Урок с применением ИКТ "Подвиг любви и верности в поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины".
план-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему

Синякова Людмила Александровна

Урок посвящен подвигу жён декабристов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методический материал по литературе на тему:

Подвиг любви и верности в  поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».

Синякова Л.А. – учитель русского языка и литературы МБОУ «Шемуршинская СОШ» Чувашская Республика

Содержание  урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: русская литература.

Тип урока: урок-размышление.

Тема: Подвиг любви и верности в  поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».

Продолжительность: 1 урок – 45 минут.        

Класс: 7

Технологии: компьютер, мультимедийный проектор.

Аннотация.

Перед школой информационного века стоит задача развития  познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились.

Сегодня учитель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу педагога, помогают совершенствовать и развивать своё мастерство.

При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, менее декларативные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать, и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.

Применение передовых технологий в своей работе  я считаю необходимым.

Урок «Подвиг любви и верности» предполагает более углубленное изучение поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины».

На данном уроке сочетаются различные методы и приёмы проведения занятий:  просмотр кинофрагментов и презентаций, лекция, беседа, практическая работа (анализ текста),  элементы семинара (выступления учеников с результатами исследовательской работы).

Цель такой формы урока – развитие навыков самостоятельной аналитической работы и публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации.

Цель применения ИКТ на уроке:

  • усиление воспитательной функции урока;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции.
  • повышение уровня умений работать с информацией различных источников;
  • формирование информационной культуры.

В ходе урока достигнуты следующие цели:

  • обучающие – раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге   жён декабристов во имя любви;
  • показать истоки и глубину  подвига женщин, ставших героинями поэмы Н.А.Некрасова;
  • выработать умение работать с публицистической литературой;
  • развивающая – развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимание к слову,  обогащение речи.
  • воспитывающая – способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, способных судить о прекрасном в жизни и в искусстве, давать ему правильную оценку.

Методика  данного урока позволила проявить всем учащимся  познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Учащиеся отвечали на вопросы, делали верные выводы, делились полученной информацией и впечатлениями. 

При подготовке  урока  я опиралась на метод исследования, в основе которого лежит педагогика сотрудничества. Целью обучения  в сотрудничестве должно явиться осознание каждым учеником  личного участия и ответственности за успех совместной работы.

Я думаю, что на данном уроке эта цель была достигнута.

Использование ИКТ  на уроке ориентировало учеников на результативность и успех.  

Блиц-опрос учащихся после урока:

- Вам понравился урок?

Угарина Елена: «Мне очень понравился этот урок. Было очень интересно, захотелось посмотреть фильм до конца и узнать о дальнейшей судьбе этих прекрасных женщин. Вообще я хочу подготовить проект по этой теме к следующей научно-практической конференции. Думаю, что может получиться очень хорошая работа».

Симурзина Елена: «Меня переполняют чувства! Спасибо Людмиле Александровне! Она на своих уроках заставляет нас  плакать, и смеяться. А с этого урока вообще не хотелось уходить».

Угарин Николай: «На уроках Людмилы Алексадровны мы узнаём очень много и не только по литературе, но даже по истории. Мне всегда интересно. Как только она успевает подготовиться!

Андреева Оксана:  «Урок был очень хороший. Мы всегда с удовольствием готовимся к урокам литературы, потому что знаем, что будет очень интересно».

Андреева Наташа: «На меня этот урок произвёл очень сильное впечатление. Могу сказать только одно: «Здорово!»

Конспект урока

Тема: Подвиг любви и верности  в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».

Эпиграф: Пока смерть не разлучит нас…

Цели:

  • обучающая – раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге   жён декабристов во имя любви;
  • показать истоки и глубину  подвига женщин, ставших героинями поэмы Н.А.Некрасова;
  • выработать умение работать с публицистической литературой;
  • развивающая – развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимание к слову, выделение главного, обогащение  речи.
  • воспитывающая – способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, способных судить о прекрасном в жизни и в искусстве, давать ему правильную оценку.

Оборудование и материалы:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, портрет Н.А.Некрасова, иллюстрационный материал, учебник литературы  В.Я Коровиной для 7 класса, кинофрагменты фильма Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», презентации.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Садитесь! Внимание на экран».

Приложение 1.

