Урок-презентация «Величие подвига русского ученого Д.И. Менделеева»
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме

 

11 февраля  в школе №15  в рамках Декады Российской науки в 8А классе прошел урок-презентация «Величие подвига русского ученого Д.И.Менделеева», посвященный  180-летию со дня рождения русского ученого. На уроке присутствовали: Цыганова Татьяна Викторовна- заместитель директора по учебной части  и учитель химии-  Бобкова Надежда Алексеевна.  Ученики 8-А класса: Кулагин Александр,  Кокарев Никита, Оспанов Роман и Егиазарян Кирилл рассказали  о детстве и становлении Дмитрия Ивановича Менделеева как ученого.  Педагог школы, учитель химии, Ирина Ивановна Николаева  продолжила рассказ о жизни Дмитрия Ивановича и провела викторину на знание периодического закона и периодической таблицы Д.И.Менделеева. Урок получился интересным и познавательным .

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ Величие подвига русского ученого Дмитрия И вановича МЕНДЕЛЕЕВА Посвящается 180-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Слайд 2

«... Я люблю свою страну, как мать, а свою науку -как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств» (Д.И. Менделеев).

Слайд 3

Биография Д. И. Менделеева Мать — Мария Дмитриевна, в девичестве Корнильева. Её отец, дед и дядя были владельцами первых в Сибири бумажной, хрустальной, ткацкой и красильной фабрик. Они были сторонниками просвещения — им принадлежали типография и библиотека. Родился Дмитрий Иванович Менделеев в городе Тобольске. Семья была многочисленной. Митя был семнадцатым ребёнком, «последышем », как называл он себя. Восемь детей умерли в младенчестве. Отец—Иван Павлович - сын священника П. М. Соколова. Четырём сыновьям священника, как было принято тогда у священнослужителей, были даны разные фамилии. Иван Павлович получил фамилию соседних помещиков Менделеевых. Отец был директором Тобольской гимназии .

Слайд 4

Дмитрию Менделееву 17 лет

Слайд 5

В жизни Д.И.Менделеева было много знаменитых людей. Всем известна сказка «Конёк-Горбунок». Её написал учитель гимназии, в которой учился Д. И. Менделеев. Это Пётр Павлович Ершов. Именно он вручал Дмитрию Менделееву аттестат об окончании гимназии. В 1850 г. Д. И. Менделеев подал прошение о зачислении в Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге. В августе он был зачислен студентом на физико-математический факультет. Главный пединститут Санкт-Петербург Тобольская гимназия

Слайд 6

Известные учёные были преподавателями у Д.И. Менделеева в Главном педагогическом институте Физику преподавал академик Э. X . Ленц ( автор закона теплового действия тока ) Математику преподавал академик М. В. Остроградский Химию преподавал профессор А. А. Воскресенский Зоологию преподавал академик Ф. Ф. Брандт (под его руководством Д. Менделеев выполнил одну из первых научных работ «Опыт исследования о грызунах Петербургской губернии»)

Слайд 7

С 1861 года Дмитрий Иванович преподавал в Петербурге

Слайд 8

Периодический закон (1марта 1869 г.) Свойства атомов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от величин их атомных масс.

Слайд 9

Формулировка закона Старая « Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величин атомных весов элементов» Современная « Свойства химических элементов и образуемых ими соединений находятся в периодической зависимости от величины заряда их атомных ядер »

Слайд 10

Строение атома (1911г .Э.Резерфорд).

Слайд 11

Какой элемент лишний в этом списке? Почему? K, Na, Li, B.

Слайд 12

Какой элемент лишний элемент в этом списке? Почему? Cl, Br, I, S.

Слайд 13

Какой элемент лишний? He, Ne, Ar, O.

Слайд 14

Какое из перечисленных веществ проявляет наиболее ярко выраженные металлические свойства Li , Cs , Na ?

Слайд 15

Какое из перечисленных веществ проявляет наиболее ярко выраженные неметаллические свойства F , I , Cl ?

Слайд 16

Главное открытие в жизни Д.И.Менделеева

Слайд 17

Д.И.Менделеев работал В 1855 г. — старшим учителем в симферопольской гимназии. В 1855-1856 гг. — учителем гимназии при Ришельевском лицее в Одессе. В 1857-1890 гг. преподавал в Петербургском университете (с 1865 г. - профессор ), одновременно в 1864-1872 гг. — профессор Технологического института в Петербурге .

