Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»
план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме

Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, оценивать поступки героев произведения, создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в процессе работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_poeme_russkie_zhenshchiny.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

Тема урока: Величие духа русских женщин (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины».

Цель урока: Анализ поэмы, знакомство с историческим материалом, положенным в основу поэмы.

Задачи урока: 1. Продолжить изучение жизни и творчества Н.А. Некрасова, познакомить учащихся с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов.

2. Прививать навыки “игрового” выразительного чтения эпизодов поэмы.

3. Развивать умение размышлять на заданную тему, оценивать поступки героев произведения (создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе в классе).

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

Кто служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата-человека,-

Только тот себя переживет…

Поэзия Н.А. Некрасова служила “великим целям века”. В этом источник ее бессмертия, ее неувядающей силы. Вот почему нам, людям другого века, она близка своей верой в Родину и человека, светлым жизнелюбием и мужеством, влюбленностью в русскую природу. Вот почему при каждой встрече мы заново открываем для себя Некрасова, и стихи его будят в нас высокие и добрые помыслы, помогают познать мир и самих себя, делают нас щедрее и отзывчивее на все прекрасное. “Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь…” Вся любовь и все помыслы поэта принадлежат России, русскому народу, крестьянству, забитому, втоптанному в грязь, но духовно не сломленному.

  1. Беседа с учащимися:

- Какова  основная тема его творчества? (Тяжёлая жизнь русского народа)

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть её должна.

Не верьте, юноши! не стареет она.

- Какие произведения поэта вам знакомы? («Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Железная дорога»)

- Почему обыкновенная крестьянка вызывает восхищение поэта? (Трудолюбие, долготерпение, умение любить, способность не растеряться и действовать в сложной ситуации.) 

- Почему именно женщина – главная героиня произведений Некрасова? Можно ли это объяснить обстоятельствами его жизни в Грешнево?

 – Какие  картины  детства  запомнились  Н. А. Некрасову  на  всю жизнь? (Обширный сад в имении Грешнево, Волга; Владимирка (Владимирский тракт, дорога, по которой шли в кандалах арестанты в Сибирь на каторгу); ловля птиц, грибы, крепкая дружба с крестьянскими детьми, «безумные забавы» жестокого отца).

- Чем запомнилась маменька? (… и любезная маменька, любившая своих детей и защищавшая их от отца – деспота-крепостника.) «Всю ты жизнь прожила нелюбимая, Всю ты жизнь прожила для других».

От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!         («Рыцарь на час»)

 - Кем была русская женщина для Некрасова? (Некрасовская героиня — человек, не сломленный испытаниями, сумевший выстоять. Недаром даже Муза Некрасова — «родная сестра» крестьянки). 

Сейчас мы приступаем к изучению поэмы, которая так и называется — «Русские женщины». Открыв первую страницу, мы читаем название главы: «Княгиня Трубецкая». Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие.

- В чём же тогда смысл замены? (Сам Некрасов объяснил это так: “Самоотвержение, выказанное ими, остаётся навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине”).

Вспомним, что нам известно о восстании декабристов и об их жёнах.

 - Что вы знаете о декабристах? (Это участники восстания против власти царя. Это богатые люди, офицеры, участники тайных организаций).

Дополню, что это были красивые молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и статской службы. У них, казалось, было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что еще нужно для счастливого будущего?

- И все-таки, что же их побудило выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Почему объединились они в тайные общества вольнодумцев?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить обстановку в России после Отечественной войны 1812 года? - Как встретила страна своих солдат победителей?

II. Выступление учащихся. (Ученик, изучивший эту тему, подготовил сообщение, изложить материал ему помогут другие ученики)

Ученик: Есть такие даты в календаре, которые знает и должен знать каждый русский человек. Это день декабристского восстания на Сенатской площади – 14декабря 1825года. Декабристы. Лучшие люди России, дворяне, офицеры, богатые и знатные. Что заставило их выйти на Сенатскую площадь? Против чего они протестовали?      

 Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Ученик: Страна была опустошена, города и села разрушены и сожжены, посевы уничтожены. Бывшие солдаты и ополченцы возвращались в родные села и города. Солдаты, освобождая Европу, видели, насколько свободнее там живет простой народ, там прошли буржуазные революции, народ получил свободу слова, печати, выступлений. Населению были предоставлены Конституции, не было крепостной зависимости.  Возвратившись на Родину, русские солдаты и офицеры ожидали, что в России начнутся какие-то изменения, произойдет облегчение участи крестьян. Но этого не произошло.

