Система заданий для самостоятельной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках химии.
статья по химии (8, 9, 11 класс) на тему

Хватов Александр Борисович

 

Система  заданий для самостоятельной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система  заданий для самостоятельной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках химии.

Учитель химии лицея 373 г. Санкт-Петербург А.Б. Хватов

Основная задача ФГОС нового поколения:
ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.

Назначение ФГОС:
1.  Задают основные результаты образования – общие и по ступеням.

2.  Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в:

-учебных программах (предметные, метапредметные, личностные).

Методологической основой построения содержания ФГОС основного общего образования  является системно-деятельностный подход, который предполагает:

- общекультурное и личностное развитие учащихся;

 -формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

 -обучение их самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач;

-построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

С позиций системно-деятельностного подхода основные результаты образования и воспитания определяются в контексте формирования универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся.

Термин «универсальные учебные действия» означает:

 - в широком значении – умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

 - в собственно психологическом значении – совокупность обобщенных способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование УУД позволяют осуществить переход от учебной деятельности, осуществляемой совместно и под руководством учителя, к деятельности самообразования и самовоспитания.

УУД выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса, его деятельностным ядром.

УУД лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, формируются в контексте разных учебных предметов, в том числе и химии.

 Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Формирование познавательных УУД средствами учебного предмета «Химия»

УУД

Средства формирования УУД

Типы заданий

Познавательные

Система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию;

Система заданий на составление знаково-символических моделей, структурно-опорных схем.

Задания, позволяющие:

-проводить поиск и выделение необходимой информации для объяснения явлений

- производить выбор наиболее эффективных способов решения задач

-осуществлять структурирование знаний

 

Задания, формирующие познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают:

-владение учащимися общеучебными, логическими и знаково-символическими УУД

Познавательные общеучебные УУД способствуют:

- самостоятельному созданию алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Познавательные логические УУД способствуют:

- формированию информационно-познавательной компетенции

-установлению связей в любой области знаний

- умению производить простые логические действия, составные логические операции

Познавательные знаково-символические УУД способствуют:

-обеспечению конкретными способами преобразования учебного материала и представляют действия моделирования.

Пример «Преобразовать схему»

Цель: организация учащимися своей деятельности по преобразованию схем в конкретные уравнения реакций, проверка умения решать задачи на применение закона Авогадро.

Форма выполнения задания: групповая работа

Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание в группе, сравнить  его выполнение с вариантами ответов учащихся других групп, провести коррекцию ошибочных ответов с пояснениями. В итоге вся таблица должна быть заполнена.

Задание:
1. Горение сероводорода Н2S описывается схемой реакции:

? Н2S +?O2 → ? SO2 + ?H2O.

Расставьте коэффициенты, преобразовав данную схему в уравнение реакции.

Заполните таблицу.

Объемы газов измерены при одинаковых условиях.

«Расчеты по уравнению химической реакции»

Формула вещества

H2S

O2

SO2

H2O

Задание  в группе для

ученика 1

ученика 2

ученика 3

ученика 4

Объем газов (л)

1

 

 

 

 

12

 

 

 

 

4

 

 

 

 

2,4

2. Решить задачу: Зная объем данного газа найти массу одного из исходных веществ или продукта реакции.

3. Составить задачу на взаимодействие металла с кислородом.  Определить объем необходимого для сжигания кислорода.

Для создания  заданий можно пользоваться карточками для написания солей или таблицей растворимости.

Формированию универсальных логических действий может способствовать выполнение учебных заданий, в которых требуется определить понятия, сделать обобщения, установить причинно-следственные связи, сформулировать выводы, достроить недостающие компоненты, выбрать основания и критерии для сравнения и классификации объектов.

Пример: «Логическая цепочка»
Цель: организация учащимися своей деятельности по составлению уравнений реакций, позволяющих осуществить предложенные генетические связи между неорганическими веществами.