Слайд 18

С 1859 по 1861 г. находился в научной командировке за границей, работал в собственной лаборатории в Гейдельберге (Германия). До 1862 г. преподавал во Втором кадетском корпусе, до 1864 г. — в Институте путей сообщения, одновременно на Владимирских и Бестужевских женских курсах. С 1892 г. был учёным хранителем Депо образцовых мер и весов, которое по его инициативе в 1893 г. преобразовано в Главную палату мер и весов (с 1893 г. — управляющий).

Слайд 19

Основанием для такого мнения, что Д. И. Менделеев открыл периодический закон во сне, послужили воспоминания близкого товарища Д. И. Менделеева по университету А.А.Иностранцева : «Перед самым открытием закона Менделеев провозился над искомою таблицею целую ночь до утра, но всё же ничего не вышло; он с досады бросил работу и, томимый желанием выспаться, тут же, в рабочем кабинете, не раздеваясь , повалился на диван и крепко заснул.

Слайд 20

Во сне он увидел вполне ясно ту таблицу, которая позднее была напечатана. Даже во сне радость его была настолько сильна, что он сейчас же проснулся и быстро набросал эту таблицу на первом клочке бумаги, валявшемся у него на конторке.» Через 90 лет по заданию академика Б. М. Кедрова сотрудники Музея-квартиры Д. И. Менделеева под руководством директора музея — младшей дочери учёного М. Д. Менделеевой тщательно разобрали архивные документы. Среди них был найден клочок бумаги, который упоминает А. А. Иностранцев.

Слайд 21

Глубокий анализ документа привёл Кедрова к следующим выводам: начало открытия и его завершение датированы одним и тем же числом — 17 февраля (1 марта) 1869 г. ; ещё перед тем, как лечь отдохнуть, Дмитрий Иванович обратил внимание на некоторую нестройность уже получившейся у него системы. В таком случае во сне его творческая мысль была направлена не на поиски неизвестного ещё закона, а на отыскание более удобного выражения для уже найденного закона.

Слайд 22

С помощью периодической таблицы Менделеевым были предсказаны 12 элементов, подробно описаны три: экаалюминий (галлий Ga ) — его открыл в 1875 г. французский учёный П. Лекок де Буабодран ; экасилиций ( германий Ge ) — был открыт немецким учёным К. Винклером в 1885 г.; экабор ( скандий Sc ) — его открыл шведский химик Л. Ф. Нильсон в 1879 г .

Слайд 23

Научные открытия , которые привели к новой, современной формулировке периодического закона В 1911 г. Э. Резерфорд открыл атомное ядро и в 1913 г. поручил молодому физику Г. Мозли проверить гипотезу голландского физика Ван де Брука о том, что порядковый номер элемента соответствует величине положительного заряда ядра его атома. Мозли был поражён гениальной интуицией Менделеева , который, ничего не зная о строении атома, верно переставил элементы в четырёх местах периодической таблицы. Работы Г. Мозли легли в основу физического обоснования периодического закона и привели к его современной формулировке. Э.Резерфорд

Слайд 24

Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Всё — от песчинок малых до планет — Из элементов состоит единых . Как формула, как график трудовой, Строй менделеевской системы строгой. Вокруг тебя творится мир живой, Входи в него, вдыхай, руками трогай . Есть просто газ легчайший — водород, Есть просто кислород, а вместе это - Июньский дождь от всех своих щедрот, Сентябрьские туманы на рассветах. Кипит железо, серебро, сурьма И темно-бурые растворы брома, И кажется Вселенная сама Одной лабораторией огромной .

Слайд 25

Менделеевские среды На литературно-художественных средах у Д. И. Менделеева собирались его друзья: учёные , композиторы, артисты, художники, литераторы . Среди них А. П. Бородин, Н. Н. Зинин — выдающиеся учёные-химики. Александр Порфирьевич Бородин был верным другом учёного до конца жизни. Он же известен как композитор, автор оперы «Князь Игорь», Богатырской симфонии и других произведений . А.П.Бородин Н.Н.Зинин Игра в шахматы с Куинджи

Слайд 26

В прихожей Менделеевых на столе лежала скатерть, расшитая женой учёного шёлковыми цветными нитками. Гости оставляли на скатерти автографы мелом, позже жена Дмитрия Ивановича вышивала их цветными нитками.

