Николай Алексеевич Некрасов. Поэма «Русские женщины». Подвиг и величие духа русских женщин.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Макеева Людмила Викторовна

Созданию условий для понимания образа главной героини поэмы, её поступка; определению нравственных понятий: «подвиг», «величие духа», духовные возможности человека; развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний поможет данный конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov._russkie_zhenshchiny.docx32.59 КБ
Файл nekrasov_russkie_zhenshchiny.pptx2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. Николай Алексеевич Некрасов. Поэма «Русские женщины». Подвиг и величие духа русских женщин.

Цель: создать условия для понимания образа главной героини поэмы, её поступка; определить нравственные понятия «подвиг», «величие духа», духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний. 

Задачи урока: 

- разобраться, кто из героев урока «совершил» подвиг? В чём их подвиг и величие духа?

- узнать факты из биографии Н.А. Некрасова, «подтолкнувшие» обратиться к теме декабристов и их жён, что такое исторический контекст, каковы особенности исторической поэмы;

- продолжить обучение работы с поэтическим текстом;

- понять особенности музы Н.А.Некрасова и его художественного стиля.

Инструментарий учителя: презентация, рабочий лист ученика, компьютер, проектор, экран.

Структура урока (этапы)

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

Организация, мотивация обучающихся на освоение нового. Актуализация знаний

Предлагает прочитать тему урока и ответить на вопрос: какие слова непонятны? Начинает работу по определению понятий «подвиг», «величие духа»

- Подумайте, что такое подвиг?

  1. Сумасшедший, безумный поступок.
  2. Желание  прославиться.
  3. Героический, самоотверженный поступок, совершаемый по высоким мотивам, лишенным эгоистических устремлений. 

- Подумайте, что такое величие духа?

          1. Наличие выдающихся свойств, внушающих преклонение, уважение.

          2. Представление о себе как о выдающемся, значительном лице.

          3. Возвышенное состояние души.

- «В жизни всегда есть место подвигам», - М. Горький. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, кто из этих людей, героев нашего урока совершил подвиг? В чём их подвиг?

Нам предстоит узнать интересные факты из биографии Н.А. Некрасова, что такое исторический контекст, каковы особенности исторической поэмы.

Мы будем продолжать учиться  работать с поэтическим текстом.

 Сможем понять особенности музы Н.А. Некрасова и его художественного стиля.

Учащиеся называют и записывают определение понятий «подвиг», «величие духа»

Учащиеся мотивированы на освоение
темы.

Открытие новых знаний

  1. «В истории русской поэзии нет судьбы более сложной, чем судьба Некрасова… Некрасов начинает находить свою поэтическую индивидуальность с половины 40-х годов, с развитием демократического движения в общественной жизни и литературе», - Зинаида Гиппиус.  
  2. Основной причиной обращения Некрасова к истории было стремление в прошлом найти ответы на вопросы, поставленные настоящим. Завет декабристов, а также подвиг их жен, разделивших участь политических изгнанников и поддержавших их веру в правоту начатого ими дела, были близки самоотверженным революционерам и революционеркам 1860-1870-х гг. Поэт ставит перед собой задачу создать исторически правдивые образы декабристов и их жён и в то же время акцентировать в них качества, продолжающие жить во втором поколении революционеров.
  3. «Что за титаны, что за гиганты и что за поэтические, что за сочувственные личности», -
    А.И.Герцен
  4.  «Повешенные повешены,

но каторга 120 друзей, братьев,

товарищей ужасна», - А.С.Пушкин.

  1. «Жёны сосланных в каторжную работу лишались  всех гражданских прав, бросали богатство, общественное положение и ехали  на целую жизнь неволи в страшный климат  Восточной Сибири, под страшнейший гнёт тамошней полиции…» - А.И. Герцен.
  2. На Руси это издавна чтимо,
    Что, наверное, в нашей крови:
    Чтобы женщина шла за мужчиной
    В испытаньях, в скитаньях, в любви
     (Татьяна Кузовлева)


Включаются в работу с публичными выступлениями по вопросам:

  1. Н.А. Некрасов и Россия второй половины XIX века.
  2. Работа Н.А. Некрасова над поэмой «Русские женщины»
  3. Историческая основа поэмы. Восстание декабристов.
  4. А.С.Пушкин и декабристы.
  5. Жёны декабристов.
  6. История семьи Трубецких.

Определена тема публичного высказывания. Закреплено умение выбора материала на заданную тему.

