.д. Отсюда вытекает   профессиональная  проблема-слабо сформированы познавательные УУД-активности на уроках химии.

Решение этой проблемы носит комплексный характер. Одно из них - внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий с целью интенсификации образовательного процесса и создания индивидуальных условий на уроке.  

Цели: формирование познавательных универсальных учебных действий

через применение информационно-коммуникативные технологии на уроках химии.

Задачи использования ИКТ на уроках:

-  развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

 - развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности ;

- формирование познавательной и информационной культуры, умений осуществлять обработку информаций (при использовании табличных процессоров, без данных);

- формирование навыков самостоятельной работы с электронными учебными пособиями;

- умение извлекать информацию из различных источников (включая средство массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета);

- способствовать повышению познавательного интереса к предмету

- позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

- контролировать степень усвоения материала

- понимать суть  химических  производств

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Таким образом, использование ИКТ положительно влияет на качество учебного процесса.

Использования ИКТ на уроках позволит:

- повысить эффективность обучения (развитие интеллекта  и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности обучающихся на уроке).

- использовать различные источники, для получения химической информации,что расширяет кругозоробучающихся;

- уметь управлять своей познавательной деятельностью

- улучшить организацию урока

- повысить качество контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;

- повысить интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшить качество образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;

- описывать демонстрационные и самостоятельные проведенные эксперименты, используя язык химии

- делать выводы и умозаключения из наблюдений, прогнозировать по аналогии

Теория

Химия – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым школьным курсом химии нелегко. Что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Необходимость применения средств ИКТв работе учителей химии диктуется особенностями данного предмета, а именно, потребностью в демонстрации явлений и их моделировании. На первых этапах изучения органической химии большую трудность представляет пространственное строение молекул. В учебниках химии приведено лишь несколько рисунков по строению молекул органических веществ. Так как рисунок плоский и двухмерный, то пространственный образ приходится додумывать, воображать. В случае использования компьютерных технологий любой объект может быть представлен не только в строго определенной, зафиксированной форме на плоскости, его можно перемещать в пространстве и рассматривать под разными углами.

  В изучении школьного курса химии выделим несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

•        наглядное представление объектов и явлений микромира;

•        изучение производств химических продуктов;

•        моделирование химического эксперимента и химических реакций;

•        система тестового контроля - подготовка к ГИА и  ЕГЭ.

Широкое использование анимации,химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. С этой целью можно использовать тренажеры.

Использование виртуальных экскурсий, лаборатории значительно расширяет кругозор обучаемых и облегчает понимание сути химических производств. Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии - его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя? ИКТ дают:

  • экономию времени на уроке;
  • глубину погружения в материал;
  • повышенную мотивацию обучения;
  • интегративный подход в обучении;
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; - возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
  • привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Формы использования ИКТ.

1. Использование электронных учебников, которыйпозволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету;

2. Использование мультимедийных презентаций дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

  • как способ создания проблемной ситуации,
  • как способ объяснения нового материала,
  • как форма закрепления изученного,
  • как форма проверки домашнего задания,
  • как способ проверки знаний в процессе урока.

3. Использование ресурсов сети Интернет, в том числе виртуальных лабораторий учащиеся приобретают навыки:

  • целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

4. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов

5. Использование нетрадиционных форм уроков - игра.Урок – деловая игра, урок – викторина, соревнование, КВН, урок – расследование и т.д. Урок–игра активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к учебе, а значит, повышает эффективность обучения.

7. Интегрированные проекты (форма – групповая, использование мультимедиа средств, программно – технического комплекса ACTIVboard)

Преимущества использования ИКТ:

  1. Делают обучение более эффективным;
  2. Способствуют индивидуализации обучения;
  3. Повышается мотивация обучения;
  4. Активизируется познавательная деятельность учащихся;
  5. Обеспечивается оперативность и объективность контроля;
  6. Дают педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
  7. Облегчает деятельность педагога и создают эффективную обратную связь;
  8. Способствуют развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов;
  9. Повышается интерес к изучаемому предмету.