Слайд 27

Часто бывали у Менделеева выдающиеся русские художники И.Е.Репин А.И.Куинджи И.Н.крамской И.И.Шишкин

Слайд 28

Крепкая дружба связывала Д. И. Менделеева с семьёй художника Архипа Ивановича Куинджи. Совместно они проделали ряд интересных опытов, решая проблему долговечности красок, выясняя возможности их смешивания. Ходили слухи, будто картины Куинджи написаны волшебными лунными красками, которые изобрёл сам Менделеев. Впечатление от мерцающего лунного света было настолько сильным, что некоторые зрители заглядывали за картину: не подсвечивается ли холст лампой... В память о том внимании, помощи, которую Менделеев оказывал русскому искусству, художники избрали его действительным членом Академии художеств.

Слайд 29

В свободное от науки время учёный любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготавливать чемоданы . Припасы для этих работ Менделеев закупал в Гостином дворе. Однажды , выбирая нужный товар, он услыхал за спиной вопрос одного из покупателей: «Кто этот почтенный гражданин?» «Таких людей знать надо, — с уважением в голосе ответил приказчик. — Это чемоданных дел мастер Менделеев».

Слайд 30

Д . И. Менделеев опубликовал 431 работу: 40 из них — по химии , 106 — по физической химии, 99 — по технике и промышленности , 36 — по экономике и общественным вопросам , 22 — по географии, 29 -по другим темам.

Слайд 31

Научные работы Д. И. Менделеева первый отечественный учебник по органической химии, фундаментальный труд «Основы химии», основы учения о периодичности, периодический закон и Периодическая система химических элементов, гидратная теория растворов, метрическая система измерения температуры,

Слайд 32

общее уравнение состояния идеального газа (уравнение Клапейрона — Менделеева), гипотеза о неорганическом происхождении нефти, принцип дробной перегонки нефти, идея о подземной газификации углей, получение фотогена (керосина) — продукта сухой перегонки торфа и бурого угля,

Слайд 33

полёт на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения в 1867 году, получение пироксилинового (бездымного) пороха, проект ледокола , исследования Арктики.

Слайд 34

Учебник «Основы химии»,по нему учились тысячи учёных. В том числе В.И.Вернадский и К.А.Тимирязев.

Слайд 35

В 1906 г. Нобелевский комитет в Стокгольме рассматривал две кандидатуры на соискание одноимённой премии: Анри Муассана (Франция) и Д. И. Менделеева (Россия). Премия была присуждена А. Муассану за открытие фтора, его кандидатуру выдвинула Французская академия. А кандидатуру русского учёного Д. И. Менделеева выдвинула Академия наук Германии . На родине заслуги учёного не были оценены по достоинству. Менделеев трижды баллотировался в Российскую академию наук, но потерпел неудачи. Анри Муассан Д.И.Менделеев

Слайд 36

Девиз -"Один человек - нуль, вместе - только люди». Главный завет детям – труд, работа не всякая, а работа осмысленная, сознательная, нужная людям.

Слайд 37

«Много испытал я в жизни, но не знаю ничего лучше детей» . Более всего в жизни Дмитрий Иванович любил своих детей и свою работу.

Слайд 38

Д.И.Менделеев с детьми –Владимиром и Ольгой.

Слайд 39

Любовь Менделеева («Прекрасная дама») и Александр Блок

Слайд 40

Признание благодарных потомков Д.И.Менделееву установлены памятники: - г. Тобольск - родина ученого; - г. Ленинград /ныне Санкт-Петербург/ - три памятника, один из них около института метрологии; -г. Москва - два памятника.

Слайд 41

Именем ученого - химика названы: подводный хребет, расположенный в центральной части Северного Ледовитого океана, вулкан на о. Кунашир, расположенный к юго-западу от города Южно-Сахалинск, ледник, находящийся в массиве Вольта, 71°54' ю.ш . и 14°30'в.д, кратер на Луне, вблизи моря Москва, 101 химический элемент, открытый группой американских ученых - Г.Сиборгом , А.Джиорзо , Б.Харвеем , Дж.Чоппином и С.Томсоном.