Форма выполнения задания: индивидуальная дифференцированная работа

Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание, соответствующее его уровню знаний; сравнить  его выполнение с вариантами ответов других учащихся; провести коррекцию ошибочных ответов с пояснениями.

Задание:
Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим схемам и определите тип каждой реакции: 1 вар. Mg;  2 вар. Zn (или другие из табл. растворимости)

a) Ме   1    МеО   2  МеОН(р)   3   МеR

                      4

Дать определение: а) основного оксида б) основания, щелочи  в) соли

1)___________________________ 3) ___________________________;

2) ___________________________ 4) __________________________ .

Схема:

Свойства основных оксидов:

                      ЭО        MeR(соль)  

                      HR         MeR  + H2O

МеО +          H2O         MeOH(щелочь)

В задании:
а) 1 - написать электронный баланс.

а) 2 - решить задачу, если известно, что масса оксида 5 г. Найти массу образовавшейся щёлочи.

а) 3 – написать полное и краткое ионное уравнение, составить задачу на нахождение количества вещества образовавшейся соли.

Задание:
Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим схемам и определите тип каждой реакции: 1 вар. Са    2 вар. Zn (или другие из таблицы растворимости)
б) 1)HR + Me;  2)HR+ MeO; 3) HR + MeOH; 4) HR + MeR (соль более слабой кислоты)

Дать определение: а) кислоты  

1)__________________________  4)___________________________;

2) __________________________

3) __________________________

Свойства кислот:

               Me              MeR  +  H2

HR +       MeO           MeR  +  H2O

                MeOH        MeR  +  H2O

                MeR’           MeR  +  HR’(более слаб. кислота)

В задании:

б) 1 – написать электронный баланс; решить задачу: Найти объем образовавшегося водорода, если в реакцию вступило 3 моль металла.

 б)2- составить полное и краткое ионное уравнение, Составить  задачу: На нахождение массы образовавшейся соли.

б) 3 - составить полное и краткое ионное уравнение; Составить задачу на нахождение массы соли, если исходные вещества взяты одинаковой массы.

в) 1) MeOH + ЭО; 2) MeOH + HR; 3) MeOH + MeR

Дать определение кислотного оксида

1)___________________________

2) __________________________

3) __________________________

Свойства щелочей:

                    ЭО (кисл. оксид)       MeR + H2O

MeOH +      HR                                MeR + H2O

                     Me’R                            MeR + Me’OH   (н/р основание)

    В задании:    

в) 1 – написать полное и краткое ионное уравнение,

Решить задачу: Найти массу соли, если израсходовали 3 г. щелочи.

в) 2 - написать полное и краткое ионное уравнение, составить задачу на нахождение массы соли, если известно, сколько израсходовали кислоты.

в) 3 - написать полное и краткое ионное уравнение, составить задачу, на нахождение массы нерастворимого основания, если даны одинаковые количества вещества исходных веществ.

Ссылки на источники
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ.

2.Дистанционный курс «Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении химии» как средство повышения профессиональной компетентности учителей в условиях введения ФГОС Автор: Асанова Л. И., к.п.н., доцент НИРО

3.А. В. Хуторской. Современная дидактика: Учебное пособие. 2-е изд., переработанное- М.: Высшая  школа, 2007.

4.Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. – Волгоград: учитель, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии"

Сегодня общество перед системой школьного образования поставило ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический характер. Это означает, что образовательные результаты, которые достигн...

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии (статья)

Сегодня мы являемся свидетелями перехода от «школы объяснения» к  «школе развития». Школа должна развивать познавательные и творческие возможности учеников, способствовать формированию базовых ко...

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии. Методический семинар.

Сегодня школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем же тогда заключается задача школы? Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся...

Доклад "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка"

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка...

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории

Представлена работа по формированию познавательных учебных действий на уроках истории в 5 классе в свете реализации ФГОС. по теме "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках ...