Главные вкладки

    «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»
    план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

    Пленительные образы!

     Едва ли в истории какой-нибудь страны

    Вы что-нибудь прекраснее встречали.

    Их имена забыться не должны.

    Высок и свят их подвиг незабвенный.

     Н.А. Некрасов

    Открыв первую страницу, мы читаем название главы: «Княгиня Трубецкая». Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие. В чём же тогда смысл замены? На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nekrasov.docx23.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема  «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»

    Ход урока:

    1. Организационный момент. Вступительное слово учителя
    2. Просмотр презентации «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова»  (приложение). Одновременное сообщение учащегося о Некрасове.
    3. Тема женщины — одна из главных тем творчества Н.А. Некрасова. Слово учителя. Просмотр презентации «Жены декабристов» (приложение).

    Чтение эпиграфа урока.

    Пленительные образы!

     Едва ли в истории какой-нибудь страны

    Вы что-нибудь прекраснее встречали.

    Их имена забыться не должны.

    Высок и свят их подвиг незабвенный.

     Н.А. Некрасов

    Открыв первую страницу, мы читаем название главы: «Княгиня Трубецкая». Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие. В чём же тогда смысл замены? На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока.

    Вспомним вместе с учениками, что им известно о восстании декабристов и об их жёнах.

     В свою поэму Некрасов включает шутку Ростопчина:

    В Европе сапожник, чтоб барином стать,

    Бунтует, — известное дело!

    У нас революцию сделала знать:

    В сапожники, что ль, захотела?

    Почему же у нас “революцию сделала знать”? Человек, который дорожит своей честью и достоинством, не может попирать честь и достоинство другого человека.

     Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся. Подвижничество во имя любви? Супружеский долг? Сострадание к ближнему? Чувство справедливости? О многом можно только догадываться. А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...”

     Наверное, в этом и есть величие их подвига, что они просто поехали за мужьями. Последуем и мы за этими женщинами, пройдём через те преграды, которые преодолели они.

    Открыв первую страницу, мы читаем название:»Княгиня Трубецкая». Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это точное заглавие. В чем же тогда смысл замены? На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока.

     Свой путь начинают они от порога родного дома.

     “Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?

     Увы! Надежды нет.

     Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных? Читаем строфы I–III и найдём главные слова, которые нам это объяснят.

     Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:

     Далёк мой путь, тяжёл мой путь,

             Страшна судьба моя,

    Но сталью я одела грудь...

             Гордись — я дочь твоя!..

     На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:

     Приняв обет в душе моей

            Исполнить до конца

    Мой долг, — я слёз не принесу

            В проклятую тюрьму —

    Я гордость, гордость в нём спасу,

            Я силы дам ему!

     Гордость и долг — вот два понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает. А кто стремится им помешать? Царь и губернатор, выполняющий его волю.

     Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена?

     Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини? (Читаем диалог.)

    Инсценировка (разыгрывается сцена: встреча с губернатором).

     Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее. Вспомним, какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить княгиню вернуться, и проследим, как она отвергает их один за другим. Обязательно обратим внимание на то, что считает важным губернатор, а что — княгиня. (Прочитать вслух, отметить цитаты, выпишем в тетради.)

     Доводы губернатора

    1. Отъезд убил отца.

    2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.

    3. Соблазны столичной жизни.

    Здесь — там. Как называется этот художественный приём? (Антитеза, противопоставление.)

    В ответе княгини тоже есть противопоставление, только смысл его другой. Если губернатор сравнивает жизнь там и здесь, то княгиня — людей.

    4. Уязвлённая гордость.

    5. Отречение от прав.

    6. Дорога вместе с каторжниками.

    — Какие из этих доводов губернатор считает наиболее важными? Самое важное (козырная карта) приберегается на конец. Являются ли эти доводы важными для княгини? Именно они и не вызывают у неё колебаний. Её система ценностей совсем другая. Княгиня наивно полагает, что губернатор, как друг её отца, ускорит встречу с мужем

                                          Так прикажите ж! Я прошу…

    -княгиня выдерживает напоминание о горе отца.

                                          Но долг другой…меня зовёт…

    -она морально готова к жизни на каторге.

                                         Ужасно будет , знаю я…

                                        Живут же люди в том краю,

                                       Привыкну я…

    -княгиня бесстрашна

                                       Пусть смерть мне суждена

                                       Мне нечего жалеть!...

    -тверда и мужественна

                                         Всем вашим пыткам не извлечь

                                        Слезы из глаз моих!

     -на разрыв с прежней жизнью решается осознанно , разделяя убеждения мужа.

                                           Там места нет , там друга нет

                                          Тому, кто раз прозрел!

     -высота гражданских чувств княгини Трубецкой.

                                         Но знаю : к родине любовь

                                        Соперница моя…

    -готовность к героическому поступку:

                                         Велите ж партию сбирать

                                        Иду , мне всё равно…

      - Как воспринимается финал этого поединка?