Контроль и оценка

Особенностью педагогической деятельности является стремление к тому, чтобы все ученики имели результаты в усвоении знаний по химии, соответствующие государственному стандарту общего образования. Диагностика этих результатов позволяет корректировать процесс формирования знаний и умений. Совокупность диагностических мероприятий называется мониторингом качества обучения.

  • Мониторинг – это непрерывные контролирующие действия учителя, позволяющие регистрировать успехи ученика, а затем корректировать свою деятельность в отношении учащегося.
  • Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в процессе обучения.

В конце учебного года проводят ЕГЭ и ГИА по химии, в виде тестов, поэтому для диагностики успешности обучения химии я применяю:

- компьютерное тестирование  (состоящий из трех частей: часть первая со стоит из заданий базового уровня сложности, выбрать один правильный ответ из четырех; часть вторая задания с кратким ответом из повышенного уровня сложности, выбрать несколько правильных ответов из пяти; часть третья содержит задания с развернутым планом высокого уровня сложности), реализуемые как на бумаге, так и на компьютере. Главное требование к ним - возможность быстрой проверки и обработки результата на компьютере с использованием программы АСИОУ. Проводя обработку тестов в АСИОУ, можно получить полную картину знаний учащихся. Работа в данной программе даёт возможность объективного оценивания знаний учащихся, что становится очень важным в современных условиях для самих учащихся и их родителей, и, конечно для педагога.

- выступление с опорой на мультимедиа Презентацию;

- использование электронных сборников-тренажёров;

- организация и проведение лабораторных, практикумов с виртуальными моделями;

Условия

Что касается перспективы использования ИКТ в преподавании химии, то это, прежде всего, — подготовка к ЕГЭ, дистанционное образование, профильное обучение и проектная деятельность учащихся, а также организация работы с электронными учебниками. Использование ИКТ на уроках превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения,если соответствуют условия для достижения цели:

  • Учебно – методические пособия, как для учителя, так и для ученика
  • Информационно-коммуникационные средства (CD, DVD, электронные учебники)
  • Технические средстваобучения: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, интерактивная доска
  • Учебно-практическое оборудование

Компьютер – простой инструмент, который призван освободить учителя от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов, списков, отчетов, привнести в работу новые творческие возможности, удобство и комфорт

ВЫВОД:На уроках химии я активно применяю информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют формировать у учащихся познавательные УУД.

  • Способствуют индивидуализации обучения;
  • Повышается мотивация обучения;
  • Активизируется познавательная деятельность учащихся;
  • Способствуют развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов;
  • Повышается интерес к изучаемому предмету.
  • Обеспечивается оперативность и объективность контроля;
  • самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы
  • Дают педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
  • Облегчает деятельность педагога, и создают эффективную обратную связь;

ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика. Делают обучение более эффективным;

Информационные источники.

  1. festival.1september.ruАктивизация познавательн
  2. do.gendocs.rudocs/index-193432.html
  3. nsportal.ruШколаХимия…-ikt-na-urokah-himii-1
  4. Рабочие программы химия8-9 классы  Н.Н.Гара Москва «Просвещение» 2013г.
  5. http: // school-collection.edu.ru
  6. http: // experiment.edu.ru
  7. http: // fcior.edu.ru
  8. zavuch.infouploads/methodlib/2012/9/29/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании предмета "Иностранный язык"

Современный этап развития, характерными чертами которого являются многочисленные динамичные социально-экономические перемены «требует поиска инновационных методов решения социально-стратегических зада...

Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.

Красноперова Л.А., учитель математики МБОУ «Гимназия №22»г. Белгорода Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельно...

"Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как одного из средств формирования познавательных универсальных учебных действий".

На мой взгляд, на уроках математики достаточно остро стоит проблема развития познавательной активности учащихся, формирование  у них познавательных универсальных учебных действий.  Для решен...

Система заданий для самостоятельной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках химии.

Система  заданий для самостоятельной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках химии....

Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках химии

Работа выполнена в рамках КПК  "Современный урок химии в контексте реализации ФГОС". В статье приводятся примеры заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у...

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по английскому языку"

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения  как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности   по англ...