Ученик: Мне хотелось бы добавить еще данные из дневников заговорщиков. Матвей Муравьев-Апостол писал: «Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже саму жизнь, ради любви к Отечеству было нашим побуждением». Таким образом, постепенно в эти годы складывалась общность людей, ставящих благо России выше личного блага, понимавших, что без коренных перемен, без свержения самодержавия и уничтожения крепостничества невозможно двигаться вперед.

Ученик: В 1821-22 годах возникли два тайных общества «Северное» в Петербурге и «Южное» на Украине. Общества понимали, что выступать им нужно совместно, поэтому выбрали время для военного переворота –лето 1826 года, но события развернулись иначе. Внезапно умер после недолгой болезни император Александр I в Таганроге 19 ноября 1825 г. Будущие декабристы решили воспользоваться создавшимся положением и выступить в день принятия присяги Николаю Романову. Местом выступления была избрана Сенатская площадь в Петербурге. «Диктатором» восстания накануне был назначен С.П. Трубецкой.  

 Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Ученик: Утром 14 декабря Россия впервые видела революцию. И хотя восстание закончилось трагически, люди, вышедшие на Сенатскую площадь, навсегда останутся в памяти России. Участников восстаний арестовывали в полках и в родительских усадьбах, хватали на пути в Петербург или Москву, при попытках перейти границу.

Ученик: Для расследования декабрьских событий высочайшим повелением была создана Следственная комиссия. Всего было арестовано 579 человек, виновными признали 289.  Обстановка допросов была тяжелой. Царь Николай лично вел следствие и суд над декабристами, при этом с одними он разговаривал сочувственно-доброжелательно, с другими оскорбленно строго.

Декабристов судили как уголовных преступников. Николай I сам давал распоряжения: «Присылаемого Рылеева посадить в Алексеевский равелин, без всякого сообщения с другими, дать ему бумагу и что будет писать приносить мне ежедневно.

Бестужева по присылке, равно и Оболенского велеть заковать в ручные железа и посадить под строжайший арест.

Якушкина заковать в ножные и ручные железа, поступать с ним строго и не иначе содержать, как злодея»

Ученик: Через полгода участь декабристов была решена

Пятерых самых опасных преступников - П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина, П.Г. Каховского приговорили к четвертованию. Николай I указом от 10 июля 1826 года смягчил приговор почти всем разрядам. Пятерым четвертование заменили на повешение.

На разные сроки каторги осудили около 111 обвиняемых; 9 офицеров были разжалованы в рядовые.

Будущих каторжан выстроили во дворе крепости, лишили дворянства и чинов, сожгли в кострах сорванные с них мундиры, эполеты и ордена, сломали над их головами шпаги.

Учитель: Давайте оценим содержание сообщения.

Учитель:  В июле 1926 года осужденных начали небольшими группами отправлять в Сибирь навстречу неизвестности, навстречу каторжной судьбе. Там, за горами и реками лягут они в сырую землю, там, за туманом расстояний и времен растают их лица, развеется память о них. Таков был умысел царя. В те дни царем было запрещено любое упоминание о декабристах, а Россия плакала о них, ведь почти каждый родовитый дворянский дом потерял или сына, или мужа, племянника. И как же был неприятно удивлён царь, когда получил прошения женщин - жён декабристов о позволении для них отправиться за своими мужьями в Сибирь. Под маской либерального царя скрывался мстительный и жестокий человек: было сделано всё возможное и невозможное, чтобы остановить женщин, желавших разделить, облегчить участь своих мужей, отправленных в на каторгу: запреты, угрозы, законы о лишении их всех прав состояния. Но женщин, удивительных русских женщин было не остановить никакими преградами. О подвиге этих удивительно хрупких и удивительно сильных душою и верных женщин создал своё произведение Н.А.Некрасов. Одиннадцать женщин, последовавших добровольно в Сибирь, разрушили умысел царя. Заключенным была запрещена переписка. Эту обязанность взяли на себя жены декабристов. Через письма, которые они писали своим родным, а также близким других каторжан, об узниках помнили, им сопереживали, старались облегчить их участь.

     

Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся.  А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...”  Наверное, в этом и есть величие их подвига, что они просто поехали за мужьями. Последуем и мы за этими женщинами.

III. Работа с текстом.

- Кто является главной героиней первой части? С кем прощается княгиня Трубецкая?  Как провожает ее отец? Что говорит ему на прощанье героиня поэмы? Что узнаём мы о ней и её жизни до печальных событий?