                                   (Нравственная победа беззащитной женщины .Характер её уже сложившийся,   мужественный и  сильный, несет силу и поддержку своему мужу.)

    Ученики делают выводы:

    -Не удалось иркутскому губернатору И.Б. Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину.

     Сцена «Трубецкая- губернатор» – вершинный эпизод поэмы. Не удалось губернатору запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей, эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину. Что ожидало её впереди?  

    Опрос-беседа:        

                        - Как вы думаете, можно ли назвать поездку жён декабристов в Сибирь подвигом?                     (Да, это был настоящий подвиг для них , привыкших жить в неге и беззаботности. Когда же наступил час испытания , эти женщины оказались сильными и стойкими,    потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу).

                      -Идейный смысл поэмы, созданной Н.А.Некрасовым, - подвиг  русских женщин во имя святого долга жен. Какие черты характера выступают на первый план? (Самопожертвование, достоинство, терпение.)

    Выводы учащихся. Конечно, княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

    Слово учителя. Закончив работу над поэмой “Княгиня Трубецкая “, Некрасов вскоре начал новую поэму - “Княгиня Волконская…”, которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах.

    Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся в Сибирь. Он написал только о двух из них — Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она, как и А.Г. Муравьёва, похоронена там. А вот М.Н. Волконская вернулась и даже написала воспоминания. Ими и воспользовался Некрасов для создания второй главы поэмы.

     Первая глава написана в форме диалога, а вторая имеет подзаголовок «Бабушкины записки». Совсем по-другому проводила Волконскую в далёкий путь её семья. Но даже проклятие отца не остановило княгиню. Почему? В её ответе мы найдём уже знакомое нам слово:

     Старик говорил: — Ты подумай о нас,

    Мы люди тебе не чужие:

    И мать, и отца, и дитя, наконец, —

    Ты всех безрассудно бросаешь,

    За что же? — “Я долг исполняю, отец!”

     М.Н. Волконская — дочь генерала Раевского, героя войны 1812 года. Любимица семьи, блиставшая в свете. Получила воспитание, характерное для того времени, которое никак не готовило женщину к трудностям жизни. В неё был влюблён сам А.С. Пушкин. Что же заставляет её всё бросить и ехать за мужем? Что же роднит этих княгинь с русскими крестьянками? (Три горькие доли имела судьба...)

     Они повенчались не с рабами, они шли под венец с офицерами, чья карьера казалась блестящей, перед которыми были раскрыты двери не только самых лучших домов Петербурга, но и дворца. И вдруг эти женщины оказались жёнами каторжников. Как они приняли свою тяжёлую долю? (С гордостью, с сознанием выполненного долга.)

     Пускай горька моя судьба —

           Я буду ей верна!

     Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями?

    Так о чем эта поэма “Русские женщины”?

    Выводы учащихся:

    О мужественном и благородном подвиге жен первых русских революционеров-декабристов, которые, невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку, в далекую Сибирь, в суровые необжитые места их заключения. Они отказались от богатства, удобства привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжелое положение ссыльных, на мучительные и тягостные условия жизни. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, решительность и смелость.

    Итоги урока. Давайте же теперь ответим на вопрос : «Почему Некрасов первоначально свою поэму назвал «Декабристки», а затем сменил заглавие?» В чём же тогда смысл замены?

         -Русской женщине, независимо от того, живёт ли она в крестьянской избе или в барской усадьбе, одета в холщовый сарафан или в бальное платье. Поэт видит в настоящей русской женщине такие качества, которые роднят княгиню с крестьянкой, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт”.

     Сам Некрасов объяснил это так: “Самоотвержение, выказанное ими, остаётся навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине”.

    Какие же качества, по мнению Некрасова, присущи русским женщинам?

    - Самопожертвование, достоинство, терпение.

    Оценки за урок.

    Домашнее задание «Соответствует ли современная русская женщина Некрасовскому идеалу?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

    Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...

    "Величие духа русских женщин". Презентация.

    Данная презентация подготовлена для урока литературы в 7 классах "Величие духа оусских женщин". Презентация содержит богатый иллюстративный материал и необходимую информацию для знакомства обучающихся...

    Величие духа русских женщин (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)

    Величие духа русских женщин(по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)...

    Презентация к уроку литературы в 7 классе по поэме А.Н. Некрасова "Русские женщины" "Княгиня Трубецкая"

    Презентация к уроку литературы в 7 классе по поэме А.Н. Некрасова "Русские женщины"....

    Историческая основа поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины». Княгиня Трубецкая.

    Краткое описание  Данный урок литературы позволяет познакомить обучающихся с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины», показать величие духа русской женщины при...

    Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.7 класс

    Урок проведен в Историческом парке "Россия - моя история" г. Тюмени....