Планирование и осуществление деятельности, направленной на решение задач

Предлагает работу по анализу и выявлению художественных особенностей поэмы «Русские женщины»

- “...Опять бесконечная дорога, та страшная, которую народ прозвал проторённой цепями, и по ней под холодной лунной, в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина, от роскоши и неги в холод и проклятие”, - так о поэме Н.А.Некрасова, которую мы будем рассматривать сегодня, писал поэт начала 20 века К. Бальмонт в своей статье “Горные вершины” (1904г.).

Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Н.А. Некрасов.

- Определение жанра. Что такое поэма? Особенности исторической поэмы.

План анализа художественного текста

  • смысл заглавия;
  • тема и идеи произведения;
  • особенности композиции, сюжета;
  • система персонажей, их характеристика;
  • авторская позиция (отношение к изображаемому);
  • художественные приемы.

  1. Смысл заглавия поэмы «Русские женщины»

       В характерах жён декабристов проявились главные    качества русского женского национального      характера - самопожертвование, достоинство, терпение.

       Княгиня Трубецкая у Некрасова - обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Поэт наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

      Поэма – гимн благородным духовным порывам, мужеству, стойкости, верности, всепобеждающей силе любви.

  1. Тема и идеи поэмы.

Тема: личность княгини Е.И. Трубецкой.

Идеи: - Восхищение подвигом жен декабристов;

- Критическая оценка дворянского общества и царя эпохи 20-х годов 19 века;

- Главные достоинства русского национального женского характера – несгибаемое мужество в выполнении своего долга, преданность семье, любовь к мужу.

  1. Композиция и сюжет I книги поэмы «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая»

- I часть  - описание пути до Иркутска с чётким обозначением времени, что позволяет обратить внимание на тяжесть и продолжительность дороги. За время путешествия Княгиня вспомнила детство, влюблённость и замужество, восстание, закончившееся арестом мужа, прощание с любимым отцом.

- II ч. - разговор в лицах

 Губернатора Иркутска с Княгиней (9 дней); кульминация: победа Княгини и решение Генерала отправить Княгиню в Нерчинск.

Развязка сюжета -  открытый финал.

Поскольку части примерно одинаковы по объему, можно говорить об их сопоставлении, то есть антитезе.

  1. Система персонажей, их характеристика.

Два главных персонажа: Княгиня и Генерал;

Три внесюжетных персонажа: заботливый отец, любимый муж героини и царь Николай I. 

Характеристика княгини по отрывку из I части:

любящая дочь, бесстрашная, верная, любящая жена,

очень настойчивый и целеустремлённый человек,

понимающий трагизм своего положения. 

Роль драматургического варианта изображения

разговора Губернатора и Княгини: сцена позволяет

полнее раскрыть характеры и чувства, представить

спор живых людей.

- Анализ сцены спора, аргументы персонажей. 

- Характеристика персонажей.

Княгиня:

Умна, критически оценивает

 современное ей дворянское

общество и царя; у нее

сильная воля; смогла

преодолеть сопротивление

Генерала.

Генерал:

Уважительный,

 почтительный к людям

более высокого положения в

           обществе. Честно выполняет

 долг по службе. Умен.

 Видит тяжесть жизни

 арестантов, местного

 населения. Человечен.

Осмелился не выполнить

 предписание о возвращении

Княгини в Санкт-Петербург.

- Система персонажей, их характеристика. 

Сцена диалога Генерала и Княгини построена на антитезе, но в конце разговора персонажи объединены неподчинением царю, сочувствием к государственным преступникам – декабристам, сознанием правоты своего поступка.

Вывод: сюжетные и внесюжетные персонажи

оказываются к концу поэмы в одном лагере;

они все противопоставлены царю, его политике,

 его бесчеловечности.

  1. Авторская позиция в поэме.

Отношение автора к Генералу.

 Начало II части: “как палка, прям, кресты, мундир, подскочил отворить дверцы кареты” (службист). Но успех по службе достался тяжело: седой; высокий; как мощи, сух.

 Конец: “из-под руки на ус седой скатилася слеза”; командует запрягать лошадей, чтобы в 3 дня преодолеть оставшиеся 800 вёрст. Мы видим человека, энергия которого направлена на помощь ближнему.

 Изменение отношения автора к Генералу:

“почтенный генерал” – нейтрально; “упрямый старичок”- презрительно; “старик”- сердится; “генерал”, “старый генерал”- уважает. Отношение автора к Княгине.

            Имя героини - в заглавии I части

поэмы, указание подзаголовка –

1826 г. – поэт восхищается

поступком этой женщины,

она первая добилась

разрешения поехать к мужу

 в Сибирь.

  1. Художественные приемы:

- внутренний монолог;

 - диалог;

 - детали портрета;

 - антитеза;

- фиксация времени в пути;

- описание природы.