- Поэт каждую часть текста даёт в сравнении, что сравнивается, как он этого достигает? (сны и явь, балы, поездки за границу и явь, родной дом и тюрьма)

“Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?  

- Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных?

Перечитайте строфы I–III и найдите главные слова, которые нам это объяснят.

Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:

Далёк мой путь, тяжёл мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись — я дочь твоя!..

На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:

Приняв обет в душе моей

                                             Исполнить до конца

 Мой долг, — я слёз не принесу

 В проклятую тюрьму —

 Я гордость, гордость в нём спасу,

 Я силы дам ему!

Гордость и долг — вот два понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает.

- А кто стремится им помешать? (Царь и губернатор, выполняющий его волю).

- Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена? (Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини? (Читаем диалог в лицах.)

- Что является центральным эпизодом этой части поэмы?  (Встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором)

- Почему губернатор так не хотел, чтобы княгиня ехала дальше? (Он получил строжайший приказ царя любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вслед за мужем).

Инсценировка диалога “Трубецкая у губернатора”.

- Как вы оцениваете поступки героев диалога?            

Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее. Вспомним, какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить княгиню вернуться, и проследим, как она отвергает их один за другим. Обязательно обратим внимание на то, что считает важным губернатор, а что — княгиня. (Прочитать вслух, отметить цитаты.)

Доводы губернатора

1. Отъезд убил отца.

2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.

3. Соблазны столичной жизни.

4. Уязвлённая гордость.

5. Отречение от прав.

6. Дорога вместе с каторжниками.

Здесь — там. Как называется этот художественный приём? (Антитеза, противопоставление.)

- Что свидетельствует о том, что решение Трубецкой – не временный порыв, а результат твердого, осмысленного убеждения в своей правоте?

- Что заставило губернатора уступить княгине?

В ответе княгини тоже есть противопоставление, только смысл его другой. Если губернатор сравнивает жизнь там и здесь, то княгиня — людей.

- Какие из этих доводов губернатор считает наиболее важными? Самое важное (козырная карта) приберегается на конец.

-  Являются ли эти доводы важными для княгини? Именно они и не вызывают у неё колебаний. Почему? (Её система ценностей совсем другая).

- Что еще толкало женщин в дорогу?

Любовь — чувство, которое наверняка было очень важным для решения отправиться в добровольное изгнание. Пример тому — Александрина Муравьёва. Некрасов хотел её сделать главной героиней поэмы, но успел написать всего две главы. И всё-таки поэт подчёркивает, что есть чувство выше и чище любви мужчины к женщине и женщины к мужчине:

        О, если б он меня забыл

        Для женщины другой,

        В моей душе достало б сил

        Не быть его рабой!

        Но знаю: к родине любовь

        Соперница моя,

        И если б нужно было, вновь

        Ему простила б я!..

М.Н. Волконская, очень мало знавшая мужа до ссылки, говорит о том, что “лучшая сердца любовь” пришла к ней именно тогда, когда он был уже в тюрьме. Вот что пишет М.Н. Волконская в своих воспоминаниях: “Кто кладёт голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество, хотя, может быть, и преждевременно затеял дело своё”.

- Можно ли победить таких женщин? Кто же оказался сильнее: губернатор, за которым стоит царь, или слабые женщины? Найдите слова, которые помогут нам ответить на этот вопрос.

Я делал всё, что мог...

Не испугались вы!

Старый генерал прослезился, осознав величие этих женщин.

IV. Сообщение ученика о второй части поэмы и чтение отрывков:

1.        о семье, об отце

2.        о Пушкине

3.        чтение стиха

4.        Встреча с Трубецкой

5.  Свидание с мужем.  

V. Заключение, подведение итогов.

- Какие качества обозначил в героинях поэмы автор?

- Сумел ли Некрасов выразить глубину чувств женщин, силу их мужества? Какими средствами?

- Какова роль женщин в судьбе декабристов?

- Почему значение этой поэмы велико? В чём оно?

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделила участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями? Ее примеру последовали многие, некоторые ехали даже не за мужьями, а за женихами.

- Первоначально поэма называлась “Декабристки”. Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька: Анненкова (урожденная Гебль), Трубецкая (Лаваль), Ивашева (Ле-Дантю) и Юшневская. Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав все-таки поэму “Русские женщины”? Аргументируйте свой ответ. Это и будет домашнее задание на следующий рок.