Слайд 42

Портреты Менделеева при жизни писали: И.Е.Репин, М.А.Врубель, Н.А.Ярошенко, И.Н.Крамской, А.И.Менделеева - жена ученого. Портреты, написанные Репиным и Ярошенко находятся в Третьяковской галерее.

Слайд 43

На географической карте можно найти: г. Менделеевск /Татария/ станция Менделеево /Пермская область/ пос. Менделеево /Московская обл., Сахалинская обл., г.Тобольск, Тюменская обл./

Слайд 44

Имя Менделеева носит: В Москве есть улица и станция метро «Менделеевская», В Санкт –Петербурге есть менделеевская линия, где находится музей- квартира ученого, Химико-технологический университет в г.Москве, Химико-технологический техникум в г. Санкт-Петербурге, Педагогический институт на родине ученого.

Слайд 45

Имя ученого в науке: С 1962года один раз в два года, в день рождения Менделеева, ученым присуждается золотая медаль Менделеева, Всесоюзное химическое общество носит его имя, В науке есть: формула Менделеева, уравнение Менделеева-Клайперона , пикнометр и барометр Менделеева, В 1936 г. в Академии наук СССР проводились первые Менделеевские чтения, на которых выступил французский ученый Федерик Жолио - Кюри

Слайд 46

Имя ученого в науке: Золотая медаль им. Д.И.Менделеева присуждается Президиумом Академии наук России 8 февраля за выдающиеся работы в области химической науки и технологии, имеющие важное практическое значение. Впервые эта награда была вручена академику А.В.Кирсанову в 1965 г. в Киеве на IX менделеевском съезде.

Слайд 47

Почетные звания ученого: Полный научный титул Менделеева состоял более чем из 100 названий. Он был почетным членом более 71 иностранного научного общества, членом 10 академий различных стран, университетов и институтов разных стран мира.

Слайд 48

« Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отраслях химической технологии, глубокий знаток химической промышленности и промышленности вообще, особенно русский, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве, государственный ум, которому, к сожалению, не суждено было стать государственным человеком, но который видел и понимал задачи и будущность России лучше представителей официальной власти» Л.А.Чугаев

Слайд 49

Менделеев умел быть философом в химии, в физике и других отраслях естествознания, которых ему приходилось касаться, и естествоиспытателем в проблемах философии, политической экономии и социологии.

Слайд 50

За свою жизнь Д.И.Менделеев отслужил три «службы Родине» Первая служба Родине — на поприще научном. Вторая служба — на ниве просвещения . Третья служба — на пользу роста русской промышленности. « Чего только я не делал в своей жизни. Начав (1855) с учительства в симферопольской гимназии, я выслужил 48 лет Родине и науке ...» (август 1903. Д.И.Менделеев )

Слайд 51

«Трудился –вот и стал гением!»- говорил Дмитрий Иванович.

Слайд 52

В простых и сложных веществах Все элементы изучались. Их сочетания в телах Веками лишь распознавались. В разнообразиях они Черты подобий проявляли, И люди не одной страны Меж ними сходство всё искали. Никто, однако, не открыл Того, что обнаружил гений! Провидец мир весь поразил, Проникнув в сущность изменений. Закон периодов нашёл Наш русский химик Менделеев, Чем, безусловно, превзошёл Он всей науки корифеев. Своей системой показал В различье элементов — сходства. И этим миру доказал Науки русской превосходство ! С. Щипачёв. Менделееву посвящается

Слайд 53

Вывод 8 февраля 2014 года исполняется 180 лет со дня рождения великого ученого химика Д.И.Менделеева. Его имя будет жить в веках!



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Ответы оглашаются после того, как участники подумают несколько минут.

Викторина:

(Правильные ответы выделены жирным шрифтом).

1. Кто из русских ученых известен в каждой школе, в которой изучают элементарную химию?

а) К.А.Тимирязев;

б) В.И.Вернадский;

в) Д.И.Менделеев.

(Ответ в).

2. Когда и где родился Менделеев?

а) 23 февраля 1844 г., г. Москва;

б) 27 января 1834 г., г. Тобольск;

в) 25 марта 1824 г., г. Санкт-Петербург.

(Ответ б)

3. В каком году Менделеев поступает в петербургский Главный педагогический институт?

а) 1839 г.

б) 1850 г.;

в) 1829 г.

(Ответ б)

4. В какой город после окончания института Менделеева направили учителем гимназии?

а) Симферополь;

б) Одессу;

в) Париж.

(Ответ. а.)

5. Кто сказал, что Менделеев – это «воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности»?

а) В.В.Маяковский;

б) А.Н.Бекетов;

в) А.А.Блок.

(Ответ. в.)

6. Любимые животные Менделеева:

а) слон;

б) кошка, собака;

в) лев, кит.

(Ответ. б.)

7. Назовите любимую пищу Менделеева:

а) гречневая каша, ячневая каша, отварной рис с красным вином, поджаренные на подсолнечном масле лепешки из вареного риса или геркулеса;

б) пельмени, оладьи;

в) шашлыки, блины.

(Ответ а)

8. Что любил делать Менделеев в часы отдыха?

а) Рисовать;

б) клеить;

в) петь.

(Ответ б)

Второй раунд

1. В каком году Менделеев утвержден в должности профессора химии Технологического института в Петербурге?

а) 1853 г.;

б) 1864 г.

(Ответ б)

2. В каком году Менделеев был утвержден профессором Петербургского университета?

а) 1865 г.;

б) 1875 г.

(Ответ а)

3. В какую академию наук не был избран Менделеев почетным членом?

а) Американскую;

б) Петербургскую.

(Ответ б)

4. В каком возрасте Менделеев один поднялся на воздушном шаре для изучения явлений, наблюдаемых при солнечном затмении?

а) 43 года;

б) 53 года.

(Ответ б)

5. Любимые птицы Менделеева:

а) канарейка, белый попугай;

б) воробей, ласточка.

(Ответ а)

6. В каком году Менделеев впервые посетил Всемирную выставку в Париже?

а) 1867 г.;

б) 1890 г.

(Ответ а)

Дополнительные вопросы к викторине.

1. Когда Менделеев получил ученую степень магистра и стал доцентом Петербургского университета?

(Ответ. 1856 г.)

2. Сколько печатных трудов с исследованиями по химии, физике, воздухоплаванию, метеорологии, переработке нефти и угля, использованию минеральных удобрений оставил Менделеев?

(Ответ. Свыше 500 работ.)

3. Как охарактеризовал Дмитрий Иванович в дневнике свои научные достижения?

(Ответ. «Всего более четыре предмета составили мое имя: периодический закон, исследования упругости газов, понимание растворов как ассоциации и основы химии...»)

4. Что послужило Менделееву основой при открытии периодического закона?

(Ответ. Установленные С.Канниццаро атомные массы элементов.)

5. Сколько изданий выдержал учебник химии Менделеева «Основы химии»?

(Ответ. Восемь изданий на русском языке, три – на английском, по одному – на французском и немецком языках.)

6. В какой таблице дважды встречается фамилия Дмитрия Ивановича?

(Ответ. В периодической системе химических элементов первый раз – она названа его именем, второй раз – элемент номер 101 называется «менделевий».)

7. Какие «три службы Родине» были у Менделеева?

(Ответ. Наука, педагогика, промышленность. «Я выслужил 48 лет Родине и Науке. Плоды моих трудов, прежде всего в научной известности, составляющей гордость не одну мою личную, но и общую русскую...», «Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство...», «Третья служба моя Родине... это служба на пользу роста русской промышленности, начиная с сельскохозяйственной, в которой лично действовал, показав на деле возможности и выгодность... интенсивного хозяйства...»)

8. Какие черты характера не любил Менделеев?

(Ответ. Неуверенность, необдуманность, торопливость в работе.)

9. Какой главный завет оставил Менделеев детям?

(Ответ. «Труд, работа не всякая, а осмысленная, сознательная, нужная людям».)

10. Назовите газету, которая в некрологе написала: «В прошедшую субботу в Санкт-Петербурге умер профессор Менделеев. С его смертью Россия потеряла одного из самых знаменитых сынов науки, а мир – одного из самых выдающихся химиков»?

(Ответ. Газета «Дейли телеграф».)

Ведущий. Викторина окончена. Поздравляю победителей. Сейчас небольшая пауза.

Во время паузы можно провести эффектные опыты.

Ведущий. Теперь выбираем медалиста среди зрителей. Представляю членов жюри, которое будет оценивать ваши ответы. За каждый правильный ответ – один жетон. Начинаем викторину «Знаете ли вы?».

1. В какой семье родился Менделеев, каким ребенком по счету он был?

(Ответ. В семье директора гимназии, Ивана Павловича Менделеева, родился семнадцатым ребенком.)

2. Как закончил Менделеев Главный педагогический институт?

(Ответ. Все выпускные экзамены он сдал на «отлично».)

3. Какой порох изобрел Менделеев?

(Ответ. Бездымный.)

4. Кто был учителем словесности в Тобольской гимназии, когда в ней учился Дмитрий Иванович?

(Ответ. Автор сказки «Конек -Горбунок» П.П.Ершов.)

5. Назовите автора этого высказывания: «Мы просили Д.И.Менделеева показать его докторский костюм (почетного доктора прав Эдинбургского университета), он охотно это сделал и даже надел его. Сине-малиновая тога, угольчатая шапочка, густые косы седых волос, торчащие из-под шапочки, суровое лицо Дмитрия Ивановича, обрамленное седой бородой, – все это под толстыми сводами его кабинета и на фоне белой стены напоминало нам средневекового алхимика».

(Ответ. С.Л.Толстой, сын Л.Н.Толстого.)

6. Кто до Менделеева пытался классифицировать химические элементы?

(Ответ. Немецкий ученый И.Дёберейнер – автор правила триад, французский ученый Б. де Шанкуртуа –  автор спиральной линии элементов, английский ученый Дж. Ньюлендс – автор «закона октав» и немецкий ученый Л.Мейер – автор таблицы, по виду напоминавшую позднейшую таблицу Менделеева.)

7. Кто и когда открыл предсказанные Менделеевым экабор, экалюминий, экасилиций?

(Ответ. Экаалюминий открыл в 1875 г. французский ученый П.Лекок де Буабодран и назвал его в честь своей родины галлием; экабор открыл шведский ученый Л.Нильсон в 1879 г. и назвал в честь своей родины скандием; экасилиций – в 1886 г. немецкий химик К.Винклер, который назвал его германием.)

9. Какие стихи любил декламировать Менделеев?

(Ответ. «Тьма» Д.Байрона, «Молчание» Ф.И.Тютчева.)

10. Назовите место, где любил бывать Менделеев.

(Ответ. Боблово.)

11. Произведения,  каких писателей любил Менделеев?

(Ответ. А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ж.Верна, В.Гюго.)

12. Назовите любимых поэтов ученого.

(Ответ. А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.Н.Майков, Ф.И.Тютчев, У.Шекспир, И.Шиллер, И.Гете, Д.Байрон.)

13. Кого из композиторов любил Менделеев?

(Ответ. А.П.Бородина, М.И.Глинку, П.И.Чайковского, Л.Бетховена, Д.Верди.)

14. Назовите любимых художников Менделеева.

(Ответ. И.Н.Крамской, А.И.Куинджи, И.И.Шишкин, И.Е.Репин, Б.Микеланджело, С.Рафаэль.)

15. Любимый герой Менделеева, существовавший в действительности?

(Ответ. Петр I.)

16. Любимый напиток Менделеева.

(Ответ. Крепкий чай; чай выписывал из Китая и сам заваривал.)

17. Назовите девиз Менделеева.

(Ответ. «Один человек – нуль, вместе – только люди».)

18. Что названо именем Менделеева помимо учебных заведений, минерала, химического элемента?

(Ответ. Действующий вулкан на Курильских островах, г. Менделеевск в Татарии, подводный хребет в Северном Ледовитом океане.)

19. Кто автор скульптурного портрета Менделеева?

(Ответ. И.Я.Гинцбург.)

20. Иностранным членом каких академий был избран Менделеев?

(Ответ. Чешской академии науки, литературы и искусства, Краковской академии наук, Национальной академии наук США, Королевской академии Швеции.)

21. Что говорил Менделеев о «черном золоте»?

(Ответ. «Без светоча науки и с нефтью будут потемки».)

22. Вспомните любимый афоризм ученого.

(Ответ. «Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями».)

23. Кто открыл предсказанные Менделеевым элементы – переходные между резко выраженными неметаллами и металлами?

(Ответ. Английский химик У.Рамзай с коллегами открыл в 1895 г. газ гелий, в 1898 г. – неон, затем аргон, криптон, ксенон и радон, нашедшие свое место в VIII группе периодической таблицы.)