Демонстрируется кинофрагмент «Начало».

2.Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня у нас необычное начало урока и сам урок тоже необычен. Это урок памяти о людях, совершивших подвиг любви бескорыстной. Вглядитесь в прекрасные, мужественные лица и запомните  имена  людей,   память о подвиге которых хранят благодарные потомки  почти два тысячелетия.

Приложение 2.

Демонстрируется презентация «Декабристы».

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Подвиг любви и верности». Мы только что изучили поэму Н.А.Некрасова «Русские женщины». Это необычная поэма и посвящена она необычным людям.

-Кому посвящена поэма?

Эпиграф нашего урока «Пока смерть не разлучит нас…» Я думаю, что позднее вы объясните, почему выбран именно этот эпиграф.

3.Стадия вызова интереса:

Учитель читает отрывок  из поэмы  французского поэта Альфреда де Виньи «Ванда»:

Неправда, что всегда в работе и в сраженье,
Льет пот и кровь рекой один простой народ.
Что стойкость, мужество и самоотверженье
Несвойственны тому, кто в роскоши живет.
Чем жизнь прекраснее, тем горше с ней расстаться,
Тем большим подвигом должно это считаться.
Святая жертвенность, ты - духа высший взлет!

Приложение3.

Демонстрируется презентация «Восстание».

Учитель на фоне презентации:
Декабристы... Почти все они были очень молоды.

Однако, охваченные патриотизмом и любовью к Родине, твердой поступью вышли они 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь с протестом против крепостничества и произвола самодержавия. По приказу Николая I восстание было подавлено.

Более 600 человек арестовано. Николай I лично участвовал в допросах. Суд над декабристами происходил при закрытых дверях. В Петропавловской крепости были повешены пятеро осужденных декабристов: Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Петр Каховский и Михаил Бестужев-Рюмин.

Более ста декабристов были сосланы на вечное поселение в Сибирь. Екатерина Ивановна Трубецкая первой отправилась вслед за мужем. Она была дочерью знатного француза И.С. Лаваля. Мать Екатерины Ивановны владела большим медеплавильным заводом, золотым прииском и несколькими имениями. Сергей Трубецкой и Екатерина познакомились в Париже.  Князь происходил из родовитой семьи. Во время войны 1812 года он прославил свое имя в боях при Бородино. Они обвенчались в Париже в маленькой церкви при русском посольстве и вскоре вернулись в Петербург. Начались четыре года счастья. Сергей Трубецкой отличался добрым, спокойным характером, "имел просвещенный ум", был всеми любим и уважаем. Екатерина Ивановна страстно его любила и была счастлива с ним. Поэтому после его ареста Екатерина Ивановна направляет Николаю I просьбу о разрешении разделить участь мужа.

Вслед за Трубецкой выехала в Сибирь на 20-тилетнее поселение и каторгу Мария Волконская, выросшая в богатстве и роскоши, блиставшая на балах.

Отец Марии Николаевны - отважный генерал, герой войны с Наполеоном. Мать была внучкой Ломоносова. От нее дочь унаследовала темные глаза и гордую стать. Она ехала день и ночь.

Волконская нашла мужа в Благодатском руднике и поселилась рядом с ним, вместе со

своей подругой, княгиней Екатериной Трубецкой, в маленькой избушке.

Два подвига и жизнь, и слёзы, и любовь… Подвиг гражданский – подвиг декабристов и подвиг любви бескорыстной – подвиг их жён.

Цель нашего урока – выяснить некрасовское восприятие этого подвига и сравнить его с нашей точкой зрения.

4. Стадия осмысления. Работа над текстом поэмы.

1) Беседа

-Что движет женщинами, которые отправились   за своими мужьями в добровольную ссылку?

-В чём видят женщины свой долг?

-Объясните, почему выбраны  эпиграфом к уроку слова «Пока смерть не разлучит нас…»?

-Какие трудности и препятствия подстерегают женщин? Подтвердите свои ответы текстом.

Ученики находят строки из поэмы, подтверждающие их ответы.

-Что ещё движет жёнами декабристов кроме чувства долга?  (Любовь, вера, надежда).

Две женщины стали героинями поэмы. Но в Сибирь отправились и другие.

2) Результаты исследовательской работы учеников.