Работают над анализом и выявлением художественных особенностей поэмы «Русские женщины» по плану:

  • смысл заглавия;
  • тема и идеи произведения;
  • особенности композиции, сюжета;
  • система персонажей, их характеристика;
  • авторская позиция (отношение к изображаемому);
  • художественные приемы.

  Все наблюдения и выводы записывают в Рабочий лист обучающегося.

Проведен анализ над художественным текстом. Выявлены художественные особенности поэмы «Русские женщины»

Все наблюдения и выводы записаны в Рабочий лист обучающегося.

Продолжает работу с учениками по определению особенности музы Н.А.Некрасова и его художественного стиля.

Муза - 1. Каждая из девяти богинь, покровительниц искусств и наук (в древнегреческой мифологии). 2. перен. Источник поэтического вдохновения, обычно олицетворяемый в образе женщины.

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: "Гляди!

Сестра твоя родная!"

(Н.А. Некрасов)

- Муза – вдохновение, покровительница поэта. Некрасов дал ей клятву быть верным народу, «воспламенять» бойцов для битвы. «Иди к униженным, иди к обиженным – там нужен ты», – обращается поэт к смелым и честным людям, думающим о судьбах страны и народа.

Ученики приходят к выводу, что Муза (источник поэтического вдохновения, обычно олицетворяемая в образе женщины) Некрасова – борьба за права простого народа посредством слова.

Определено понятие «некрасовская Муза»

Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
(Н.А. Некрасов)

История  - это не только то, что было когда – то… История  - это то, что мы будем помнить всегда.

Не только Некрасова воодушевила и тронула тема ПОДВИГА русских женщин. К этой теме обращались и обращаются поэты, писатели, режиссёры. Зураб Церетели в 2008 году создал скульптурную композицию «Жены декабристов.  Врата судьбы»

      Через 100 с небольшим лет В.Я. Мотыль в 1975 году снял фильм по мотивам этих событий «Звезда пленительного счастья».

Константин Фролов написал стихи, положил на музыку, и тема подвига жён декабристов зазвучала по-новому.

Клип «Жёнам декабристов»

Рефлексия деятельности и итог занятия.

Проводит рефлексию.

Домашнее задание.

Сочинение на тему: «Подвиг и величие духа русских женщин в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины»

Оценивают свою работу на уроке.

Воспринимают задание, задают вопросы
по аспектам, которые остались непонятны.

Проведена рефлексия.

Дано домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Алексеевич Некрасов . Поэма «Русские Женщины» Подвиг и величие духа русских женщин.

Слайд 2

«В истории русской поэзии нет судьбы более сложной, чем судьба Некрасова… Некрасов начинает находить свою поэтическую индивидуальность с половины 40-х годов, с развитием демократического движения в общественной жизни и литературе», - Зинаида Гиппиус.

Слайд 3

Н.А. Некрасов «Русские Женщины»

Слайд 4

К следствию и суду были привлечены 579 человек: - пятерых приговорили к смертной казни; - сто двадцать были отправлены в Сибирь; - офицеры разжалованы в солдаты; - солдат прогнали сквозь строй и отправили на Кавказ.

Слайд 5

«Жёны сосланных в каторжную работу лишались всех гражданских прав, бросали богатство, общественное положение и ехали на целую жизнь неволи в страшный климат Восточной Сибири, под страшнейший гнёт тамошней полиции…» А.И. Герцен.

Слайд 6

Пленительные образы! Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали. Их имена забыться не должны. Н.А. Некрасов.

Слайд 7

« C лава и краса вашего пола! Слава страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности, таких чудных, идеальных жён! Вы стали поистине образцом мужества, твёрдости, при всей юности , нежности, слабости пола. Да будут незабвенны имена ваши!» А.П. Беляев. Зураб Церетели «Жены декабристов. Врата судьбы» Подвиг во имя любви, чести и долга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Величие духа русского солдата. По рассказу Е.Носова "Красное вино победы".

Урок литературы в 11 классе по теме "лейтенантская проза" - вся правда о Великой Отечественной войне...

Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...

«Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»

Пленительные образы! Едва ли в истории какой-нибудь страныВы что-нибудь прекраснее встречали.Их имена забыться не должны.Высок и свят их подвиг незабвенный. Н.А. НекрасовОткрыв первую страни...

"Величие духа русских женщин". Презентация.

Данная презентация подготовлена для урока литературы в 7 классах "Величие духа оусских женщин". Презентация содержит богатый иллюстративный материал и необходимую информацию для знакомства обучающихся...

Величие духа русских женщин (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)

Величие духа русских женщин(по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)...

Николай Алексеевич Некрасов - великий русский поэт

Николай Алексеевич Некрасов - жизнь и творчество...

Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.7 класс

Урок проведен в Историческом парке "Россия - моя история" г. Тюмени....