24. Назовите элементы, существование которых предсказал Менделеев.

(Ответ. Галий, скандий, германий, полоний, астат, технеций.)

25. Расскажите о появлении первого наброска периодической таблицы химических элементов.

(Ответ. 17 февраля 1869 г., собираясь в дорогу, Менделеев сделал первый набросок таблицы на обороте письма, в котором его просили приехать на одно из промышленных предприятий.)

26. Что представляли собой «менделеевские среды»? Кто бывал на них?

(Ответ. В эти дни Менделеев принимал в своей квартире друзей. Здесь бывали А.П.Бородин, Н.Н.Зинин, И.Н.Крамской, И.Е.Репин, А.И.Куинджи, Н.А.Ярошенко. Читали отрывки из произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, исполняли музыкальные сочинения А.П.Бородина, М.И.Глинки, П.И.Чайковского.)

27. Почему на портрете работы Репина изображен Менделеев в мантии? С каким событием в жизни ученого это связано?

(Ответ. Менделеев изображен в мантии почетного доктора прав Эдинбургского университета. В 1884 г. он ездил в Англию для участия в юбилейном торжестве.)

28. В каком году и где были проведены первые Менделеевские чтения? Кто первым выступил на этих чтениях?

(Ответ. В 1936 г. в Академии наук СССР выступил французский ученый Ф.Жолио-Кюри.)

29. В каком году Менделеев стал первым директором Главной палаты мер и весов (ныне ВНИИ метрологии им. Д.И.Менделеева)?

(Ответ. 1893 г.)

30. Какое общество основал Менделеев?

(Ответ. Русское химическое общество, ныне – Российское химическое общество (РХО) им. Д.И.Менделеева.)

31. Какая медаль утверждена в России в честь Менделеева? Сколько томов составляет полное собрание сочинений Менделеева?

(Ответ. Золотая медаль, 25 томов.)

Приложение №2

Варианты демонстрационных опытов

  1. «Вулканчик».

Бихромат аммония всыпается в керамическую ёмкость, которая помещается в искусственную декорацию «вулкана». Эту декорацию можно смастерить из пластелина , имитируя «жерло» вулкана. В порошок погружается зажженная спичка и происходит «извержение» вулкана.

СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ, (пожарная безопасность).

2) Буран в стакане. Техника безопасности: опыт проводить под тягой!

Описание.

В химический стакан емкостью 500 мл насыпаем 5 г бензойной кислоты и уложим

веточку сосны. Стакан закрываем фарфоровой чашкой с холодной водой и

нагреваем над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом превращается в

пар (испаряется), и стакан заполняется «снегом», который покрывает веточку

белыми хлопьями.

Примечание.

Эксперимент можно связать с полученными знаниями учащихся о химической

связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...

Величие подвига Советского народа в Великой отечественной войне.В память о Сталинградском сражении.

Презентация в помощь к подготовке и проведению классного часа к годовщине Сталинградской битвы....

Конспект урока по ИЗО в 6 классе по теме "Величие подвига советского народа"

Данный урок построен на материале важного события Великой Отечественной - Сталинградской битвы. В этом году (2014) мы отмечаем 70 летие этой знаменательной даты. В основе практической работы лежит гра...

Урок-презентация "Поэты и писатели русского зарубежья"

Формирование у учащихся интереса к своей истории, представлений о сложности историко-литературного процесса начала ХХ века,  о значимости  культурного наследия русского зарубежья....

Величие подвига советского народа в поэзии военных лет.

Занятие по учебной дисциплине "Литература" подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК («Краснодарский архитектурно-строительного техникум»), преподаватель высшей категори...

Конспект урока + презентация к уроку по русскому языку для 6 класса "Закрепление. Правописание гласных в корнях с чередованием."

Урок - квест по закреплению большой темы. На уроке учащиеся смогут продемонстрировать знания по изученной теме; самостоятельно выполнят данные задания; смогут работать в команде для достижения цели и ...

Николай Алексеевич Некрасов. Поэма «Русские женщины». Подвиг и величие духа русских женщин.

Созданию условий для понимания образа главной героини поэмы, её поступка; определению нравственных понятий: «подвиг», «величие духа», духовные возможности человека; развитию ан...