Учитель: На дом вам было дано задание провести своеобразную исследовательскую работу. Вы должны были найти материал о жёнах декабристов, которые тоже последовали в Сибирь за своими мужьями.  

  Ученики выступают с докладами, подготовленными по результатам самостоятельной исследовательской работы.  Ими собран материал о Полине Гебль, Прасковье Анненковой, Александре Давыдовой, Александре Муравьёвой, Анне Розен и других жёнах декабристов.

Во время выступлений ученики читают наизусть отрывки из поэмы «Русские женщины», стихи, посвящённые декабристам.

3) Связь  с ранее изученным материалом.

- Строки какого произведения Некрасова  можно отнести и к жёнам декабристов?

«Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт» и «красавица миру на диво» («Мороз,  Красный нос»).

- Какое произведение о любви мы уже изучили с вами в этом году?

(«Повесть о Петре и Февронии Муромских).

-Какие произведения чувашских писателей о любви вы знаете?

(«Нарспи» К.Иванов»)

Учитель:

Совершить подвиг гражданский, подвиг на войне – это достойное дело. Но такой подвиг подразумевает хотя бы получение какой-то награды (медали, ордена). Подвиг любви всегда бескорыстен, потому что наградой может быть только ответное чувство.

Вывод:

Подвиг гражданский подразумевает самопожертвование, достоинство, честь, долг. Подвиг духовный – милосердие, сострадание, бескорыстие, верность. Это составляющие двух подвигов. А движущей силой  является любовь. В первом случае – любовь к Отечеству, во втором - к близкому человеку.

На доске своеобразная схема, составленная из слов:

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ                                 МИЛОСЕРДИЕ

ДОСТОИНСТВО                                                    СОСТРАДАНИЕ

ЧЕСТЬ                                        ЛЮБОВЬ            БЕСКОРЫСТИЕ

ДОЛГ                                                                          ВЕРНОСТЬ

6.Заключение:

Учитель:

-В каких строчках поэмы раскрывается представление Некрасова о духовном подвиге жён декабристов?

- Какие средства художественной выразительности использует Некрасов для создания поэтических образов?

(Ученики находят метафоры, эпитеты, сравнения).

-В каких строчках поэмы раскрывается представление Некрасова о духовном подвиге жён декабристов?

Пленительные образы

Едва ли в истории какой- нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Высок и свят их подвиг незабвенный.

Н.А. Некрасов.

-Вы согласны с точкой зрения автора поэмы?

Вывод:

Человек живет до тех пор, пока о нём помнят. Помним и мы о декабристах и их жёнах. Практически в каждом городе нашей страны есть улица Декабристов. Есть она и в городе Чебоксары. Символично то, что на этой улице расположена воинская часть, где несут службу современные защитники Отечества. Служил в этой части и мой сын Дмитрий.

Приложение 4.

Демонстрируется кинофрагмент «Заключение».

Учитель:

Завершая наш урок, давайте ещё раз вспомним имена всех одиннадцати жён декабристов, последовавших в Сибирь за мужьями.

Приложение5.

Демонстрируется презентация «Жёны».

7.Домашнее задание.

Написать сочинение на тему «Высок и свят их подвиг незабвенный. А вы смогли бы повторить его»?

Все материалы по данному уроку можно посмотреть на сайте:

http://www.sinyakova.21419s11.edusite.ru

Список использованных материалов:

Фильм Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья».

Песня Булата Окуджавы «Кавалергарды, век недолог».

Романс Настеньки из фильма «О бедном гусаре замолвите слово».

Портреты декабристов художника П.Ф.Соколова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...

«Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»

Пленительные образы! Едва ли в истории какой-нибудь страныВы что-нибудь прекраснее встречали.Их имена забыться не должны.Высок и свят их подвиг незабвенный. Н.А. НекрасовОткрыв первую страни...

Подвиг любви и долга (поэма Н.А.Некрасова "Русские женщины")

Подвиг любви и долга (поэма Н.А.Некрасова "Русские женщины")...

Урок литературы «Образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"

Цель урока:1.     Обучающая: прочитать и проанализировать поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины»; раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге во имя любви ...

Величие духа русских женщин (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)

Величие духа русских женщин(по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)...

Урок "Подвиг любви бескорыстной в поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"

Урок "Подвиг любви бескорыстной в поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"...